Рейтинг
Порталус

Дж. Дьюи и экономический кризис 1929 - 1933 годов

Дата публикации: 01 января 2017
Автор(ы): М. З. Шкундин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Вопросы истории, 1972-04-30
Номер публикации: №1483224178


М. З. Шкундин, (c)

Дж. Дьюи и экономический кризис 1929 - 1933 годов

"Journal of the History of Ideas". Philadelphia and New York. 1971, N 1.

Различные аспекты политической, экономической, социальной и культурной жизни США в годы мирового экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии постоянно привлекают к себе внимание исследователей. Одной из последних работ является статья американского ученого Эд-


1 М. Rоgin. The Intellectuals and Mac-Carthy. Cambridge (Mass.). 1967.

стр. 189


варда Дж. Бордо "Дж. Дьюи о "великой депрессии". Автор освещает позицию Дж. Дьюи по ряду вопросов: причины кризиса и меры борьбы с бедственным положением трудящихся, движение за третью партию, отношение к "новому курсу", влияние прагматизма и инструментализма на деятельность рузвельтовской администрации и т. д. Автор пытается провести аналогию с сегодняшним днем и, опираясь на анализируемые им примеры из политической жизни США 30-х годов, стремится наметить круг задач, стоящих перед современной американской интеллигенцией, построить своеобразную модель "правильного" ее поведения в условиях кризисной ситуации.

Главное внимание в статье уделяется роли Дж. Дьюи в борьбе за третью партию. Автор отмечает, что Дж. Дьюи принадлежал к интеллигентам-либералам, которые еще в условиях "процветания" пытались создать новую партию, не связанную с большим бизнесом. Это привело Дж. Дьюи к активному участию в организации Лиги независимого политического действия (ЛНПД), которая должна была стать ядром будущей партии. В качестве председателя ЛНПД Дж. Дьюи пропагандирует идею создания третьей партии, ориентируясь в основном на интеллигенцию. За первые 9 месяцев в ЛНПД вступило лишь 2 500 человек. В условиях кризиса, приведшего к обнищанию самых широких слоев американского народа, дискредитации фундаментальных устоев "американизма", перед ЛНПД открылись новые, более благоприятные перспективы воздействия на массы.

На выборах 1932 г. ЛНПД поддерживала кандидата социалистов Н. Томаса, выступая с программой "практичного идеализма". После победы Ф. Д. Рузвельта Дж. Дьюи приходит к выводу о компромиссном характере "нового курса" и выдвигает программу "социализации" банков, железных дорог, энергетических и топливных ресурсов, а в перспективе - всех основных отраслей экономики с помощью прогрессивного налогообложения. Для облегчения бедственного положения трудящихся предлагалось широко развернуть общественные работы, немедленно ввести страхование по безработице, полагая, что единственным средством восстановления экономики является повышение покупательной способности масс. Вместе с тем Дж. Дьюи решительно выступал против марксизма, утверждая, что носителем общественного прогресса и "идеализма" является американский "средний класс". Как явствует из материалов статьи, разногласия с другими левыми группами привели ЛНПД к расколу и гибели. Положительно оценивая деятельность ЛНПД, автор отмечает, что, несмотря на благоприятные условия, она не выполнила главной задачи: третья партия не была создана. Вслед за Дж. Дьюи автор исключает возможность применения марксизма в условиях США; допуская, однако, в принципе сотрудничество с коммунистами в совместной борьбе против монополий.

Сосредоточивая все свое внимание на роли Дж. Дьюи, автор игнорирует многие существенные и принципиальные аспекты социального развития США в тот период. Вне его внимания остаются массовые движения - безработных, таунсендистов, ЭПИК и др., не учитывается влияние, которое оказывало социальное законодательство Ф. Д. Рузвельта на политическую обстановку в стране. Это приводит Э. Дж. Бордо к переоценке роли и места ЛНПД и Дж. Дьюи в истории США 30-х годов.

Опубликовано на Порталусе 01 января 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама