Рейтинг
Порталус

Обзоры и рецензии. Э. Ф. ДЖЕКОБ. ПЯТНАДЦАТОЕ СТОЛЕТИЕ (1399-1485). "ОКСФОРДСКАЯ ИСТОРИЯ АНГЛИИ" Т. VI

Дата публикации: 28 мая 2016
Автор(ы): В. Ф. СЕМЕНОВ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 1964, C. 188-191
Номер публикации: №1464433754


В. Ф. СЕМЕНОВ, (c)

Этим томом заканчивается издание выходившей не в порядке очередности томов крупной серии работ по истории Англии под общим названием "Оксфордская история", начатой еще в 1934 г. под редакцией Дж. Кларка. В рецензии на пятый том этой серии мы уже давали общую ее характеристику и описали состав всех томов, начиная с I (период первобытнообщинного строя, Римская Британия и англосаксонское завоевание) и кончая XIV (Англия в 1870 - 1914 гг.)1 . Возможно, будут напечатаны еще и дополнительные тома - XV и XVI (Англия с 1914 г.). Но пока специального проспекта такого издания не появлялось.

 

Том VI написан примерно в том же стиле и духе, что и прежние тома серии. Он дает обильный фактический материал, преимущественно по политической истории Англии, и обладает довольно полной библиографией источников, общей и специальной литературы. Экономическая история занимает в нем сравнительно небольшое место, да и самое изложение ее идет после изложения политической истории. Как и в других томах, в VI томе также сравнительно мало уделено внимания народным движениям. Общий тон изложения - консервативно-либеральный. Однако книге Э. Ф. Джекоба присущи и некоторые новые тенденции. Следует отметить прежде всего большое внимание автора к социальной истории Англии. Особенно конкретно и полно обрисован на страницах книги господствовавший класс феодалов, притом не только в лице правящей аристократии, но и стоящей за нею и связанной с ней всей массы рыцарства и мелких джентльменов. Политическая история Англии, в частности война Алой и Белой розы, теснейшим образом связана у Джекоба с историей этого класса, его земельной собственности и организации. Это, безусловно, положительная черта книги.

 

Интерес автора к социальной истории Англии (понимаемой им, как увидим, все же односторонне, главным образом как развитие средневекового общества лишь в виде эволюции класса феодалов) не нов для

 

 

1 См. "Вопросы истории", 1962, N 4.

 
стр. 188

 

него. Джекобу принадлежит крупная монография о баронской войне XIII в.2 , в свое время много способствовавшая выяснению вопроса о характере гражданской войны, в условиях которой возник английский парламент. В предыдущей работе Джекобу удалось доказать, что это была не просто баронская война, но что в ней участвовали и широкие круги рыцарства, в частности низший военно-служилый слой, так называемые бакалавры3 . Другая положительная черта рассматриваемого тома - попытка автора пересмотреть многие традиционные для буржуазной историографии оценки событий английской истории XV в., что придает известную заостренность и полемичность всему изложению.

 

Шестой том "Оксфордской истории" состоит из четырнадцати глав, сгруппированных в трех частях. Первая часть (гл. I- VI) носит заглавие "Ланкастеры". В ней излагается политическая история Англии с 1399 г. (когда был свергнут Ричард II и на престол вступил Генрих IV Ланкастер), правление Генриха IV, Генриха V и первая половина правления Генриха VI. Вторая часть (гл. VII-IX)-под заглавием "Общество и правительство" - носит описательно-аналитический характер. Она характеризует английское государство и его различные учреждения, а также дворянство; частично здесь же говорится об общем экономическом развитии страны. В третьей части - "Иорки" (гл. X-XIV) - излагается история борьбы двух династий за власть, подробно описывается правление Эдуарда IV и Ричарда III, а также гибель последнего. В этой части имеется небольшая дополнительная глава - очерк развития английской культуры XV в. (живопись, архитектура, Кэмбриджский и Оксфордский университеты, развитие схоластики и мистики). Шесть приложенных к тому карт четко иллюстрируют военные события Столетней войны и войны Алой и Белой розы.

 

Уже в первых главах мы встречаем новые оценки исторических событий XV века. Так, в отличие от либеральных историков XIX- начала XX в., подчеркивавших обычно деспотизм Ричарда II и рассматривавших приход к власти новой династии Ланкастеров как своего рода протест против тирании и торжество "конституционализма", Джекоб расценивает это событие как настоящую узурпацию: "Ланкастеры были династией захватчиков..." (стр. 1). В то же время, описывая переворот 1399 г., Джекоб убедительно показал, что своей победой Генрих IV был обязан главным образом поддержке со стороны могущественных феодалов Севера, предоставивших в его распоряжение 30-тысячное войско (стр. 4). Результатом прихода к власти новой династии в таких условиях явилась полная зависимость ее от знати. Положение Генриха IV было неустойчивым. Сторонники Ричарда II продолжали организовывать новые мятежи. Социальная база Ланкастеров не была широкой; популярность Ланкастеров оказалась сомнительной даже среди тех феодалов, которые вначале поддержали ее (стр. 117). Критическое отношение Джекоба распространяется и на второго представителя новой династии - Генриха V. В противовес традиционной для английской дворянско-буржуазной историографии хвалебной оценке последнего как "короля-героя", прославившего своими военными и политическими успехами Англию, Джекоб характеризует Генриха V как неумелого политика: он "производил большое впечатление на современников своим личным характером и энергией... Но по существу он являлся авантюристом, а не государственным деятелем" (стр. 202). В частности, план создания унитарного англо-французского государства принес Англии, по мнению Джекоба, больше вреда, чем пользы. Период малолетства Генриха VI Джекоб правильно рассматривает как время неограниченного господства феодальной знати, перед которой были одинаково бессильны и королевский совет и протекторы- регенты (стр. 211 - 215).

 

Некоторому пересмотру подверглись старые взгляды относительно 100-летней войны, но суждения автора по этому вопросу не во всем последовательны и недостаточно убедительны. Так, хотя Джекоб и отвергает рациональность создания двуединой англо- французской монархии, это не мешает ему в других местах книги серьезно ставить вопрос о "законности претензий" английских королей на французское наследство даже во второй половине XV в. (стр. 577- 578: переговоры с Людовиком XI при Эдуарде IV). С одной стороны, Джекоб откровенно описывает грабежи, которые произво-

 

 

2 E F. Jacob. Studies in the Period of Baronial Reform and Rebellion 1258 - 1267 ("Oxford Studies in Social and Legal History"). Oxford. 1925.

 

3 Ср.: Д. М. Петрушевский. Очерки из истории английского государства и общества. Очерк IV. М. 1937; Е. В. Гутнова. Возникновение английского парламента. М. 1960, стр. 31 сл.

 
стр. 189

 

дили английские оккупанты в захваченной ими французской Нормандии (стр. 189- 192); с другой стороны, он же несколько раз с сочувствием пишет о желании населения Бордо и других городов Аквитании остаться под властью Англии вместо того, чтобы подчиняться королю Франции (стр. 504 - 506). В традиционном же для английских буржуазных историков духе Джекоб с большой неприязнью относится к Жанне д'Арк и пытается оправдать ее судей, хотя он вынужден признать, что Жанна д'Арк своим выступлением сумела создать перелом в ходе Столетней войны, "влив дух бодрости во французскую армию" (стр. 249 - 252).

 

Наибольший интерес в книге представляет для советского читателя ее вторая часть, где содержится характеристика английского общества. Перед читателем проходит история десятков фамилий аристократии, особенно Севера и Запада, с точным указанием количества их земель, размеров доходов, связей друг с другом и многочисленными нижестоящими лордами, рыцарями и сквайрами. Используя новейшую монографическую литературу по этому вопросу, Джекоб приводит в ряде случаев поразительные цифры. Так, в 1435 г. наиболее богатые бароны Англии получали в среднем каждый не менее 1000 ф. ст. годового дохода; 183 "крупных" рыцаря имели доход по 200 ф. ст.; 780 "низших" рыцарей - от 40 до 100 ф. ст. Еще ниже их стояло большое количество мелкого и мельчайшего "благородного народа" (gentil folk) с доходами в 10 - 20 ф. ст., а у некоторых по 5 - 10 ф. ст. (стр. 333). Этот факт прекрасно объясняет возрождение в XV в. частного вассалитета, принявшее в Англии громадные размеры. Многим рыцарям не оставалось ничего другого, как поступать на службу или в дружину к соседнему могущественному лорду. Относящиеся к XV в. Письменные договоры лорда со вступающими в зависимость от него мелкими, а иногда и средними феодалами сохранились в большом количестве. Автор приводит в качестве примера лорда Гастингса, от которого зависело 90 рыцарей, сквайров и джентльменов и даже два лорда (стр. 339 - 340). Однако класс горожан Джекобом описан уже более скупо. А класс крестьян его интересует совсем мало. Следовательно, рассмотрение автором "социальной истории" нужно признать односторонним.

 

В разделе об экономическом развитии Англии XV в. можно найти некоторый интересный материал, в частности о вывозе английской шерсти за границу, о развитии сукноделия, о переменах в манориальном хозяйстве, поскольку в XV в. лорды почти перестали вести хозяйство на домене и, как правило, сдавали его в аренду. Однако автор дает неверную оценку английской промышленности XV в., безоговорочно признавая ее "капиталистической" (стр. 366 - 367). При характеристике английской деревни XV в. Джекоб не сумел подметить того, что часть рыцарства и джентри уже тогда энергично занимались сельским хозяйством, широко используя наемный труд. Неполно охарактеризован и кризис крупного землевладения. Хотя лорды действительно обладали множеством маноров, доходы их с экономической точки зрения были недостаточными, платежи с земель не увеличивались. Именно это толкало лордов на "французскую авантюру" и побуждало их к переделам земли в Англии, что в конце концов и вылилось в войну двух Роз. Вообще та полемика, которая имела место по вопросу о кризисе английской экономики XV в., "века противоречий и загадок" (работы М. М. Постана, Е. А. Косминского и др.), нашла в томе слабое отражение.

 

В третьей части книги подводятся итоги деятельности Йорков, направленной на укрепление политической централизации страны. Однако автор не проявляет достаточного внимания к такому значительному событию, как кентское восстание 1450 г. во главе с Джеком Кедом. Хотя в нем принимали участие и крестьяне, и мелкие горожане, и даже джентри, Джекоб отводит описанию восстания всего две страницы, характеризуя его как чисто местное движение, направленное против кентского шерифа и других- чиновников (стр. 496 - 497). Апологетически относится автор к королям Йоркской династии. Эдуарда IV он характеризует как крупную политическую фигуру, хотя и не лишенную недостатков (стр. 545). Особой заслугой Эдуарда IV Джекоб считает организацию финансового дела и получение громадных доходов с многочисленных коронных земель, что делало короля независимым от парламента (стр. 594 - 595). Как известно, по тому же пути пошел Генрих VII Тюдор, основоположник английского абсолютизма. Что касается Ричарда III, то по отношению к этому авантюристу и детоубийце Джекоб занял позицию настоящего реабилитатора (стр. 645). Нацеленные на возвеличение Ричарда III доводы Джекоба, представляющие собой главным образом

 
стр. 190

 

ссылки на нравы и понятия людей XV в., не являются ни в какой мере убедительными. Противоречивый характер социальной политики Йорков настолько очевиден, а приемы борьбы различных феодальных группировок и отдельных их лидеров эпохи войны Роз настолько беспринципны, что придумывать какие-то "высокие" оправдательные мотивы в отношении йорков совершенно излишне.

 

В целом VI том серии производит все же более хорошее впечатление, чем многие другие. Произведенный Э. Ф. Джекобом пересмотр оценок некоторых событий XV в., безусловно, заслуживает внимания.

 

 

Опубликовано на Порталусе 28 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама