Главная → ЭКОНОМИКА → Как обосновать инвестиционный проект. Менеджмент
Дата публикации: 27 декабря 2015
Автор(ы): С. Леонтьев →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА →
Источник: (c) Экономика и жизнь, 03-29-97 →
Номер публикации: №1451222168
С. Леонтьев, (c)
Как обосновать инвестиционный проект. Менеджмент
Экономическое положение в стране в настоящий момент таково, что типичному предприятию для преодоления кризисной ситуации и перехода к высокорентабельному функционированию необходимо произвести серьезные изменения. Речь идет как о крупных структурных мероприятиях, так и о принятии целого ряда управленческих решений по разработке стратегии развития, внутреннему экономическому механизму, системе управления затратами, продвижению продукции.
После того как ситуация на предприятии более или менее стабилизируется, возникает необходимость подумать о развитии новых направлений деятельности или в более общем случае о переходе на интенсивный путь развития. Однако дело в том, что предприятия в переходный период, переживаемый Россией в 1992-1993 годах, практически лишились оборотных средств для финансирования конкретных проектов и поэтому вынуждены сегодня ходить "с протянутой рукой" (если, конечно, резервы, выявленные на первом этапе, не позволяют надеяться на внутренние инвестиции). Прежде чем обращаться в инвестиционные институты, они должны овладеть методиками бизнес-планирования, а также уметь выделить и обосновать хотя бы один проект.
Следует еще раз подчеркнуть необходимость первого этапа (активизация внутреннего потенциала), так как только в надежное и перспективное дело инвестор готов вкладывать деньги.
ъОснова методик бизнес-планированияъ
Материалы, обосновывающие инвестиции, рекомендуется готовить в принятой во всем мире форме бизнес-плана (бизнес-проекта), который должен дать возможность инвестору комплексно оценить проект и в первую очередь показать его выгодность.
В настоящее время в России наиболее известны следующие западные методики по разработке бизнес-планов:
* UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;
* World Bank (Всемирный банк реконструкции и развития);
* фирмы "Goldman, Sachs & Co" (крупнейший банковский дом Уолл-стрит, один из лидеров мирового инвестиционного бизнеса);
* фирмы "Ernst & Young" (интернациональная консультационно-аудиторская фирма).
Разделы каждого из представленных бизнес-планов в том или ином виде присутствуют во всех рассмотренных методиках. Поэтому можно рекомендовать строить свой бизнес-план по блочному типу и только при представлении материалов конкретному инвестору формировать его из заготовленных разделов под требуемую методику. Основой методик являются следующие разделы:
* финансовый план;
* маркетинг-план;
* план производства,
которые органично связаны организационным планом (конкретной схемой реализации проекта) с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий.
ъСодержание бизнес-плана проектаъ
Разработка форм бизнес-планирования носит итерационный характер: оценка минимально необходимых объемов аналитической информации и исходных данных, проверка возможностей их получения, корректировка и т. д. Приводимые ниже формы отработаны на ряде предприятий Российской Федерации и являются достаточно общими для различных сфер деятельности любого предприятия.
В окончательном виде обосновывающие материалы могут состоять из трех документов различной степени детализации:
1) бизнес-проспект инвестиционного проекта;
2) краткий бизнес-план инвестиционного проекта;
3) полный бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-проспект инвестиционного проекта. Основное назначение - представление предельно сжатой аналитической информации, необходимой инвестору для принятия решения о целесообразности дальнейшего рассмотрения данного проекта, а также для руководства верхнего уровня предприятия с целью формирования пакета проектов организации.
Заметим, что для небольших проектов бывает достаточно и материалов бизнес-проспекта.
Структура бизнес-проспекта может выглядеть следующим образом:
1. Содержание проекта.
2. Инициатор-разработчик проекта.
3. Анализ рынка:
* конечные потребители продукции (товаров/услуг);
* основные каналы распределения предлагаемой продукции;
* основные конкуренты;
* продвижение продукции.
4. Организационный план.
5. Основные финансовые показатели:
* требуемый объем инвестиций;
* доля инвестора в общем объеме финансирования;
* предполагаемый объем продаж;
* издержки производства;
* основные сроки по проекту (начала возврата средств, окупаемости, реализации проекта);
* аккумулированная (и дисконтированная) прибыль за период реализации проекта;
* внутренняя процентная ставка.
6. Положение дел на сегодня.
7. Основные риски.
8. Компенсационные мероприятия.
9. Возможные гарантии.
10. Первоочередные мероприятия.
11. Координаты организации, представляющей проект.
Краткий бизнес-план инвестиционного проекта. Основное назначение - достаточно детальная оценка предложений, представление структурированной информации инвестору и отбор проектов для дальнейшей проработки.
Полный бизнес-план инвестиционного проекта. Основное назначение - необходимое для окончательного решения комплексное, детально проработанное обоснование использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта. Финансирование разработки (и корректировка в процессе реализации проекта) бизнес-плана включается в запрашиваемые инвестиции (3-7 процентов в зависимости от масштаба проекта).
Составы полного и краткого бизнес-планов совпадают, но степень их детализации, глубины проработки и достоверности данных различаются. Например, в полном бизнес-плане производственный раздел доведен до уровня техпроекта, а в маркетинг-плане проанализированы все конкуренты и проведена многоуровневая сегментация рынка.
Практика более чем ста проектов показывает, что периоды времени, характерные для разработки обоснований привлечения инвестиций, составляют: бизнес-проспект - 1 неделя, краткий бизнес-план - 1 месяц, полный бизнес-план - 4-6 месяцев.
ъОсновные этапы разработки бизнес-плана проектаъ
Рассмотрим в качестве примера этапность разработки варианта краткого бизнес-плана проекта (разработка финансового плана инвестиционного проекта ведется по технологии, указанной на схеме).
шЭтап 1. Определение целей и задач проекта.ш Осуществляется в форме оперативного совещания с участием всех заинтересованных лиц: инициаторов проекта, организации-исполнителя, инвесторов и разработчиков бизнес-плана.
шЦель:ш
* формирование общего видения ситуации по проекту, его целей и результатов от его реализации;
* согласование бизнес-проспекта (краткой информации по инвестиционному проекту);
* уточнение детальной схемы ведения работ по формированию бизнес-плана и фиксация договоренностей с основными заинтересованными лицами о встречах.
шЭтап 2. Инвентаризация исходных материалов, фиксация ответственных по направлениям на внутренней встрече разработчиков.ш
шЦель:ш
* предварительное структурирование представленных материалов;
* выяснение "белых пятен" проекта;
* план мероприятий по устранению "белых пятен";
* определение ответственных по направлениям;
* составление плана-графика проведения работ.
шЭтап 3. Уточнение представленных материалов.ш
шЦель:ш
* дополнительная информация по "белым пятнам".
шЭтап 3* (проводится в случае необходимости). Проведение маркетингового исследования.ш
шЦель:ш
* получение объективной оценки рынка и определение возможностей по продвижению продукции.
шЭтап 4. Структуризация и дополнение разделов бизнес-плана.ш
шЦель:ш
* описание разделов бизнес-плана;
* выяснение сильных и слабых сторон проекта;
* определение необходимости привлечения экспертов.
шЭтап 5. Вариантные расчеты по основным разделам бизнес-плана инвестиционного проекта.ш
шЦель:ш
* исследование альтернативных вариантов развития проекта;
* оценка влияния различных факторов на его эффективность (анализ чувствительности).
шЭтап 6. Оценка эффективности реализации проекта и достоверности представленных материалов.ш
шЦель:ш
* экспертное заключение о проекте;
* определение его приоритетов.
Этап 7. Взаимоувязка основных разделов и полная структуризация бизнес-плана.
Цель:
* первоначальный вариант бизнес-плана.
Этап 8. Согласование полученных данных со специалистами организации-исполнителя и инвестора по разделам бизнес-плана. Сбор замечаний по проекту.
Цель:
* ознакомление специалистов организации с первоначальным документом;
* формирование пакета предложений по дополнению бизнес-плана и его уточнению.
Этап 9. Устранение недостатков с учетом замечаний. Доработка проекта.
Цель:
* изменение и дополнение бизнес-плана с учетом предложений специалистов.
Этап 10. Представление полного текста и проведение совещания по его обсуждению со всеми заинтересованными лицами: инициаторами проекта, представителями организации-исполнителя и инвесторов, разработчиками бизнес-плана.
Цель:
* презентация бизнес-плана;
* формирование у заинтересованных лиц единого видения ситуации;
* начало реализации проекта (либо его отклонение);
* принятие бизнес-плана как руководства к действию.
В случае разработки полного комплексного бизнес-плана развития организации в целом рекомендуется следующий порядок:
* бизнес-планы дочерних предприятий;
* детальная проработка конкретных бизнес-проектов фирмы;
* бизнес-программы деятельности фирмы по направлениям (маркетинг, производство, финансы, транспорт, НИОКР и т. д.);
* комплексный бизнес-план развития организации.
Только формирование собственных инвестиционной и инновационной политики позволит предприятию перейти от решения проблем функционирования к решению задач развития.
С. Леонтьев,
к. т. н., российская консультационная группа фирмы "Роэл Консалтинг"
Опубликовано на Порталусе 27 декабря 2015 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK