Рейтинг
Порталус

По какому календарю начнется XXI век?

Дата публикации: 27 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ →
Номер публикации: №1096307830


ИСТОЧНИК: "А ПОЧЕМУ?" №12, 2000


На такой вопрос можно получить самые разные ответы. Кто-то ответит: разумеется, по астрономическому календарю, когда Земля перейдёт определённую точку свой орбиты. Но другой скажет: по настенному календарю (или настольному), где каждый месяц разбит на недели-семидневки. Из него следует, что Новый год, а вместе с ним и новый век, и даже новое тысячелетие настанут в понедельник 1 января 2001 года.

В принципе верны оба ответа. А можно получить и ещё один: по григорианскому календарю. Тоже правильно! Словом, как раз теперь, когда до нового века рукой подать, самое время разобраться, что же это такое — календарь? И давно ли он появился?

Спору нет, это одно из самых великих изобретений человечества. Не будь календаря, разве б мы знали, в какой день и год происходило то или иное историческое событие или что контрольная по химии будет в следующую среду. А история этого изобретения уходит в глубокую древность, когда человеку стало ясно, что в движении времени есть строго определённые закономерности, а само движение надо как-то учитывать.

Один день сменяется другим. Тёплые месяцы сменяются холодными, а потом всё повторяется сначала. Подметили люди и то, что Солнце каждый день поднимается над горизонтом уже не в той же точке, что накануне, однако через триста шестьдесят пять дней весь цикл повторится. Да и Луна, оказалось, обращается вокруг Земли по определённому распорядку — здесь цикл составляет тридцать дней. Кстати говоря, с лунным циклом связано разделение года на месяцы...

Вот на основе таких астрономических наблюдений разные народы и принялись создавать самые разные системы исчисления времени. Свои собственные календари, подчас очень сложные, были и в Древнем Египте, и у индейцев майя, в Древнем Китае, в Индии и у народа шумеров. Они “привязывались” либо к движению Солнца, либо Луны, либо к тому и другому одновременно.

Но лишь одному из всех этих календарей суждено было лечь в основу нашего, современного, да и то далеко не сразу. Этот “пракалендарь” ведёт свое происхождение из Древнего Рима.

Именно римляне начали отсчёт Нового года с 1 января: в этот день вступали в должность консулы. Но римский календарь был не слишком-то совершенным. Количество дней в месяцах оказалось произвольным: в иных было по 31 дню, в других по 29, а в феврале — всего 28. Поскольку за календарь “отвечали” жрецы, нередко они пользовались этим в своих личных целях, чтобы сократить или, наоборот, продлить срок полномочий консулов в зависимости от своих личных пристрастий.

В конце концов всё в календаре настолько перепуталось, что Гай Юлий Цезарь, римский диктатор, твёрдой рукой решил навести порядок. И, руководствуясь советами греческого астронома Созигена Александрийского, вычислившего время оборота Земли вокруг Солнца, провёл реформу календаря.

Одним росчерком пера Цезарь постановил: продолжительность года составляет 365 дней и 6
часов. Вступил такой календарь в действие 1 января 45 года нашей эры (разумеется, уже в пересчёте на наше, современное летосчисление) и вошёл в историю под названием юлианского. Каждый четвёртый год был високосным и удлинялся на один день.

Столь же решительно Цезарь постановил начать отсчёт лет заново, с “нулевой” точки. А до этого римляне считали года с момента основания Рима — 753 г. до н.э., опять-таки в пересчёте на наш современный лад. Но несколько веков спустя Цезаря “подправила” католическая церковь, назначив для юлианского календаря другую отправную точку, которой стала “вычисленная” богословами точная дата... сотворения мира: за 5463 года до вступления в действие календаря Юлия Цезаря.

А уже в VII веке нашей эры (снова в пересчёте на современный календарь) римский монах Дионисий предложил начать отсчёт лет от Рождества Иисуса Христа. Сопоставляя сведения о жизни Христа из Евангелий и других книг Нового Завета, он определил, что произошло это через сорок пять лет после введения юлианского календаря...

Не сразу, но в конце концов идея Дионисия навсегда вошла в обиход. С тех пор так и считается: после Рождества Христова — наша эра, а всё, что происходило раньше, — до нашей эры. И действовал юлианский календарь вплоть до 1582 года.

Правда, не везде. У нас в России шёл в это время 7091 год. Дело в том, что наши предки как отсчитывали время от сотворения мира, так и продолжали вплоть до Петра I. Лишь в 1699 году по указу царя “лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах” год 7209-й приказано было считать 1700 годом от Рождества Христова...

Ну а что же случилось в 1582 году по этому летосчислению? Оказывается, на смену юлианскому пришёл григорианский.

Дело в том, что астрономические расчёты Созигена Александрийского были, конечно, не очень совершенны. И точное астрономическое время, за которое Земля совершает оборот вокруг Солнца — год, — не совпадало со временем, “утверждённым” Цезарем, — 365 дней и 6 часов. Хоть и была разница в какие-то минуты, за прошедшие века календарь приотстал от движения Земли уже на целых десять дней!

И астрономы вновь взялись за расчёты, уточняя календарь. Наконец специальным указом Папы римского Григория XIII был введён новый календарь, тот самый, каким мы пользуемся и теперь.

Високосные годы в нём иногда... пропускаются. Условились, что годы, оканчивающиеся на 00, но число сотен в которых не делится без остатка на 4, високосными не считаются. Такими стали годы 1700-й, 1800-й, 1900-й. А вот наш 2000-й — високосный.

Новый календарь получился много точнее прежнего. Астрономическая ошибка в одни сутки набирается в нём раз за 3280 лет, а ведь расчёты делались в XVI веке! Но чтобы ввести в действие григорианский календарь, надо было как-то “нагнать” десять дней. Решено было их просто... пропустить. Вот так и случилось, что, отойдя ко сну вечером 4 октября 1582 года, люди проснулись вовсе не 5-го, как следовало бы, а 15 октября. В октябре 1582 года оказался таким образом всего 21 день.

Однако не все проснулись 15 октября. В некоторых странах наступило всё-таки 5-е число. Дело в том, что далеко не все государства сразу же приняли григорианский календарь, а некоторое время раздумывали.

Наши предки по своему обычаю и подавно не спешили. В России пользовались юлианским календарём вплоть до 1918 года. Отсюда и такие понятия, как “старый стиль” и “новый стиль”...

Вот такая у нашего календаря история. И благодаря ему сегодня почти в каждой стране мира одно и то же число, один день недели, месяц и год. Разница существует только в часах — все знают, что на востоке день начинается раньше и постепенно утро “движется” на запад.

Мы недаром оговорились: почти в каждой стране. Оказывается, в некоторых мусульманских странах, например, Алжире, Марокко, Кувейте, до сих пор дни и года традиционно считают по лунному календарю, называемому хиджрой. Начало летосчисления в нём приходится на 16 июля 622 года — дата, сами понимаете, уже по нашему календарю... А точкой отсчёта стало священное для мусульман событие: переезд пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Любопытно, а откуда, собственно, ведёт происхождение само слово “календарь”? Да всё от тех же древних римлян. Первое число каждого месяца называлось у них календами. А все месяцы, взятые вместе, стали в конце концов называться календарём.

Не менее интересна и история печатного календаря — того самого листа со столбцами цифр, выстроенных по неделям и месяцам. Начинается она опять-таки в Древнем Риме, задолго до появления печатного станка.

Именно римляне впервые стали составлять списки, в которых указывались религиозные праздники, дни рождения императоров и дни заседаний сената. Чем не настольный календарь, пусть и не похожий на наши? Самый давний из таких рукописных календарей относится к 354 году.

В средние века составление календарей целиком было церковной прерогативой. Широко распространённые святцы с указаниями дней, когда полагалось почитать тех или иных святых, и подробными их жизнеописаниями представляют собой, по сути дела, те же календари. В эпоху Возрождения, кроме церковных, появляются уже и календари светского содержания. Но, разумеется, особое распространение они получили после изобретения печатного станка.

У нас в России печатные календари хорошо были известны уже в XVII веке — один из них, например, был выпущен в 1670 году и назывался “Годовая розпись, или месячило”. При Петре I, царе-реформаторе, начался постоянный выпуск настенных календарей.

В 1727 году исключительное право на издание календарей получила Санкт-Петербургская Академия наук. Выпускаемые ею календари назывались месяцесловами и содержали множество сведений по астрономии, географии, метеорологии, истории... Однако стоили “месяцесловы” дорого и далеко не каждому были доступны.

А уже в начале нашего XX столетия знаменитый издатель И.Д.Сытин наладил выпуск красочно оформленных и дешёвых календарей для народа. Общий их тираж составил астрономическую по тем временам цифру — 6 миллионов экземпляров.

Среди этих настольных календарей, например, “Всеобщий русский календарь”, “Общеполезный календарь”. Эти издания позволяли не только ориентироваться в днях недели и числах, но и давали читателю великое множество полезных сведений из самых разных областей знания. Именно Сытин позже начал выпускать и пользующийся огромной популярностью до сих пор отрывной календарь.

Сегодня же печатные календари — непременная принадлежность каждого дома. Ну а про маленький календарик и говорить не приходится, у каждого из нас он практически всегда при себе.

Опубликовано на Порталусе 27 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама