Рейтинг
Порталус

Какого цвета паблик рилейшнз?

Дата публикации: 01 апреля 2008
Автор(ы): Крылов А. Н.
Публикатор: Consult
Рубрика: ЭКОНОМИКА МАРКЕТИНГ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1207072140


Крылов А. Н., (c)

Источник: Крылов А. Н. Основы коммуникационного менеджмента и паблик рилейшнз: Пособие для тренингов, самоконтроля, практических и семинарских занятий. М.: Издательство НИБ, 2007. С. 118-120

Не только в среде специалистов, но и в обыденной речи про паблик рилейшнз можно услышать о том, что PR бывает черный, серный и белый. Вопрос только в том, а бывает ли вообще цветной пиар?

На одной международной конференции по связям с общественностью российский докладчик, рассуждая об этике паблик рилейшнз, стал говорить о черном пиаре. Аббревиатура PR прижилась в русском языке как заимствованное слово «пиар», которое употребляться в мужском роде и склоняется согласно существующим правилам. Появился даже глагол «пиарить», не несущий непосредственного негативного содержания, но часто имеющий определенный негативный подтекст. Упоминание словосочетания «черный пиар» вызвало оживление и комментарии в среде российских участников. В ходе дискуссии прозвучал вопрос немецкого профессора, преподающей в Бремене журналистику: «Скажите, а о чем Вы говорите? Что такое черный пиар? Я об этом ничего не слышала…».

Такое понятие, как черный пиар было придумано не в России, но если бы его не существовало, то в 90-е года ХХ века наверняка было изобретено и внедрено в одной из стран Восточной Европы. Чтение научных и популярных статей отечественных авторов, многочисленные интервью специалистов по PR, выступления на PR-конференциях, относящихся ко второй половине 1990-х и началу нового столетия заставляют задуматься, идет ли вообще речь о паблик рилейшнз.

Идея паблик рилейшнз в том, чтобы сделать мир прозрачнее. Рассказывайте о себе людям, делитесь своими успехами и проблемами - и Вы станете ближе к обществу, к потребителю, к партнеру, к конкретному индивиду – так пишут классики PR. Неизвестное пугает. Это мы знаем из детского опыта, из первобытной истории, это мы подтверждаем многими жизненными ситуациями. Рассказать о себе, установить контакт, положительно настроить собеседника, партнера, клиента – уже часть успеха. Привнести эту социальную формулу в экономику – вот в чем была эвристическая идея паблик рилейшнз.

С середины 1990-х гг. не редко говориться о российской школе паблик рилейшнз. В тоже время признанных определений какой-либо французской или немецкой школы паблик рилейшнз специалистам неизвестно. В Западной Европе паблик рилейшнз рассматриваются как общественная практика и соответствующая ей научная теория. Особой национальной окраски в науке не существует, это касается и паблик рилейшнз. В России связям с общественностью более десятка лет, и уже своя школа. В чем идея российской PR-школы? Однозначного ответа не дают даже приверженцы существования этой школы. И все же, в некоторых отечественных публикациях приводится такое мнение: Западная школа пиар – это школа социологическая, а российская школа – школа психологическая. Что же понимается под психологической школой? Положение о том, что специалист по связям с общественностью должен знать психологию коммуникаций не вызывает сомнений. Проблема в том, что под психологией в данном контексте часто понимаются разного рода психологические трюки, коммуникационные уловки, научно смоделированная стратегия и тактика манипуляции. Однако, для этого случая грамотнее было бы употребить понятие «пропаганда», а не «паблик рилейшнз». Тот факт, что отдельные признанные в PR специалисты вместо того, чтобы сделать коммуникации прозрачнее изобретают варианты воздействия на человека, заставляя его поступать по заранее заданной схеме, вызывает справедливое негодование других коллег. Одной из особенностей так называемой «психологической школы» является цинизм. Манипулирование информацией не только разрабатывается, рассчитывается и применяется. Опытом того, как манипулировать общественным мнением или перехитрить партнеров, часто даже гордятся. Многочисленные подтверждения этому можно найти в книге «Русский пиар».

Допускаемые в подобных случаях ошибки должны быть негативно оценены в двух категориях: в категории моральной и категории профессиональной. С моральной стороной ясно – манипуляции безнравственны. Манипуляции (какими бы словами их не называли) ошибочны и с профессиональной точки зрения. Манипулятор исходит из того, что он умнее (или хитрее) других; он моделирует ситуацию так, чтобы ему поверили, чтобы ему последовали, несмотря на объективное положение дел или существующую реальность. Но многое ли можно достичь хитростью? Как правило, конкретному субъекту/объекту коммуникации хитрости и уловки становятся со временем понятны. Конкретные лица, конкретные предприятия, конкретные институты, рано или поздно потеряют доверие. Хуже всего, если доверие потеряет общество в целом. Когда связи с общественностью будут восприниматься лишь как инструмент манипулирования общественным мнениям, о провозглашаемой цели PR - гармонизации общественных отношений можно будет забыть. Достичь гармонизирующего эффекта станет сложнее, а это уже можно будет измерять и экономическими показателями.

Какого цвета бывает пиар? Белого, серого, черного? Наверное, правильнее всего было бы сказать, что пиар бывает только бесцветный. Для всего остального, что понимается под цветным пиаром, PR-сообщество должно будет принять новые определения. Вещи надо называть своими именами.


Источник: Крылов А. Н. Основы коммуникационного менеджмента и паблик рилейшнз: Пособие для тренингов, самоконтроля, практических и семинарских занятий. М.: Издательство НИБ, 2007. С. 118-120

Опубликовано на Порталусе 01 апреля 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): белый, серый, черный пиар, этика связей с общественностью, паблик рилейшез, частный пиар, манипуляции, реклама, общественное мнение, русский пиар, честный, иностранный пир



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама