Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ЭКОНОМИКА есть новые публикации за сегодня \\ 19.09.18


Гальванизация обанкротившейся "доктрины"

Дата публикации: 22 января 2018
Автор: Н. В. Романовский
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Номер публикации: №1516626115 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. В. Романовский, (c)

найти другие работы автора

Гальванизация обанкротившейся "доктрины"

"Osteuropa". Stuttgart. 1977, N 11.

Доктрины, которыми оперирует буржуазная историография СССР, мирового социализма, советология вообще, и созданные на их основе стереотипы во многом предопределяют подход буржуазных авторов к описанию фундаментальных проблем прошлого и настоящего нашей страны. Как уже отмечали советские ученые, буржуазные историографы ощущают неудовлетворенность набором имеющихся в их распоряжении доктрин и теорий, они ищут "новые" подходы к проблемам, относящимся к противоборству социализма и капитализма1 . О характере и результатах этих поисков дает определенное представление статья американского историка Р. Бэркса "Коммунизм, модернизация и история" (в прошлом Бэркс был политическим директором радиостанции "Свободная Европа" в Мюнхене). В основе статьи - доклад, с которым автор выступал на совместной конференции Американской ассоциации политической науки и Американской исторической ассоциации. Содержание и направленность статьи перекликаются с некоторыми другими современными советологическими публикациями2 .

В западной литературе последних двух десятилетий по проблемам истории СССР, советской политической системы, говорится в статье, преобладали теории "тоталитаризма" и "модернизации" (советские исследователи всесторонне разобрали эти доктрины и показали, что они дают искаженное, необъективное, однобокое, тенденциозное отражение процессов, происходящих в современном мире3 . Концепция "тоталитаризма", разработанная в современном виде в середине 50-х годов Х. Арендт, К. Фридрихом и З. Бжезинским4 , неразрывно связана с "холодной войной" (стр. 929). Указанная схема породила немало откровенно фальсификаторских и грубо антикоммунистических опусов. Тот факт, что даже некоторая часть советологов начала говорить о ее явной несостоятельности, вызывает раздражение Бэркса.

В настоящее время большее предпочтение оказывается доктрине "модернизации", которая рассматривает современную историю как движение к "единому индустриальному обществу"5 . Бэркс определяет "модернизацию" как процесс, неразрывно связанный (хотя им и не ограниченный) "с рядом геометрически возрастающих успехов в овладении человеком силами природы, которое было достигнуто путем научного исследования сущности природы и воплощения соответствующей техники в таких институтах, как фабричная система и массовое производство" (стр. 936). Непремен-


1 См.: Ю. И. Игрицкий. Октябрьская революция в новейшей буржуазной историографии. "История СССР", 1977, N 5; А. Е. Кунина. Некоторые вопросы истории Октября и буржуазные фальсификаторы. "Вопросы истории КПСС", 1977, N 10; Ю. К. Малов. Критика буржуазных фальсификаций роли КПСС в политической системе советского общества. "Вопросы истории КПСС", 1978, N 5.

2 См., например, "The Dynamics of Soviet Politics". Ed. by P. Cocks, R. V. Daniels, N. Whittier Heer. Cambridge (Mass.). 1976.

3 Н. Михеев. Критика теории "единого индустриального общества". Минск. 1968; Б. И. Марушкин. История и политика. М. 1969, стр. 130 - 159; Б. В. Федотов. Тоталитарное общество: мифы и реальность. М. 1974, и др.

4 Б. И. Марушкин. Указ. соч., стр. 140 - 141.

5 Там же, стр. 143 и далее.

стр. 190


ным компонентом доктрины "модернизации", продолжает Бэркс, является политический "плюрализм". Эта схема, с точки зрения многих советологов, более гибко учитывает некоторые реальности социализма (развитие его материально-технической базы, социалистической демократии и т. д.) и поэтому лучше "подходит" для целей фальсификации его истории. Известно, однако, что и этот предвзятый подход не очень-то помог советологам. Поэтому оказались неизбежными новые "пересмотры" и "модификации", вроде упоминаемой Бэрксом "более подходящей" (с точки зрения буржуазных политологов, разумеется) "модели" социалистического общества: некоего гибрида "тоталитаризма" и "модернизации" - концепции "мобилизации". Согласно ей "тоталитарные" методы всего лишь этап в социально- экономических преобразованиях, сменяющийся стадией "постмобилизации", означающей переход к "единому индустриальному обществу".

Разбирая эту схему, автор оказывает явное предпочтение "тоталитаристскому" истолкованию истории социалистического общества. Он так и пишет: "Исходная концепция тоталитаризма ближе к сути дела" (стр. 945), Но возврат к этой "теории", как можно убедиться, связан с гальванизацией особенно примитивных и грубых, откровенно антикоммунистических и антисоветских оценок истории СССР, получивших хождение во времена "холодной войны". И сам Бэркс - наглядный тому пример. Он пытается вдохнуть новые силы в антисоветские вымыслы того периода (см., например, стр. 934). Вновь предпринимается попытка противопоставлять советский народ и Коммунистическую партию. Этот клеветнический набор давным-давно и не один раз опровергнут историей. Единство партии и народа - главный источник непобедимости социалистического строя - получило свое сильнейшее воплощение в новой Конституции СССР, закрепившей особой статьей положение о руководящей и направляющей роли партии в жизни советского общества. "Коммунистическая партия, - указывает Л. И. Брежнев, - это авангард советского народа, его наиболее сознательная, передовая часть, неотделимая от народа в целом. Никаких других интересов, кроме интересов народа, у партии нет. Пытаться противопоставить партию и народ друг другу, рассуждать о "диктатуре партии"-это все равно что пытаться противопоставить, скажем, сердце остальному человеческому организму"6 .

Бэркс отрицает вклад советской науки и техники в прогресс человечества - прием сам по себе достаточно неприглядный и неубедительный. Правда, он тут же сам себя опровергает, оговариваясь, что не касается таких отраслей знания, как космонавтика и ядерная физика, и многих других, олицетворяющих передовые рубежи научно-технического прогресса.

Характерно, что Бэркс пытается возродить в буржуазной историографии и сменовеховские идеи "евразийцев"7 , воплотившиеся в иррациональной, мистической философии истории Н. Бердяева, выдвигавшего тезис о "неповторимости" Октябрьской революции и всего "большевистского эксперимента". Хорошо известно, что убедительнейшей критике эту концепцию подвергла сама история. Идеи Октября, ленинизма стали повседневной реальностью в жизни более ста народов и наций СССР, миллионов трудящихся социалистических стран на трех континентах. Учение Маркса, Энгельса, Ленина во все большей мере овладевает массами в капиталистических странах. В свете этого попытки оживить бердяевские концепции выглядят особенно жалкими. Псевдоисторические упражнения американского автора говорят о бесплодности и внутренней несостоятельности советологии, которой ничего не остается, как периодически возвращаться к концепциям многолетней давности.

Опубликовано 22 января 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...