Рейтинг
Порталус

М. И. ОВЧИННИКОВА. СОВЕТСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1921-1929 гг.)

Дата публикации: 06 марта 2017
Автор(ы): Ф. П. ТРОЙНО
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Номер публикации: №1488784870


Ф. П. ТРОЙНО, (c)

М. И. ОВЧИННИКОВА. Советское крестьянство Северного Кавказа (1921 - 1929 гг.). Изд-во Ростовского университета. 1972. 199 стр.

Тираж 2200. Цена 72 коп.

История аграрных преобразований в автономных областях и республиках Северного Кавказа уже получила освещение в литературе1 . Однако многие вопросы этой темы, и прежде всего тенденции и этапы социально-экономического развития северокав-


1 Т. А. Жакомихов. Национализация земли в Кабардино-Балкарии. "Ученые записки" КБГУ. Вып. 8 (серия сельскохозяйственных наук). 1960; А. Г. Попов. Социально- экономическое развитие чечено-ингушского аула накануне коллективизации. "Известия" Чечено-Ингушского НИИИЯЛ. Т. 3. Вып. 1. 1963; Г. Г. Османов. Социально- экономическое развитие дагестанского доколхозного аула. М.

стр. 157


казского аула, изменение его классовой структуры и социального облика, нуждаются еще в дальнейшем изучении и обобщении. Этим вопросам и посвящена монография доцента Ростовского университета, кандидата исторических наук М. И. Овчинниковой.

Работа написана на основе большого документального материала, собранного в центральных и местных архивах, широкого круга опубликованных источников и исследований.

Автор характеризует положение горского крестьянства до Великой Октябрьской социалистической революции - острейшую земельную нужду, формы порабощения его дворянством и кулачеством, зажиточными верхами казачества, раскрывает процесс социальной дифференциации аула. Земельный вопрос был главным в жизни горского населения. Только решением его в интересах бедняцко-середняцких слоев можно было привлечь трудовые массы горцев на сторону Советской власти. Эта задача, как показывает автор, решалась путем перераспределения наделав многоземельных станиц и аулов, а главное - конфискации в пользу трудовых горских масс помещичьих, церковных, удельных, а также казенных земель и земель войскового запаса. Правильную оценку дает М. И. Овчинникова деятельности комиссии во главе с В. И. Невским (созданной ВЦИК в январе 1921 г.), материалы которой были положены в основу постановления Президиума ВЦИК от 14 апреля 1921 г., определившего характер землеустройства в Горской республике.

Автор выявляет особенности землеустройства у горских народов, осложнявшегося такими факторами, как патриархально-тайповые отношения, большое влияние шейхов и мулл. В горских обществах "кулаки, муллы, шейхи и даже бывшие собственники, используя фамильно-родовые связи, получали большие наделы, чем бедняки и середняки" (стр. 64). Борьба с кулачеством, с влиянием мусульманского духовенства у горских народов была труднее, напряженнее, чем в центральных районах страны, ввиду почти сплошной неграмотности и отсталости горского крестьянства. Старые обычаи, старые земельные отношения были еще очень сильны и препятствовали освобождению трудовых масс от кулацкой кабалы. В книге приводится немало примеров того, как зажиточные верхи, будучи старшими в роде, получали, а иногда и захватывали несколько участков лучшей по качеству земли, а номинальными ее владельцами оставались бедные родственники. Выступать против этого они не могли в силу адата и положений шариата, требовавших безусловного подчинения старшему под угрозой кровной мести. Нередко беднота не пользовалась полученными участками, а "сдавала их в аренду" прежним владельцам.

М. И. Овчинникова убедительно показывает необходимость и историческую значимость, для судеб горского крестьянства новой экономической политики, которая и здесь способствовала подъему сельского хозяйства - увеличению посевов, повышению урожайности, росту поголовья скота.

В книге отведено много места деятельности партийных организаций и советских органов по проведению в жизнь генеральной линии партии в аграрном вопросе, по привлечению трудовых горских масс на сторону Советской власти, по мобилизации их на борьбу с кулачеством, устоями патриархального быта. Главным в решении этих сложных задач стало последовательное проведение в жизнь землеустройства. Оно способствовало успешному осуществлению национального строительства, определению границ всех автономных единиц. В результате "была создана прочная база для укрепления братских отношении и дружбы между народами северокавказских автономий" (стр. 73).

Большое внимание в монографии уделено изучению второго этапа землеустройства у горских народов (1926 - 1929 гг.). С 1927 г. широко развернулись работы по упорядочению землепользования внутри каждого села. Перераспределение земли в пользу бедняцко-середняцких хозяйств в равнинных районах было завершено в первые годы реконструктивного периода, излишки земли у кулаков были отобраны (исключение составляли отдельные горные районы, где кулачество лишилось земли во время проведения сплошной коллективизации). В монографии дан анализ социально- экономических перемен в горском ауле, приведены веские дан-


1965; М. А. Xабаев. Разрешение земельного вопроса в Северной Осетии (1918 - 1925 гг.). Орджоникидзе. 1966; М. И. Овчинникова. Из истории аграрных преобразований в национальных автономиях Северного Кавказа. "Известия" Северо-Осетинского НИИ. Т. 25 (История). Орджоникидзе. 1966; М. И. Гиоев. Ленинская аграрная политика в горском ауле. Орджоникидзе. 1969, и др.

стр. 158


ные, раскрывающие процесс "осереднячивания" горского аула. Ко времени завершения землеустройства середняк составлял большую часть горского крестьянства. Это был закономерный результат политики Коммунистической партии и Советского государства, направленной на подъем бедняцких и середняцких хозяйств и на ограничение кулацких элементов. Но в тех условиях они не могли быть полностью вытеснены, что также отмечено в работе. Вряд ли, однако, можно согласиться с утверждением М. И. Овчинниковой, будто в первые годы реконструктивного периода в горском ауле продолжались рост числа кулацких хозяйств и разорение бедноты (стр. 119 - 122). Нужно учитывать, что у горских народов позиции кулачества в годы гражданской войны не были так ослаблены, как в центральных районах страны (Советская власть установилась на Северном Кавказе только весной 1920 г., комбеды не создавались, экспроприации кулачества не проводилось, продразверстка просуществовала недолго и вскоре была заменена продналогом), поэтому оно сохранило во многом свои позиции. Но так было до 1923 г., а позднее, особенно в 1926 - 1929 гг., в результате нового землеустройства, налоговой политики, ограничения наемного труда и других мер позиции кулачества были ослаблены. Поэтому утверждение автора о росте кулацких элементов именно в эти годы звучит неубедительно.

Расслоение горского крестьянства автор характеризует следующим образом: "Особенностью дифференциации крестьянства в доколхозный период являлось то, что деревня нивелировалась, выравнивалась, уменьшались полярные группы, повышался удельный вес средних слоев, которые составляли большинство крестьянского населения" (стр. 121). Тут смешаны разные процессы: дифференциация и нивелировка деревни. Нивелирование крестьянских хозяйств не являлось особенностью только горского аула, этот процесс был характерен для всей страны. Следует также учитывать, что в неурожайные годы (например, в 1921 г.) не только беднота, но и маломощные середняки разорялись и пополняли ряды батраков.

Неурожайным был и 1928 г., чем отчасти объясняется увеличение числа разорившихся бедняцких хозяйств.

В работе отводится много места кооперативно-колхозному движению, исследованы все формы кооперации и сельскохозяйственных объединений у горских народов. Кооперация, как показывает автор, сыграла важную роль в вытеснении частника из торговли, в снабжении трудовых масс машинами и усовершенствованными сельскохозяйственными орудиями, способствовала организации машинных товариществ. История образования в горских автономиях первых артелей, коммун и тозов, дальнейшее развитие социалистического уклада, деятельность комитетов крестьянской взаимопомощи, их роль в создании сельхозартелей также нашли отражение на страницах книги. Автор выясняет, какое значение имели прокатные пункты, образцовые и показательные хозяйства, МТС, совхозы и колхозы в переломе настроения горских крестьян в пользу коллективизации. В книге раскрыты трудности и особенности коллективизации в горских районах, вытекающие из экономической и культурной отсталости местного населения, примитивных форм ведения хозяйства, недостатка квалифицированных кадров из среды местного населения, отсутствия партийных организаций во многих аулах, удаленности горных аулов от административных центров и трудной связи с ними, наличия патриархальных пережитков и подрывной деятельности шейхов и мулл, действий банд бело-зеленых. Ввиду этого горские народы Северного Кавказа самостоятельно не могли прийти к победе социализма.

В монографии следовало бы поэтому более конкретно показать помощь горскому крестьянству со стороны русского народа (прежде всего русского рабочего класса) и других народов нашей страны в аграрных преобразованиях и социалистическом строительстве, их влияние на социально-экономическое и политическое развитие горского аула.

Опубликовано на Порталусе 06 марта 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама