Рейтинг
Порталус

УЧАСТНИК ТРЕХ РЕВОЛЮЦИЙ

Дата публикации: 16 февраля 2018
Автор(ы): В. Е. БАРАНЧЕНКО
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Номер публикации: №1518789518


В. Е. БАРАНЧЕНКО, (c)

Дмитрий Николаевич Бассалыго (род. в 1884 г.) был одним из тех большевиков, которые "действовали упорно, неуклонно среди пролетарских масс, помогая развитию их сознания, их организации, их революционной самодеятельности"1 . Студент Харьковского политехнического института, Бассалыго с юношеских лет включился в революционное движение. Сын сельского фельдшера, он рано стал жить собственным трудом, давал частные уроки, репетиторствовал, подрабатывал на железной дороге грузчиком. В 1904 г. Дмитрий - уже большевик-активист, действовавший под руководством видного деятеля партии Артема (Ф. А. Сергеева). Артем поручал ему устройство рабочих сходок, организацию демонстраций и маевок. Чтобы в условиях подполья сплотить пролетариев, поднять их на политические выступления, нужна была повседневная связь с массами, постоянная партийная работа на предприятиях. Бассалыго участвовал в подготовке забастовок на заводах, помогал формулировать требования стачечников - о введении восьмичасового рабочего дня, увеличении заработной платы, улучшении условий труда.

В Харькове, одном из крупнейших промышленных центров Юга России, существовало тогда около 150 предприятий, в основном металлообрабатывающих и машиностроительных. Старейшими и самыми крупными были заводы сельскохозяйственных машин "Гельферих-Саде", паровозостроительный и машиностроительный с огромными рабочими коллективами. На "Гельферихе" Бассалыго вел работу со времени вступления в РСДРП. Именно среди рабочих крупнейших предприятий сосредоточил он свою деятельность в качестве организатора вооруженных дружин2 . Его усилиями тайно добывались оружие, взрывчатка, оборудование для бомбовых лабораторий, создавались потайные арсеналы. На пенько-джутовой фабрике, кондитерской фабрике "Жорж Борман", среди печатников действовали надежные помощники Бассалыго, прежде всего его младший брат Константин, тоже большевик. Дмитрий ежедневно отчитывался о своих делах перед Артемом, который намечал планы занятий с боевиками и вербовки пополнения для дружин.

Весной 1905 г., когда вся Россия была охвачена революционным волнением, Бассалыго участвовал в подготовке и проведении маевки харьковского пролетариата. Стачечная борьба продолжалась все лето, забастовки возникали на разных заводах и фабриках. Большевики выступали главными организаторами массового стачечного движения, боролись со штрейкбрехерами, изыскивали материальную помощь тем, кто в ней наиболее нуждался. 10 октября Харьков разбудили паровозные гудки - сигнал начала забастовки железнодорожников. Остановилось движение поездов на линиях Харьков - Москва и Харьков - Севастополь, замерла работа в мастерских и паровозных депо, остановились заводы, за ними прекратили занятия учебные заведения, закрылись и учреждения. Близ заводов, на городских площадях и на Университетской горке начались многолюдные митинги. В полдень тысячные толпы двинулись к сахарному заводу. На импровизированных трибунах под красными знаменами выступали с набатно-призывными речами большевики.

Как вспоминал спустя много лет Бассалыго3 , к вечеру массы народа направились к центру города с песнями "Вихри враждебные веют над нами", "Слезами залит мир безбрежный", "Смело, товарищи, в ногу!". Там их встретили разъезды драгун и конной полицейской стражи. Тогда вперед вышли дружинники, построились в боевой готовности, и... кавалеристы отступили. На следующий день митинги возобновились.


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 20, стр. 82.

2 Биографическая справка, подготовленная сотрудниками ЦПА НМЛ при ЦК КПСС по запросу автора, от 4 августа 1978 года.

3 "Октябрь", 1955, N 12, стр. 149 - 151.

стр. 177


Вокруг университета, у кафедрального собора и в близлежащих местах люди начали строить баррикады, валили телеграфные столбы, тащили в кучу бревна и дрова, скамьи, столы, ящики, рухлядь. Весь район был огражден от полиции. Рабочие, студенты, служащие стекались сюда со всех концов города. Вечером в университете был учрежден штаб дружинников. Помощником начальника штаба стал Дмитрий, а связистом - Константин Бассалыго. Районные дружины возглавили энергичные боевики.

В ночь на 12 октября площади вокруг Университетской горки оцепили войска. Боевые дружины заняли баррикады, готовые принять бой. Но военное начальство, поверив агентурным сведениям, что все подходы к университету заминированы и могут быть взорваны, не решилось бросить воинские части на штурм. Оно предложило дружинникам сдаться и после переговоров с их штабом согласилось пропустить вооруженных рабочих сквозь кольцо войск при условии, что местность вокруг будет разминирована. Оставив баррикады, дружинники собрались на Скобелевской площади и провели митинг, прошедший с большим подъемом.

13 октября в разных районах Харькова произошли столкновения рабочих с полицией и солдатами. На следующий день состоялись общественные похороны 15 убитых рабочих. Они вылились в широкую демонстрацию. Над людскими шеренгами реяли красные и черные знамена. Процессия под охраной дружинников двигалась через центр города. Звучали революционные песни. Во время похорон не было видно ни полиции, ни жандармов и солдат. Через несколько дней произошли столкновения с войсками на заводе "Гельферих- Саде". Солдаты открыли огонь. Дружинники несли значительные потери. По решению партийного комитета Дмитрий и начальник штаба дружины вышли с белым флагом и вступили в переговоры с карателями. Таким образом время было выиграно, и дружинники смогли через потайные ходы покинуть завод. Когда войска заняли его территорию, там никого уже не было.

По совету Артема Бассалыго скрылся из Харькова и уехал в Севастополь, где развернулись бурные события. Учитывая его опыт в организации боевых дружин, Бассалыго ввели в состав Севастопольского военно-революционного комитета. Он устроился на работу в Адмиралтейские мастерские. Строительство и ремонт военных кораблей создавали возможность легально общаться с матросами и портовыми рабочими. Адмиралтейские мастерские шли в авангарде революции в Крыму. Дмитрий руководил пропагандистским кружком, часто бывал на собраниях боевиков, происходивших в Цыганской слободке и в рабочем районе на Корабельной стороне.

В феврале 1906 г. состоялся суд над лейтенантом П. П. Шмидтом, командовавшим восставшими кораблями Черноморского флота. Руководители Севастопольской военно-революционной организации приняли впоследствии решение похитить из суда следственные документы и вещественные доказательства. Тем самым прокуроры и судьи лишились бы материалов, подтверждающих виновность подсудимых матросов. Исполнение плана взяли на себя Дмитрий Бассалыго, его брат Константин и еще три боевика. Самым трудным было установить расположение помещений в здании суда и узнать, в какой канцелярии и в каких шкафах хранятся документы. Вот как описывал сам Бассалыго эту операцию: "Следствие по делу ноябрьского восстания тянулось очень долго, и несколько сот матросов-повстанцев с нетерпением ожидали окончания следствия. С приближением дня суда настроение подсудимых становилось все более нервным... Один из боевиков, одетый в форму почтового служащего, постучал во входную дверь суда и под предлогом доставки срочной телеграммы на имя председателя суда заставил сторожа открыть дверь. Сторож тотчас же был обезоружен и связан по рукам и ногам. Боевики прошли в канцелярию следователей, быстро взломали шкаф и упаковали все дела. Их оказалось целых двенадцать объемистых томов, кроме вещественных доказательств в виде красных знамен, листовок и прочего. К тому времени к зданию суда подъехал биржевой извозчик, и все дела снесли в экипаж. Возницей был свой боевик, одетый в кучерскую извозчичью поддевку. Затем стремительно помчались за город. Несмотря на расставленные всюду патрули, удалось отъехать верст на двенадцать от города. Здесь остановились, облили все дела керосином и подожгли. Яркое пламя костра разорвало ночную тьму. Наконец все было сделано. Последний плеск керосина, последние листы догоравшей бумаги. Боевики разошлись в разные стороны. Пройдя несколько верст, похитители услышали дальний топот верховых (полицейских стражников и драгун),

стр. 178


направлявшихся к костру. Но уже было поздно..."4 .

Из-за отсутствия документальных доказательств судьям пришлось вынести более мягкие приговоры, нежели можно было ожидать, а прокурор отказался от обвинения 20 подсудимых. Так удалось отвести от многих повстанцев угрозу смерти. После этой эпопеи братья Бассалыго скрылись из Севастополя. Они списались с Артемом, работавшим тогда на Урале, и, встретясь с ним в Москве, куда приехали в конце лета, вместе отбыли в Пермь5 . Там Дмитрий в короткий срок связался с рабочими коллективами и стал сотрудничать в екатеринбургской газете "Рабочий" (переименованной позднее в "Уральский рабочий") и в пермской газете "Рабочая жизнь".

Братья Бассалыго немало потрудились во время выборов во II Государственную думу. От Пермской губернии по рабочей курии на все три депутатских места прошли большевики. Успеха достигли пермские большевики и в отчаянной борьбе с меньшевиками при выборах делегатов на V съезд РСДРП. 20 делегатов от Уральской организации, среди них Дмитрий и Константин Бассалыго, имели большевистские мандаты, а 21-й был прислан Ленину. Именно по этому мандату от Верхнекамской организации РСДРП, доставленному К. Бассалыго в Лондон, Владимир Ильич зарегистрировался на съезде. К тому времени Дмитрий состоял членом Екатеринбургского комитета партии и был делегирован на съезд от Екатеринбургской партийной организации6 . В воспоминаниях о съезде Бассалыго писал: "Наконец осуществилась наша заветная мечта: мы увидели Ильича... В моей голове пронеслась мысль: - Вот он Ленин - наш учитель, вождь, светлая надежда рабочего класса... Я не сводил глаз с Владимира Ильича, ловил каждое его слово, следил за каждым его движением. Ленин говорил на съезде о состоянии наших боевых организаций. Этот вопрос меня особенно интересовал... Я решил рассказать Владимиру Ильичу о нашей работе в Севастополе, а также о ноябрьском восстании 1905 года... Выступления тов. Ленина на съезде помогли нам глубже понять свои революционные задачи. Я, еще молодой член партии, и люди, умудренные опытом революционной борьбы, учились у Владимира Ильича высокой принципиальности, революционной страстности и убежденности, железной логике"7 .

В связи с арестами социал-демократов на Юге страны Бассалыго был вновь направлен партией в Харьков для укрепления местной организации8 . У него еще сохранились надежные связи с некоторыми местными рабочими. В Харькове он был введен в состав комитета городской организации РСДРП и работал там секретарем. В конце 1908 г. Дмитрия арестовали. В тюремных условиях он заболел открытой формой туберкулеза. Его как безнадежного чахоточного выпустили из тюрьмы. Но он не умер. Подлечившись, Дмитрий поступил на юридический факультет Московского университета и в то же время начал вести партийно-пропагандистскую работу на Пресне, главным образом среди рабочих Трехгорной мануфактуры. С 1912 г. Бассалыго стал заниматься в студии К. С. Станиславского и в 1913 - 1916 гг. уже играл на сцене Малого театра.

Незадолго до Февральской революции Дмитрий был мобилизован в армию и служил в Саратове в 92-м запасном полку. В дни второй российской революции его избрали председателем полкового комитета, затем депутатом Саратовского Совета рабочих и солдатских депутатов. Он принимал участие в установлении Советской власти в Саратове. После победы Октября Дмитрий Николаевич был избран членом Саратовского губернского исполнительного комитета, в котором работал заведующим отделом искусств. В 1919 - 1920 гг. Бассалыго - боец и политработник Красной Армии9 . С конца 1920 г. он заведовал Центральным управлением театров Народного комиссариата просвещения РСФСР.

В 1923 г. Бассалыго переключили на кинематографию, все более становившуюся искусством для широчайших масс народа. Одной из первых важных работ Дмитрия Николаевича на новом поприще стала съемка в скорбные январские дни 1924 года. "Центральный Комитет партии, - писал он, - поручил мне отправиться с группой киноработников в Горки и запечатлеть на


4 В. Камшицкий. 1905 год в Севастополе. Симферополь. 1925, стр. 143 - 14 - 4; А. Тимофеев. Севастополь выходит на баррикады. Симферополь. 1973, стр. 31.

5 "В. И. Ленин и Пермский край". Пермь. 1970, стр. 217 - 223.

6 "Протоколы V (Лондонского) съезда РСДРП". М. 1963, стр. 621, 833.

7 "Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине". Т. 3. М. 1960, стр. 77 - 83.

8 Биографическая справка... ЦПА ИМЛ.

9 Там же.

стр. 179


кинопленку последний путь Владимира Ильича Ленина... Мы старались не упустить ни одной детали, ни одной минуты, запечатлеть последний путь любимого вождя"10 . Почти 15 лет занимался Бассалыго кинематографией: около восьми работал председателем Акционерного общества "Пролеткино" и одновременно кинорежиссером, с 1931 г. - директором фабрики "Радиофильм" и производственной группы "Вос- токфильм". Как всегда, он трудился с полной нагрузкой, отдавая все силы делу, которое поручила ему партия. В марте 1938 г. Дмитрий Николаевич был назначен заведующим политико-просветительным сектором Государственной Третьяковской галереи.

С первых дней Великой Отечественной войны Бассалыго-комиссар сборного пункта Ленинградского района Москвы. С конца 1944 г. он работал в Наркомате иностранных дел СССР. То была его последняя должность. Вплоть до своей кончины в 1969 г. кавалер ордена Ленина Дмитрий Николаевич Бассалыго, будучи уже персональным пенсионером союзного значения, не переставал участвовать в массовой партийно-просветительной деятельности. Его можно было часто встретить на заседаниях Историко-литературного объединения старых большевиков, проживающих ныне в Москве.


10 "Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине". Т. 3, стр. 77 - 82.

 

Опубликовано на Порталусе 16 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама