Полная версия публикации №1423673225

PORTALUS.RU ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДА (2 часть) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Дилмурод РАХМОНОВ, ИСТОРИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДА (2 часть) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 11 февраля 2015. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/history/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1423673225&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Дилмурод РАХМОНОВ, ИСТОРИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДА (2 часть) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 11 февраля 2015. URL: http://portalus.ru/modules/history/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1423673225&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Дилмурод РАХМОНОВ, ИСТОРИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДА (2 часть) / http://portalus.ru.



публикация №1423673225, версия для печати

ИСТОРИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДА (2 часть)


Дата публикации: 11 февраля 2015
Автор: Дилмурод РАХМОНОВ
Публикатор: Дилмурод Рахмонов
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1423673225 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДА  (2 часть)

ДАШТИ КИПЧАКСКИЕ УЗБЕКИ

Половецкая степь или Дашти Кипчак-исторический регион Евразии, представляющий собой Великую Степь, простиравшуюся от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш. В позднем Средневековье и Новое время Половецкую степь населяли народы кипчакской группы: татары, башкиры, ногайцы, киргизы, казахи, кумыки, алтайцы, каракалпаки. Ныне Половецкая степь разделена преимущественно между государствами Россия, Украина и Казахстан, небольшая часть степи на западе принадлежит Румынии и Молдавии. Известна в византийских и европейских источниках-под названием Комания. Впервые термин «Дашти Кипчак» встречается у персидского автора Насира Хосрова в XI веке, когда кипчаки, или половцы, придя с берегов Иртыша, с 1030 года стали соседями Хорезма и заняли территории современного Казахстана и Южно-русских степей. До конца XIX в. под узбеками в основном понимались прямые потомки дашти кипчакских узбекских кочевых племён, мигрировавших в регион Мавераннахра в начале XVI в. и осевших здесь в эпоху правления династии Шейбанидов, а также позднее примкнувшие к ним местные тюркские племена. Однако происхождение этнонима узбек связано именно с дашти кипчакскими узбеками. Он, по всей видимости, происходит от имени Узбекхана (1312-1340), девятого государя из дома Джучи (старшего сына Чингизхана). Узбекхан являлся одним из наиболее успешных и популярных правителей Золотой Орды (Кок Орды). Он правил 28 лет и вошел в историю тем, что удачно сочетал в себе тип сильного военного предводителя, справедливого правителя и истового служителя ислама. Узбекхан известен как первый из рода Джучи, утвердивший ислам в Золотой Орде. Благодаря популярности и славе этого монгольского правителя часть подданных Золотой Орды стала называться узбеками. Впервые узбеки упоминаются в сочинении Хамидуллаха Казвини (род. ок. 1280), который в Избранной истории (Тарихи Гузидэ) рассказывает о вторжении в 1335 г. хана Узбека в пределы Ирана, называя при этом золотоордынское войско узбеками, а государство Узбека (Золотую Орду) государством узбекским (Мемлекети узбеки). Историк Темура  Низамаддин Шамий в своем рассказе о бегстве двух эмиров Темура в 1377 г. сообщает, что оба эмира ушли в область узбеков и укрылись у Урусхана, которого называет ханом узбекским. Другой историк Темура  Шарафаддин Али Яздий, рассказывая о посольстве 1397 г. от золотоордынского хана Тимур Кутлуга, называет прибывших послами узбеков. Указанные источники подтверждают, что термин узбек вошел в оборот при хане Узбеке и, следовательно, связан с его именем; далее он стал применяться к подданным Золотой Орды при Урусхане и Едигее, причём не только к тюркоязычным, но и тюрко-монгольским, по своему происхождению, племенам, уже тогда образующим Узбекский улус в пределах улуса Джучи. Однако впоследствии этот термин стал означать преимущественно подданных Белой Орды. Разгром Темуром войск Тохтамыша в XIV в. способствовал распаду Золотой Орды на ряд более мелких государств: Казанское и Астраханское ханства, Хорезм, отошедший к владениям Темуридов, Ногайский и Узбекский улусы в составе Белой Орды. Узбекский улус занимал степные пространства между Уралом и низовьями Сырдарьи и как государственное образование, прочно утвердился только к середине XV в. Тот факт, что подданные именно Белой Орды стали называться узбеками, частично объясняется тем, что посаженный Узбекханом в г.Сыгнаке Эрзенхан в качестве правителя Белой Орды стал рьяно проводить политику своего патрона по распространению ислама среди своих подданных. Эта традиция следования устоям ислама сохранилась и усилилась при прямых потомках Шейбана  Абулхаире и Шейбани. Под началом именно этих ханов термин узбек стал собирательным именем для целой группы тюрко-монгольских племен Белой Орды.

Особенностью этногенеза дашти кипчакских узбеков, по крайней мере, на первых его этапах, было то, что решающую роль в их объединении под эгидой сильного централизованного государства играли харизматические лидеры типа Узбекхана, Абулхаирхана и Шейбанихана, сочетавшие в себе приверженность и исламу и степному праву (Яссы), унаследованному от Чингизхана. Вокруг Шейбанихана объединились узбекские племена: кушчи, найман, уйгур, курлаут, ички и дурман. К ним примкнули также мангиты, которые не ладили с остальными узбеками. По мере военных успехов Шейбани по завоеванию Средней Азии к ним присоединились эмиры других узбекских племён киятов, кунгратов, туманов, тангутов, хитаев, чимбаев, шункарлыев, шадбакиев, йиджанов, способствовавшие триумфу Шейбанихана как нового правителя Мовароуннахра. В начале XVI в. руководимые им узбекские племена окончательно покорили территорию Моварауннахра. С тех пор узбекские ханы с перерывом в полтораста лет (с нач. XVII по сер. XVIII в. когда в регионе господствовали Аштарханиды) правили территорией Средней Азии, постепенно переходя от кочевого к оседлому образу жизни. В конце XIX  начале XX в. разные источники уже называли 903, 974  и 1025  узбекских племён. Расхождения в цифрах, очевидно, были связаны с двумя факторами. Во-первых, состав узбекских племён и родов усложнялся посредством появления новых колен и подразделений, а также вступления некоторых из них в родоплеменные союзы между собой. Например, часть рода юз, вступив в союз с племенем кырк, образовала относительно самостоятельный род юз-кырк.

Во-вторых, собственно дашти кипчакские узбеки, пришедшие в данный регион во главе Шейбанидов, составили только ядро, вокруг которого в дальнейшем объединялись другие тюркские и тюрко-монгольские племена, находившиеся в Мавераннахре к моменту утверждения династии Шейбанидов. К узбекским племенам примкнули, хотя и сохраняли по отношению к ним некоторую дистанцию, ряд монгольских, огузских и других степных родов и племён, которые проникли в регион в период Чагатаидов, а также до и после него. Часть из них, такие как монгольские племена чагатай, джелаир, барлос и другие, постепенно тюркизировалась, усвоив тюркские наречия и приняв ислам, другие, более древние тюркские племена огузы, уйгуры, карлукы, кипчакы, сами способствовали тюркизации вышеназванных племён и самих дашти кипчакских узбеков.

МАНГИТ

Последний эмир Бухары Сайид Мир Мухаммад Алимхан (1880-1944) амир Мавераннахра 1910-1920 г. (фото 1911 г) из рода мангит (тук).

Мангиты (узб. mang'it)-один из родов тюрко-монгольского происхождения участвовавших в походах Чингисхана и позже вошедших в состав ногайцев, казахов, каракалпаков, узбеков и кыргызов. Термин "мангит" в источниках встречается как "манкит", "манкут". Т.Нафасов считает, что мангиты-одно из древних тюркских племён, крупная этническая единица, вошедшая в состав узбекского народа. Мангат-самое древнее название, аффикс "т" на алтайском языке означает сборный. В источниках упоминается, что предки мангитов были монгольскими племенами, проживавшими в Монголии в начале XIII в. В течение XIII в. они обосновались в Дашти Кипчаке. В XIII-XIV в. большая часть мангитов поселилась на территории между Волгой и Уралом. За это время под влиянием кипчаков они забыли свой язык и приняли тюркско-кипчакское наречие. В конце XIV в. создали своё отдельное государство-Мангитскую Орду. В середине XV в. мангиты назывались "ногай" (нугай), а их орда-Ногайской Ордой. В середине XVI в. Ногайская Орда разделилась на Большой Ногай и Малый Ногай. В последующем мангиты из Большого Ногая вошли в этнический состав узбеков, каракалпаков и частично, казахов, и в XVI в. переселились на территорию Узбекистана. Под культурным влиянием местных тюркских народностей, издавна проживавших в Мавераннахре и занимавшихся земледелием, часть мангитов постепенно осела, другая их часть в конце XIX-начале XX в. вела полукочевой образ жизни, занималась животноводством. В начале XVI в. во время перемещения Шейбанихана с узбекскими родами на юг в их составе были и мангиты. Об этом Мухаммад Салих пишет: "Было много воинов, Хаджи Гоги был из мангитского рода. Здесь было 4000 узбеков, все родственники между собой. Среди них были кунгираты, мангиты, дурманы, ушуны и уйраты". В основном мангиты обосновались в Зарафшанской долине, частично в Хорезмском ханстве, Каршинской степи, Чарджоуской области на левом берегу Амударьи. Самыми большими мангитскими племенами были: ок мангит, тук мангит, кора мангит, оч мангит, чала мангит, бойгунди мангит, темир ходжа, шобий, гавлак, куса, тоз, карабайир, бакирчи, кула, тамгали мангит, казах, уникки, чукай, галабатыр, бешкал, чебакчик, уз, увамий. По состоянию на 1924 г., на территории Узбекистана проживало более 130 тыс. мангитов. Из них около 100 тыс. жили на территории Бухарского эмирата: в Бухарском оазисе и в округе Карши-44 тыс., в низовьях Зарафшана-8 тыс., в среднем течении Зарафшана-10 тыс., в округе Джизака-2600 и в Хорезме-10 тыс. Часть мангытов проживают в Араванском районе Оша. Кроме того, в Чарджоуском районе Туркмении проживало 11 тыс.мангитов, занимались разведением каракульских овец и земледелием. У них было развито и ручное ремесленничество (ковроделие, ткачество разноцветных тканей, бязи, алачи, калами и др.). Ковер мангитов-жулхирс был очень знаменит.

В «Сокровенном сказании» (Тайной истории монголов) и «Алтан дэбтэр» (Золотой книги), истории официальной, выдержки из которой приводит Рашид ад-Дин, можно проследить историю возникновения мангытов от монгольского рода Борджигин. От Бодончара, родившегося, согласно монгольскому историку Х.Пэрлээ в 970 году, ведётся фамильный свод Алтан Уруг, Золотого древа, давшего монголам и всему миру Чингисхана. От Хабичи-баатура родился Мэнэн-Тудун (Дутум-Мэнэн). У Мэнэн-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-хулэг (Хачи-Кулюк), Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-баатур.

Сыном Хачи-Кулюка был Хайду (у Рашид ад-Дина Хайду назван сыном Дутум-Мэнэна) от которого произошёл Чингизхан.

Сыном Хачина был Ноягидай, от него пошёл род Ноякин.

Сын Хачиу-Барулатай, от него, а также сыновей Хачулы Еке-Барула и Учуган-Барула пошёл род Барулас.

Сыновьями Начин-баатура были Уруудай и Мангутай, основатели родов Урууд и Мангуд.

Сокровенное сказание. Глава "Монгольский обыденный изборник". Раздел I. "Родословная и детство Темучжина (Чингисхана)". Абзац §46. Сыновья Начин-Баатура назывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. По мере образования Монгольской империи мангуты расселялись по разным улусам. Отдельные их подразделения мигрировали в Дашти Кипчак, где объединили под названием мангытов часть местных кипчаков и, возможно гузов. При Бие Саид Ахмаде (правил в 1520-1548 г.) подвластное ему владение превратилось в независимое ханство Ногайскую Орду. Слово «ногай» стало служить обозначением не только мангытов, но и всего остального населения государства безотносительно к племенной принадлежности. После распада Ногайской Орды те её жители, что переселились на запад, сохранили за собой этноним «ногай» (на Сев. Кавказе до настоящего времени). Оставшиеся за Яиком вошли в состав казахского Младшего жуза (и позднее влились в казахский этнос), а также в состав ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Сибири. Предполагается, что после походов Чингисхана в среднеазиатские степи проникла небольшая часть монголов-мангутов, которые, оказавшись в окружении какой-то группы кипчакских племён, были ассимилированы, но передали им свое название. Мангыты в составе каракалпаковов делились на 19 родов. Узбекские амиры из племени мангыт создали свою династию эмиров Бухары (1756-1920 г.), сменившую династию Аштарханидов. Старшим родом узбеков в Бухарском ханстве считался Мангыт; из отделения которого Тук происходила царствующая династия, кроме того, этот род пользовался привилегиями. Основателем этой династии был простой узбек из рода мангыт Рахимбий (1747-1758) который, убив хана Абулфайзхана, стал править Бухарским ханством с титулом аталыка, а потом в 1756 году принявший титул хана. Династия Мангытов просуществовала до 1920 г, когда была свергнута в результате революции. Бухарские мангыты говорили на кипчакском диалекте узбекского языка. Узбекское племя мангытов делилось на следующие рода: тук мангыты (входят: султан, кузы кучкар, кукалдор, карасар); тимур ходжа, баурдак-мангыт, уч уруг мангыты (их деления: исабай, купак, бай деганди); кара мангыт: (их деления: чауки, ун икки, куса, бакирчи, кула тамгали, парча, кара, таза, пиш кул). Два представителя племени мангыт из Западной Монголии были протестированы на гаплогруппу N1c Y-хромосомы ДНК. Один оказался представителем гаплогруппы N1c. Другой оказался не принадлежащим к гаплогруппе N1c.

ЮЗ (ЖУЗ)

Юзы-одно из крупных узбекских племён. Юзы-средневековое тюркоязычное племя, образованное вначале как военная единица, затем вошедшее в состав узбеков. Самое раннее упоминание о юзах в составе узбекских племён Мавераннахра относится к XVI веку. Слово «юз» исследователи производят от тюркского слова юз-(сто). Судя по их родовому составу можно предположить, что они представляли собой конгломерат потомков некоторых средневековых тюркоязычных племён. Согласно данным средневековых источников юзы были одним из 92 узбекских племён. В «Мажмуа ат таварих», «Тухфат ат-таварихи хани» они указаны на втором месте. Исследователь Ч.Валиханов зафиксировал предания о 96 узбекских племенах, в число которых входили: минги, юзы, кырки. По его мнению, они являлись потомками древних тюрков. -По сведениям X.Даниярова, юзы считаются самым большим и многочисленным родом среди 92 узбекских племён и родов. Юзы делятся на три крупные группы: марка боласи, корабчи, ражаб боласи. Они в основном живут в Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ташкентской, Ферганской, Андижанской, Кашкадарьинской областях. Часть юзов, принадлежащая к племени жуз у туркменов, иногда называемая туркман. Сурхандарьинские туркмены-жузы имеют 16 родов и делятся на две большие группы: жилонтамгали и вохтамгали. В Джизаке и его округе они в некоторой степени сохранили родственные отношения с казахами по диалекту и культуре. Это связано с тем, что на Мавераннахрском берегу Сырдарьи проживала большая группа казахов, поселившаяся там после их истребления джунгарами в 1723 г. Известно, что часть казахов вернулась на свою родину, другая же осталась в Мавераннахре и смешалась с узбеками. Н.А.Маев пишет, что марка переселились из Уратепы и Джизака в 1866 г. Туркмены-жузы, являющиеся подгруппой племени юзов, поселились в Гиссаре немного раньше. Местное же население считает их аборигенами, земля считалась их территорией и называлась Туркмендашт. Некоторая их часть смешалась с чагатаями, но имеет меньше монгольских признаков, чем кунграты. По своему названию, диалекту, физическому строению и образу жизни туркмены-жузы входят в группы узбеков дашти кипчакского происхождения. Об этом свидетельствует сходство их субэтнонимов с соответствующими подразделениями кунгратов (такими как воктамгали, казиоёкли, болгали, тарахли), найманов (воктамгали, казиоёкли, жиланли). В первой половине XVIII века узбеки рода юз по данным «Тухфати хани» в основном населяли Джизакскую область и Гиссарскую долину. Юзы приняли участие и в формировании узбекского населения Ферганы. В источниках встречается общее название кырк-юз. Возможно, что это был союз этих племён. Известно, что кырки поддерживали родственные связи с узбекским племенем юзов на территории долины Зерафшана. Юзы (жузы) в составе узбеков, казахов и туркменов находились под воздействием разных этнических групп, вследствие чего говорят на разных диалектах. Диалект юзов (жузов) соответствует смешанному диалекту кипчакского, огузского и карлук-чигильского диалектов узбекского языка. Юзы в настоящее время сохранили своё этническое название, хотя частично забыли свои семейно-родственные группы.

КУНГРАТ

Исфандиёрхон II-последний хан Хивы 1871-1918 г. (правил 1910-1918 г, фото 1911 г) из рода кунграт

Унгират, хонгхират, кунгират-исторический монгольский род. Согласно монгольской генеалогической легенде, приводимой Рашид ад-Дином в «Джами ат таварих» ("Сборник летописей") унгираты принадлежали к монголам-дарлекин (монголам «вообще»), то есть потомкам Нукуза и Кияна, ушедших в местность Эргунэ кун. Разветвлённая структура рода унгират и в то же время, близость отдельных его ветвей друг-другу отображалась в монгольских родословных как происхождение от сыновей человека, называемого Золотой сосуд (монг. Алтан худуха). Старший его сын, Джурлук мэргэн, дал начало собственно унгиратам. Скрынникова выявляет наличие дуально-родовой организации, в которой унгираты и близкие к ним роды были брачными партнёрами (анда-куда) борджигинов Тэмуджина Чингисхана и его предков. Дж.Хольмгрен удалось проследить происхождение 69 женщин, становившихся жёнами представителей правящего дома Монгольской империи со времён Чингисхана до падения династии Юань; унгиратки составляли 33% от общего их числа (20% для доюаньского периода и около 50%-для периода Юань

Кунграты являлись одним из Дашти кипчакских узбекских племён. Ареал их последующего распространения включает Сурхандарьинскую, Кашкадарьинскую и Хорезмскую области Узбекистана. Легенды о происхождении кунгратов встречаются в работе Абул Гази "Шажарайи турк" ("Древо тюрков"), написанный в XIV в. По своему статусу кунграты отличаются от других племён, потому что Чингизхан и его родственники женились на дочерях знатных кунгратов, тем самым, возвышая это племя над другими. По мнению И.П.Магидовича, предками большей части хорезмских узбеков были кунграты, жившие до расселения основной массы дашти кипчакских узбеков. В нашествии Шейбанидов на Мавераннахр участвовали союз хорезмских кунгратов. Пожилые кунграты утверждают, что истинной их родиной являются Гузар-Байсунские степи. Известно, что в эпосе кунгратского этноса "Алпомиш" отражены сюжеты о кунгратском народе и их байсун-кунгратской родине. Существуют каракалпакская, казахская, хорезмская и сурханская версии этого эпоса. Описанные события происходят в основном в Байсун-Кунгратском крае. Историки утверждают, что "Алпомиш" написан тысячу лет назад. Если принять это точку зрения, то можно прийти к выводу, что часть кунгратов до XV в. жила на территории Мавераннахра. Кунграты делятся на пять родов, каждый из которых делится на несколько мелких родов: 18-у Воктамгали, 16-у Куштамгали, 14-у Конжигали, 12-у Айнни и 6-у Тортувли. Итого 66 родов, которые также делятся на еще более мелкие родственно-семейные группы. Много кунгратов встречается среди казахов и, в особенности, каракалпаков. По сведениям 1924 г., в Бухарском уезде было зарегистрировано 3000 кунгратов, в Гиждуванском уезде 10875, в уезде Кармана 1370, в Гузаре 20615, Шахрисабзе 325, Шерабаде 23164, Байсуне 9890. Согласно этим данным, на территории Бухарского ханства 14,5% узбекского населения составляли кунграты. В районе низовья Амударьи было зарегистрировано 17 тыс. кунгратов. По мнению Решетова, диалект узбекских кунгратов принадлежит к кипчакским говорам с применением "ж". Хотя в настоящее время кунграты на территории Восточного Узбекистана сохранили своё этническое название, деление на мелкие рода позабыто. Узбекский род кунграт был правящей династией в Хивинском ханстве.

МИНГ

Саид Мухаммад Худоёрхон III (правил 1845-1875 г) последний хан Коканда из рода мингов.

По преданию минги пришли в Среднюю Азию с Чингисханом. Вначале они кочевали по Сырдарье. По преданиям, история мингов была связана с такими племенами как кырк и юзы, что, может свидетельствовать о тюркской основе их происхождения. В тимуридскую эпоху отдельные группы мингов жили в Мавераннахре. В начале XVI века некоторые группы мингов входили в состав войска Шейбанихана при походе из Дашти Кипчака на Мавераннахр. Многочисленные письменные источники указывают на большую численность узбеков-мингов в XVI в. в Ферганской и Зеравшанской долинах, Джизаке, Ура-Тюбе. Беки Ура-Тюбе и Ургутa были из рода мингов. Узбеки-минги жили в юго-восточной части Заравшанского округа и в Амударьинском бассейне около Гисcара, Байсуна; Ширабада, Денау, Балха, в Кундузских владениях и в Хивинском ханстве. По переписи 1920 года минги были второй по численности родо-племенной группой узбеков в Самаркандском уезде и насчитывали около 38 тысяч человек. Узбеки-минги Заравшанской долины делились на 3 больших рода, которые в свою очередь делились на более мелкие рода: 1. Тугали (ахмат, чагир, туйи намоз, окшик и др.), 2. Боглон (чибли, кора, мирза и др.), 3. Увок тамгали (алгол, чаут, жайли, урамас, тукнамоз, киюхужа, ярат). Род тугалы был бекским. Узбеки рода минг живут также в некоторых районах сев. Афганистана: Балхе, Мазари Шарифе, Меймене и Ташкургане. С XVIII века узбекский род минг был правящей династией в Кокандском ханстве. Последним представителем минг правившим Кокандским ханством был хан Худаярхан.

КЫРК

Кырки, средневековое тюркоязычное племя, образованное вначале как военная единица, затем вошедшее в состав узбеков, каракалпаков, казахов и туркмен. Самое раннее упоминание о кырках относится к XVI веку. Слово «кырк» исследователи производят от тюркского слова кырк (сорок). Судя по их родовому составу можно предположить, что они представляли собой конгломерат потомков некоторых средневековых тюркоязычных племён. Согласно преданиям и данным источников, формирование кырков происходило после походов Чингисхана в Среднюю Азию. Кырки не упоминаются ни в составе орд Чингисхана, ни среди местных домонгольских тюркоязычных племён. В первой половине XVIII века узбеки рода кырк по данным «Тухфати хани» в основном населяли Джизакскую область. Кырки приняли участие и в формировании узбекского населения Ферганы. Два квартала Кырк были в самом Коканде. Кырки входили в состав родового войска (эльнавкар) бухарских эмиров из узбекской династии мангыт и участвовали в коронации. Крупные рода узбекского племени кырк: коракуйли, корача, молтоп, мулкуш, чапрашли, чорткесар. Карача в свою очередь делились на: балки, жангга, чекли, кучекли, чувуллок. Молтопы делились на: бойлар тупи, кавуш тупи, оюв (айик) тупи, беклар тупи. Кроме этого в составе кырков ГаллааралаДжизака и Булунгура встречались следующие родовые подразделения: куя бош, кук гумбоз кырк, сугунбой, тук чура, куёнкулокли, кошика булок (қашқабулоқ), уч киз, куш кавут кырк (кешковут), кора чивар, тангили.

КИПЧАК

Кипчаки (в европейских и византийских источниках-куманы, в русских источниках-половцы, в арабо-персидских-кипчаки)-древний тюркский полукочевой народ причерноморских степей. Термин «кюеше» (цзюеше), упомянутый в 201 г. до н.э., воспринимается многими тюркологами как первое упоминание кипчаков в письменных источниках. Однако более достоверное упоминание их под именем «кибчак»-в надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.) «кипчак», «кыфчак»-в сочинениях мусульманских авторов: Ибн Хордадбеха (IX в.), Гардизий и Махмуда Кашгарий (XI в.), Ибн аль Асира (XIII в.), Рашид ад-Динааль УмариИбн Халдуна (XIV в.) и других. Русские летописи (XI-XIII вв.) называют их половцами и сорочинами, венгерские-палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники (Рубрук XIII в. и др.)-команами (куманами). В первый период политической истории кипчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племён в борьбе за новые пастбища. К концу X века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кипчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Сев. Причерноморья. К середине XI в. Кипчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Семиречья. Восточная граница их остаётся на Иртыше, западные пределы достигают Волги, на юге района реки Талас, а сев. границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся степь от Дуная до Поволжья называется Кипчакской Степью или «Дашти Кипчак». Кипчаки-половцы начали переселяться в более плодородные и тёплые земли, вытеснив печенегов и часть северных огузов. Подчинив себе эти племена, кипчаки пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом, став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дашти Кипчак. Кипчаки, как и канглы и туркмены были элитой в армии хорезмшахов. Кипчаки-мамлюки защищали Святую землю от крестоносцев. Когда монголы захватили Дашти Кипчак, кипчаки стали основной силой Золотой Орды. Под натиском монгольских племён группа западных кипчаков под предводительством хана Котяна ушла в Венгрию и Византию. В Кокандском ханстве представители рода кипчаков были визирями.

ДУРМАН

Дурманы-один из крупных и компактно проживающих узбекских родов. Как указывается в некоторых источниках, дурманы по происхождению являются монгольскими племенами. Это одна из этнических групп, которая в XV в. участвовала в избрании Абдулхайра ханом узбеков в Дашти Кипчаке, позже поддержала Шейбанихана и вместе с ними поселилась на территории Мавераннахра. Отдельная группа узбеков-дурманов приняла участие в завоевании Балха и Кундуза в составе войск Шейбанихана в афганском Туркестане. Упоминается, что первым узбекским правителем Кундуза был дурман Урусбек. Они старались сохранить свой авторитет и при династии Аштарханидов. В начале XX в. узбеки-дурманы проживали в различных местах-в Балхе (Сев. Афганистан), Зарафшане, верхнем бассейне Сырдарьи и Хорезме, в сёлах Дурман и Гарау, расположенных в Гиссарской долине в Кургантепинском бекстве (Таджикистан), в сёлах Дурманпеч и Гиштмазар. Согласно материалам Б.X.Кармышевой дурманы делятся на гиссарских и кабадиёнских. Кроме того, они подразделяются на четыре группы: учуруг (делятся на: тибир, салтик, каратана, конур, алатой, жамантой, ахча, ойули), кийаннома (входят киёт, кабла, кутчу, жертебар, тогизалу, оккуйли, гурак козок, нугай, борбой, уста), гурдак и саксон. В 1924 г. в Гиссаре было зарегистрировано 5579 дурманов, в районе Ургенча 1700. Дурманы также проживали разрозненно в населённых пунктах Зарафшанского и Ташкентского оазисов. Например, сейчас на территории Кибрайского района Ташкентской области встречаются такие этнотопонимы, как село Дурман, сад Дурман. Согласно сравнительному анализу Н.Г.Борозны, который проводил специальные научные исследования материальной культуры, хозяйства и этнографических особенностей дурманов, генеонимы дурманов, как и других узбекских родов, похожи на генеонимы казахов и кыргызов. Из этого можно заключить, что на территории Средней Азии дурманы также были и в составе казахов, кыргызов и туркменов, в той или иной степени участвуя в формировании этих народов. Их диалект принадлежит к кипчакскому наречию с употреблением “ж”.

КАНГЛИ

Кангли-один из многочисленных древних этносов, входит в состав узбекского, каракалпакского и казахского народов. Этноним "кангли" упоминается в Орхонских летописях (VIII в.) как "кенгересс", в историческом произведении К.Багрянородного (X в.) под названием "кангары", в работе ал Идриси (XII в.)-"ханкакиши". Эти и последующие авторы считают, что название "кангли" образовано от названия племени или объединения племён. Предками кангли были саки, проживавшие на берегах Сырдарьи. В III в. до н.э. они создали крупное государство Канг. Во II-I в. до н.э. и I-II в. н.э. это государство занимало огромную территорию, включавшую Ташкентский оазис, юго-восточные территории Казахстана, Мавераннахр, Хорезм, южный, юго-восточный и северно-западные регионы Аральского моря. В течение этого периода в результате слияния саков с хунами, усунами и другими тюркскими народами, появился новый народ-кангары, которые составляли самый древний коренной тюркский слой, образовавшийся в Центральной Азии. Кангарская культура появилась в результате соединения двух культур-кочевого и полукочевого этноса (хуны, усуны и др.) с культурой местного населения (саки). Археологи называют эту культуру кангюйской культурой. Следствием нашествия монголов стало перемещение группы кангли на север, в район Южного Урала, и ассимиляция с башкирами. Но определённая часть кангли продолжала кочевать в степях Каспия и Приаралья, и вошла в состав казахов и каракалпаков. Кангли, проживавшие на берегах Сырдарьи, оазисов Таласа и Чу, стали оседлым населением Хорезмского оазиса. Как пишет Абул Гази, до нападения монголов на Хорезм сюда переселилось 90 тыс. членов племени кангли. Позже часть кангли вместе с Шейбаниханом переселяется на территорию Мавераннахра. В 70-80-е г. XIX в. в уезде Курама (Ташкентский оазис) проживало 1650 семей кангли (или 8850 чел.). В основном они жили в волостях Ниязбек, Тойтепа и Окджар. В это время кангли продолжали вести полуоседлый образ жизни, занимались земледелием и животноводством. Сохранились прежние названия населённых пунктов, свидетельствующие о проживании здесь в прошлом племени кангли. В волости Ниязбек два села назывались и продолжают называться Кангли, в Кушкургаской волости имелось село Кизил кангли; в Булатовской волости-села Жилкаш кангли и Бобо кангли; в волости Окджар-село Олтмиш кангли. Согласно данным 1920 г., в Джизакском уезде проживало 7700 кангли. По данным той же переписи, в Самаркандском уезде было зарегистрировано 1200 кангли. В Ферганской долине (в сёлах Болгали кангли, Иргаки кангли и Кургали кангли) тогда же было зарегистрировано 6000 кангли. В сёлах Катта кангли и Кичик кангли Хазораспского района Хорезмской области проживало 500 кангли. Таким образом, в первой четверти XX в. на территории Узбекистана 24 тыс. чел. принадлежали к этносу кангли. В языке кангли собраны элементы карлук-чигильского, огузского и кипчакского диалектов. В течение многих веков этнос кангли поддерживал тесный этнокультурный контакт со многими этносами (казахами, кыргызами, каракалпаками, узбеками). Группы, входившие в состав узбеков, говорили на узбекских (тюркских) наречиях, а те, что вошли в состав казахов и кыргызов-на соответствующих языках. После национального размежевания 1924 г. кангли уже не регистрировались в качестве самостоятельной этнической единицы, войдя в состав упомянутых титульных наций.

КАТАГАНЫ

Катаганы-средневековое племя, родственное роду Чингисхана, позже вошедшее в состав казахов, каракалпаков, узбеков, уйгуров, киргизов. Тюрко-монгольское племя катаган (хатагины), ведёт своё начало от Буха Хатаги, старшего сына праматери монголов Алан-гоа (из монгольской группы племён нирун). Племя катаган пришло в Мавераннахр вместе с сыном Чингисхана Чагатаем и сыграло огромную роль в политической истории и этногенезе многих современных тюркских народов. Согласно Сокровенному сказанию монголов происхождение хатагинов (катаганов) следующее: Добун Мерган женился на Алан гоа, дочери Хори Туматского Хорилартай Мергана, родившейся в Арих усуне. Войдя в дом к Добун Мергану, Алан гоа родила двух сыновей. То были Бугунотай и Бельгунотай. После смерти Добун Мергана, Алан гоа, будучи безмужней, родила трёх сыновей от Маалиха Баяудайца. То были: Бугу Хатаги, Бухату Салчжи и Бодончар простак.

Бельгунотай стал родоначальником племени Бельгунот.

Бугунотай стал родоначальником племени Бугунот.

Бугу Хатаги стал родоначальником племени Хатаги (катаган).

Бухуту Салчжи стал родоначальником племени Салчжиут.

Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин от которого произошел Чингисхан.

Одна из крупных этнических групп узбекского народа-катаганы проживают на территории Хорезмской, Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской областей и в Ферганской долине Узбекистана. Катаганы живут также на территории Казахстана, Таджикистана и Афганистана. Первые данные о катаганах встречаются у Рашидиддина Фазлуллох Казвиний в "Жомъе ут таворих", написанный в XIV в. Сведения о катаганах, живущих в области Балх (Сев. Афганистан), содержатся в трудах Бурханиддинхана Кушкекий. В произведениях Рашидиддин называет катаганов монгольским племенем, он отмечает, что катаганы-не монгольское, а тюркское племя, которое только называется монгольским. Например, Ч.Валиханов, говоря о Старшем Жузе казахов, отмечает, что из одной его ветви произошел главный род катаганов, из второй-уйсуны, из третьей-кангли. Именно указанных катаганов он относит к составу дашти кипчакских узбеков. Учёный продолжает свою мысль о том, что катаганы-самый древний народ, проживающий на юге Центральной Азии. В начале XVII в. они составляли основную опорную силу правителя Ташкента Турсунхана, а в середине XVII в. одна их часть вошла в состав узбекского народа, а другая в состав казахского племени чанишкли. Появление катаганов в составе узбекского народа исследователи связывают со следующим трагическим событием: в 1628 г. казахский хан Ишим убил правителя Ташкента Турсунхана, победил и истребил катаганов, которые составляли основную силу последнего. Часть катаганов вошла в состав казахского племени кангли под именем чанишкли, остальные бежали на юго-запад Сырдарьи и влились в состав узбеков. Магидович считает, что узбеки-катаганы имеют родственные отношения с некоторыми группами кыргызов. Об одном роде кыргызов-катаганов саёках Магидович пишет: "Род кыргызов-катаганов, проживающих на северо-востоке Афганистана, относит себя к саёкам. Если мы сможем определить их непосредственное родство с афганскими и бухарскими узбеками-катаганами, подтвердится, что это одно из многочисленных древних племён, также как племена, знаменитые в Китае под названием "се", у греков и персов-под названием "сак". Во времена Аштарханидов Сев.Афганистан был выдан катаганам в качестве улуса. В начале XVII в., в период правления Махмудбия из рода катаган в Балхе и Бадахшане, этот край стал называться краем катаганов. Таким образом, катаганы проживали на очень большой территории-это Средняя Азия, Сев. Афганистан, Восточная Турция, и являются одной из многочисленных тюркских этнических групп. Катаганы Кундуза и Ташкургана считались потомками 16 сыновей, группа Беш бола делились на следующие рода: кесамир, джунг, катаган, лухан, тас, мунас. Мунасы делились на: чучагар, чечка, югул, сируг, темуз, бурка, берджа. Чегуна состояли из родов: мурдад, басуз, сир-и катаган, чураг, джудуба, катаган кураси, мурад шайх, аджигун, кин, кудагун, семиз. Катаганы говорят на кипчакском и карлук-чигильском диалектах узбекского языка, о чём свидетельствует ряд этнолингвистических исследований. К началу XX в. узбеки-катаганы хорошо сохранили своё этническое имя и этнографические особенности. И по сей день целые сёла катаганов можно встретить в Сурхандарье и Кашкадарье. В материалах переписи населения 1926 г. указывается, что на востоке горы Кухитанг живут 1190 катаганов, в районе среднего течения Шерабаддарьи 2695, в верховье Шерабаддарьи 665, на правом берегу Сурхандарьи 1055 катаганов. Также проживали в Кашкадрьинской степи, в Зарафшанском оазисе, Хорезме, Ферганской долине, Чиназе Ташкентского оазиса. В настоящее время названия мест проживания катаганов перешли к названиям населённых пунктов в форме этнотопонимов. Например, в Шахрисабзском, Касанском районах Кашкадарьинской области, Самаркандской, Хорезмской областях встречаются сёла, махаллинские гузары под названием Катаган. В Намангане сохранились останки древнего поселения Катаган сарай. Одни из 12 ворот Ташкента назывались Катаган. В южных районах республики сохранились только этнические названия, но под влиянием общеэтнических процессов этнографические особенности стали частью культурных ценностей и обычаев узбекского народа. 

УЗ И A3

Уз и аз (оз)-племена, принявшие участие в формировании узбекского народа. Относительно их этногенеза имеются противоречивые мнения. Так, М.Эрматов объясняет, что термины "уз" и "аз"-это названия одного народа. Он считает, что название "узбек" произошло именно от этих терминов. Основываясь на такой интерпретации, учёный Р.Агеева связала этническое название "узбек" с именем хана Золотой Орды Узбеком, который жил в первой половине XIV в.: "Как утверждают некоторые исследователи, имя Узбек (как и этническое название "узбек") произошло от названия народа "уз", "оз", которые некогда так назывались в Средней Азии". По мнению К.Шаниязова, каждое из племён уз и аз было отдельной народностью. Сначала об узах. В VI-VII в. узы были в составе Западного Тюркского каганата, а в VIII в.-в составе ханства Туркеш. В 60-е гг. VIII в., а точнее в 766 г., бассейны рек Чу и Или заняли карлуки, которые подчинили себе большую часть узов. С этого времени карлуки участвовали в формировании узбекского рода. Другая часть узов, не подчинившаяся карлукам, переместилась к Сырдарье, в основном в пустыни на левобережье. Именно в это время (VIII в.) на берегах Сырдарьи и в пустынях на юго-западе и севере Аральского моря был создан союз племени огузов (гуз). Позже, в IX в. было создано государство огузов. Все племена, жившие на этой территории, в том числе и узы, были порабощены огузами. Значительная часть узов, не подчинившаяся огузам, отступила и устроилась на северо-западной территории Аральского моря. Другая часть узов осталась жить на берегах Сырдарьи, отделившись от соплеменников, отступивших на запад. Некоторые группы узов, оставшиеся жить на берегах Сырдарьи, стали вести оседлый образ жизни, создав города и крупные сёла. Некоторые из них они назвали своим именем. Например, город, располагавшийся между левым берегом Сырдарьи (между городом Сигнак и селом Барчинликент) и на западе-рекой Яик (Урал) назывался Узкенд. Он сохранился до XIII в. Два кургана в районе среднего течения Сырдарьи называются Ишки Узкенд и Кирги Узкенд а озеро-Уз. Один из городов, расположенный в верхнем течении Сырдарьи (в Ферганской долине), в начале средних веков назывался Узкенд (ныне Узган). В горных районах на севере Ферганской долины в VIII-X в. (может быть и ещё раньше) должен был жить этнос уз, в последующем перешедший к оседлому образу жизни. Узы, переехавшие на северо-западные территории Аральского моря, в середине IX в. расположились между реками Эмба и У ил. Там жили племена кангли и бижанак (печенеги), а на северо-востоке-племена кипчаков и кимаков. Основная часть узов до сих пор живёт на территории Узбекистана, и сохранила своё этническое название (уз). Они в основном расположены в сёлах Хардури, Талоктепа, Шурабозор, Утамали, Хушахоли, Майлиджар и других сёлах Каршинской степи. Некоторые группы узов живут на территории Навоийского района и хозяйства Улус Каттакурганского района. В формировании узбекского народа активно участвовал и этнос аз. Их предки жили в предгорьях Алтайских и Саянских гор, на Тувинской территории и были в составе племенного союза теле. В 709 г. один из тюркских ханов Магилан захватил земли азов, а в 716 г. его брат Култегин нанёс им сокрушительный удар. После этого этнос азов потерял свою независимость, и они разделились на несколько групп. Одна группа покинула свою территорию и поселилась в Чуйской долине. Эти азы и упоминаются в произведениях. Ибн Хурдодбека и Гардизий (XI в). По сведениям, приведенным в источниках, азы, поселившиеся в Чуйской долине, вошли в состав племенного союза тургеш. В.Бартольд относит азов к азгишам, которые являются ответвлением тургешев. В 766 г. карлуки заняли район Семиречья, в том числе долину реки Чуй. Часть азов подчинилась карлукам и осталась на этих землях, другая часть переселилась в низовье Сырдарьи, пустыни около Аральского моря. Одна из групп азов осталась на своей древней родине-в предгорьях Алтайских и Саянских гор. Под именем аз, терт ас (турт аз), дъети аз (етти аз) они и сейчас сохранились в составе таких алтайских народов, как алтай-кижские телеуты, телечи и другие тюркские этносы этого региона. Термин аз (и в виде оз, уз) встречается в названиях местностей и рек Алтая и Енисея. Этнос аз (оз, аз сарай) сохранился до наших дней и обитает в Самаркандской и Кашкадарьинской областях, сохранив своё этническое название. На основании всех вышеприведенных данных можно утверждать, что уз и аз (оз) являются этническим названием двух разных племён, остатки которых сохранились и по сей день.

НАЙМАН

Найманы (от монг. найман «восемь»)-средневековый монгольский народ. В настоящее время найманы известны в составе монголов, казахов, каракаллпаков, киргизов, ногайцев и узбеков. Одна из версий Л.Гумилёва происхождение от монголоязычных каракитаев, которые, перейдя в Западную Монголию, после падения династии Ляо образовали союз родов или племён найман: восьмиплеменным народом были кидани, а слово «найма» значит по-монгольски «восемь». При столкновении с кераитами и монголами найманы великолепно с ними объяснялись, что говорит об их монголоязычии. Монголоязычные найманы кочевники попали на Алтай во второй половине XII в. вместе с киданями, скорее как часть киданей, соратников Елюя Даши. Первые достоверные сведения о найманах у Рашид ад-Дина (XIII в.), который, описывает их так: «Эти племена (найманов) были кочевыми, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые-в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто, таковы: Большой (Екэ) Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, горы: Элуй Сирас и Кок Ирдыш (Синий Иртыш) горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Монголии, до области, в которой живал Он хан. Ареал найманов простёрся едва ли не по всей Центральной Азии-от Балхаша и Алтая до территории современной Монголии и Китая. В VIII веке в китайской истории найман упоминается как племя, живущее к югу от озера Байкал. После образования государства каракитаев найманы входили в его состав, но после смерти Елюй Даши получили независимость. В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Найманы были одним из самых сильных кочевых племён Монголии. Многие найманы вошли в состав Чагатайского улуса. Группы найманов были отмечены источниками в Мавераннахре уже в XIV веке. Некоторые служили в войске Тамерлана. В числе эмиров Амир Тимура были найманы: Тимур ходжа, Латифаллах, Ак Буга, Али Тутак и Саадат. В период походов Тимура часть найманов, вместе с аргынами, занимали территорию от реки Ишим на юго-западе до Каратала и на запад до реки Нуры (Аристов). Некоторые рода найманов вошли в состав узбекского народа. По данным исследователей в начале ХХ века узбеки-найманы подразделяли себя на 17 родов: пулатчи, иланли, куштамгали, каранайман, казак найман, бурунсав, козаякли найман, карагук, агран, мамай, сакзил, чумчукли, садирбек, укреш найман, жагарбайли, баганали, балтали найман. В Андижанском районе Узбекистана есть кишлак Найман.

УСУНИ

Усуни-кочевое (тюркоязычное племя, обитавшее в древности на севере современного Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившееся на территорию Семиречья. Историю усуней можно проследить начиная с III в. до н.э. По описаниям китайцев усуни были среднего роста, имели белую кожу, голубые глаза и рыжие волосы. Их расовый тип антропологи определяют как европеоидный. Относительно этнической принадлежности усуней исследователи говорят об их тюркском происхождении. P.Pelliot и L.Ηambis определили общее происхождение древних усуней с Сары-Усунями у киргизовузбекскими ушунями и уйшунями, и уйсынами казахов. Из-за раздоров с юэчжами усуни в 160 году до н.э. переселились на земли саков-тиграхауда в Семиречье. В I в. до н.э. их численность достигала 630 тыс.чел. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам Чуй, Талас, где усуни граничили с Кангюй. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой. Говорили усуни на древнетюркском языке. Столица усуней Чугучэн (Кызыл Ангар) находился на берегу Иссык-Куля (ныне село Кызыл-Суу центр Джети-Огузского района Кыргызстана). Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни вели войны с кангъюями и гуннами за пастбища, имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Оседлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах. Усуни разводили преимущественно лошадей и овец. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Самыми богатыми считались усуни, имевшие 4-5 тысяч лошадей. Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Усуни разрабатывали месторождение свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли-серпыножимечикинжалы, наконечники стрел. Ярким памятником ювелирного искусства усуней являлась-Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, датировка I в. до н.э.-II в. н.э.

БАРЛАС

Тимур ибн Тарагай Барлас (1336-1405) амир Мовароуннахра (1370-1405) из рода барлас.

Барлас, Барлос, (монг. Барулас)-одно из известных монгольских по происхождению племён, участвовавших в походах Чингисхана. Упоминание о барлас имеется также в Сокровенном сказании («Тайной истории монголов») и в Алтан дэбтэр («Золотой книги») выдержки из которой приводил Рашид ад-Дин. По его мнению род Барлас происходит от рода Борджигинов, основатель которого Бодончара. От Бодончара, родившегося, согласно монгольскому историку Х.Пэрлээ, в 970 году, ведётся фамильный свод "Алтан Уруг" (Золотого древа), давшего монголам и всему миру Чингисхана. Сыном Хачи Кулюка был Хайду (У Рашид ад-Дина Хайду назван сыном Дутум Мэнэна) от которого произошел Чингизхан. Сын Хачиу-Барулатай, от него, а также сыновей Хачулы Еке Барула и Учуган Барула пошёл род Барулас.

Сокровенное сказание. Глава "Монгольский обыденный изборник". Раздел I. "Родословная и детство Темучжина (Чингисхана)". Абзац § 46. Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас. Этноним барлос известен со времен Чингизхана. Рашид ад-Дин пишет, что четырёхтысячное войско, которое выделил Чингизхан своему сыну Чагатаю, состояло, в частности из барласов и что, как и джалаиры, они были первоначально монгольским племенем под названием барулос, что в переводе с монгольского означает "толстый, сильный". Оно также означало "полководец, предводитель, смелый воин" и было связано с воинской отвагой представителей племени. Первоначально населяли территории современной Монголии. По мнению этнографа Б.Кармышевой, барласы были одним из ранних и могущественных тюркских племён, вошедших в состав узбеков. В большинстве источников барласов интерпретируют как племя, тюркизированное во второй половине XIII века и к XIV веку, уже полностью говорившее на тюркском чагатайском (староузбекском) языке. Часть из них переселилась в оазисы Средней Азии после 1266 года. В основном они разместились на территории Кеша (современный Шахрисабзский район Узбекистана). Барласы достигли вершины могущества при правлении Темура (1370-1405) и Тимуридов (1405-1507) в Мавераннахре и Хорасане. Сам Тимур был из рода барласов и при своих походах опирался на барласских военачальников, хотя в его войске были представлены различные рода и племена. Барласы до возвышения Темура представляли собой обедневшее племя родовой знати монгольских кочевников. При покровительстве Темура барласы стали распространяться и на другие регионы. В конце XV века, часть барласов вместе с Бабуром после разгрома его войск дашти кипчакскими узбеками, отправилась в Сев. Индию. В середине XVIII в. бий мангитов Мухаммад Рахимбий переселил около 20 тыс. семей барласов на территории Самарканда и Шахрисабза. К началу XX в. в Мавераннахре их оставалось немного, многие были ассимилированы или переселились в Афганистан, Пакистан и Сев. Индию. Они делились на следующие рода: талиббачча, козыбачча, полатбачча, ахсакбачча, неъматбачча, шашбачча, ката кальхопизи, майда кальхопизи, джатта. В южных районах Узбекистана живут два рода барласов-олтибачча и кальхофизи. В переписи 1920 года основная часть барласов Самаркандской области была зафиксирована в Каратепинской, Магиано-фарабской, и Пенджикентской волостей в количестве 3002 человек. 1924 году в бывшем Хисарском бекстве жило 7501 узбек барласов и в бывшем Денауском бекстве жило 468 узбек барласов. 1926 г. в Верхней Кашкадарье было 710 барласов и они проживали в селах Саёт, Хасантепа, Оммагон, Тошкалок, Аёкчи, Хонака, Тарагай. В этих сёлах жили такие племена, как толиббачча, казибачча, неъматбачча. В настоящее время в Самаркандской и Кашкадарьинской областях сохранились этнические названия барласов, но в других регионах Узбекистана название барлос встречается только в форме этнотопонима, например, село Барлас Сариасийского района Сурхандарьинской области. Небольшая группа катаганов села Катаган Кашкадарьинской области называет себя барласами, а место своего проживания называют барлоступ. Диалект барласов относится к промежуточному между карлукско-чигильским и кипчакским, т.е. как отдельный тип наречия узбекского языка. Барласы в основной своей массе тюркизировались и ассимилировались в составе узбекского этноса, являясь его этнографической группой. Известные барласы: Темур-среднеазиатский завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Центральной, Южной и Западной Азии, Кавказа, Поволжья и Руси, выдающийся полководец, эмир (1370-1405 г). Основатель империи и династии тимуридов, со столицей в Самарканде. Мирза Улугбек Гураган-правитель державы Тимуридов, внук Темура, выдающийся астроном, астролог. Бабур-чагатайский и индийский правитель, полководец, основатель государства Великих Моголов (1526) в Индии, поэт и писатель.

КАРЛУК

Карлуки (узб. qorluqlar)-кочевое тюркское племя, проживавшее на территории Средней Азии в VIII-XV веках. Первоначально карлукский племенной союз состоял из трёх крупных племён, среди которых самым многочисленным было племя чигил. В китайских источниках перечисляются некоторые другие племена карлуков: моуло (булак), чисы (чигиль) и таши (ташлык). Столица находилась вблизи современного села Койлык Алматинской области. C 960 г. карлуки исповедовали ислам. В 742 году уйгуры, карлуки и басмылы объединившись, уничтожили Восточно-тюркский каганат. В знаменитой битве за Туркестан между арабами (Халифат) и китайцами (династия Тан) на реке Талас (751 год) карлуки, перейдя на сторону арабов, решили исход сражения. Эти земли позже вошли в состав Карлукского каганата (766-940), который затем заменило Караханидское государство (940-1210). В 1211 г. Чингисхану добровольно подчинились правитель Алмалыка Бузар Арсланхан, служивший до этого кара-китаям и найманам, а также ферганские карлуки Кадармелика. Карлукское наречие (чагатайский язык в монгольские времена, 1220-1390) легло в основу современных узбекского (в Мавераннахре) и уйгурского (в Восточном Туркестане) языков. Во второй половине XIX-начале XX века часть карлуков, вошедших в состав узбекского народа, жили на территории современной Кашкадарьинской, Бухарской и Сурхандарьинской областей Узбекистана. Узбеки-карлуки являются ярко выраженными представителями европеоидной расы среднеазиатского междуречья. Среди них также встречаются представители ирано-афганской расы.

ДЖАЛАИР

Джалаир-союз племён, обитавший на берегах Онона в XII веке. Согласно исторической летописи Рашид ад-Дина «Джами ат таварих» (XIV век) джалаиры принадлежали к монголам-дарлекин («монголам вообще») в отличие от монголов-нирун (собственно монголов). Они стали причисляться к монголам уже после создания Монгольского государства. «Их внешний облик и язык похожи на внешность и язык монголов». Джалаиры подразделялись на десять ветвей: джат, тукараун, кунксаут, кумсаут, уят, нилкан, куркин, тулангит (дуланкит), тури, шанкут-численностью около 70 тысяч семей. Этнограф Н.А.Аристов на основе анализа родовых названий племени джалаир пришёл к заключению о его смешанном тюрко-монгольском происхождении. Он считал джалаиров очень древним племенем на том основании, что в него входят роды и подроды, многие из которых известны очень давно. Во второй половине XIII в. группы джалаиров переселились в оазисы Среднеазиатского междуречья. В середине XIV в. у каждого крупного племени в Мавераннахре был свой удел. Джалаиры жили в районе Ходжента и др. Джалаиры участвовали в этногенезе казахского, каракалпакского и узбекского народов. В начале 1870-х годов узбеки-джалаиры жили в долине Зерафшана по обеим берегам Акдарьи, и только у Хатырчи доходили до правого берега Карадарьи. По их словам, они происходили от одного родоначальника-Сархан ата. Джалаиры Самаркандской области делились на два отделения: кальчилы и балгалы. Преимущественно они были земледельцами. Жили в 34 кишлаках вместе с другими племенами. Всего их было 3,5 тысяч человек.

ЛОКАЙЦЫ

Локайцы или лакайцы-это одно из наиболее крупных даштикипчакских племён узбеков, заселяли южные территории Таджикистана, Узбекистана и север Афганистана. Локайцы были третьим по численности узбекским племенем в Восточной Бухаре-в 1924 году их насчитывалось 25400 человек. До революции их было больше, племя это особенно пострадало от басмачества, поскольку активно участвовала в движении. Локайцы-одна из самых воинственных в регионе этнических групп. Отряды Ибрагимбека, воевавшие в южном Таджикистане против советской власти до 1937 года, были укомплектованы именно локайцами. В настоящее время, локайцев 162560 человек. По данным переписи населения Таджикистана 2010 года численность локайцев в стране составила 65555 человек. Исследователи считали локайцев одним из родов даштикипчакских узбеков, пришедших в южные районы современного Таджикистана, в начале XVI в. вместе с Шейбани-ханом. Этнографическое изучение локайцев, проведенное Б.Кармышевой в 1945-50 гг. позволило установить, что они являются типичными представителями узбеков даштикипчакского происхождения, наиболее ярко сохранившими в своей культуре черты степняков. Среди этнонимов узбекских племён встречается очень мало совпадений с локайскими генонимами. Возможно, это объясняется тем, что локайцы по сравнению с другими узбеками составились из несколько иной группы даштикипчакских племён, в частности из аргынов, которые почти не были представлены в составе других узбекских племён. Больше всего сходных этнонимов у локайцев было с казахами, в частности, с племенами аргын, найман, керей, кипчак, входившими в Средний жуз. По мнению Б.Кармышевой локайцы выделялись среди других узбеков близостью своей культуры к казахам. Эти наблюдения подтвердились антропологическими и диалектологическими исследованиями. Выяснилось, что среди потомков других узбекских групп даштикипчакского происхождения локайцы выделяются своей монголоидностью и в этом отношении близки к казахам, говор же их характеризуется значительно большей близостью к казахскому и каракалпакскому языкам, чем говоры остальных джокающих групп узбеков. Эти особенности, возможно, указывают на то, что локайцы переселились в Мовароуннахр позже остальных узбекских племён. Предания самих локайцев, записанные Б.Кармышевой в 40-годы гласят о том, что первоначально они были одним из 16 подразделений узбекского племени катаган и жили в Балхе. При правителе Махмудхане (в конце XVII в.) они перебрались в Хисар. Доктор Лорд приводит генеалогию племени катаган, извлеченную им из письменных документов предположительно конца XVII-начала XVIII века. В ней локайцы указаны как одно из 16 подразделений (уруг) племени катаган. Известный локаец курбаши Ибрагимбек, прозванный Наполеоном

КУРАМИНЦЫ (КУРАМА)

Кураминцы (узб. qurama; букв.-составленные из разных частей)-этнографическая группа узбеков, образовавшаяся из различных узбекских и частично казахских племён и родов. По происхождению являющихся оседлыми степняками, проживающих преимущественно в районах, разделяющих место обитания кочевников и собственно сартов живущая вдоль реки Ангрен в Ахангаранской долине Ташкентсткой области. Также кураминцы проживают в некоторых кишлаках Андижанской области. В антропологическом типе части курама и некоторых особенностях быта имеются черты сходства с казахами и кыргызами. Являются носителями кураминского диалекта узбекского языка близкого по своему содержанию и морфологии к казахской и в меньшей степени к киргизской речи, ныне данный диалект почти утрачен. Происхождение племени курама объясняет его самоназвание, что означает объединенный смешанный. По историграфическим данным в окраинах древних поселений, таких как Тункен (ныне Дукент), Абрлык либо Саблык (ныне Облик), Тила (ныне Телов), а также других расположенных на побережье реки Ангрен кочевали тюркские племена, а в самих поселениях преимущественно сарты и обедневшие кочевники вынужденные перейти к оседлому образу жизни. Вследствие такой быстрой ассимиляции оседлых степных тюркоязычных племён с сартами в условиях закрытой долины произошло смешение, где доминирующую роль играли оседлые степняки, что и привнесло в их быт и язык, степные элементы. Такая ассимиляция, где доминирующую роль играли степняки разительно отличается от ассимиляционных процессов, происходивших в иных частях современного Узбекистана начала XIX в. где сартовское и иранское начало превалило над степными и отчасти тюркскими элементами. Кураминцы, судя по названию народа (курама по тюркски-собранный) состоят из не родственных родов: катаганы, дурмен-барласы, баршалыки, мангитайи, моголтайи, кунграды (Байсунские кунграды), кипчаки, таракты, алтай-карпыки, ногайлы. По другим сведениям, среди курама выделяются 5 родов: телеу, джалаир, тама, тараклы, джагалбайлы.

САРТ

Сарты (узб. sartlar)-общее именование некоторых групп населения, живших в Средней Азии в XVIII-XIX в. Согласно БСЭ, до Октябрьской революции 1917 года название «сарт» по отношению к оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам употребляли преимущественно кыргызы и казахи. Исконно оседлое население Средней Азии, вошедшее в состав современных узбеков. Впервые название сарт в форме «сартаул» или «сартакты» встречается в монгольских и тибетских источниках с XI в. жители Туркестана, позже-мусульмане вообще. Предполагается, что слово происходит от санскритского со значением торговец. Видимо большее распространение этого термина произошло после походов Чингисхана, так как в официальных монгольских хрониках государство Хорезмшахов называлось страной сартаулов. Хотя на самом деле, в местных источниках государства Хорезмшахов это название вообще не встречается. Вместо него используются такие этнические названия как канглы, тюрк, ягма, карлук, туркмен. В форме «сарт» этническое наименование появляется только в XVI веке в произведениях Навои и Бабура, в них так называется местное таджикское население Средней Азии. В XIX веке название сарт использовалось кочевыми племенами для обозначения оседлого населения Средней Азии, независимо от происхождения. Жители сами себя идентифицировали по названию местности, где они проживали. Крупнейшими из них были ташкентцы, кокандцы, наманганцы, хорезмийцы, а также некогда населявшие территорию бывшего Кокандского ханства. Директор Института истории АН РТ Р.Масов в книге «Таджики: вытеснение и ассимиляция» (2003) писал, что сарты-«смешанная народность», которая возникла от слияния ираноязычного населения с тюрко-монгольскими пришельцами, причём примеси таджикской крови у сартов было гораздо больше. Объединение разнородных племён под именем «сартов» было вызвано необходимостью разделения некоторых кочевых киргизов, казахов, каракалпаков и населения, ведущего оседлый образ жизни и без племенной аффилиации. Туркмены для обозначения оседлого населения без племенной аффилиации использовали название тат. В Кокандском ханстве термин «сарт» или «сартия» использовался в значении «оседлый, городской житель» как противопоставление термину «кочевник». То же значение вкладывали в понятие «сарты» русские исследователи середины XIX в. Так, Л.Н.Соболев писал: Сарт не есть особое племя, сартом называется безразлично и узбек, и таджик, живущие, в городе и занимающиеся торговлей. Это род мещанства, сословие, но не племя. Л.Ф.Костенко отмечал, что слово «Сарт» означает названия рода жизни, занятий, в переводе оно значит человек, занимающейся торговлею, горожанин, мещанин.

Антропология сартов, сарты-среднего роста (мужчины в среднем-1,69, женщины-1,51 м); дородность легко переходит у них в тучность. Цвет кожи смуглый, волосы чёрные, глаза темно-коричневые, борода небольшая. По головному указателю (85,39), как и по черепному они-настоящие брахицефалы. Череп у сартов мал, лоб средний, брови дугообразные и густые, глаза редко расположены не на прямой линии; нос прямой, иногда выгнутый. Лицо вообще овальное. Иногда слегка выдающиеся скулы, расположенные под небольшим углом глаза и большое междуорбитное расстояние ясно указывают на присутствие "алтайской" крови, но вообще "иранская" кровь берёт верх.

О языке сартов энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона даёт следующее пояснение «сарты по наружности очень похожи на таджиков, но в отличие от последних, живущих среди них разбросанно и сохранивших свой персидский язык, сарты говорят на особом тюркском наречии, известном под именем сарт тили. В начале ХХ века Н.Ситняковский писал, что язык сартов Ферганы «чисто» узбекский.

Области Российской империи 1897 г.

сарты

/чел.

узбеки

/чел.

кипчаки

/чел.

кашгарцы

/чел.

Ферганская область

788989

153780

7584

14915

Сырдарьинская область

144275

64235

 

 

Самаркандская область

18073

507587

 

19993

При проведении первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. при распределении населения по родному языку и уездам сарты учитывались раздельно от узбеков, каракалпаков, киргиз-кайсаков, кашгарцев и кипчаков. Всего согласно переписи 1897 г. в Российской Империи насчитывалось 968655 сартов, для сравнения численность сартов превышала численность узбеков (726534 человек) и среди других народностей империи говорящих на турецко-татарских наречиях (тюркских наречиях) была четвёртой по численности уступая лишь киргиз-кайсакам (4084139 чел.), татарам (3737627) и башкирам (1321363). Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона общая численность сартов достигала 800 тыс. человек, составляя, по данным на 1880 г., 26 % всего населения Туркестана и 4,4 % оседлого его населения. Слово сарт в отношении нынешних узбеков и таджиков чаще всего используют их соседи каракалпаки, киргизы, казахи

В настоящее время слово сарт может применяться и как оскорбительное обращение, и как гордое самоназвание. В дореволюционный период сарты выделялись как обособленный этнос и при переписи населения учитывались отдельно от других этносов Средней Азии, в том числе и узбеков. Известный сарт Якуббек-правитель государства Йетишар («Семиградье») в Восточном Туркестане. Создатели чагатайской литературы Бабур и Алишер Навои в своих письменных работах отмечали существование народности сарт наряду с другими народами, населяющими среднеазиатский регион, но сами не относили себя к этому этносу.

Дилмурод РАХМОНОВ, город Ош, Кыргызстан

Опубликовано 11 февраля 2015 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Узбекский народ, Узбекистан, узбеки



Полная версия публикации №1423673225

© Portalus.ru

Главная ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДА (2 часть)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU