Рейтинг
Порталус

К 70-летию Виктора Лихоносова

Дата публикации: 22 сентября 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Источник: (c) У книжной полки, № 2, 2006, C. 93-95
Номер публикации: №1442937449


Жили-были в Новосибирске три друга, три неразлучных школьных приятеля - Витька, Юрка и Элька. Окончили школу и в начале пятидесятых годов, как и многие их сверстники, поехали в Москву - покорять столицу...

Они по-прежнему друг для друга Витька, Юрка и Элька. Страна знает их сегодня как писателя Виктора Лихоносова, киноактера Юрия Назарова и лауреата Ленинской премии, химика Эрнеста Малыгина.

Юрий Назаров вспоминает:

- Услышали по радио "Здравствуй, наша Москва, дорогая Москва, наша лучшая в мире столица" и рванули... Эрика Витька определил в Химико-технологический имени Менделеева, обнаружив в нем химические задатки. А про нас с ним он точно знал, что надо идти в артисты. Я ему безоговорочно верил, он был мастер, авторитет. Я дома наврал, что еду в геологоразведочный. Как-то стыдно было признаваться, что иду в актеры, казалось нагло и самонадеянно.

(На самом деле, бредил актерством и всерьез намеревался поступать в театральный Виктор Лихоносов - Назаров же поехал с ним просто так, за компанию.)

- ...Ив школьном драмкружке он был на первых ролях, а я так себе..... Меня всерьез никто не принимал. В "Гимназистах", помню, я играл мелкого кляузника-наушника, а он меня бил по морде.

(Ранний рассказ Лихоносова "Чистые глаза" о трех друзьях, подавшихся из Сибири в Москву, автобиографичен. Димка - читай, сам Лихоносов - с треском проваливается в театральный, счастливец Егорка (Юрка) поступает, чувствуя себя виноватым перед другом: "Ты в тысячу раз талантливее меня, и мне, дураку, просто везет во всем....")

- От крестьянства своего, что ли, от переизбыточных чувств ли - увидал там всех народных, весь затрепетал, как овечий хвост, - не знаю, почему он не поступил. Может, отрывок не тот для чтения выбрал?

Оказалось, всё что ни делается - к лучшему. Жизнь все расставила по своим местам. Назаров сегодня знаменитый актер ("Андрей Рублев", "Зеркало", "Адъютант его превосходительства", "Земля Санникова", "Трактир на Пятницкой", "Маленькая Вера", многочисленные телесериалы). Лихоносов - писатель, увенчанный многими наградами, а главное - признанный и любимый читателем.

По материалам сайта www.vn.ru

 

стр. 93

 

 

Его дебют отметил зоркий на таланты Александр Твардовский. Его ранняя проза вызвала задушевный отклик Бориса Зайцева. Лучший критик русской эмиграции Георгий Адамович писал ему: От каждой вашей страницы веет чем-то щемящее-родным, горестным и прекрасным. У вас редкостное чувство русского прошлого, природы, людей, России вообще.....

Начиная с первого рассказа, напечатанного в "Новом мире","Брянские" (о русских, чистых душою стариках, переехавших на Кубань), в прозе Лихоносова крепнет и растет главная, сквозная мысль, можно сказать, мысль евангельская: "Любите друг друга". Недаром одна из его лирических повестей так и называлась: "Люблю тебя светло". Этим же началом насыщены и другие произведения - рассказ "Марея" ("Не обижайте друг друга!"), повесть "На долгую память" ("Сроду надо было кого-то жалеть").

Закономерно, что книги Лихоносова так пришлись по душе архиепископу Сан- Францисскому и Западно-американскому Иоанну, писавшему стихи под псевдонимом Странник. Поэзия прозы и то же странничество - но уже к истокам великой русской советской литературы, обозначенной именами Есенина и Шолохова, - вывели Лихоносова к философским обобщениям, к глубоким раздумьям о судьбе Родины и ее духовным истокам (повести "Осень в Тамани", "Элегия", "Записки с дороги").

Постигая, что вся наша отечественная литература - шире, культура - обязаны крестьянскому корню, сам крестьянский сын Лихоносов вовсе не был только "деревенщиком", как без обиняков пыталась окрестить его рутинная критика. Да, начинал он с сельских рассказов и повестей ("Брянские", "Что-то будет", "Чалдонки"). Но уже они были шире чего-то сугубо крестьянского, "отраслевого". Художественный горизонт расширяется в романе"Когда же мы встретимся?". Это роман о молодости, о душе, чистой и свежей, о верящих и ждущих чуда глазах ("У вас не глаза, а Чистые пруды", - говорит герой девушке). Нерастраченность сил и желаний - вот источник чистоты героев. Это исповедь целого поколения.

Сетуя на узость берегов современной литературы, Лихоносов взывает к именам великих предшественников: Мы отстаем от Пушкина, Толстого, Чехова не только в гениальности. Нехватает нынешнему искусству музыки, гармонии, разнообразия в сердцевине темы. Хороши крестьяне у Толстого, но как радостно, что через главу ты встретишь и Наташу, и Пьера, Андрея Болконского, Левина или же Стиву Облонского. Всеохватности недостает.

Самоопровержением этих, во многом и справедливых, раздумий писателя стал его роман "Наш маленький Париж", за который Лихоносов был удостоен многочисленных премий. Роман охватывает почти вековой пласт жизни Кубани. Здесь живут, побеждают, страдают, гибнут казаки, и воротившиеся из эмиграции, и оставшиеся при Советах. Этот удивительный роман соткан из воспоминаний тех, кто покоятся сегодня на краснодарских и станичных кладбищах. Очень точно сказал о нем Валентин Распутин: Бессомненно главный герой этого романа - Память. Память - как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение из поколения в поколение духовного вещества. Нельзя жить на земле, не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах и славе, присяге и искренних заблуждениях наших предков. Не помня по именам самых знаменитых из них и праведных, чьими мыслями и заслугами мы продолжаем пользоваться как само собой разумеющимся, как извечно существующим, подобно тво-

стр. 94

 

рениям природы, безымянное и беспамятное пользование - тоже воровство.

Писатель, наделенный совершенным камертоном, болезненно ощущающий фальшь, неверную ноту, ложный звук, - первое свойство живого таланта. Этот рассеянный свет, этот слог, пленительный, изящный, сотканный из какого-то, кажется, неземного вещества, которое, верно, и зовется веществом искусства, и создают тайну и очарование ни на кого не похожей лихоносовской прозы.

О. Михайлов

В 2001 году в издательстве Российского университета дружбы народов вышел труд под названием "Заветный список", представляющий собой справочник по наиболее влиятельным книгам в среде современной интеллигенции. Задуман этот проект был еще в 1991 году, когда решено было собрать своего рода "исповедно-завещательные библиографии", а проще - письма о любимых книгах. Справочник был составлен при участии видных писателей, ученых, священнослужителей, представителей различных профессий и идейных течений России. Среди них - В. П. Астафьев, И. П. Золотусский, В. Г. Распутин, Г. М. Фридлендер и многие-многие другие. Проект продолжается и сегодня. С его материалами можно ознакомиться на сайте www.zavetspisok.ru. Вот как выглядит "заветный список" Виктора Лихоносова:

Идеальный и любимейший писатель - А. С. Пушкин.

1. Проза: М. Шолохов. Тихий Дон; И. Бунин. Митина любовь. Таня. Жизнь Арсеньева. Несрочная весна; К. Паустовский; Л. Н. Толстой. Два гусара (вещь считается слабой, но я ее обожаю - что-то в ней пушкинское); Ю. Казаков. Трали- вали. Плачу и рыдаю. Осень в дубовых лесах; Э. Хемингуэй. Прощай, оружие. Снега Килиманджаро; Т. Уайлдер. Мартовские иды; А. П. Чехов. Дама с собачкой.

2. Поэзия: А. Пушкин; Е. Баратынский; С. Есенин; Н. Рубцов

3. Драматургия: А. Н. Островский

4 Детская литература: Д. Дефо; Д. Свифт. Приключения Гулливера

5. Эпос и фольклор: Причитания, старые народные песни, русские сказки

6. Религиозная мысль: Евангелие; Жития святых

7. Философия: Диоген Лаэртский; К. Леонтьев; В. Розанов

8. История: Русские летописи; Н. Карамзин; В. Ключевский. Добрые люди древней Руси. Сергий Радонежский;

Н. Костомаров; И. Солоневич. Народная монархия

9. Обществоведение и экономика, этнография: Б. Романов. Люди древней Руси; С. Б. Веселовский

10. Жизнеописания, воспоминания, дневники: "Константин Коровин вспоминает..."; В. Вересаев. Пушкин в жизни; И. А. Аксаков. Воспоминания о Тютчеве; П. А. Вяземский; И. А. Бунин. Воспоминания; А. С. Суворин. Дневники

11. Филология и эстетика: К. Н. Леонтьев. Анализ, стиль, веяние

12. Письма: "Грамотки XVII века"; Письма А. П. Чехова; Письма Пушкина; Письма К. Н. Леонтьева к Губастову

13. Научно-популярная литература: Керам. Боги, гробницы, ученые

14. Словари: Словарь русского языка

XI-XVII вв.; "Биографический словарь" Половцова; "Библиографический указатель" Зайончковского

15. Естествознание: Труды Брэма.

16. Периодические издания: "Новый мир" (при А. Твардовском и немного позже); "Москва"; "Наш современник"; "Вопросы литературы"; "Русская литература"; "Альманах библиофила" и др.

Помета В. Лихоносова: Надо учесть, что с возрастом симпатии менялись, и места не хватит, чтобы перечислить влияние имен и книг в какой-то час.

 

Опубликовано на Порталусе 22 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама