Рейтинг
Порталус

ВАЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СТРАНАХ СНГ

Дата публикации: 25 июня 2010
Автор(ы): Шафа Алиев, к.э.н.
Публикатор: shafaaliyev
Рубрика: ЭКОНОМИКА МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1277461985


Шафа Алиев, к.э.н., (c)

Сайт автора: http://www.ekonbib.azeriblog.com/

Как известно, в условиях глобализации и экономических трансформаций возрастает роль эффективного управления экономическими и интеграционными процессами. Для успешного вхождения в мирохозяйственную систему необходимо умело регулировать приоритетные направления экономических процессов и реформ, правильно определить стратегию и тактику менеджмента в отдельных экономических процессах, особенно в период применения новых экономических инструментов (в том числе, особых или свободных экономических зон), функций инновации и т.д.
Следует отметить, что, оценивая уровень, нынешнего финансового и банковского кризиса, ведущие эксперты из разных стран мира отмечали, что мир находится на пороге одного из наиболее худших экономических кризисов, который окажет влияние практически на все пространство мирохозяйственной системы и повлечет за собой существенный спад экономики во многих странах мира. Исходя из этих соображений, необходимо обратить внимание на правильность проводимых экономических политик стран с переходной экономикой и обеспечить необходимую корректировку в них. Естественно, при этом особое значение имеет определение стратегических направлений развития реальных секторов экономики и укрепление валютно-банковской системы, создание благоприятного климата для долгосрочных инвестиций и совершенствование структуры внешнеторгового оборота с обеспечением его диверсификации, реализации потенциала доминантных преимуществ страны, включение всех звеньев национальной экономики в международное разделение труда и мирохозяйственные связи.
Более того, поскольку большая часть стран мира с переходной экономикой, в том числе страны СНГ, относительно недавно открыли свои границы и стали участниками интеграционных процессов в мирохозяйственную систему с проведением реформирование своих экономик, естественно, подверглись воздействию факторов глобализации и элементов конкурентоспособности больше, чем другие стран мира. Ведь нельзя забыть, что в настоящее время, более 20 процентов мировой экономики приходится на долю транснациональных компаний и усиливается уровень технологических процессов с применением инновационных элементов.
Следует отметить, что после распада СССР, страны СНГ принимали усилия для применения эффективных экономических инструментов, одним из которых являются особые экономические зоны (ОЭЗ), с целью решения задачи усиления проводимых экономических реформ, усиления внешнеторговой деятельности хозяйственных субъектов и предпринимательства, решения социально-экономических проблем отдельных регионов и секторов экономики, внедрения современных функций менеджмента и элементов инновационной экономики.
В Российской Федерации еще в существовании СССР предпринимались меры по организации свободных зон, особенно в приграничных портах и предполагалось за счет этих зон усилить внешнеторговый оборот, ускорить рыночные отношения и решение инфраструктурных и социально-экономических проблем этих регионов. С этой целью в 1990 году создана свободная экономическая зона (СЭЗ) «Находка» и в ней применили ряд налоговых и таможенных льгот. Наряду с этим, уже в 1991-1992 годах в России организовали 11 СЭЗ и эти зоны в отдельных случаях охватили даже целые регионы. Однако, с ограничением налоговых и таможенных льгот в 1993 году, интерес к созданию СЭЗ снизился, и инвесторы постепенно стали уходить с этих зон. Эта ситуация объясняется следующим:
-отсутствием единой концепции правительства страны по свободным экономическим зонам;
-слабое изучение мировой практики по организации и созданию подобных зон;
-нетерпеливое отношение федеральных контролирующих органов к так называемым налоговым и таможенным «пещерам» и их желание покончить этим сразу навсегда и прочие.
По мнению академика Е.Ф.Авдокушина, в случае глубокого изучения мирового опыта, его применения в процессах создания и функционирования свободных зон, механизм свободных экономических зон мог бы быть успешно превращен в основную часть стратегии национального развития страны [1]. Кроме того, ряд экспертов отмечают, что свободные экономические зоны в России при использовании их государством как механизма селективной либерализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозаменяющее производство, представлять собой «ловушки» для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования [2] .
Следует добавить, что в период бурных дискуссий о целесообразности всех видов создания подобных зон в России, в целом в пространстве всего бывшего СССР, выработалось схoжее мнение, что создание свободных (специальных) зон должно быть активно использовано для решения не только внешнеэкономических, но и, прежде всего, общехозяйственных задач стран (регионов), способствовать насыщению внутренних рынков современными видами промышленной продукции и применения новых прогрессивных методов хозяйствования в целях их последующего использования в развитии национальных (региональных) экономик. В условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов в региональных субъектах.
Однако, анализ деятельности функционирования свободных зон в России наводит на мысли, что из-за отсутствия комплексного синтеза законодательства и практики ведения принятых нормативных актов, льготных привилегий и прочих в этих законах намеченных мероприятий решались недостаточно последовательно и в, результате этого, стали по-разному трактовать и списывать неудачи, больше всего отмечалось, что отсутствие конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы, жесткая политизированность в ущерб экономической сути этих процессов и прочие.
Следует подчеркнуть, что в ходе экономических реформ в России, особенно в начале 2000-х годов, изменилась государственная политика по отношению к проблемам процесса создания особых экономических зон и их функционирования. Для успешной реализации накопленного мирового опыта в этих сферах в 2005 году принят Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (№116-Ф3- 22 июля 2005 года) и ряд Федеральных законов, регулирующих образование и деятельность ОЭЗ в России. Прослеживается учитывание прошлых ошибок, допущенных в практике процесса создания и функционирования особых экономических зон в период 1990-2000 годов. В России уже разработаны три стратегии по строительству и созданию ОЭЗ: короткая, среднесрочная и долгосрочная, которые охватывают, в целом, ближайшие 5 лет. Совершенствована и, в основном, сформирована нормативная база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ, которая включает в себя более 50-ти нормативно-правовых актов.
В настоящее время в России создано 13 ОЭЗ трех типов: 2 особые экономические зоны промышленно- производственного типа – в Липецкой области и Республике Татарстан; 4 ОЭЗ технико-внедренческого типа – в г.Москве, в Московской области, в г. Санкт-Петербурге и г. Томске, семь туристско-рекреационных особых экономических зон – в Алтайском, Краснодарском, Калининградской и Иркутской областях, в Республике Алтай и Республике Бурятия [3]. Ведутся работы по новому освоению четвертого типа особых экономических зон- портового, и с этой целью намечается создание портовых ОЭЗ в городах Красноярске и Ульяновске (аэропортовых ОЭЗ) и на территории порта Советская Гавань, Хабаровский край (морская портовая ОЭЗ).
В Украине, в 1992 году был принят Закон «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» и с целью детального представления характеристики всех аспектов СЭЗ в 1994 году издано постановление правительства страны «О концепции создания специальных (свободных) экономических зон на Украине». Суть концепции сводиться к тому, что в этих зонах создаются благоприятные таможенные условия, режим таможенного налогообложения: льготные условия, банковско-кредитная система, система кредитования и страхования, условия отдельных видов платежей, система государственного инвестирования и другие.
Несмотря на законодательную активность и определенность правительственной политики в этой сфере, до 1998 года существовала лишь одна экономическая зона «Сиваш» в северной части Крыма. Более активная деятельность в создании свободных зон в Украине отмечена в 1998 – 2000 гг., в которых были созданы СЭЗ «Славутич», «Закарпатье», «Донецк», «Азов», «Курортополис Трускавец», «Яворов», «Интерпорт Ковель», «Порт Крым» (Керчь), «Николаев», «Портофранко» (Одесса) и «Рени». На этих зонах больше всего проявили интерес инвестора из США, Великобритании, Австрии, Польши и прочие. Кроме того, правительство Украины в перспективе намеренно усилить работы по созданию специальных зон, на острове Змеиный. Предполагается, что создание на острове специальной (свободной) экономической зоны усилит привлечение инвестиций и эффективное использование его природных ресурсов, охраны, исследования и сохранения достопримечательностей и объектов культурного наследия, развития инфраструктуры, активизации хозяйственной деятельности на основе инновационной экономики и т.д. [4].
В Республике Беларусь с целью реализации принципов открытой экономики, либерализации и активизации внешней торговли в 1996 году, был издан Указ Президента страны «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» и в 1997 году вышло постановление правительства «О концепции организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь». И, наконец, после конкретизирования принципов, целей и задач подобных зон и вопросов обоснования создания СЭЗ в Беларуси в 1998 году был принят Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».
Следует отметить, что каждая из белорусских СЭЗ имеет специфическую направленность. Так, Брестская СЭЗ создана на новых территориях с целью развития малого и среднего бизнеса, Минская СЭЗ более обеспечена с позиций развития инфраструктуры, направленной на развитие экспорто-ориентированных производств, основанных на новых технологиях, Гомельская СЭЗ, образованная на базе НПО «Ратон», отличается привлечение инвестиций в инновационную сферу в наукоемкие и высокотехнологичные отрасли, СЭЗ Могилев создана в целях привлечения национальных и иностранных инвестиций для дальнейшего развития экспортно-ориентированной продукции и эффективного использования имеющихся производственных мощностей, внедрения передового управленческого опыта, отработки механизмов создания благоприятного инвестиционного климата для структурной перестройки реальных секторов экономики и т.д. Несмотря на то, что звучалось сообщение руководства Беларуси о возможности ликвидации СЭЗ, если эти зоны не смогут решить поставленные перед ними важные государственные задачи, в настоящее время белорусские СЭЗ выступают одним из положительных факторов при оценке инвестиционной привлекательности страны и этот фактор повышает рейтинг Беларуси среди иностранных инвесторов [5].
В Казахстане - одной из наиболее выделяющихся сбалансированной экономической политикой страны СНГ, СЭЗ создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики страны в систему мировых хозяйственных связей, развития разных отраслей экономики на основе новых технологий, создания высокоэффективных экспортно-ориентированных производств и решения социальных проблем отдельных отраслей, регионов. Например, в ходе реализации крупного проекта «Астана- новый город» - удалось создать благоприятный инвестиционный климат в строительных работах, жилых комплексах, объектов социально-бытовой инфраструктуры [6].
В Узбекистане в 1996 году принят Закон о свободных экономических зонах. Однако в ходе реализации намеченных мероприятий по созданию СЭЗ, эти проекты либо отвергались, либо отложены на более поздние сроки. Несмотря на то, что в правительственных кругах идея создания СЭЗ рассматривалась как одна из перспективных и новых механизмов реформирования республиканской экономики, однако СЭЗ в процессах социально-экономического развития страны пока не смогли вписаться как новый механизм экономического воздействия на проводимые экономические реформы.
В Кыргызстане в 1993 году после принятия закона «О Свободных Экономических Зонах», в период структурных экономических преобразований в 1990-ых годов на территории страны с целью привлечения иностранных инвестиций созданы 4 СЭЗ. На территории этих СЭЗ построены крупные промышленные предприятия, такие как завод по производству заготовок пластиковых бутылок, фабрика по расфасовке чайного листа, производству йодированной пищевой соли, пошиву швейных изделий, завод по производству растительного масла и в них производится сбор компьютеров, мебели, пластиковых окон и дверей. На территории СЭЗ «Бишкек» организованы все инфраструктурные объекты и прочие удобства, которые сделали эти зоны привлекательными для инвесторов многих стран мира [7].
В Молдавии свободные зоны стали создавать, начиная с 1995 года, и главным ориентиром при развитии молдавских СЭЗ взяли опыт китайских свободных зон. Однако, в последние времена часто говорилось о том, что в Молдове будут создаваться промышленные парки для более эффективного использования госимущества и с целью развития существующего промышленного, производственного потенциала, привлечения инвестиций в определенные регионы страны. Разработка этого проекта обусловлена важность продолжения структурных реформ и улучшением структуры молдавской экономики на основе «инновационной экономики» [8].
В Грузии после долгих лет бурных обсуждений в атмосфере отсутствия единых или схожих взглядов правительственных кругов, наконец, в 2007 году был принят закон «О Свободных Экономических Зонах». Согласно закону, земельные участки, которые находятся в собственности и расположенные на территории СЭЗ, будут сдаваться владельцами в аренду сроком в 49 лет. В соответствии с законопроектом, свободные зоны, торговые и индустриальные могут быть созданы на территориях, превышающих 10 га.
В республике Таджикистан закон «О Свободных Экономических Зонах» принят в 2004 году и законом предусмотрен особый таможенный режим и налоговые льготы. Цель создания СЭЗ в республике - более эффективное вовлечение экономики страны в мировое экономическое сообщество, привлечение крупного капитала, новых технологий, повышение занятости и уровня жизни населения страны и прочие.
В Туркменистане, одной из нейтральных стране СНГ –последние годы основным приоритетом развития внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранного капитала и одним из важнейших направлений в этой сфере рассматривается создание СЭЗ. Реализуется создание СЭЗ в прикаспийском городе Туркменбаши, с акцентом на развитие туризма.
В Азербайджане пока отсутствует соответствующий закон по созданию особых или свободных экономических зон. Однако, в настоящее время в Парламенте страны рассматривается принятие закона «О создании особых экономических зон» в свете решений Указа Президента страны «О создании в Азербайджанской Республике особых экономических зон» (№ 538 – 06.03.2007 г.). Предполагается, что после принятия соответствующего закона, в Азербайджане будет реализовано создание особых экономических зон с целью внедрения современных элементов менеджмента, инноваций и эти зоны придадут стимул усиления экономических и интеграционных процессов Азербайджана и укрепит его место в мирохозяйственной системе [9].
В заключение, мировая практика показывает, что экономическое развитие страны преимущественно зависит от того, насколько эта страна умело будет пользоваться эффективными и рациональными рычагами экономических инструментов в проводимых экономических процессах и реформах. Более того, те страны, которые придают особое значение применению новых экономических инструментов, в том числе, особых экономических зон и смело применяют новшества, инноваций, элемента современного менеджмента и другие эффективные способы, в конечном результате, обеспечат себе конкурентные преимущества и достойное место в мирохозяйственной системе.

Литература:
1. Е.Ф. Aвдокушин. Международные экономические отношения. Москва – 1999, 264 с.
2. www.enbv.narod.ru
3. www.rosez.ru
4. www.rian.ru
5. Друзик Я.С. «Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства», Минск, ФУА-информ, 2000 год и www.belarustoday.info
6. www.astana.dan.kz
7. www.welcome.kg/ru
8. www.belta.by
9. Алиев Ш.Т. «Перспективы развития и проблемы организации свободных экономических зон» Баку, 2008 «Наука», 252 с.

Журнал «Менеджмент в России и за рубежом », № 3
Мoсква, Россия
2009 год
http://www.dis.ru/magaz/manag/annotations/2009/3/
http://elibrary.ru/contents.asp?id=637899
http://elibrary.ru/item.asp?id=12787129

Опубликовано на Порталусе 25 июня 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): особые экономические зоны, Содружество Независисмых Государств



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама