Рейтинг
Порталус

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ И МАРКЕТИНГА В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В МИРЕ

Дата публикации: 25 июня 2010
Автор(ы): Шафа Алиев, к.э.н.
Публикатор: shafaaliyev
Рубрика: ЭКОНОМИКА МАРКЕТИНГ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1277461747


Шафа Алиев, к.э.н., (c)

Сайт автора: http://www.ekonbib.azeriblog.com/

С развитием мирового сообщества постоянно трансформировались все без исключения элементы цивилизации, в том числе различные сферы науки. В развитии науки во второй половине XX века особый интерес вызывал более продвинутый и практичный вид науки- маркетинг. Маркетинг – одна из эффективных систем управления рыночными отношениями, предприятиями и прочими структурными подразделениями, в основном продвижением товаров во всех пространствах мировой и хозяйственной системы.
Стоит отметить, что маркетинг получил свое широкое распространение в период усиления конкурентной среды в капиталистическом обществе, особенно в 50-60-х годах прошлого века в США, развитых странах Европы и Японии, Южной Кореи и прочих. В этих странах крупнейшие производители высокотехнологической продукции, преимущественно промышленные структуры, активно стали применять маркетинговые исследования в рекламных делах, усилении конкурентоспособности, качественных показателях и в дифференциации выпускаемой продукции. Еще перед началом производства какой-либо продукции приходилось провести огромные маркетинговые работы, чтобы жизненный цикл товара был долгим и этот товар мог бы успешно продвигаться в жесточайших конкурентных средах мировых рынков. Уже в начале 70-х и к концу 80-х годов XX века только в США в результате активизации маркетинговых концепций число крупных предприятий достигло более 400, и в странах Западной Европы подобных предприятий маркетинговой ориентации было более 200. В целом, основные функции и цель маркетинга являются следующие:
-в зависимости от спроса определение оптимального варианта продукта, который мог бы успешно продвигаться в конкурентной среде;
-изучение потенциального и самого оптимального рынка по продвижению товара с учетом его продолжительного жизненного цикла, интенсификации сбыта и уровня рентабельности;
-осуществление мероприятий системной разработки организационно-технических особенностей товарных рынков, конкурентной среды, участников рынка и других факторов;
-реализация функций изучения спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей и прочие [1].
Следует отметить, что сочетание инновационных элементов маркетинговых решений в последние 15-20 лет в мировых пространствах стали более предпочтительными и в основе научно-исследовательских разработок инновационной ориентации стали учитываться маркетинговые характеристики рынка, конкурентный статус фирмы в разработке, производстве, управлении, конкурентные позиции фирмы и предполагаемые действия основных конкурентов, социально-экономические и другие важные факторы в стране – происхождение товаров. По оценкам экспертов, с применением инновационных маркетинговых функций достигают успеха до 70% случаев, и эти процессы позволяют снизить риск ошибочных решений в условиях конкурентной среды [2].
Стоит отметить, что в современных условиях в деятельности преуспевающих крупных компаний мира особое значение отводится инновационному маркетингу, который, в целом, способствует эффективной коммерциализации инноваций, обеспечивает синхронность проведения процессов наблюдения, оценки, моделирования, прогнозирования, контроля и координации инновационной деятельности.
В условиях глобализации и конкурентной среды мирохозяйственной системы торговые, инвестиционные потоки создают обширное экономическое пространство, и требуется применение новых технологий, разработок, включающих комплекс технологий инновационного маркетинга, таких как Интернет - технологий, технологий брендинга и технологий защиты интеллектуальной собственности, которые должны позволить предприятиям более успешно конкурировать в современных условиях [3].
Как известно, в связи с распадом СССР, бывшие республики, в том числе Азербайджанская Республика, стали стремиться к ускоренному развитию своих национальных экономик, и с этой целью необходимо было сформировать свою национальную модель экономического развития в условиях конкурентной среды. Ведь получив независимость, этим странам понадобилось освоить многочисленные элементы рыночных отношений и разработать свой собственный иммунитет в условиях глобализации, тем самым создать устойчивые сектора экономики и повысить конкурентоспособность всей экономики страны.
Исследования показывают, что Азербайджанская Республика богата природными ресурсами и имеет мощные потенциалы в добывающих отраслях (особенно в нефти и газа), ненефтяннных секторах, в том числе в конкурентоспособных промышленных секторах. В стране имеются огромные запасы минеральных ресурсов и сырьевых запасов. Азербайджан больше всего славился нефтью и топливно-энергетическими запасами, которые интенсивно добываются свыше 100 лет. После приобретения независимости началась реализация национальной нефтяной стратегии (с 1994 года), которая оказала мощный импульс к развитию ускоренной модели экономического развития страны, особенно к развитию его промышленных секторов [4]. За последние 10 лет добыча нефти в Азербайджане возросла почти в 5,0 раза. Стоит отметить, что разведанные запасы углеводородов в стране составляют 4 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте. За последние 5 лет экономика страны возросла в 2,6 раза и бюджетные расходы более чем в 10,0 раза. В стране успешно решаются социально-экономические проблемы, резко снизился уровень бедности и безработицы благодаря созданным 766 тысячам рабочих мест. Азербайджан является инициатором и активным финансовым донором всех крупных региональных проектов в области энергетики и транспорта. Экономика страны укрепляется стремительно, и проводится индустриализация реальных секторов экономики (особенно промышленности) с применением самого высокотехнологичного оборудования и элементов инновационной экономики [5]. Несмотря на финансовый кризис в мире, по прогнозам Международного Валютного Фонда (МВФ) рост ВВП Азербайджана в 2009 году ожидается на уровне 2,5 %, а по прогнозам самого правительства Азербайджана на 2009 год, рост ВВП составит 10%, эти прогнозы совпадают с прогнозами Всемирного Банка – 10,4%.
Стоит отметить, что в Азербайджане инновационное развитие набирает обороты, создается материально-техническая база инновационной деятельности и соответствующие структуры. Годовой доход от инновационной деятельности стал быстро расти, и только в области Информационных и Коммуникационных Технологий (ИКТ) он в 2008 году составил – 1,2 млрд.долл.США. В перспективе, в 2011-2012 годах, планируется функционирование 2 новых телекоммуникационных спутников, на базе которых будут организованы современные услуги в сфере телерадиовещания, Интернет провайдеров, передачи данных, международной телекоммуникации и других важных услуг. В целом, за следующие 10 лет прогнозируется сравнение дохода ИКТ Азербайджана с его нефтегазовой прибылью с помощью применения инновационных элементов и инновационного маркетинга [6].
Следует подчеркнуть, что в Азербайджане имеются большие потенциальные возможности развития промышленных секторов страны и, в целом, ненефтяных секторов экономики, тем самым планируется обеспечить оптимальную диверсификацию экономики страны. Однако, в современных условиях топливно-энергетические и сырьевые отрасли Азербайджана считаются более конкурентоспособными, чем сектора перерабатывающей промышленности. Основная причина неконкурентоспособности перерабатывающих отраслей, преимущественно состоящих из промышленных секторов, является их отсталость и задержка в модернизации. Так, в этих отраслях во многом отсутствует применение современных технологий, инноваций и инновационных маркетинговых концепций. В промышленных отраслях (нефтехимия, черная металлургия, нефтегазовое машиностроение, приборостроение и т.д.) отсутствуют действенные элементы инновации, формирование современных структур менеджмента и инновационного маркетинговых подразделений.
В условиях финансового кризиса в мире и глобальной конкурентной среды, Азербайджану необходимо ускорить создание конкурентоспособной промышленной продукции экспортной ориентации и высокой рентабельности, которые могли бы ускорить диверсификацию всей экономики страны, обеспечить ее конкурентоспособность в числе стран мира и снизить зависимость экономики страны от нефтяного фактора. С этой целью одним из приоритетных направлений по развитию экономики страны рассматривается усиление роли инноваций и маркетинга в развитии промышленности страны в условиях глобальной конкуренции.
Следует подчеркнуть, что инновационная деятельность в Азербайджане, как было отмечено, только стала набирать обороты, то есть эти процессы на начальной стадии и, естественно, инновационное развитие маркетинга в Азербайджане тоже пока находится в зародыше, другими словами, возможно говорить о его отдельных элементах.
Если рассмотреть инновационное и маркетинговое сочетание в едином комплексе, то по итогам проводимых исследований можно предположить, что в случае активизации применения инновационного маркетинга в отдельных промышленных секторах страны, могла бы быть стимулирована всеобщая активность местных и региональных субъектов промышленности, повыситься конкурентоспособность отдельных крупных предприятий и отраслей экономики, и интенсифицировались бы процессы участия азербайджанских брендов на мировых товарных рынках, в международных пространствах и прочих. В случае успешного применения инновационного маркетинга в разных секторах промышленности Азербайджана, прогнозируется ускоренное и устойчивое развитие этих отраслей с выработкой необходимого защитного иммунитета в условиях финансового кризиса в мире и глобальной конкурентной среды. Дело в том, что в Азербайджане благодаря богатым природным ресурсам и развитию индустриализации не только добывается нефть и газ, но и в то же время развита нефтехимическая и химическая промышленность, тяжелая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, электротехника, легкая и пищевая промышленность, строительная промышленность, транспортная инфраструктура, и имеются другие важные факторы для успешного развития приоритетных отраслей промышленности, тем самым, стало возможным добиться усиления роли ненефтяного сектора в экономике страны и обеспечение его конкурентоспособности в условиях глобальной конкуренции.
Однако, к большому сожалению, в настоящее время недостаточно используются потенциалы промышленных секторов страны. Например, при наличии мощных инфраструктурных возможностей в химическом комплексе, эксплуатация производственных установок минимальная, и в данный момент используются лишь 20-25% их перерабатывающих мощностей. В химических предприятиях и предприятиях черной металлургии не обеспечено обновление основных фондов и модернизация производственных мощностей, малоэффективно эксплуатируется, и нерационально используются существующие мощности предприятий нефтегазового и нефтехимического машиностроения. В целом, и другие отрасли промышленности нуждаются полностью в обновлении и реконструкции. Кроме того, во всех секторах промышленности страны необходимо совершенствование структуры управления с применением инновационного маркетинга, который способствовал бы ускорению выработки фундаментальных маркетинговых концепций по устойчивому развитию этих отраслей в современных условиях.
Следует отметить, что маркетинг в Азербайджане – дисциплина молодая, а инновационный маркетинг только начинает применятся. Благодаря умелой организации маркетинговых концепций ряд компаний Азербайджана стали интегрироваться в товарные рынки мира своими брендами [7]. В стране существуют определенная сеть маркетинговых организаций, в научно-учебных заведениях осуществляется обучение маркетинга как важнейшей дисциплины и функционирует Азербайджанское Общество Маркетологов [8]. Кроме того, в Азербайджане действует Центр научных инноваций и зарегистрировано около 340 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [9]. В Центре научных инноваций проводятся анализы технологий и инновационного потенциала, изучается требования к инновационным технологиям, организуются экспертизы и ряд других мероприятий по усилению инновационных маркетинговых процессов в разных секторах экономики страны, преимущественно в промышленных секторах. В целом, формируется национальная инновационная система, структура управлениями инновационными процессами и инновационными маркетинговыми концепциями [10]. Кроме того, в Азербайджане планируется уже в этом году издания журнала «Наука и инновации», где одним из основных приоритетных направлений будет изучение инновационных процессов, в том числе инновационных маркетинговых концепций [11].
Следует отметить постепенное признание отдельных элементов инновационного маркетинга азербайджанских брендов и азербайджанских предприятий со стороны международных экспертов. Так, по мнению авторов 5 бестселлеров по маркетингу Игоря Манна (Россия), клиентоориентированность – в крови у азербайджанцев. По его мнению, маркетинг – это привлечение и удержание клиента, безусловно, маркетинг и клиентоориентированность где-то пересекаются, и все, что происходит в Азербайджане, невооруженным взглядом видно, становится лучше [12]. А по мнению Директора голландской компании ETCN Якко Столкера, маркетинг – наука новая и стремительно развивающаяся. В Азербайджане, как и других странах бывшего СССР, под маркетингом обычно понимают торговлю, куплю – продажу. Высоко оценивая Азербайджанское общество маркетологов, в то же время стоит отметить, что общий уровень образованности основной массы бизнесменов нуждаются в совершенствовании. Ведь в Европе аккумулируются интеллектуальные сферы деятельности и Азербайджан должен найти свою нишу в этом глобальном распределении [8].
Исследование показывают, что в связи с усилением конкурентной среды, информационных технологий и новых экономических инструментов, возрастает необходимость фундаментального изучения инновационных процессов и проблем совершенствования маркетинговых технологий, методологии и инструментария маркетинг, перспективных концепции и развития теорий маркетинга, проблем маркетингового мышления и технологий подготовки маркетологов, важных аспектов маркетингового обеспечения предпринимательских решений с инновационной ориентаций и прочих. В целом, если в проводимых экономических реформах в Азербайджане будут учтены эти факторы, безусловно, у страны имеются предпочтительные перспективы успешно развивать инновационный маркетинг с целью повышения конкурентоспособности экономики страны, в том числе промышленных секторов и устойчивой акклиматизации в глобальной конкурентной среде в условиях экономического спада и финансового кризиса в мире.

Литература:
1. Маркетинг. Электронный ресурс : URL : //http.marketing.onset.ru/
2. Электронный ресурс : URL : //http//www.artkmv.ru
3. Секерин В.Д. Научные интересы: маркетинговая деятельность в области инновационных процессов. Электронный ресурс: URL://http.www.economyclub.info
4. Ш.Т.Алиев. Влияние финансового кризиса мира на экономические процессы Азербайджанской Республики, «Финансы и кредит», № 8 (344)-февраль-2009, г.Москва, 2009 ,c.78-82.
5. Материалы Министерства Экономического Развития Азербайджанской Республики . Электронный ресурс : URL : //http//www.economy.gov.az
6. Ш.Т.Алиев. Важность ускорения перехода к инновационным технологиям и инновационной экономике в Азербайджанской Республике в контексте мирового опыта. Материалы ХIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности», 18-22 мая 2009 года, г.Алушта, Крым, Украина, с. 74-77.
7. Электронный ресурс : URL : //http//www.capital-ru.trend.az
8. Электронный ресурс : URL : //http//www.newsazerbaijan.ru/economic
9. Электронный ресурс : URL : //http//www.innovbusiness.ru
10. Электронный ресурс : URL : //http//www.azerizv.az
11. Электронный ресурс : URL : //http//www.sng.allmedia.ru
12. Электронный ресурс : URL : //http//www.ceo.az
Международный научный журнал «Механизм регулирования экономики». № 3 (2) 2009. Сумский Государственный Университет (Украина), с. 262 - 267.
Содержание: http://www.sumdu.edu.ua/ua/general/structure/branch/library/inflist/date/se_2010_02.rtf

Опубликовано на Порталусе 25 июня 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): промышленность, конкурентная среда, маркетинг



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама