Рейтинг
Порталус

Рецензии. И. Я. ТРИФОНОВ. ЛИКВИДАЦИЯ ЭКСПЛУАТАТОРСКИХ КЛАССОВ В СССР

Дата публикации: 04 августа 2017
Автор(ы): А. Е. КУЧЕР
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Номер публикации: №1501861314


А. Е. КУЧЕР, (c)

М. Политиздат. 1975. 406 стр. Тираж 16000. Цена 1 руб. 55 коп.

Советская историография располагает значительным количеством работ, посвященных исследованию различных аспектов классовой борьбы в нашей стране от победы Великого Октября до построения фундамента социализма. Наиболее (хотя, конечно, не исчерпывающе) изученным является вопрос.о борьбе с кулачеством в годы нэпа1 . В ряде работ освещены весьма сложные вопросы борьбы с нэпманской буржуазией2 . Однако процесс ликвидации различных эксплуататорских классов в СССР - капиталистов, помещиков, новой буржуазии и кулачества - изучен еще не полно. Пробел этот в значительной степени устраняется новой монографией профессора Ленинградского университета, доктора исторических наук И. Я. Трифонова, на протяжении многих лет плодотворно работающего в данной области3 . Для ее написания автор использовал многочисленные документы КПСС, решения Советского правительства, новые материалы из фондов ЦПА НМЛ при ЦК КПСС, ЦГАОР СССР, ЦГАНХ СССР, ЦГАСА, партийных и государственных архивов Ленинградской и Мурманской областей.

И. Я. Трифонов последовательно и весьма обстоятельно показывает общие закономерности процесса экспроприации и ликвидации эксплуататорских классов в СССР, а также специфические его особенности. В частности, в книге прослежены связь и взаимозависимость уничтожения условий, поддерживавших существование эксплуатации и эксплуататорских классов, с коренными социально-экономическими преобразованиями в переходный период. При этом обращено внимание не только на ликвидацию экономической основы существования эксплуататорских классов, но и на то, как по мере развития социалистического сектора эти классы утрачивали свое политическое и духовное влияние. В монографии дана характеристика движущих сил этого процесса - рабочего класса, трудящегося крестьянства, государства диктатуры пролетариата, Коммунистической партии.

Автор впервые сделал обстоятельный обзор литературы по теме, предложил свою периодизацию истории классовой борьбы в СССР в переходную эпоху от капитализма к социализму (стр. 395 - 396), показал всемирно-историческое значение ликвидации эксплуататорских классов в нашей стране. Можно лишь пожалеть, что довольно скупо автор говорит здесь о мало или новее не исследованных аспектах проблемы. То обстоятельство, что И. Я. Трифонов использовал не только результаты своих исследований, но и некоторые данные и выводы, содержащиеся в работах других советских


1 С. П. Трапезников. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос. Т. II. М. 1967; М. Н. Шумилов. Октябрьская социалистическая революция и исторические судьбы батрачества. М. 1967; Ю. С. Кукушкин. Сельские Советы и классовая борьба в деревне (1921 - 1932 гг.). М. 1968; Н. А. Ивницкий. Классовая борьба в деревне и ликвидация кулачества как класса. М. 1972, и др.

2 Л. Ф. Морозов. Решающий этап борьбы с нэпманской буржуазией (Из истории ликвидации капиталистических элементов города. 1926 - 1929 гг.). М. 1960; его же. К вопросу о периодизации истории борьбы с нэпманской буржуазией. "Вопросы истории", 1964, N 12; А. И. Бузлаева. Ленинский план кооперирования мелкой промышленности СССР. М. 1969; Э. Р. Лебакова. Опыт КПСС по приобщению мелкой буржуазии города к строительству социализма. М. 1970, и др.

3 И. Я. Трифонов. Очерки истории классовой борьбы в СССР в годы нэпа (1921 - 1937). М. 1960; его же. Классы и классовая борьба в СССР в начале нэпа. Чч. I-II. Л. 1964, 1969, и др.

стр. 151


ученых по истории классовой борьбы в СССР, придает его труду обобщающий характер. Это, по существу, первая попытка комплексного рассмотрения проблемы ликвидации эксплуататорских классов в СССР.

Книга открывается характеристикой места и роли в российском обществе эксплуататорских классов - помещиков, буржуазии, кулачества до Великой Октябрьской социалистической революции. Приведенный автором фактический материал убедительно свидетельствует о тех исключительно благоприятных условиях, которые царизм создавал для помещиков с целью сохранения их политического господства и огромного удельного веса в социально- экономической жизни страны. Столь же выразительно представлена в книге русская буржуазия, особенно империалистическая, которая, как отмечал В. И. Ленин, давно правила Россией экономически4 . Наряду с этим И. Я. Трифоновым рассмотрен генезис самого многочисленного эксплуататорского класса - кулачества, бывшего массовой опорой империалистической буржуазии. В книге освещено своеобразие соотношения классовых сил на окраинах России, обусловленное различием социально-политического, экономического и культурного развития большинства нерусских народов.

В результате Октябрьской революции классы помещиков и капиталистов, в руках которых была сосредоточена основная масса национальных богатств страны, были ликвидированы. Их экспроприация, как отмечается в монографии, протекала планомерно и в целом организованно. Органы Советской власти при поддержке и помощи широких слоев трудового крестьянства сделали максимум возможного для обеспечения строгого учета и надежной охраны конфискованного помещичьего имущества. Местным партийным органам и Советам пришлось выдержать упорное сопротивление кулацко-эсеровских элементов, подстрекавших крестьян к стихийным погромам помещичьих имений.

На конкретных примерах в книге обстоятельно раскрыто, как возглавляемое В. И. Лениным Советское правительство последовательно проводило в жизнь декреты о национализации банков, крупных фабрик и заводов, синдикатов, горных округов, целых отраслей промышленности и транспорта. Саботаж, локауты, спекуляция, дезорганизация производства и другие формы отчаянного сопротивления буржуазии не могли приостановить ее экспроприации и обобществления принадлежавших ей средств производства. Важную роль в создании условий для ликвидации класса капиталистов сыграло введение рабочего контроля. Автор правильно отмечает, что гражданская война, которую русские капиталисты совместно с международным империализмом навязали советскому народу, привела к тому, что пришлось всемерно ускорить ломку старых экономических отношений. Потерпев в ходе гражданской войны полное военно-политическое поражение, значительная часть помещиков и капиталистов бежала за границу. Созданная ими в эмиграции классовая организация при прямой поддержке правящих кругов ряда капиталистических держав на протяжении многих лет вынашивала планы новой вооруженной интервенции в нашу страну. И. Я. Трифонов знакомит читателя с тем, как и почему эти планы потерпели провал, называет причины, приведшие к распаду белой эмиграции.

Специальному рассмотрению подверглась в книге борьба с кулачеством в годы гражданской войны. В отличие от помещиков и капиталистов кулачество, хотя оно потерпело идейно-политическое поражение и понесло огромный экономический ущерб, после победы социалистической революции сохранилось как класс.

Много нового материала привлечено И. Я. Трифоновым для освещения экономической борьбы против нэпманской буржуазии, формировавшейся главным образом из мелкобуржуазных слоев города и деревни, а также для характеристики тех условий, на которых она временно допускалась Советским государством к хозяйственной деятельности. Автор характеризует гибкую и эффективную тактику Коммунистической партии и Советского государства, благодаря которой было обеспечено сначала ограничение эксплуататорских тенденций новой буржуазии, а затем ее полное вытеснение из промышленности и торговли; прослеживает, как Советская власть твердо и последовательно ограничивала эксплуататорские тенденции кулаков (выступавших в условиях известной свободы товарооборота в качестве арендаторов, скупщиков, торговцев-ростовщиков, владельцев подсобных предприятий), а затем ликвидировала кулачество как класс. В результате систематического ограничения и вытеснения кулацких элементов дифференциация крестьянства в


4 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 31, стр. 18.

стр. 152


доколхозной деревне протекала замедленными темпами и в ограниченных размерах. Этот вывод автор подкрепляет данными об увеличении удельного веса середняков (стр. 253).

Решительное наступление на кулачество в 1928 - 1929 гг. и последующая его ликвидация как класса не сводились только к экспроприации. И. Я. Трифонов отмечает, что уничтожение капитализма в сельском хозяйстве прежде всего зависело от успехов развития социалистических форм ведения сельского хозяйства. Выделяя главные методы в осуществлении политики ликвидации кулачества как класса, И. Я. Трифонов возражает тем исследователям, которые пытаются сузить эту сложную проблему, свести ее в основном к раскулачиванию, показать в отрыве от завершения процесса коллективизации (стр. 249). Ему удалось довольно подробно осветить такие малоизученные вопросы, как передача колхозам конфискованных у кулаков средств производства, выселение кулацких семей из районов сплошной коллективизации и их трудовое и социально-политическое перевоспитание. В монографии не замалчиваются те трудности, которые пришлось преодолеть кашей партии и Советскому государству на пути к полной ликвидации всех эксплуататорских классов с целью устранения опасности реставрации капиталистического строя изнутри.

Автор приводит неопровержимые данные о том, что Советское государство всегда проявляло гуманное отношение к тем представителям свергнутых классов, которые подчинялись его требованиям, отказывались от враждебной деятельности, вливались в ряды тружеников социалистического общества. Репрессивные меры, применявшиеся к эксплуататорским классам, были вызваны их борьбой против революционных завоеваний трудящихся и носили временный характер.

Имеющиеся в книге отдельные недостатки и погрешности связаны в ряде случаев с неудачным использованием цифровых данных. И. Я. Трифонов оперирует огромным статистическим материалом, который в целом правильно передает тенденцию исследуемых процессов и явлений, однако приведенные в ряде мест (стр. 215, 217, 229, 230 и др.) фрагментарные сведения об удельном весе продукции частных и арендованных предприятий в валовой промышленной продукции СССР, а также о соотношении частной и государственной торговли не дают, к сожалению, четкого представления о динамике вытеснения нэпманской буржуазии из различных отраслей народного хозяйства страны. Этого недостатка можно было избежать, если бы в книге были представлены таблицы, содержащие такие унифицированные данные за все годы нэпа. Явно не согласуются между собой данные об удельном весе товарной продукции кулацких хозяйств в 1927 - 1929 гг. на стр. 265 и 266, о количестве взятых на учет помещиков на стр. 269 и 270.

Полемизируя с рядом исследователей по вопросу о темпах и сроках ликвидации кулачества как класса, И. Я. Трифонов на стр. 295 - 296 намечает три основных этапа этого процесса: первый - с конца 1929 г. до лета 1932 г.; второй - с осени 1932 г. до конца 1934 г.; третий-1935- 1937 годы. Если с обоснованием первых двух этапов можно согласиться, то аргументация выделения третьего этапа неубедительна - возможность возрождения кулачества была ликвидирована не в 1937 г., как утверждает автор, а раньше, о чем он и пишет на стр. 361 и 369. Что же касается преодоления частнособственнической психологии определенной части колхозников, то эти сложные процессы никак нельзя ограничить двумя годами.

Опубликовано на Порталусе 04 августа 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама