Полная версия публикации №1540936375

PORTALUS.RU МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ Рецензии. В. БУРАНОВ. ПУГАЧЕВ. (ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. И. КОМИССАРЕНКО, Рецензии. В. БУРАНОВ. ПУГАЧЕВ. (ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 31 октября 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/historical_memoirs/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1540936375&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. И. КОМИССАРЕНКО, Рецензии. В. БУРАНОВ. ПУГАЧЕВ. (ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 31 октября 2018. URL: https://portalus.ru/modules/historical_memoirs/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1540936375&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).



публикация №1540936375, версия для печати

Рецензии. В. БУРАНОВ. ПУГАЧЕВ. (ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ)


Дата публикации: 31 октября 2018
Автор: А. И. КОМИССАРЕНКО
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Номер публикации: №1540936375 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. Молодая гвардия. 1984. 383 с.

Появившаяся в последнее десятилетие обширная литература по истории Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.1 носила по преимуществу специальный характер. Она предназначалась в основном для историков- профессионалов, студентов исторических факультетов. Широким кругам читателей события этой войны более известны по художественным произведениям, прежде всего по роману В. Я. Шишкова "Емельян Пугачев", появившемуся в 1941 -1947 годах. Писатель изучил многочисленные документальные, в том числе и архивные свидетельства, легенды о пугачевском движении и развернул широкое полотно о России екатерининского времени, стремясь показать "в образах, в движении самой жизни, в круге понятий... и историческую обстановку, и состояние общественных сил к моменту восстания пугачевцев, вскрыть причины этого восстания, осветить рост и неудачи его, мощь и трагическую развязку"2 . Историческое повествование о руководителе народного движения - "мужицком царе" Е. И. Пугачеве органически сочетало в себе яркость и увлекательность поэтического рассказа, художественного обобщения с достоверной в целом исторической хроникой. Однако в ряде мест чувствовались модернизация событий, вольность в показе намерений, решений и поступков Пугачева, объяснимых, конечно, как спецификой художественного произведения, так и неразработанностью в годы его создания многих вопросов истории крестьянских войн в России.

Книга доктора исторических наук В. И. Буганова опирается на широкую источниковую базу. Автор всесторонне использует многочисленные публикации документов, в том числе и те, которые появились сравнительно недавно в ходе подготовки и празднования 200-летия Крестьянской войны 1773 - 1775 годов3 . Точность описываемых исторических фактов, их соответствие действительности - важнейшая особенность книги. Вместе с тем это не сухая хроника событий. Авторскому стилю присущи увлекательность и живость в показе людей и событий, умение увидеть в них яркое, выявить героико-драматическое в поступках и действиях Пугачева и его сподвижников. Текст повествования удачно структурно расчленен, главы книги позволяют проследить не только жизненный путь вождя движения, но и хронику войны, судьбы лиц, составлявших ее руководящее ядро (М. Г. Шигаева, И. Н. Зарубина, Т. И. Падурова, В. И. Торнова, И. Н. Грязнова и др.). Лишь одно вызывает сожаление - книга была бы более яркой, если бы и противостоящий повстанцам правительственный лагерь был бы показан столь же живо. Пока же трудно представить облик и характер основных его лиц - самой императрицы Екатерины II, оренбургского и казанского губернаторов (И А. Рейнсдорал и Я. Л. Брандта), руководителей царских отрядов, подавлявших восстание (В. А. Кара, А. И. Бибикова, - И. А. Деколонга, И. И. Михельсона и др.).

В народной войне, предводительствуемой Пугачевым, автор видит существенное звено в длительной, ожесточенной классовой борьбе против эксплуататоров. Особое внимание в книге уделено анализу предпосылок Крестьянской войны, состава участников, целей и требований, идеологии и социальной психологии, причин поражения.


1 Крестьянская война в России в 1773 - 1775 годах. Восстание Пугачева. Т. I-III. Л. 1961 - 1970; Мавродин В. В. Классовая борьба и общественно- политическая мысль в России в XVIII в. (1725 - 1773 гг.). Л. 1964; его же. Классовая борьба и общественно-политическая мысль в России в XVIII в. (1773- 1790-е гг.). Л. 1975; Рознер И. Г. Казачество в Крестьянской войне 1773 - 1775 гг. Львов. 1966; его же. Яик перед бурей. М. 1966; Смирнов И. И., Маньков А. Г., Подъяпольская Е. П., Мавродин В. В. Крестьянская война 1773 - 1775 гг. в Нижегородском крае. 1966; Лимонов Ю. А., Мавродин В. В., Панеях В. М. Пугачев и пугачевцы. Л. 1974; Курмачева М. Д. Крестьянская война 1773 - 1775 гг. в Нижегородском крае. Горький. 1975. Буганов В. И. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. М. 1976; Овчинников Р. В. Манифесты и указы Е. И. Пугачева. М. 1980.

2 Бахметьев Вл. Конец Емельяна Пугачева. Очерк. (По материалам В. Я. Шишкова к последней части исторического повествования "Емельян Пугачев"). В кн.: В. Шишков. Собр. соч. Т. VIII. М. 1962, с. 596.

3 Крестьянская война в России. Документы из собрания Государственного Исторического музея. М. 1973; Документы ставки Е. И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений. 1773 - 1775 гг. М. 1975; Крестьянская война 1773 - 1775 гг. на территории Башкирии. Сб. док. Уфа. 1975.

стр. 129


Вскрывая эти кардинальные проблемы Крестьянской войны, В. И. Буганов проецирует их на личность самого Пугачева, особенности его характера и поведения, что придает избранному автором жанру исторической хроники научную убедительность и психологическую обоснованность. Проследив жизнь и деятельность Пугачева с юных лет, собрав по крупицам свидетельства источников от архивных документов до легенд и песен, автор подверг весь комплекс этих материалов строгому научному разбору.

На основе большого фактического материала о противоречивом характере социально-экономической и политической обстановки России середины XVIII в. В. И. Буганов показал всю остроту классовых противоречий в стране. Складывание капиталистического уклада сопровождалось усилением крепостнической эксплуатации русских крестьян, работных людей Урала, нерусских народов Поволжья, рядовых казаков. Весь материал книги обосновывает вывод, что развитие российского абсолютизма, расширение в интересах дворянства феодальной эксплуатации с неизбежностью подводило Россию к социальному кризису и новой гражданской войне (с. 87 - 96, 101 -117).

Важное место в книге занимает рассказ о яицком казачестве и его судьбах в XVII - XVIII веках. Выявив диалектическую взаимосвязь стеснения казацких вольностей и усиления правительственного нажима на окраинные территории с социальным размежеванием в среде казаков (выделение "старшинской" и "войсковой" сторон), автор детально описывает процесс роста народного возмущения на Яике, приведший к казачьему восстанию 1772 года. В книге раскрывается сложная обстановка в казачьем войске осенью 1772 г., а затем летом 1773 г., когда на Яике оказался Пугачев, вынашивавший план поднять народные массы против крепостников (с. 53 - 61, 67- 69, 83 - 85).

По своему содержанию книга В. И. Буганова - документированный рассказ о событиях Крестьянской войны 1773 - 1775 гг. на всех ее трех этапах (сентябрь 1773 г. - март 1774 г. - осада Оренбурга и начало восстания в Башкирии и Приуралье; апрель- июнь 1774 г. - действия главной армии на Урале и в Прикамье, взятие Казани; июль - август 1774 г. - поход пугачевцев от Казани до Царицына). Автор подробно и часто по-новому говорит о взаимоотношениях Пугачева - "Петра III" со своими сподвижниками и простыми повстанцами (М. Г. Шигаевым, И. Я. Почиталиным, М. Д. Горшковым, Я. Антиповым, К. Арслановым и др.). Подобные сведения воссоздают живую ткань общественной жизни в лагере восставших и позволяют определить историческую значимость стремлений и поступков участников этого народного движения, потрясшего устои феодально-крепостнической России.

Есть в книге и еще одна особенность. Автор убедительно показывает, как складывалась идеология восставших. Опираясь на результаты собственных исследований и привлекая работы других историков (прежде всего Р. В. Овчинникова), В. И. Буганов подчеркивает, что главное, за что боролись крестьяне, казаки, работные люди, - "это освобождение от крепостного ярма, от помещиков, получение земли в свое распоряжение, овладение властью в столице, при этом сохранение монархической формы правления, но поставление своего, "мужицкого", царя - Петра Федоровича, который и явится ...гарантом, проводником в жизнь этих требований и стремлений" (с. 222). Многие повстанцы, доказывает автор, "обнаруживали задатки своего рода мыслителей, идеологов в их народном, так сказать, издании" (с. 223). На примере манифестов и указов, вышедших из ставки Пугачева, автор показывает, как трансформировались в ходе войны идеологические представления и программные установки восставших. "Если элементы организованности уменьшались, то элементы сознательности, идеологии, наоборот, увеличивались, усиливались" (с. 223). Манифест 31 июля 1774 г., объявлявший о передаче крестьянам земли и освобождении их от крепостной зависимости, отразил с наибольшей полнотой антифеодальную программу Крестьянской войны.

В целом в книге ярко обрисована острая идеологическая борьба между повстанцами и крепостниками. Наивный монархизм и царистские иллюзии не помешали вожакам восстания довольно четко сформулировать программу слома крепостнических устоев в стране. Это хорошо понимало царское правительство, оно вынуждено было противопоставить пропаганде и агитации восставших контрмеры (в книге анализируется, например, воззвание начальника казанской следственной комиссии генерала Потемкина, вступившего в августе 1774 г. в полемику с пугачевскими манифестами, - с. 229).

Удачно разрешена автором проблема соотношения стихийности и организованности

стр. 130


в народном движении. Военно-организационная работа, проводившаяся Е. И. Пугачевым и его соратниками (создание Военной коллегии, походной канцелярии, устройство главной армии, стремление наладить в ней дисциплину и систему обучения и т. д.), обогащала арсенал классовой борьбы и имела огромное историческое значение (с. 207 - 218). К сожалению, автор не проиллюстрировал эту тему материалами, относящимися к действиям повстанцев в местах, лежавших в; стороне от района операций главной повстанческой армии (Башкирия, Прикамье). Создается впечатление, что здесь преобладали черты стихийности. В действительности картина была более сложной. Например, в Башкирии наблюдались попытки внести организационное начало в военное дело. Созданное К. Арслановым, С. Юлаевым отряды в ноябре - декабре 1773 г. были направлены к Кунгуру, Красноуфимску, Уфе. В декабре того же года повстанцы приступили к выполнению намеченной ставкой Пугачева задаче по вовлечению в восстание 40-тысячного населения Пермской провинции. По приказу С. Юлаева атаманы вели списки личного состава казачьих команд, регулировалась выдача отпускных билетов для проезда к Пугачеву в Бердскую слободу и к Зарубину под Уфу4 .

Книга В. И. Буганова подтверждает плодотворность историко-биографического подхода к событиям Крестьянской войны 1773 - 1775 годов.


4 Гвоздикова И. М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. Уфа. 1982, с. 136 - 138.

Опубликовано 31 октября 2018 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1540936375

© Portalus.ru

Главная МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ Рецензии. В. БУРАНОВ. ПУГАЧЕВ. (ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU