Главная → МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ → ИСКУССТВО ЖИЗНИ ("АЗБУКА-КЛАССИКА", САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
Дата публикации: 29 сентября 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ →
Источник: (c) У книжной полки, № 3, 2005, C. 16-17 →
Номер публикации: №1443527273
Гроссман Л. Пушкин в театральных креслах. Картины русской сцены 1817 - 1820 годов
СПб.: Азбука-классика, 2005
Издательство "Азбука-классика" можно поздравить с новой удачной серией "Искусство жизни". Плотная бумажная обложка, изящное оформление, хороший справочный аппарат, иллюстрации - книги приятно взять в руки. Замечательны они и по содержанию.
Книга Л. П. Гроссмана (1888 - 1965), о которой идет речь, - одно из самых ярких в нашей литературе культурологических исследований, написанных в то время (1926 год), когда историки еще умели соединять научную насыщенность с изящной литературной формой. Автор - известный историк литературы и театра, поэт, оригинальный прозаик, человек тонкого вкуса и отменной эрудиции. Предмет - "детские годы" российского театра и русская театральная публика тех лет, в рядах которой находился и Пушкин, только что выпущенный из Лицея, но еще не успевший отправиться в ссылку; диковинный театральный быт той поры и околотеатральные нравы; первые актерские и драматургические озарения и одоления, первые проблески оригинальности на фоне всеподавляющей театральной галломании (и манера игры, и сюжеты, и действующие лица - кальки с французского); уход крепостного театра; смерть классицизма и рождение романтической и "натуральной" традиции. Это был странный театр - в нем не раздевались, не гасили света во время представлений, в него пускали "после третьего звонка", даже после первой картины, и во время оной вообще весь спектакль кто-то ходил по залу и переговаривался со знакомыми. В нем еще не было буфетов, и потому лакомства приносили с собой из дома ("Они в театре пиво пьют!" - ужасался Пушкин в каком-то стихотворном наброске). Еще не было театральной специализации, и потому балерины играли в трагедиях, а трагики пели в операх. Актеры в одном из антрактов выходили перед занавесом и объявляли: "Завтра на здешней сцене представлена будет такая-то пьеса, а на Большой - такая-то". Театралы влюблялись в "танцорок", из-за актрис стрелялись, их похищали, на них женились к ужасу аристократической родни, им "шикали" и "плескали".
Тогдашние знаменитости - Семенова, Истомина, Дидло, Сосницкий остались в мемуарах и переписке современников, в обессмертивших их пушкинских строках, в портретах на стенах музеев - и в таких книгах, как работа Гроссмана.
Это была пора особой, сложной, изысканной и давно утраченной терминологии, когда роли, пьесы и постановки выработали свой обширный и пестрый словарь. Комики назывались в то время итальянским словом "буффо", актеры вообще часто обозначались на французский манер "сюжетами", балерины именовались "танцорками", а танцовщики "дансерами"... В драматических амплуа числились роли наперсниц, злодеек, невинных, или простодушных, петиметров, педантов, тиранов и комических мужичков; существовали специальные роли буф-арлекин, карикатура и деми-карактер; имелись также амплуа "ливреи" и "филаток" (т.е. дурачков, или простаков).
В. М. Бокова
стр. 16
Востриков А. В. Книга о русской дуэли
СПб.: Азбука-классика, 2004
В самом деле, что мы знаем о дуэли? Видели оперу "Евгений Онегин": "Теперь сходитесь..." - удар литаврами в оркестре, и Ленский красиво падает. Много читали в романах. Пьер Безухов стрелялся с Долоховым, Базаров с Павлом Петровичем, Печорин с Грушницким, Лаевский с фон Кореном. Ну, конечно, Пушкин, Лермонтов...
В русской истории и литературе XIX века дуэльные истории вообще занимают очень большое место. Можно сказать, неоправданно большое. Большинство из нас считает дуэль делом очень романтичным. И все-таки... Современные представления о дуэли приблизительны и в значительной степени ложны, - пишет автор в предисловии. Ликвидации пробелов в наших представлениях о дуэлях и должна послужить эта книга, вышедшая в серии "Искусство жизни". Происхождение поединков, дуэльный ритуал и кодекс, отношение к дуэлям властей и церкви, различные виды дуэлей - парламентские, политические, патриотические, служебные, "американские" и прочие, понятие о бретерстве, различные виды оружия, применявшегося на поединках, и многое другое найдет здесь читатель. Здесь много отрывков из источников, забавных анекдотов и всевозможных историй - порой трагических, порой нелепых. Кареты на улице не смогли разъехаться - ссора, дуэль. Случайный толчок, неловкость на улице во время гуляния - ссора, дуэль. Слишком восторженные крики или, напротив, пренебрежительное шиканье в театре - ссора, дуэль. Слишком вольный взгляд или наставленный лорнет - ссора, дуэль. Все что угодно: неловкая фраза, движение, бокал шампанского, порция мороженого - ссора, ссора, ссора... Наконец, просто: "Вы мне не нравитесь", - ведь можно же и внешним видом оскорблять звание благородного человека/ В свое время едва удалось избежать поединка Тургенева со Львом Толстым. Представляете возможные последствия?
В. М. Бокова
Опубликовано на Порталусе 29 сентября 2015 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK