Рейтинг
Порталус

А. А. МУХИН. РАБОЧИЕ СИБИРИ В ЭПОХУ КАПИТАЛИЗМА. 1861 - 1917 ГГ.

Дата публикации: 27 марта 2017
Автор(ы): А. С. ТРОФИМОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Номер публикации: №1490608812


А. С. ТРОФИМОВ, (c)

М. Изд-во "Мысль". 1972. 336 стр. Тираж 3000. Цена 1 руб. 68 коп.

История рабочего класса в масштабах всей Сибири специально еще не рассматривалась. Монография доктора исторических наук, профессора ЛГПИ имени А. И. Герцена А. А. Мухина - труд, в котором впервые "сделана попытка изложить историю промышленного пролетариата Сибири за всю капиталистическую эпоху" (стр. 14). В целом попытка удалась. А. А. Мухин на протяжении длительного времени изучает историю сибирских рабочих1 . Рецензируемая книга - итог многолетних и систематических изысканий историка, пытливо обследовавшего богатые, в большинстве не изведанные учеными материалы более 20 областных, краевых, центральных государственных и партийных архивов. На обширном, зачастую впервые вводимом в научный оборот документальном материале в монографии осуществлен обстоятельный конкретно-исторический и теоретический анализ положения, формирования и классовой борьбы пролетариата Сибири, которые рассматриваются на общероссийском фоне. Автор четко выявляет социальный и национальный состав сибирского пролетариата и делает обоснованный вывод, что "основную массу продавцов рабочей силы в Сибири составляли великорусы, украинцы и белорусы" (стр. 67).

До сих пор не решена проблема составления научно обоснованной статистики стачек в России. Еще в 1950 г. акад. А. М. Панкратова отмечала, что имеющаяся статистика не вполне соответствует действительности и что "дальнейшее выявление документов в областных архивах должно значительно увеличить общий итог"2 . А. А. Мухин взялся за решение этой проблемы на материале Сибири и внес значительные уточнения в существующую статистику стачек, а также дополнил "общий итог". В приведенной в книге таблице зафиксировано 197 стачек за 1861 - 1899 гг. (стр. 106), тогда как в публикации "Рабочее движение в России в XIX веке" указана всего 31 стачка. Коррективы внесены автором и в официальную статистику стачек периода империализма. Новые данные изменяют традиционные представления о размахе и сущности стачечной борьбы в Сибири. В то же время они свидетельствуют о том, что в местных архивах отложились весьма ценные документы, многие из


1 А. А. Мухин. Рабочие Сибири на путях к Октябрю. Иркутск. 1966; его же. Рабочее движение на строительстве Сибирской железной дороги (90-е годы XIX века). "Труды" Иркутского государственного университета имени А. А. Жданова. Т. XXIX. Серия историческая. Вып. 2. 1961; см. "История Сибири". Т. 3. 1968 (разделы о рабочем движении).

2 "Рабочее движение в России в XIX веке". Т. II, ч. 1. М. 1950, стр. 45.

стр. 158


которых не направлялись из уездов и губерний в центральные ведомства, а другие если и направлялись, то в искаженной царскими чиновниками и полицейскими интерпретации. В первую очередь это относится к материалам о рабочем движении. Именно в областных архивах А. А. Мухин отыскал новые сведения о стачках, не дошедшие до центральных учреждений, и тем во многом обогатил хронику рабочего движения. Этот поучительный факт показывает несостоятельность еще бытующего мнения, будто в областных архивах по сравнению с центральными находятся источники второстепенного значения.

Капитализму, как известно, органически присуще пренебрежение к человеку труда. В Сибири труженики, подвергаясь более нестерпимым унижениям и попранию человеческого и национального достоинства, чем в центре России, не сносили это безропотно, а настойчиво добивались возможности жить по-человечески, боролись за достойные человека условия работы, против унижающих их мастеров, и т. п. Борьба под таким лозунгом рабочих Сибири, как и всей России, выражала политический протест против полицейского произвола и являлась "отрадным признаком пробуждения чувства собственного достоинства в рабочей массе"3 . А. А. Мухин, пожалуй, первый из историков столь подробно остановился на этом вопросе. Исследователи еще не оценили надлежащим образом всей значимости борьбы рабочих за собственное достоинство, которое, по мнению К. Маркса, было для рабочих "важнее хлеба".

Монография освещает целую эпоху истории и борьбы пролетариата Сибири. Естественно, что она побуждает к творческим раздумьям, а в ряде случаев вызывает замечания и возражения. Историографический обзор страдает схематичностью и описательностью. Например, о Ленских событиях написано до 50 работ. Стоило бы более глубоко поразмыслить о них, чтобы установить позитивный вклад авторов этих работ в изучение вопроса, отметить недостатки, выявить спорные положения, определить, на чем следовало бы сосредоточить внимание в дальнейшем. То же самое относится к историографии первой русской революции в Сибири. Что касается историографии рабочего движения в Сибири в 1917 г., от Февраля к Октябрю, то она написана А. А. Мухиным весьма скупо, да и о самом этом движении говорится очень кратко. Автор поступил так потому, что "оно получило обстоятельное освещение в литературе" (стр. 321). Однако отказ от рассмотрения этой литературы вряд ли правомерен.

Сейчас уже не редкость, что ценные сведения и материалы публикуются в местной периодической печати. Думается, что автор напрасно пренебрег литературой "периферийного калибра"4 . В монографии показана роль В. И. Ленина в зарождении и становлении марксистского направления освободительного движения в Сибири, но его влияние на стачечную борьбу сибирских рабочих конкретно не отражено. Между тем интересные данные об этом приводятся в "провинциальном журнале" "На Севере дальнем"5 .

Подчас автор все же недооценивает экономическую борьбу рабочих. Имея в виду фабричные законы, отвоеванные рабочими у царского правительства, А. А. Мухин пишет: "Все законы носили фиктивный характер. Сибирские предприниматели по-прежнему не считались с рабочим законодательством и по-прежнему произвольно устанавливали порядки на своих предприятиях" (стр. 160). Конечно, фабриканты и заводчики хотели всячески обойти фабричный закон в целях еще большей эксплуатации трудящихся, для увеличения своих прибылей. Но при капитализме фактическая величина рабочего дня "устанавливается лишь путем постоянной борьбы между капиталом и трудом... дело сводится к вопросу о соотношении сил борющихся сторон"6 . Введение фабричного закона вопреки воле царских властей и буржуазии давало новый толчок дальнейшему росту рабочего движения. Что же касается исполнения или неисполнения сибирскими предпринимателями фабричного закона и степени их произвола, то это зависело от "соотношения сил борющихся сторон", то есть рабочих и капиталистов.

В Сибири были известны почти все номера "Искры", ее читали повсюду, где были ленинцы. Популярность "Искры" росла так


3 "Доклад о русском социал-демократическом движении Международному социалистическому конгрессу в Париже в 1900 г.". Женева. 1901, стр. 13.

4 З. Тагаров. На пороге Якутской ссылки. "Полярная звезда", 1970, N 1; В. Малков. Передовой атакующего класса "Север", 1969, N 11.

5 "На Севере дальнем", 1969, N 2, стр. 18.

6 К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 16, стр. 151.

стр. 159


быстро, что Сибирский комитет РСДРП и местные комитеты вынуждены были перепечатывать наиболее актуальные материалы из нее7 . Однако А. А. Мухин не дает полных сведений о степени распространения "Искры" в Сибири. Фраза о том, что "было немало тех, кто вел устную агитацию, устанавливал связи с редакцией "Искры" (стр. 174), остается констатацией без конкретного содержания.

Возражение вызывает характеристика майских событий 1912 года. В литературе до недавней поры они трактовались всего лишь как продолжение апрельских боев пролетариата, что сужало их историческое значение и противоречило ленинской оценке (В. И. Ленин считал, что во время майских событий "революционное движение пролетариата в России поднялось на высшую ступень"8 ). Такие ошибочные представления опроверг еще А. Иерусалимский, который показал, что "майское движение имело свои специфические особенности"9 . А. А. Мухин по-прежнему рассматривает апрельско-майское движение в целом, не отделяя качественно майское движение от апрельского (стр. 275).

Устанавливая удельный вес борьбы сибирского пролетариата в общероссийском движении 1912 г., А. А. Мухин оперирует неточными и неполными сведениями фабричной инспекции (2032 стачки, 725 491 участник). В действительности в стране в тот год произошло более 3 тыс. стачек, бастовали 1 463 тыс. человек, из них свыше 1 млн. участвовало в политических стачках10 . Следовательно, на Сибирь приходилось не 11% стачек и не 9,2% забастовщиков, а соответственно 7,8% и 4,6%.

Огорчает обилие стилистических .погрешностей, отдельные из которых ведут к смысловому искажению. Например, фраза о том, что "уже в середине 90-х гг. произошло соединение научного социализма с рабочим движением" (стр. 98 - 99), теоретически неверна, ибо "впервые соединила научный социализм с массовым: рабочим движением" созданная на II съезде. РСДРП большевистская партия11 . В середине 1890 г. этот процесс только начинался. Если на стр. 98 говорится, что в 1890-е годы "экономическая борьба пролетариата сочеталась с политической борьбой против царизма", то на стр. - 107 автор пишет "лишь о проблесках политической борьбы" в то время. Что же правильно? Верно определив, что рабочее движение в Сибири в 60-е годы XIX века являлось "переходным этапом от пассивных к более активным формам - коллективным протестам, волнениям и стачкам" (стр. 84), автор затем отрицает это, когда заключает, что в рабочем движении только с конца 80-х годов "происходил переход от примитивных, пассивных выступлений к более активным" (стр. 93) (кстати, волнения не относятся к активным формам борьбы пролетариата). Бросаются в глаза частые повторы: "росли сознательность и организованность" (стр. 98), "росли солидарность и организованность" (стр. 172), "росли организованность и солидарность рабочих" (стр. 173); "разнообразились формы борьбы" (стр. 172), "формы разнообразились" (стр. 179) и т. д.


7 М. Шорников. Ленинская "Искра" и Сибирь. Из истории партийных организаций Сибири. "Научные труды" Новосибирского государственного педагогического института. Вып. 46. 1970.

8 В. И. Ленин. ПСС. Т. 21, стр. 350.

9 А. Иерусалимский. Политическая борьба рабочего класса и крестьянства в 1912 г. М. 1960. Автореф. канд. дисс; "Материалы сессии, посвященной 50-летию "Правды" и Ленской стачки". М. 1962, стр. 5 - 8.

10 А. Иерусалимский. Указ. соч., стр. 6.

11 "50 лет Великой Октябрьской .социалистической революции". Тезисы ЦК КПСС М. 1967, стр. 7.

 

Опубликовано на Порталусе 27 марта 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама