Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК есть новые публикации за сегодня \\ 17.11.18


МЕТОДОЛОГИЯ ТЕМПУС "TUNING RUSSIA": НАСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА"

Дата публикации: 19 декабря 2015
Автор: М. В. Фирсов, И. В. Наместникова, Е. Г. Студенова
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 6, 2012, C. 23-33
Номер публикации: №1450541924 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. В. Фирсов, И. В. Наместникова, Е. Г. Студенова, (c)

найти другие работы автора

М. В. Фирсов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социальной педагогики Московского государственного областного университета, член Европейской ассоциации школ социальной работы

 

E-mail: mihail_firsov@mail.ru

 

И. В. Наместникова, доктор философских наук, профессор Московского государственного областного университета, эксперт "Темпус" по Болонскому процессу, член Европейской ассоциации школ социальной работы

 

E-mail: namira2004@mail.ru

 

Е. Г. Студенова, кандидат философских наук, доцент Московского государственного областного университета, эксперт "Темпус" по Болонскому процессу, член Европейской ассоциации школ социальной работы

 

E-mail: elenst14@mail.ru

 

Статья посвящена инновационной методологии настройки образовательных программ высшего образования, разработанной в ходе Болонского процесса и реализуемой в рамках

 
стр. 23

 

совместного проекта европейской программы Темпус "Tuning Russia". Авторы раскрывают основные этапы разработки профессиональной и академической составляющих профиля образовательной программы бакалавриата на основе анализа самой предметной области социальной работы, ее связи с другими программами циклов, а также с системой обучения и занятости выпускников.

 

Ключевые слова: профиль образовательной программы, методология тъюнинг, академическая и профессиональная составляющие профиля, социальная работа, предметная область социальной работы, общие компетенции, предметно-специфические компетенции, результаты обучения.

 

В условиях реализации Болонсюго процесса, модернизации системы образования в Российской Федерации изменяются требования к формированию образовательных программ в соответствии с теми параметрами, которые обусловливают привлекательность образовательных услуг с точки зрения интересов рынка труда (рис. 1). В связи с этим возникает потребность в проектировании образовательных программ, которые отличаются гибкостью структуры, подвижностью междисциплинарных и модульных взаимосвязей, имеют четкое правовое обоснование и перспективу востребованности формируемых компетенций на рынке труда.

 

 

Рис. 1. Требования Болонского процесса

 

Участие кафедры социальной работы и социальной педагогики МГОУ в международном проекте Темпус "Turning Russia" позволяет активно включиться в этот процесс и реализовывать методологию Tuning на практике: развивать инициативу снизу, осуществлять передачу знаний и технологий в двустороннем направлении, развивать межпрофессиональный обмен и диалог.

 

Методология "Tuning" нацелена на настройку образовательных структур в процессе реализации задач Болонского процесса на уровне университетов и предметных областей. Ее формирование началось в 2000 г. при поддержке Европейской комиссии с участием стран, входящих в Болонский процесс. Методология "Tuning" предполагает выработку подходящих и сопоставимых учебных планов, обеспечение открытости образовательной системы, признание на европейском уровне, построение доверия между университетами, предлагая им систему обеспечения гарантии качества учебных программ. Главное внимание уделяется результатам обучения, выраженным в "компетенциях" и зачетных единицах, а также сравнимости учебных планов. Для достижения этих целей были выделены 5 критериев:

 

1) общие компетенции;

 

2) предметно-специфические компетенции для определения сферы;

 

3) европейская система перевода и накопления зачетных единиц;

 

4) подходы к преподаванию, обучению и оценке;

 

5) улучшение качества образования.

 

Действие методологии направлено не на образовательную систему, а на ее структуру и содержание, которые разрабатываются самими университетами и их профессорско-преподавательским составом.

 

Болонская Декларация содействует реформированию образовательных систем во многих европейских странах, это было осознанное политическое решение по слиянию разных европейских национальных систем

 
стр. 24

 

высшего образования. Эти реформы, в свою очередь, порождают новые дискуссии в области образования, связанные с настройкой бакалаврских, магистерских и докторских учебных программ и подходов к преподаванию, обучению и оценке.

 

Методология "Tuning" вносит значительный вклад в развитие образовательных процессов (рис. 2). "Tuning" ("Настройка") вводится не для того, чтобы университеты смогли сделать единые или схожие учебные планы, а для того, чтобы университеты могли принять общую меру измерения знаний и их понимания. На основе методологии "Tuning" формирование профиля образовательной программы происходит последовательно, в соответствии с отдельными шагами:

 

 

Рис. 2. Вклад методологии Tuning в развитие образовательных процессов

 

- определение основных дисциплин/ предметных областей, которые формируют основу образовательной программы;

 

- определение фокуса программы как общего или специализированного (соотношение между общими и специализированными дисциплинами);

 

- определение направленности (ориентации) образовательной программы;

 

- выявление и описание потенциальных сфер/секторов занятости выпускников;

 

- определение вклада программы в развитие гражданственности и личностной культуры;

 

- определение ключевых компетенций программы и, если возможно, проведение различий между общими и предметно-специфическими компетенциями, наиболее актуальными для предложенной программы;

 

- подробное описание ключевых (общих и предметно-специфических) компетенций на основе методологии Tuning).

 

Такой пошаговый формат работы над профилем обеспечивает соответствие всей образовательной программы требованиям системы обеспечения качества.

 

Участвуя в проекте "Tuning Russia", кафедра социальной работы и социальной педагогики Московского государственного областного университета приступила к разработке своей модели профиля образовательной программы.

 

1. Определение предметной области социальной работы, описание ее сферы. Социальная работа как вид профессиональной деятельности развивается в европейском пространстве в логике общеевропейских, национальных и культурно-исторических процессов. Большое влияние на сферу социальной работы имеют политическая система государства, развитость экономики, стратификация общества, культура производства и потребления населения - эти и многие другие факторы определяют своеобразие социальной работы как сферы воспроизводства социального, культурного и трудового капитала в той или иной европейской стране.

 

В Российской Федерации социальные работники осуществляют свою деятельность в системах социального обеспечения социального обслуживания населения, деятельность которых направлена на предоставление ресурсов жизнедеятельности и социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Между тем сфера социальной работы имеет более широкие границы, деятельность социальных работников может быть реализована в системе учреждений различных форм собственности, а также в различных сферах жизнедеятельности.

 

В европейских странах социальная работа реализуется в различных профессиональных сферах. Так, в ФРГ социальная работа/социальная педагогика реализуется в области социального попечения населения в таких основных сферах, как помощь молодежи, социальная помощь и помощь по охране здоровья. Во Франции социальная работа реализуется в сфере социальной помощи, специализированного воспитания,

 
стр. 25

 

социокультурной анимации, социального сопровождения детей и подростков.

 

Однако несмотря на различную реализацию социальной работы в тех или иных странах социальная работа предоставляет необходимые ресурсы, помогает людям изменить их поведение и мировоззрение, решает проблемы, связанные с материальными трудностями и ценностными ориентациями.

 

Социальная работа в разных странах реализуется на различных уровнях, каждый из которых определяет свою грань социальной работы. Так, макроуровень практики социальной работы реализует способы организации социальных отношений на уровне социальных институтов, которые осуществляют функции помощи и контроля. Мезоуровенъ практики социальной работы (организационно-управленческий уровень) регулирует связи между учреждениями сервиса и социальных услуг, программы активизации деятельности персонала, а также содействует реализации программ помощи населению. Микроуровень (индивидуально-групповой уровень практики) реализуется непосредственно в учреждениях социальной защиты, осуществляя различные стратегии помощи на основе адресности и индивидуальных запросов клиентов.

 

2. Предметная область социальной работы как научная дисциплина. Социальная работа как научная дисциплина не имеет однозначного понимания как в Российской Федерации, так и за рубежом. Это связано с научными традициями в европейских странах, развитостью предметного языка теории социальной работы, влиянием научных социальных областей познания на теоретические парадигмы социальной работы. Эти и другие факторы формируют достаточно большой спектр определений теоретических границ социальной работы.

 

Европейские и американские исследователи определяют социальную работу как научную дисциплину следующим образом (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Зарубежные определения социальной работы как сферы научного знания

 

Р. Баркер

Т. Вальтер

П. Зоммерфельд

М. Пэйн

Наука оказания помощи людям в достижении ими достаточного уровня психосоциального функционирования [9, с. 357]

Это ответ на социальные недостатки, государственные мероприятия по оказанию помощи в трудной ситуации, с одной стороны, и культурная образовательная деятельность, с другой; это помощь по адаптации в обществе или как критика и изменение общества, попечение (социальное обеспечение) и контроль или помощь и воспитание самопомощи [11, с. 25]

Интегративная теория действия, относящаяся к области социальных наук [10, с. 49]

Это область познания, обеспечивающая описание и понимание целей и содержания социальной работы как социального явления и деятельности [4, с. 123]

 
 
 
 
 

Отечественные исследователи, подключившиеся к данному процессу в конце XX в., имеют свои взгляды на сущность теории социальной работы (табл. 2).

 

Вместе с тем несмотря на различные научные подходы к теории социальной работы отечественные и зарубежные исследователи выделяют следующие специфические черты, которые определяют сущность ее предметной области:

 

- эклектизм (в европейской интерпретации) или междисциплинарность (в российском понимании) области познания;

 

- исследование реальности на основе методов познания социальных наук;

 

- фокус теоретических концепций социальной работы на индивидуальной работе со случаем, работе с группой, работе в микросоциальной среде/сообществе;

 

- осмысление проблем клиента с позиций директивной/недирективной практики помощи;

 

- прикладной характер теории;

 

- теоретические парадигмы строятся вокруг проблем анализа ситуации клиента (индивида, групп, сообщества) и конструирования оптимальных моделей помощи исходя из его запроса и социального контекста;

 

- амбивалентность социальной работы находит выражение в бинарной кодификации описания теоретических подходов:

 
стр. 26

 

Таблица 2

 

Отечественные определения социальной работы как сферы научного знания

 

Авторский коллектив под редакцией Е.И. Холостовой

П.Д. Павленок

Авторский коллектив под редакцией проф. С.И. Григорьева

Авторский коллектив под редакцией В.И. Жукова

М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова

Теория социальной работы представляет собой особое выражение в логических формах знания процесса функционирования и развития сложной полицентрической системы социального развития, где каждый компонент структуры может выступать и причиной, и следствием характера социальных процессов одновременно [6, с. 82]

Теория социальной работы как наука представлена как сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и социальной работе [3,с. 21]

Социальная работа как наука изучает механизмы реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида и группы, а также характер сопряженности жизненных сил индивида, группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях [7, с. 44]

Это наука о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности [5, с. 25]

Теория социальной работы - система познания, специфических предметных объектов, свойств социальной работы как процесса социальной помощи, формы общественного сознания, видов профессиональной деятельности и выражена на основе специализированных средств предметного языка [8, с. 135]

 
 
 
 
 

а) теория - идеология;

 

б) конформизм и девиация;

 

в) интеграция - дезинтеграция;

 

г) помощь - контроль;

 

д) проблема - решение и т. д.

 

3. Предметная область социальной работы как профессия. "Социальная работа как профессия содействует сохранению, воспроизводству, развитию и интеграции человеческого капитала в систему изменяющихся общественных отношений и социальных структур общества посредством практической деятельности в социальных учреждениях, способствует активизации самоуправления свободных индивидов и их организаций. Используя теории социального взаимодействия и общественных систем, социальная работа способствует индивидуальному и коллективному благополучию, защищает интересы отдельных людей, групп и общностей с учетом культурного единства и многообразия, противодействует процессам маргинализации населения, развивает потенциалы общества и индивида в решении социальных проблем и трудных жизненных ситуаций. Принципы социальной справедливости, защиты прав человека, профессиональной солидарности являются фундаментом социальной работы", - данное рабочее определение было принято представителями предметной группы "Социальная работа" проекта "Tuning Russia" М. В. Фирсовым, И. В. Наместниковой, Е. Г. Студеновой, В. К. Шаповаловым, И. Д. Лельчицким, В. А Фокиным, О. Н. Солодянкиной в апреле 2011 г. Оно конкретизирует действующее международное определение социальной работы применительно к российским реалиям. Практическая деятельность в современном российском обществе должна учитывать культурное единство и многообразие, нацелена на достижение индивидуального и коллективного благополучия, должна противодействовать распространению маргинализации населения, особенно в условиях социально-экономического кризиса.

 

Социальная работа нацелена на активизацию потенциала различных общественных организаций, которые должны оказывать профессиональную помощь населению. Солидарность и консолидация государственных институтов, общества, Церкви, всех ее конфессий в деле помощи и поддержки российских граждан являются исторической миссией всех ее помогающих сил. Именно на этой основе осуществляется профессио-

 
стр. 27

 

нальная помощь в ее основных направлениях деятельности: социально-бытовой, социально-экономической, социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой, социально-реабилитационной и социально-профилактической.

 

4. Связь предметной области с другими программами циклов. Социальная работа как область научного познания и сфера профессиональной деятельности в XX в. имеет различный генезис в европейских странах и Российской Федерации.

 

В европейских странах социальная работа на новом этапе появляется после Второй мировой войны, и здесь наблюдается экспансия "американской модели социальной работы", которая охватывает практически все европейские страны. В основу профессии легла не только "американская классическая триада": работа со случаем, работа с группой, работа в микросоциальной среде, - но и базовые теоретические концепты: клиент, случай, диагноз. Профессия и профессиональное знание формировались на основе научных теорий и практике психологии, медицины, юриспруденции.

 

Теория и практика социальной работы в Российской Федерации формировались в начале 90-х гг. XX в., когда европейские страны отошли от американской теории и практики социальной работы, выработав свои теоретические парадигмы, модели образования и профессиональной деятельности. Именно европейские страны во многом определили теорию и практику социальной работы, которые формировались вокруг таких концептов, как клиент социальных служб, трудная жизненная ситуация, социальное обслуживание.

 

В новый период развития профессии большое влияние на становление ее идеологем и методологических подходов сыграли немецкие и британские концепты профессиональной помощи. Однако теоретическая парадигма социальной работы в основном формировалась на основе отечественного познания вокруг теоретических концептов психологии, социологии, педагогики и медицины.

 

Вместе с тем, реализуя подходы Болонского процесса в парадигме социальной работы, и в отечественном, и в зарубежном познании наблюдается как сближение практик, так и теоретических парадигм не только в рамках своей предметной области. Сближение осуществляется и за счет привлечение тех областей познания, которые содействуют развитию профессионального знания и практической деятельности. Среди таких "областей содействия" можно выделить социальную философию, этику, социологию, социальную антропологию, психологию, социальную психологию, экономику, демографию, право, социальную политику, педагогические науки, методы информатики.

 

5. Типичные профессии выпускников. Возможности трудоустройства выпускников достаточно широки (табл. 3), хотя в условиях Российской Федерации они весьма ограничены сосредоточением сферы услуг в области социальной работы в государственном и муниципальном секторе. Вместе с тем все большее развитие приобретает участие выпускников в работе негосударственных и некоммерческих объединений, формирование ими различных гражданских инициатив в сфере поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Таблица 3

 

Система обучения и занятость выпускников

 

Бакалавр

Содержание

Система обучения

Социальная и культурная антропология, теория социальной работы, методы социальной работы, этика социальной работы, социальная политика, социальная работа с индивидами и семьей, социальное администрирование, методы исследования в социальной работе, проектная деятельность, социальное планирование и т. д.

Занятость

Государственные, общественные, религиозные организации и учреждения социального сервиса; социальное администрирование, социальный менеджмент и сервис; социальное обучение специфических групп (престарелые, иммигранты, третий возраст); учреждения здравоохранения и образования, пенитенциарной системы, службы занятости и т. д.

 
 
 
 
 
стр. 28

 

Окончание табл. 3

 

Магистр

Содержание

Система обучения

Различная направленнность исследований и углубленная специализация в отдельных направлениях (например, профилактика ПАВ, работа с меньшинствами, мигрантами и т. д.)

Занятость

Более высокий административный уровень в управлении учреждениями социальной защиты, образования и социального сервиса

 
 
 
 
 

6. Профиль образовательной программы по направлению "Социальная работа". Совокупной характеристикой образовательной программы является профиль. При разработке профиля необходимо учитывать, что в рамках Болонского процесса он понимается не так, как в России. "Профиль" - это набор функций и соответствующих компетенций, необходимых для осуществления этих функций, относящихся к конкретной области профессиональной деятельности [1, с. 20]. Согласно методологии "Tuning", профиль включает в себя две составляющие: академическую и профессиональную. Академическая составляющая определяет результаты обучения в терминах компетенций - как общих, так и предметно-специфических. Профессиональная составляющая утверждается представителями отрасли и должна отражать изменяющиеся потребности общества и социальной ситуации, определяя, каким должен быть выпускник с точки зрения функций, которые он должен выполнять, и контекстов, в которых они должны реализовываться [2, с. 34 - 35]. Такой подход дает обоснование целям и задачам образовательной программы. Профессиональная составляющая профиля трансформируется в результаты обучения, формы и методы обучения и оценки, которые должны быть адекватны общим и предметно-специфическим компетенциям (табл. 4). Все это находит свое отражение в представленной ниже структуре профиля образовательной программы бакалавриата по направлению Социальная работа.

 

Таблица 4

 

Профиль образовательной программы по направлению "Социальная работа"

 

Тип степени и продолжительность обучения

Бакалавр социальной работы. Степень является результатом совместной программы, разработанной Московским государственным областным университетом, Адыгейским государственным университетом, Казанской академией социального образования, Потсдамским университетом прикладных наук (Германия). Общая трудоемкость освоения программы бакалавриата - 240 ECTS, нормативный срок - 8 семестров (4 академических года)

Высшее учебное заведение

Московский государственный областной университет (МГОУ)

Аккредитующая организация

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сроки действия программы

Учебная программа аккредитована на 4 года (2010 - 2014)

Цикл/уровень

Уровень квалификации - бакалавр, согласно национальным рамкам квалификации (Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования); первый цикл - для рамок квалификации европейского высшего образовательного пространства; шестой цикл - для европейской рамки квалификации - образование в течение всей жизни

А

Цель

 

Подготовка бакалавров социальной работы, обеспечивающих социальное обслуживание, реабилитацию и адаптацию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации

Б

Характеристики

1

Дисциплины/предметная область

Программа имеет междисциплинарный характер и включает следующие учебные циклы: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный. Соотношение между этими циклами определяется как 35:65:140. Все циклы представлены в 17 модулях, включая базовые и вариативные компоненты

 
 
 
 
 
стр. 29

 

Продолжение табл. 4

 

2

Общий/специализированный фокус

Образовательная программа имеет специализированную направленность, связанную с социальной работой с семьей и детьми

3

Ориентация

Данная степень ориентирована на практику и связана с определенной сферой занятости

4

Отличительные особенности

Программа основана на учебных модулях и включает международные компоненты, связанные со стажировкой преподавательского состава и студентов на основе Дополнительного соглашения о сотрудничестве между Московским государственным областным университетом и университетами-партнерами из Российской Федерации, Италии и Германии

В

Трудоустройство и дальнейшее образование

1

Трудоустройство

После успешного завершения программы выпускникам присваивается степень "бакалавр социальной работы" и предоставляется возможность трудоустройства, прежде всего в заинтересованных организациях (социальных службах, социальных учреждениях, общественных организациях социальной направленности, социальных фондах); затем в региональных государственных службах занятости; региональных службах гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе регионального социального страхования. Степень бакалавра социальной работы охраняется государством на основе государственных федеральных законов (Федеральный закон об образовании N 32 - 66 - 1 от 10.07.1992; Федеральный закон о высшем и поствузовском профессиональном образовании N 125-ФЗ от 22.08.1996)

2

Дальнейшее образование

Выпускники имеют возможность продолжить свое образование в рамках данной предметной области в магистратуре и получить степень "магистр социальной работы"

Г

Стиль обучения

 

Подходы к обучению и преподаванию

Педагогические стратегии нацелены на развитие всех способностей студентов. Это обучение, основанное на компетентностном подходе и ориентированное на практику. В процессе обучения используются различные методы: от традиционных (лекции, семинары, консультации) до предметно-специфических (исследовательские семинары, практические занятия, сессии по решению проблем, мастер-классы, стажировки, учебная и производственная практики, групповое проектирование, инклюзивные исследования, интерактивное дистанционное обучение на платформе Moodle)

2

Методы оценки

Зависят от категории результатов обучения и используются в пределах каждой категории: устный или письменный экзамен, письменная презентация (эссе, доклад, статья), тест, анализ кейса, слайд/ видеопрезентация, проект, дискуссия, ролевая игра, подготовка ответа на запрос клиента

Д

Компетенции программы

1

Общие
Инструментальные:
(04) способность определять, формулировать и решать проблемы;
(06) способность применять знания на практике;
(09) способность к самообразованию;
(10) способность к общению в устной и письменной форме на родном языке; (12) способность принимать обдуманные решения. Межличностные:
(02) способность работать в команде.
Системные:
(26) знание и понимание предметной области и профессии;
(29) нацеленность на достижение результата

 
 
 
 
 
стр. 30

 

Окончание табл. 4

 

2 Предметно-специфические
Инструментальные:
(9) готовность к реализации современных технологий социальной защиты, медико-социальной поддержки слабых слоев населения;
(10) готовность к предоставлению социально-бытовых, социально-психологических, социально-экономических и социально-правовых услуг отдельным лицам и социальным группам;
(14) способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней;
(15) способность исследовать специфику социокультурного пространства, инфраструктуру обеспечения социального благополучия представителей различных социальных групп;
(18) способность к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи.
Межличностные:
(11) готовность к посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации;
(12) способность к созданию благоприятной социально-психологической среды в социальных организациях и службах, предупреждению и профилактике профессионального "выгорания"
Системные:
(13) готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности;
(16) способность определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия;
(17) способность к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб;
(19) готовность к участию в разработке методов интервенции и социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы;
(20) способность создавать социальные проекты с учетом специфики национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп

Е

Результаты обучения

Демонстрировать всесторонние знания предметной области, включая критическое понимание:
- современных теорий социального развития и социального благополучия;
- особенностей коммуникативных процессов в современном обществе;
- основных концепций в области психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы;
- основных технологий обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья;
- экономических процессов, протекающих в сфере социального обслуживания;
- правовых основ социальной работы, социального управления и социального обслуживания;
- кодекса этики социальных работников.
Владеть:
- методами исследования проблемного поля теории психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы;
- методами сравнительного анализа общего и специфического в развитии социальной работы на разных этапах истории России и зарубежных стран;
- основами профессионального взаимодействия с клиентами и коллегами.
Уметь:
- использовать социально-педагогические, медико-социальные и социально-психологические методы и технологии в практике социальной работы;
- оценивать экономическую и социальную эффективность деятельности в сфере социального обслуживания;
- использовать методы, принципы и функции социального управления в сфере социального обслуживания;
- оценивать качество социального обслуживания в соответствии со стандартами;
- формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания;
- давать этическую оценку профессиональной деятельности социального работника;
- юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие в процессе профессиональной деятельности социального работника в сфере социального обслуживания

 
 
 
 
 
стр. 31

 

Работа над формированием профиля образовательной программы по направлению "Социальная работа" с применением методологии "Tuning" продолжается. В настоящее время профиль формируется на основе последних исследований и в соответствии с запросами практики. Однако современная практика социальной работы в Российской Федерации в основном ограничена сферой социального обеспечения и социального обслуживания населения, основными субъектами которых являются государственные и муниципальные социальные службы. Недостаточное развитие гражданского общества сдерживает формирование самостоятельных гражданских инициатив по решению трудных ситуаций в жизни российских граждан. Это сказывается и на содержании профилей образования в сфере социальной работы, где слишком малое внимание уделяется практике, проектной деятельности, развитию самостоятельности студентов в решении сложных профессиональных задач.

 

В процессе создания единого образовательного пространства социальной работы в Европе необходимо учитывать как передовой опыт, так и проделывать определенную "работу над ошибками", имея в виду развитие социальной работы в кризисные периоды социальных государств отдельных стран Европы в первые десятилетия XXI в. Посредством гибкой моделируемой системы подготовки современных профессиональных социальных работников можно и необходимо закладывать основы позитивного развития общества. Огромная роль в формировании такой системы образования принадлежит методологии "Tuning", которая активно реализует компетентностный подход в образовательных программах, что позволяет своевременно реагировать на изменения, происходящие в обществе, учитывать последние запросы работодателей, вырабатывать новые подходы к подготовке профессиональных кадров социальной работы, ориентированные на результаты обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Олейникова О. И. Болонский процесс и сопоставимость программ, дипломов и квалификаций высшего образования // Вестник МГОУ Сер. "Психологические науки". - М: Изд-во МГОУ, 2009. - N 3.

 

2. Муравьева А. А. Принципы проектирования и реализации программ высшего образования в соответствии с требованиями Болонского процесса // Вестник МГОУ Сер. "Психологические науки". - М.: Изд-во МГОУ, 2010. - N 2. -Т. 2.

 

3. Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2008.

 

4. Малькольм П. Социальная работа: современная теория: Учеб. пособ. / Под ред. Дж. Камплинга; Пер. с англ. О. В. Бойко (гл. 1 - 11) и Б. Н. Мотенко (гл. 12 - 14). - М.: Академия, 2007.

 

5. Теория и методика социальной работы. Учеб. пособ. - Ч. 1. -М., 1994.

 

6. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998.

 

7. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Ельчанинов В. А. и др. Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. -М., 1994.

 

8. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. -М.: Академический Проект, 2009.

 

9. Barker R. L. The social work dictionary. - 3rd ed. - NASW PRESS, 1995.

 

10. Sommerfeld P. Soziale Arbeit - Grundlagen und Perspektiven einer eigen-standigen wissenschaftlichen Disziplin // Sozialarbeitswissenschaft - Kontroversen und Perspektiven: Ronald Merten (Hrsg.). - Neuwied; Kriftel; Berlin: Luchterhand, 1996.

 

11. Walter Th. Phanomenologie - Ihr Nutzen fur die Theorie und die Praxis der Sozialarbeit und Sozialpadagogik // Theorie und Forschung in der Sozialen Arbeit/hrsg. Von Norbert Huppertz. - Neuwied; Kriftel: Luchterhand, 1998.

 
стр. 32

 

TUNING METHODOLOGY: TUNING THE DEGREE PROGRAMMES IN SOCIAL WORK SUBJECT AREA

 

M. V. Firsov, doctor of history, professor, head of the Chair of Social Work and Social Pedagogic of the Moscow State Regional University, European social work schools Association member

 

I. Namestnikova, doctor of philosophy, professor of the Moscow State Regional University, Tern pus expert in the field of higher education in the Russian Federation in the context of the Bologna process, European social work schools Association member

 

E. Studenova, candidate of philosophy, associate professor of the Moscow State Regional University, Tern pus expert in the field of higher education in the Russian Federation in the context of the Bologna process, European social work schools Association member

 

The article deals with the innovative methodology of tuning degree programmes developed by the Bologna process and implemented within the framework of the joint project of the European programme Tempus "Tuning Russia". The authors reveal the basic steps in the development of professional and academic components of Bachelor's degree profile on the basis of the analysis of the Social Work subject area, its links with other programmes, as well as the training and employment of graduates.

 

Key words: degree profile, tuning methodology, academic component of a degree profile, professional component of a degree profile, social work, subject area of social work, generic competences, subject-specific competences, learning outcomes.

 
 

Опубликовано 19 декабря 2015 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама