–ейтинг
 аталог
ѕорталус
база публикаций

»—“ќ–»„≈— »≈ –ќћјЌџ есть новые публикации за сегодн€ \\ 11.12.18


ƒ∆. ’. ‘–јЌ Ћ»Ќ. ё∆Ќјя ќƒ»——≈я. ѕ”“≈Ў≈—“¬»я ё∆јЌ ѕќ ƒќ¬ќ≈ЌЌќћ” —≈¬≈–”. ƒ∆. ’. ‘–јЌ Ћ»Ќ. –ј—ќ¬ќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ ¬ јћ≈–» ≈

ƒата публикации: 22 €нвар€ 2018
јвтор: —. ј. „≈–¬ќЌЌјя
ѕубликатор: јлександр ѕавлович Ўиманский
–убрика: »—“ќ–»„≈— »≈ –ќћјЌџ
Ќомер публикации: є1516627391 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


—. ј. „≈–¬ќЌЌјя, (c)

найти другие работы автора

John Hope FRANKLIN. A Southern Odyssey. Travelers in the Antebellum North. Louisiana State University Press. Baton Rouge. 1976, 299 p. Jonh Hope FRANKLIN. Racial Equality in America. The University of Chicago Press. Chicago and London. 1976, 113 p.

ѕрофессор „икагского университета ƒжон ’оуп ‘ранклин - известный негрит€нский историк, один из крупнейших специалистов по истории черных американцев. ≈го работам присуща резка€ критика расизма, стремление воссоздать прошлое черных американцев как интегральную часть истории —Ўј, показать подлинную историю освободительной борьбы негрит€нского народа. ¬ этом сказываетс€ вли€ние освободительной борьбы черных американцев, и особенно движени€ за гражданские права 60-х годов.

"ёжна€ ќдиссе€" посв€щена одной из наименее исследованных в историографии —Ўј страниц истории американского ёга, јвтор использует широкий круг источников - путевые заметки, туристские справочники прошлого века, произведени€ художественной литературы и публицистики, многочисленные архивные материалы, прессу.

јвтор прослеживает, как с начала XIX в. постепенно росла зависимость ёга от —евера во всех сферах жизни -в области экономики, образовани€, книгопечатани€ и книготорговли, науки, медицины, культуры.  упцы-южане использовали поездки на —евер дл€ закупок крупных партий товаров, все большее число южан получало образование в северных колледжах и университетах, многие писатели-южане печатали на —евере свои произведени€. ёжане также ехали на —евер в поисках медицинской помощи и др. ћногие идеологи рабовладени€ отправл€лись на —евер, чтобы попытатьс€ убедить север€н в "преимуществах" рабства, опровергнуть критику аболиционистов. »з книги видно, что "экономика, культура, образование и даже физическое существование" (стр. 256) южан настолько зависели от поездок на —евер, что они не прерывались вплоть до начала военных действий между —евером и ёгом осенью 1860 года. ƒж. ’. ‘ранклин прослеживает, как восстанавливались и укрепл€лись прерванные войной контакты между ёгом и —евером, складывались экономические св€зи между ними.

ќднако работа интересна не только этим. јвтор описывает тлетворное вли€ние рабства на самих рабовладельцев. ¬ первую очередь оно выражалось в незаинтересованности в экономическом развитии ёга.  ак пишет ‘ранклин, рабовладельцы "были больше заинтересованы в выгодном, пусть и спекул€тивном, помещении капитала, чем в создании экономики ёга или даже развитии районов, в которых процветало плантационное хоз€йство, основанное на рабском труде" (стр. 106). –асизм отравл€л сознание значительной части населени€ ёга. ћногие белые считали "рабство нормальным и естественным состо€нием дл€ негров и делали из этого вывод, что свобода дл€ них - неестественна и опасна" (там же). Ќа —евере белые южане выступали рь€ными защитниками института рабовладени€, пыта€сь убедить север€н, что рабство морально оправдано и экономически выгодно, что оно "способствует стабильности и процветанию всей страны" (стр.231).

¬ книге привод€тс€ многочисленные высказывани€, отрывки из выступлений идеологов рабовладени€, показывающие исто-

стр. 191


рические корни тех предрассудков, которые живучи и поныне. –асисты внушали неграм мысль об их неполноценности, о превосходстве белых хоз€ев и незыблемости рабовладени€. ¬ажнейшими аргументами рабовладельцев в пользу сохранени€ и распространени€ рабства €вл€лись неравенство, дискриминаци€ и нищета. негрит€нских масс на —евере. ¬ыступа€ за упразднение рабства на ёге, буржуази€ —евера в то же врем€ обрекала черных на положение граждан второго сорта, признавала естественным существование неравенства, сегрегации и дискриминации в собственных штатах. "  тому времени, как аболиционистское движение развернулось в полную силу, - пишет ƒж. ’. ‘ранклин, - антинегрит€нские бунты в ‘иладельфии, ѕиттсбурге и Ќью-…орке продемонстрировали лицемерие север€н в расовом вопросе" (стр. 212). јвтор подчеркивает ограниченность аболиционистского движени€, участники которого, "обрушива€ на ёг антирабовладельческие трактаты, клейм€щие рабовладельцев и призывающие рабов сбросить €рмо", в то же врем€ были "зан€ты спором о том, можно ли прин€ть черных в свои р€ды на основе равноправи€", и "ничего не сделали дл€ предоставлени€ политических прав неграм на их собственной земле" (стр. 212).

Ќесмотр€ на значительные отличи€ взгл€дов ‘ранклина от позиции историков- неолибералов, их объедин€ет буржуазный объективизм. ƒж. ’. ‘ранклин стремитс€ ограничитьс€ повествованием, составленным по архивным материалам и документам, вс€чески воздерживаетс€ от оценок и комментариев, избегает крупных обобщений, каких-либо параллелей и св€зей с современностью.

ѕроблемы неравенства черных американцев, живучести расистских предрассудков касаетс€ и друга€ работа ƒж. ’. ‘ранклина "–асовое равенство в јмерике*., јвтор поставил задачу проследить эволюцию борьбы за расовое равенство в —Ўј с XVII в., когда первые рабы были привезены на американский континент, до наших дней. ¬о введении он выступает против попыток некоторых буржуазных историков подменить анализ неравноправного положени€ черных ссылками на улучшение их положени€ по сравнению с прошлым или на в среднем более высокий уровень жизни черных в —Ўј, чем в африканских странах. ƒж. ’. ‘ранклин считает, что в первую очередь нужно говорить о разрыве между равенством, провозглашенным конституцией —Ўј, и реальным положением черных. ¬ книге прослеживаютс€ исторические услови€ формировани€ системы расового неравенства, котора€ и сейчас преграждает черным путь к "свободе, равенству и стремлению к счастью". јвтор показывает, что развитие североамериканских колоний неотделимо как от использовани€ труда черных рабов, так и от узаконени€ неравноправного положени€ свободных черных.

Ѕорьба американских колоний за независимость несла в себе глубокое противоречие: выступа€ против подчинени€ јнглии, колонисты в то же врем€ обрекали черных на значительно более т€желые формы зависимости, чем те. против которых боролись сами. ƒобившись победы, они не распространили ее плоды на сотки тыс€ч черных рабов. ѕровозглашенные ƒекларацией независимости права были только дл€ белых. ƒж. ’. ‘ранклин пишет, что этот документ "в своем окончательном варианте ничего не говорит о широко распространенной практике торговли живым товаром" (стр. 14 - 15). ќн отмечает, что в основе нежелани€ "отцов-основателей" сделать что-либо дл€ уничтожени€ рабства, было то, что они сами €вл€лись рабовладельцами, были убеждены в биологической и моральной "неполноценности" черных. ћатериал книги нагл€дно демонстрирует, что наследие "отцов-основателей" органически включает в себ€ систему расового неравенства.

√овор€ о периоде с 1820 по 1920 г., автор подчеркивает глубину расовой проблемы, пишет о невозможности каких-либо компромиссов в борьбе за расовое равенство. ѕодъем демократического движени€ 20 - 40-х годов XIX в. - активизаци€ рабочих, начало борьбы женщин за политическое и социальное равноправие, зарождение аболиционистского движени€, организации и лидеры которого выступали за отмену рабства, - оказалс€ не в состо€ни€ поколебать "могущественные силы, готовые насмерть сражатьс€ против любых перемен в старом пор€дке, направленных на изменение положени€ черных" (стр. 46). √ражданска€ война и последовавший за ней период –еконструкции также не нарушили систему расового неравенства, так как освобождение рабов покончило с рабством, но не с неравенством. ѕредпринимавшиес€ в годы –еконструкции "федеральным правительством и правительства-

стр. 192


ми штатов меры, направленные на установление подоби€ расового равенства в јмерике", признает ƒж. ’. ‘ранклин, носили вынужденный, ограниченный и декларативный характер (стр. 61 - 62). —охранение основ расового неравенства обрекло –еконструкцию на неудачу. ѕоследн€€ четверть XIX в. и перва€ четверть XX в. были годами законодательного закреплени€ расовой дискриминации и сегрегации в южных штатах, широкого распространени€ фактической сегрегации на —евере, разгула расизма, идеологи которого использовали дл€ его обосновани€ теорию социального дарвинизма.

јвтор призывает американцев извлечь уроки из истории борьбы за расовое равенство в XIX - первой половине XX в., в полной мере осознать актуальность расовой проблемы (стр. 73). ѕроблему расового неравенства в јмерике XX в. он определ€ет как проблему борьбы вокруг привилегий или прав, "неделимость которых становитс€ все более и более очевидной" (стр. 79). ќднако, правильно отмеча€ тот факт, что черные фактически лишены многих из тех прав, которыми пользуютс€ белые, ƒж. ’. ‘ранклин умалчивает о буржуазной ограниченности самих этих прав и свобод. ѕодобна€ ограниченность методологии негрит€нского историка приводит к тому, что, игнориру€ классовую природу буржуазного общества, он раздел€ет всех американцев на наделенных правами белых и лишенных этих прав черных.

ƒж. ’. ‘ранклин прослеживает исторические корни того €влени€, которое он называет "трагической ситуацией" черных бедн€ков-обитателей центральных районов городов американского —евера. ѕослевоенна€ массова€ миграци€ негров на —евер привела к образованию там негрит€нских гетто в городах. "—оздава€ и увековечива€ черные гетто, где преобладали подобные услови€, - пишет автор, - северный город создавал бомбу замедленного действи€, взрыв которой будет так же разрушителен, как и неизбежен" (стр. 83).

 аса€сь истории движени€ за гражданские права, ƒж. ’. ‘ранклин в отличие от многих американских исследователей показывает, что оно берет начало не с возглавленного ћ. Ћ.  ингом бойкота автобусов в г. ћонтгомери в 1955 г., а с выступлений негров в 20-е годы за гражданские права, права на работу, за равенство перед законом. ќднако до конца второй мировой войны борцы за расовое равенство не обладали достаточными ресурсами, чтобы нанести сколько-нибудь серьезный удар по бастионам расизма. ”твержда€, что основным фактором, определившим поворот в борьбе за расовое равенство в 50 - 60-е годы, было возникновение массового движени€ за гражданские права негров, в котором участвовали все слои негрит€нского населени€, автор тем самым не учитывает решающего значени€ такого фактора, как вли€ние глубоких прогрессивных сдвигов, происшедших в послевоенном мире, невиданной в прошлом широкой международной поддержки освободительного движени€ негрит€нского народа. ѕреувеличива€ роль федеральных органов в вопросах расового равноправи€, он сбрасывает со счетов тот факт, что каждое решение ¬ерховного суда —Ўј, кажда€ законодательна€ и практическа€ мера были вырваны в упорной борьбе, под нажимом массового движени€ черных и их союзников.

ƒж. ’ ‘ранклин пишет о том, что американский народ заплатил дорогой ценой за созданный прав€щими классами социальный пор€док, основанный на расовом неравенстве. Ќежелание использовать ресурсы и способности миллионов черных граждан обходитс€ јмерике во многие миллиарды долларов (стр. 104).  роме того, расизм наносит т€желый моральный урон миллионам американцев, как белых, так и черных. —воим повествованием автор стремитс€ убедить читател€, что борьба за права и свободы всех американцев неотделима от борьбы за расовое равенство. ќднако в его работе ничего не говоритс€ о новых услови€х, в которых эта борьба ведетс€ в 70-е годы, когда господствующий класс —Ўј стал еще упорнее противитьс€ дальнейшим уступкам. –азв€занна€ в 70-е годы при поддержке официальных кругов широка€ кампани€ против каких-либо меропри€тий, которые обеспечили бы черным американцам реальную, а не формальную возможность сократить разрыв в социально-экономической сфере между ними и белыми американцами, ставит ныне борьбу черных американцев в более трудные услови€ по сравнению с 60- ми годами, а в р€де случаев сводит на нет достижени€ борьбы минувшего дес€тилети€.

ѕо€вление книг ƒж. ’. ‘ранклина свидетельствует о том, что негрит€нска€ проблема продолжает оставатьс€ одной из самых острых социальных болезней —оединенных Ўтатов.

ќпубликовано 22 €нвар€ 2018 года




¬аше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.

«агрузка...

ѕр€ма€ трансл€ци€:

—егодн€ в тренде top-100


ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама