Рейтинг
Порталус

Сакральный туризм в концепциях развития городов и регионов

Дата публикации: 20 декабря 2011
Автор(ы): Крылов А. Н.
Публикатор: Consult
Рубрика: ЭКОНОМИКА МАРКЕТИНГ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1324406100


Крылов А. Н. , (c)

Опубликовано: Крылов А. Н. Сакральный туризм в концепциях развития городов и регионов. // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования. сборник статей международной научно-практической конференции, 10-12 ноября 2011. Г. Абакан. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. С. 14-16

Еще несколько лет назад тема маркетинга территорий была совершенно новой для регионов России. В рамках диверсификации экономики и поиска нового потенциала для социально-экономического развития территориальных образований РФ маркетинг территорий и региональный туризм перешли из теоретически-просветительной стадии к стадии практического воплощения. Это предполагает работу по выделению и развитию отдельных направлений маркетинговой и туристической деятельности, в числе которых особое место в настоящее время стало отводиться сакральному туризму.

На практике к сакральному туризму относят преимущественно все виды туристических услуг, имеющие отношение к религии, разного рода мистическим и необъяснимым явлениям и традициям. В теории мы не можем позволить себе делать такие объемные обобщения. Теоретическое рассмотрение данного вопроса предполагает точное определение основных и сопутствующих понятий, отделение и разграничение сопутствующих видов туристической деятельности, выделение их проблем и особенностей, постановку конкретных задач с соответствующим расчетом предполагаемых результатов. Именно такое теоретическое осмысление должно дать практике соответствующие импульсы для последовательного развития и успешного воплощения как маркетингового, так и социального потенциала, которым обладает сакральный туризм.

Сакральный туризм (от лат. sacrum — священное, посвященное богам) является одним из старейших и, вместе с тем, одним из самых новых разновидностей туризма. В немецком языке употребляется словосочетание спиритуальный туризм (от лат. spiritualis — духовный, spiritus — душа, дух). Несмотря на то, что семантически понятия сакральный и спиритуальный имеют разные значения, речь идет об одной и той же туристической деятельности, а различие в понятиях обусловлено большей частью определенными языковыми традициями. В Германии начало современного сакрального туризма относится к 1980-м годам. Закрепление понятия сакральный (спиритуальный) туризм в Германии произошло только в середине 2000-х годов. Аналогичное развитие характерно и для других стран западного мира.
Корни сакрального туризма восходят к паломничеству (от лат. Palma - пальма; имеются ввиду пальмовые ветви, которыми был встречен вход Христа в Иерусалим), представляющему собой путешествие с целью полонения святым и сакрально значимым местам. В истории европейской цивилизации паломничество неразрывно связано с христианством. Основными паломническими местами христиан являются Святая Земля (Иерусалим), Афон, Рим, Компостелла, Валаам и др. Однако паломничество известно и до христианства. Древние римляне и греки совершали походы в определенные храмы, иудеи ежегодно шли на праздник пасхи в Иерусалим. Развитие паломнические традиции присуще всем основным религиям. Для мусульман это Хадж - посещение Мекки и Медины, для индусов - посещение Илахабада и Варанаси, для ламаистов - посещение Лхасы (Тибет), для буддистов и синтоистов - посещение Нара и пр. Согласно ВТО, паломничество ежегодно совершают более 200 млн. человек.
Разработка программ сакрального туризма производится с учетом классификации, осуществляемой по классическим для туристической сферы параметрам:

• по времени года - в периоды массового отдыха, в периоды религиозных праздников, ориентированные на особые духовные традиции и др.;
• по количеству и составу участников - индивидуальные, семейные и групповые;
• по объектам посещения - посещения архитектурно-культовых сооружений (монастыри, храмы), а также сакральных памятников природы (водоемы, пещеры, горы, рощи и др.);
• по географическому признаку – местные, региональные, межрегиональные, национальные, интернациональные;
• по продолжительности - длительные и кратковременные.

Институтам, занимающимся концепциями маркетинговой и туристической деятельности региона необходимо осознание различий, существующих между паломничеством, религиозным и сакральным туризмом. Каждое из названных направлений имеют собственную специфику, и нуждается, соответственно, в дифференцированном подходе, как в стадии разработки, так и в стадии практического воплощения. Опасности непродуманного смешения элементов паломничества, религиозного и сакрального туризма заключаются как в возможном оскорблении религиозных чувств, так и в неудовлетворении ожиданий целевых аудиторий. Наиболее внимательное отношение требует паломничество, потому как оно представляет собой часть религиозной жизни, воззрений и интимных внутренних переживаний людей.
Согласно предложенным Межрелигиозным советом России поправкам к Закону РФ о «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» религиозный туризм понимается как путешествия с посещением религиозных святынь с познавательными и просветительскими целями. В свою очередь паломничество определяется как «путешествия для поклонения святым (религиозно почитаемым) местам, организуемые зарегистрированными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации религиозными организациями и учрежденными ими юридическими лицами, совершаемые гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства в соответствии с религиозными традициями». Требования к организации паломничества на территории России устанавливаются соответствующими религиозными организациями.

Место сакрального туризма в концепциях развития городов и регионов зависит от целого ряда обстоятельств, которые можно классифицировать, с одной стороны, как обусловленные историей и природой, а с другой стороны, как обусловленные человеческим фактором. В том числе это наличие религиозных святынь, памятников духовной культуры и сакральной природы, духовно-нравственное состояние население, соответствующие действия и подготовленность местного духовенства. Существование многовековых духовных традиций для развития сакрального туризма является несомненно фактором преимущественным, но не определяющим. Исторически сложилось, что большая часть православных святынь РПЦ находится на европейской территории России. Из этого не следует, что азиатская территория страны плохо подходит для православного сакрального туризма. Новые монастыри, церковные школы, возможность уединения, осуществления постов, ведения диалогов со священнослужителями – все это может лечь в основу новых концептуальных разработок в области сакрального туризма в городах и регионах Российской Федерации. Значимым условием является возможность качественного и достойного удовлетворения потребностей, лежащих в основе сакрального туризма. В числе этих потребностей поиск смысла жизни, желание проявить преданность вере, необходимость преодолеть сложную жизненную ситуацию, выражение благодарности за посланные Богом блага, стремление отмолить грехи, помолиться за здоровье и благодать родных и близких, надежда обрести исцеление от душевных и физических недугов, влечение к выполнению богоугодной работы.

Экономические преимущества развития массового туризма для регионов и территорий ...
В отличие от массового туризма, основное социально-экономическое преимущество сакрального туризма для региона является не в получении прямой экономической выгоды, а в социально-психологической и педагогической синергии сакральных программ для проживающего в регионе населения. Речь идет о повышении гражданской ответственности, формировании культуры и духовности, воспитательной работе, направленной на молодое поколение. Синергетические эффекты религиозной жизни в рамках основных мировых конфессий, действующие как для отдельно взятого индивида, так и для общества в целом, имеют несомненно положительное значение и в контексте сакрального туризма.
Вместе с тем, источники, обобщающие опыт организации сакрального туризма как в России, так и в странах Европейского Союза показывают, что его развитие возможно только в условиях наличия необходимых факторов. Формирование из территории центра сакрального туризма по волевому решению или по инициативе маркетинговых и туристических структур неосуществимо без самой сакральности. Современные коммуникационные и психологические методики позволяют формировать рекламные и маркетинговые мифы. Формирование сакральности в свою очередь осуществляется на протяжении истории или под влиянием условий, которые находятся в зоне сакрального, то есть за пределами привычных и легко объяснимых явлений. Формирование сакральности связано с высокими духовными и морально-этическими установками человека, потому не позволяет задействовать коммерческие и маркетинговые механизмы. В тоже время, сакральный туризм может и должен быть вписан в концепции развития городов и регионов, потому как его духовная составляющая находится не в противоречии, а в гармонии как с социальными, так и с экономическими целями территориального развития.

Внимание! Это лишь выдержки из статьи. Полный материал опубликован: Крылов А. Н. Сакральный туризм в концепциях развития городов и регионов. // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования. сборник статей международной научно-практической конференции, 10-12 ноября 2011. Г. Абакан. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. С. 14-16

Опубликовано на Порталусе 20 декабря 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Сакральный туризм, религиозный туризм, паломничество, посещение святых мест, маркетинг в туризме, реклама туристических услуг, новые виды туризма



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама