Рейтинг
Порталус

МАЛЬТУСОВСКАЯ ТЕОРИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

Дата публикации: 13 декабря 2008
Автор(ы): П.Самуэльсон.
Публикатор: maxim7
Рубрика: ЭКОНОМИКА - Зарубежные экономисты →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1229162021


П.Самуэльсон., (c)





Закон убывающей доходности имеет важное и интересное применение в области народонаселения. В самом конце XVIII в. Томас Роберт Мальтус, молодой английский священник, имел обыкновение оспаривать те суждения по вопросу о совершенстве, которые его отец высказывал за завтраком, утверждая, что род человеческий живет все лучше и лучше. В конце концов Мальтус младший настолько увлекся, что написал на эту тему книгу. Его знаменитый «Опыт о законе народонаселения», изданный в 1798 г., сразу же получил широкое распространение. Эта книга выдержала несколько изданий и в течение столетия оказывала влияние на умы людей во всем мире (включая Чарльза Дарвина, толкователя знаменитой доктрины о биологической эволюции). Выводы Мальтуса, непосредственно опирающиеся на закон убывающей доходности, и поныне не утратили своего значения.

Бенджамин Франклин установил, что население американских колоний, где ресурсы были неограниченны, удваивалось примерно каждые 25 лет. Мальтус первый обратил внимание на это явление и, исходя из него, постулировал универсальную тенденцию роста населения в геометрической прогрессии, если этот рост не сдерживается ограниченными ресурсами продовольствия. Теперь каждый знает, как быстро возрастает геометрическая прогрессия; если население растет, как ряд чисел 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024...,то на земле через некоторое время не останется места, где можно было бы стоять.

Все это не произвело никакого впечатления на представителей школы совершенствования, таких, как Мальтус старший и Уильям Гудвин. Здесь-то Мальтус младший и спустил с привязи дьявола — закон убывающей доходности.

Поскольку население все время удваивается, то это равносильно тому, как если бы величина земного шара уменьшалась наполовину, пока наконец не сократилась бы до таких размеров, что продовольствия и средств существования стало бы меньше, чем необходимо для поддержания жизни. В силу действия закона убывающей доходности возникает тенденция отставания роста продовольственных ресурсов от роста населения, увеличивающегося в геометрической прогрессии.

Заметьте, Мальтус не утверждал, что население будет расти в такой пропорции. Такова лишь тенденция, если она ничем не сдерживается. Мальтус, считая это важным аргументом в цепи своих доказательств, подчеркивал, что во всех странах во все времена имелись препятствия, сдерживающие рост населения. В первом издании своей книги он обращал внимание на значение позитивных факторов, влияющих на увеличение смертности: эпидемия, голод и война.

Позднее он отступился от своей мрачной доктрины, дав человечеству надежду на превентивные препятствия для роста населения, которые воздействуют на рождаемость. Хотя движение за контроль над рождаемостью часто называют неомальтузианством, сам Мальтус — священник начала XIX в. — защищал лишь моральное ограничение, заключающееся в продиктованной благоразумием отсрочке ранних браков до тех пор, пока семья не сможет сама себя содержать. Он проповедовал точку зрения, что борьба за существование — это иллюстрация мудрости создателя, и нам нетрудно представить себе Мальтуса, обсуждавшего за дружеским завтраком со своей дочерью вопрос, почему убывающая доходность не позволяет бедным людям стать изнеженными и ленивыми и как велика польза «целомудренного обета безбрачия».

Это важное применение закона убывающей доходности показывает нам, какие серьезные последствия может иметь теория. Идеи Мальтуса получили широкое распространение. Его книга использовалась для обоснования сурового пересмотра английских законов о бродяжничестве, и в результате нищета стала рассматриваться как следствие лености, а безработица — как такое состояние, которое нужно сделать наиболее тяжким. Тред-юнионы, по мнению Мальтуса, неспособны улучшить благосостояние рабочих, поскольку любое увеличение заработной платы может послужить лишь поводом к размножению еще до наступления такого времени, когда средств к существованию окажется достаточно для всех.

Если деньга вложены из расчета 6 сложных процентов, то их сумма удваивается каждые 12 лет. Подсчитано, что если бы 24 долл., полученные индейцами за остров Манхэттен, были вложены под сложные проценты, то к нынешнему дню они составили бы сумму, равную по меньшей мере стоимости всего недвижимого имущества, находящегося на этом острове. При 6% испанское золото, награбленное сэром Фрэнсисом Дрейком, сравнялось бы сегодня по сумме со всем богатством Великобритании.

Несмотря на то что позднейшие издания его книги опирались на статистические данные, составленные по материалам многих стран, ныне признано, что доктрина Мальтуса чрезмерно упрощает проблему. В своей аргументации по вопросу об убывающей доходности он совершенно не учитывал чуда, связанного с промышленной революцией. Между тем в следующем столетии технологические нововведения быстро сдвинули кривые производственных возможностей вовне графика и сделали возможным достижение более высокого уровня жизни для большего числа людей, хотя в то же время достижения медицины продлевали человеческую жизнь и уменьшали препятствия росту населения. Не мог он предвосхитить и того, что после 1870 г. в большинстве стран Запада, включая Соединенные Штаты, численность семьи, измеряемая фактическим количеством детей, упала гораздо ниже семейной плодовитости или биологической способности к размножению.

Тем не менее зачатки истины, содержащиеся в доктрине Мальтуса,все еще сохраняют значение для понимания динамики народонаселения в Индии, Китае и других частях земного шара, где баланс численности населения и продовольствия является весьма важным фактором.

Табл. 2-3 показывает, как сильно выросло население земного шара. Этот рост стал возможным главным образом благодаря уменьшению смертности, что в свою очередь явилось результатом достижений в области медицины, а также повышения жизненного уровня вследствие промышленной революции. Младенец, родившийся на Западе в наши дни, вероятнее всего, проживет свыше 70 лет, тогда как, если бы он родился в 1800 г., он прожил бы всего 18 лет; жизненный уровень стал теперь значительно выше, чем в любом из предшествующих столетий. Более того, как видно из табл. 2-3, численность населения тех частей земного шара, где ограниченность продовольственных ресурсов сдерживает рост населения, относительно уменьшается. Но будет ли оставаться на привязи мальтусовский дьявол перенаселения? Только в Индии, где одним из плодов современной науки явилось увеличение средней продолжительности жизни, население за 20 лет — с 1939 по 1959 г. — возросло почти на 90 млн. человек, что равно населению Франции и Англии, взятых вместе!

Но что бы произошло, если бы современная медицина избавляла людей от болезней только для того, чтобы они были обречены на голод? В главе 35 мы применим все имеющиеся в нашем распоряжении средства экономического анализа, чтобы коснуться проблем роста в странах, лишенных привилегий.



Опубликовано на Порталусе 13 декабря 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама