PORTALUS.RU → ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ → Культ средневековья находит новых поклонников → Версия для печати
И. З. Романов, Культ средневековья находит новых поклонников [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 19 августа 2016. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/history/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1471622651&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.
публикация №1471622651, версия для печати
Культ средневековья находит новых поклонников
Дата публикации: 19 августа 2016 |
Культ средневековья находит новых поклонников "Speculum". Gambridge (Mass.). 1965. Vol. XL. N 2, pp. 191 - 202. Бросать умильные взоры на средние века, подчеркивать преемственность нового времени по отношению к этой эпохе, повсюду выискивать средневековые корни современной цивилизации стало модой среди западных историков консервативного толка. Но моде этой больше следуют те из них, кто занимается историей Европы. В истории США поклонники культа средневековья не находят для себя опоры. Ведь эта страна самим своим возникновением обязана переходу от феодализма к капитализму, и все ее институты сложились в результате разрыва со средневековьем. С таким взглядом, общепринятым среди американских историков, решительно не согласен Линн Уайт (младший) из Калифорнийского университета. В статье "Наследие средних веков на американском диком Западе" он корит своих коллег за "неспособность признать нашу многообразную и органическую преемственность с европейским средневековьем", называя это "белым пятном в изучении истории США". Для Уайта вся американская история, да и современная политическая действительность США - прямое продолжение средневекового наследия. Почему американские колонисты ополчились против попыток короны перенести за Атлантику феодальные аграрные институты или епископальный строй церкви? Потому, что они следовали "традиции средневекового пролетариата". А чем объясняется их борьба против абсолютистско-централизаторской политики метрополии? Стремлением создать на своей новой родине "рыхлую политическую систему позднесредневековых общин", и именно этот "средневековый плюрализм" стал краеугольным камнем конституции США. Ко всему у Уайта один ключ - средневековое наследие. стр. 196
Подобные манипуляции (вроде "обнаружения" средневековой основы конституции США) предполагают, что исторические явления лишаются их социального содержания. В этом Уайт вполне схож с другими апологетами средневековья. Но есть у него своеобразная и новая для данного направления черта: чтобы расположить публику к милой его сердцу эпохе, Уайт нападает на медиевистов, интересующихся жизнью одной лишь аристократии и не обращающих внимания на тружеников, составляющих большинство населения. Мы, американцы, пишет он, происходим от крестьян и ремесленников; а те жили и действовали по средневековым образцам, потому что иных не знали. Так на службу апологетики средневековья привлекается откровенная социальная демагогия. Призыв Уайта к своим коллегам ("Мы, американцы, в равной мере с европейцами являемся наследниками средневековья... Чтобы понять самих себя как американцев, мы должны вернуть себе наше глубочайшее прошлое - средние века - и установить свое родство с ним") надо рассматривать как новое и резкое проявление того консерватизма, который американский историк- марксист Герберт Аптекер справедливо назвал характерной чертой американской историографии (и всей идеологической жизни) в годы после второй мировой войны1 . Опубликовано 19 августа 2016 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1471622651 → © Portalus.ru Главная → ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ → Культ средневековья находит новых поклонников При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|