Рейтинг
Порталус

Проблемное поле реализации двухуровневой подготовки: теоретико-методологический аспект

Дата публикации: 29 января 2009
Автор(ы): Гаязова Э.Б.
Публикатор: star
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1233257448


Гаязова Э.Б., (c)

Проблемное поле реализации практики двухуровневой подготовки становится все более актуальным, так как со времени нормативного внедрения двухуровневой подготовки становится сложно определить уровень практического введения системы бакалавриата и магистратуры. Проблемность ситуации заключается в сложности понимания, реализации и адаптации отдельных элементов двухуровневой подготовки.
На этапе конструирования любого явления, процесса (в том числе и образования) важную роль играет согласованный и принятый всем обществом образ действий. Это и есть, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, хабитуализация (опривычивание) всех сфер, относящихся к высшему образованию. Именно традиция обучения специалистов, наличие стереотипов мышления в академической среде позволяет судить о комплексе проблем реализации двухуровневой системы подготовки.
Анализ проблемного поля реализации двухуровневой системы является эффективным инструментом адаптации новой системы высшего профессионального образования в вузах России. Поэтому с научной точки зрения становится актуальным анализ высшего профессионального образования с позиции неоинституционализма, развивающегося в рамках ситуационного подхода, который дает возможность не просто определить феномен образования как институт, но и проанализировать отношения института с макроокружением – внешней средой. Такие отношения (сделки) рассматривает трансакционный подход Р. Коуза , выявляющий факторы правового, социально-экономического и иного характера на стадии реализации двухуровневой системы образования в России, влияющие на поведение и взаимодействие между участниками образования. Такой подход к анализу проблемы дает нам возможность провести диагностику не самого изменяющегося под давлением перехода к двухуровневой системе института образования, а рассмотреть трансакции (сделки ) между потребителями (школьники-абитуриенты, их родители (семьи); студенты; работодатели; государственный сектор) и производителями (административно-управленческий аппарат вузов; профессорско-преподавательский состав; государственный сектор) образовательных услуг.
Средства массовой информации являются единственным сектором, влияющим на рациональный выбор потребителей и производителей образования в условиях системы «бакалавриат – магистратура», выступают индикатором происходящих перемен, а также, изменений в понимании и отношении различных акторов к тем или иным процессам. Так, нормативное присоединение России к Болонскому процессу стало основой для развития дискуссий в СМИ, выражавших полярные мнения управленческого аппарата, преподавательского состава вузов касательно утилитарности/терминальности будущих изменений. Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы внедрения системы образования, основанной на двухуровневой подготовке, углубило конфликт между государственным сектором и вузами, что проявлялось в СМИ как на лакмусовой бумаге. Следующим шагом, на наш взгляд, стало нормативное закрепление единой даты для полного перехода на многоуровневую систему в РФ. Сегодня полемика в СМИ стала приобретать «практикоориентиванный» характер – нормативное закрепление механизмов и даты перехода на двухуровневую систему автоматически снял вопрос о ненужности двухуровневой подготовки, вопрос стоит в том, каким образом адаптировать, снизить конфликтность и повысить качество образования.
Неоинституциональный подход позволяет рассматривать СМИ с точки зрения анализа причин «неправильных» трансакций – в этом русле нами используется теория информационной асимметрии Дж. Акерлофа и А. Алчиана , определивших неравномерное распространение информации, следствием чего являются конфликты и нерациональность трансакций. Д.Норт – один из деятелей неоинституционализма – отмечает, что мы легко принимаем решения, поскольку наше взаимодействие с окружающим миром институционализировано таким образом, чтобы снизить неопределенность. Но как только мы переходим от выбора, касающегося личных и устойчиво повторяющихся вопросов, к выбору, выходящему за рамки личного опыта и относящегося к неповторяющемуся взаимодействию с миром, неопределенность результатов возрастает . К примеру, наиболее используемыми типами средств массовой информации выступают периодические издания, телевидение и сеть Internet. Именно в подобных СМИ мы можем обнаружить информацию о новой системе подготовки. Рассмотрев проблему информационной асимметрии в процессе введения двухуровневой системы образования, мы выделили основные группы потребителей и производителей образования, для каждой из которых соответствует особый тип охвата информацией о содержании, понимании двухуровневой системы. Можно условно ранжировать данные группы по охвату информацией:
1. Вузы.
2. Государственный сектор.
3. Студенты.
4. Абитуриенты / школьники.
5. Работодатели.
6. Родители абитуриентов / студентов.
Абитуриенты, работодатели и родители оказываются в пределах противоречивого информационного пространства, что, на наш взгляд, выступает основной проблемой в поле реализации двухуровневой подготовки. Анализируя вопросы трансакций, притязаний и потребностей общества и государства с точки зрения неоинституционализма, теории информационной асимметрии, можно определить проблему: как соотносятся и реализуются потребности государства и общества в лице основных потребителей и производителей образовательных услуг в процессе трансформации высшего образования и перехода на двухуровневую систему подготовки.

Опубликовано на Порталусе 29 января 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): неоинституционализм, теория информационной асимметрии, переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама