Рейтинг
Порталус

Рецензии. "УВЕЩЕВАНИЕ И КОНТРОЛЬ. ПОИСКИ ПОЛИТИКИ ЦЕН И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. 1945 - 1971"

Дата публикации: 28 октября 2017
Автор(ы): В. И. ТЕРЕХОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Номер публикации: №1509185246


В. И. ТЕРЕХОВ, (c)

"Exhortion and Controls. The Search for a Wage-Price Policy 1945 - 1971". Ed. by C. D. Goodwin. The Brookings Institution. Washington. 1975. 326 p.

Рецензируемая книга посвящена политике правительства США в области регулирования заработной платы и цен в послевоенный период. Эта работа как бы заключает серию исследований различных аспектов этой проблемы, опубликованных Брукингским институтом ранее1 . Речь идет о мероприятиях по стимулированию экономического роста, по борьбе с экономическими спадами и инфляцией, по обеспечению занятости и регулированию трудовых отношений. Обращение к области финансов представляется весьма характерным для Соединенных Штатов, где огосударствление финансово-кредитной сферы стало одной из наиболее продвинутых форм государственно-монополистического капитализма. Правительственное регулирование цен и заработной платы касается не только экономических, но и социально-политических процессов, поскольку администрация при проведении политики контроля над заработной платой и ценами неизбежно сталкивается с проблемами взаимоотношения предпринимателей и их организаций с профсоюзами. Интерес к вопросам правительственного контроля над заработной платой и ценами резко возрос после того, как в августе 1971 г. правительство Р. Никсона прибегло к чрезвычайным средствам, "заморозив" на 90 дней цены и заработную плату, а само это краткосрочное действие переросло в целую серию мероприятий, охвативших почти всю американскую экономику и в той или иной форме существовавших до апреля 1974 года.

В основу книги легли материалы проведенной в ноябре 1974 г. в Бостоне двухдневной конференции, в которой приняли участие 45 видных экономистов, а также ряд бывших сотрудников всех послевоенных администраций. Конференция была созвана для того, чтобы обобщить опыт контроля над ценами и заработной платой и выработать рекомендации на будущее. При подготовке докладов, ставших впоследствии отдельными главами книги, были использованы не только материалы библиотек всех президентов последнего времени, в том числе и не публиковавшиеся до 1974 года. Авторами сборника стали неолибералы - кейнсианцы, занимающиеся проблемами экономической истории: К. Гудвин и Н. де Марши (Дьюкский университет), С. Херрен (Вандербильдтовский ун-т), С. Гордон (ун-т Индианы), У. Барбер (Веслианский ун-т), Дж. Кохран (ун-т Южн. Каролины) и А. Вебер (ун-т Карнеги-Меллона). В ходе дискуссии были высказаны некоторые весьма откровенные суждения по поводу инфляции и борьбы с ней.

Составители сборника пишут, что важнейшим побудительным мотивом к разработке проблем правительственного контроля над заработной платой и ценами послужили действия правительства Никсона. Президент Брукингского института К. Гордон писал:


1 "Studies in Wake-Price Policy": J. Sheahan. The Wage-Price Guideposts. Washington. 1967; A. R. Weber. In Pursuit of Price Stability: The Wage-Price Freeze of 1971. Washington. 1973.

стр. 190


"Эти события произошли в стране, которая очень сильно полагалась на силу рыночной конкуренции как регулятора деловой активности, и при администрации, которая ранее противилась любому вмешательству правительства в частные" решения о заработной плате и ценах" (стр. VII). Вместе с тем авторы отмечают, что уже при Г., Трумэне правительство столкнулось со всем комплексом проблем, порождаемых инфляцией и в той или иной форме существующих и сейчас. Уже тогда были введены практически все понятия, которыми оперируют и ныне американские экономисты и политики. Более того, уже тогда, по мнению авторов, был использован весь арсенал средств борьбы с инфляцией, применяемый ныне (стр. 92). Такое утверждение, сделанное в 1974 г., равносильно признанию неэффективности применявшихся до сих пор средств борьбы с инфляцией и ее последствиями. На конференции некоторые ее участники открыто недоумевали в связи с тем, что рассмотрению подверглись лишь приемы и методы формирования правительственной политики по регулированию цен и заработной платы, в то время как вопрос об эффективности самой этой политики, по существу, тщательно обходился (стр. 385 - 386).

Это еще раз подтверждает, что, несмотря на глубину и размах государственно- монополистического регулирования, многие важнейшие задачи не могут быть решены в рамках капиталистической системы. Несмотря на детальную разработку отдельных приемов и методов, буржуазная экономическая мысль не способна найти выход из кризисного положения. Вся система государственно- монополистического регулирования экономики, строившаяся с 30-х годов по кейнсианским схемам, была изначально запрограммирована на развитие инфляционных процессов. По признанию одного из авторов книги, А. Вебера, одновременное достижение основных целей экономической политики всех послевоенных правительств США - поддержание полной занятости и стабильности цен - оказалось невозможным. Создать видимость полной занятости удалось только путем резкого увеличения военных расходов, которые, в свою очередь, резко усилили инфляцию (стр. 353 - 354).

Гораздо больший интерес представляют материалы, показывающие различия в подходе к решению упомянутых выше проблем, существующие между отдельными группами господствующего класса. Из книги видно, что после второй мировой войны государственное регулирование стало неотъемлемой частью жизни американского общества. В различные периоды регулирование приобретало иную окраску, а нередко она менялась даже на протяжении нахождения у власти одной и той же администрации. Ярче всего это проявилось во второй половине 40-х годов и во время президентства Д. Эйзенхауэра. Идея о связывании роста заработной платы с общим ростом производства была выдвинута в январе 1946 г., в самый разгар споров о путях развития правительственного регулирования. Именно тогда были сформулированы принципы, ставшие впоследствии основой политики "ориентиров" (стр. 28 - 29), получила теоретическое обоснование позиция предпринимателей, стремившихся к установлению жестких пределов для роста заработной платы. В случае их нарушения ответственность за рост инфляции возлагалась на профсоюзы. Это была типично неоконсервативная концепция государственно- монополистического регулирования цен и заработной платы, открыто осуществляемого за счет трудящихся, политика жесткого государственного регулирования, применяемого в отношении профсоюзного движения, в отличие от неолиберализма, сочетавшего государственное вмешательство в социально- экономические процессы с либерально-реформистским решением вопросов внутренней политики.

Сама идея жесткого связывания роста заработной платы с ростом производительности труда носит в политике "ориентиров" отчетливый антирабочий характер, поскольку источник инфляции стремятся отыскать не в громадных непроизводительных расходах буржуазного государства, не в действиях предпринимателей, вздувающих цены в погоне за прибылью, а в борьбе рабочих за рост заработной платы. В системе "ориентиров" ясно проявилась классовая сущность буржуазной экономической науки и статистики. Если рост заработной платы является наиболее четко фиксируемой величиной, то рост производительности труда гораздо труднее свести к единому общенациональному показателю, а действительный рост стоимости жизни является еще более трудноопределимым показателем2 .


2 По данным правительственных органов, рост заработной платы и стоимости жизни в США в 1941 -1945 гг. в реальном исчислении составил 24 и 33%, а по данным профсоюзов, соответственно 20 и 45% (Н. В Сивачев. Рабочая политика правительства США в гады второй мировой войны. М. 1974, стр. 175 - 177).

стр. 191


Все это приводит к тому, что правительство, пользуясь весьма приблизительными исчислениями роста производительности труда и стоимости жизни, в сущности, произвольно устанавливает пределы роста заработной платы. В отраслях экономики, связанных с новейшими достижениями научно- технической революции, эти жестко охраняемые государственными органами пределы роста заработной платы заведомо ниже темпов роста производительности труда.

Другим важным различием между этими основными течениями государственно-монополистического регулирования, проявившимся уже в период президентства Эйзенхауэра, был вопрос об отношении к инфляции. Администрация Эйзенхауэра старалась избегать прямого давления на предпринимателей (стр. 113 - 115), хотя в условиях обострившейся в конце 50-х годов "стагфляции" (то есть сочетания застоя в промышленности с ростом инфляции) и ощущала необходимость в государственном регулировании (стр. 95). Представляется необоснованным вывод С. Гордона, автора очерка, посвященного периоду президентства Эйзенхауэра, о полной будто бы пассивности правительства в этот период. Демонтаж созданной в годы корейской войны системы контроля над заработной платой и ценами, проведенный в 1953 г., прошел вовсе не так быстро и гладко, как это представляется автору, причем предложения в случае чрезвычайного положения предоставить президенту полномочия замораживать на 90 дней заработную плату и плату за жилье исходили из рядов республиканской партии3 . Сам по себе демонтаж системы, созданной в период "чрезвычайных обстоятельств", вовсе не означал отказа от регулирования вообще. Провозглашенная правительством Эйзенхауэра доктрина "разделения ответственности" между могущественными "большим бизнесом" и "большими профсоюзами", по мнению С. Гордона, является "более фундаментальным отступлением от общей теории рыночной экономики, нежели доктрина правительственного вмешательства, поскольку она призывает частные субъекты наравне с общественными руководствоваться в своих действиях критерием общественного интереса" (стр. 133). Подчинение "частных субъектов" "общественному интересу", носителем которого, согласно С. Гордону, выступает буржуазное государство, на практике означает полное подчинение профсоюзов целям правительственного регулирования. В период президентства Эйзенхауэра был принят ряд законов, существенно ограничивавших возможность активных действий профсоюзов. Именно доктрина "разделения ответственности" и стала идейно-теоретической основой политики "ориентиров", проводившейся впоследствии демократами. Неоконсерватизм республиканской администрации выступает в данном случае и как желание не навязывать предпринимателям готовых решений, а заставить их осознать необходимость предлагаемых правительством мер, слить воедино действия предпринимателей и государственных органов. Не менее важным показателем перехода республиканцев на позиции признания правомерности государственного регулирования стало вмешательство правительства в стачку сталелитейщиков в 1959 г., когда практика вмешательства в трудовые отношения в так называемых "ключевых отраслях" окончательно вошла в набор государственно-монополистических средств (см. стр. 130 - 132).

В деятельности правительства Л. Джонсона авторы сборника видят дальнейшее развитие политики "ориентиров", согласно которой рост заработной платы связан с темпами роста производства. Дж. Кохрейн пытается доказать, что правительство Джонсона к середине 60-х годов успешно боролось с инфляцией, применяя этот принцип в ключевых отраслях (стр. 194). Однако автор тут же вынужден признать, что, несмотря на это, безработица сохранялась, а цены росли. В условиях же эскалации военных действий в Индокитае вся система политики "ориентиров" начала рушиться (там же).

Содержание книги с достаточной ясностью говорит о кризисе идейно- теоретических основ государственно-монополистического регулирования в США. На определенном этапе строившаяся по кейнсианским рецептам политика государственного регулирования, несомненно, помогла господствующему классу. Дефицитное финансирование и безудержный рост военных расходов на время подстегнули развитие экономики и смягчили действия экономических кризисов. Однако они привели к такому развитию инфляции, которое требует постоянного увеличения этих расходов, порождающих еще большую инфляцию, грозящую дезорганизацией всей экономики.


3 "Congress and Nation 1945 - 1965. A Review of Government and Politics in the Postwar Years". Washington. 1965, p. 361.

стр. 192


Образовался своего рода порочный круг, выход из которого невозможно найти в рамках кейнсианских доктрин. Именно поэтому дискуссия, в ходе которой А. Вебер поднял вопрос о необходимости создания нового механизма правительственного контроля над ценами и заработной платой и в которой приняли активное участие такие экономисты, как Дж. Гелбрейт, Л. Кайзерлинг и У. Ростоу, оказалась фактически бесплодной, не нашла путей выхода из положения, при котором инфляция является составной частью всего государственного регулирования.

Опубликовано на Порталусе 28 октября 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама