Рейтинг
Порталус

Нацистская Германия в Иране: политико-идеологическая экспансия накануне Второй мировой войны

Дата публикации: 13 мая 2008
Автор(ы): Оришев А.Б.
Публикатор: Оришев Александр Борисович
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1210697616


Оришев А.Б., (c)

Сайт автора: orishev@mail.ru

А.Б. Оришев
Нацистская Германия в Иране: политико-идеологическая экспансия накануне Второй мировой войны

С приходом к власти Гитлера Германия в области внешней политики поставила своей целью подготовку и развязывание войны за мировое господство. Хотя прямая военная угроза в первую очередь нависла над Советским Союзом и странами Запада, опасности втягивания в войну подвергся Средней Восток. Ирану – крупнейшему государству этого региона стали уделять в Берлине серьезное внимание.
Причин тому было несколько. Германия, испытывала острейший недостаток в стратегическом сырье, и не без оснований рассчитывала использовать Иран в качестве источника его поставок для своей военной промышленности. К тому же установление тесного сотрудничества в экономической области с Ираном позволяло Гитлеру надеяться, что он станет надежным союзником в будущей войне. Иран имеет выгодное геополитическое положение, - рассуждал фюрер, - он не только представляет собой удобный плацдарм для вторжения в Ирак и Британскую Индию, но и граничит с СССР, что создает перспективы использования его территории в качестве базы для организации подрывных действий против республик советской Средней Азии и Закавказья. «На востоке мы должны распространить наше господство… до Ирана», - признался он однажды в кругу своих приближенных.
Германия пыталась не только использовать Иран в качестве поставщика стратегического сырья, но и стремилась создать в нем «пятую колонну». Поэтому Третий рейх уделял большое внимание идеологической обработке общественного мнения в Иране. Внешнеполитический отдел нацистской партии, иностранный отдел министерства пропаганды, абвер, министерство иностранных дел развернули в этой стране активную пропагандистскую деятельность. Важные пропагандистские функции выполняло Германское общество Ближнего и Среднего Востока, одной из задач которого было формирование прогерманских настроений в Иране. Получая поддержку от известных немецких фирм, эта организация издавала газету «Ориент Нахрихтен» («Известия Ближнего и Среднего Востока») .
Центральное место в пропаганде германских фашистов в Иране заняли теории об общем арийском происхождении немцев и иранцев . Представляет интерес уже тот факт, что в первоначальном варианте расовой таблицы, составленной нацистами еще до прихода к власти, на ее верхних этажах не было места азиатским народам. Однако политические соображения заставили их внести изменения в эту структуру, после чего избранными арийскими нациями были объявлены японцы, а затем иранцы и некоторые другие народы .
Специальным декретом германское правительство освободило иранцев как «чистокровных арийцев» от действия ограничительных положений нюренбергских расистских законов. Для того чтобы возвеличить роль Ирана как места рождения арийской расы, по рекомендации германской дипломатической миссии название государства «Персия» было официально изменено на «Иран», а подданные этого государства стали именоваться «иранцами». В Тегеране здание Национального банка было спроектировано немецким архитектором в неоперсеполисском стиле, а стены железнодорожного вокзала украсили узоры из свастик . Принятие этого знака в качестве символа НСДАП истолковывалось нацистами как признак духовного родства между «арийцами севера» и «нацией Зороастры», общностью интересов Ирана и Германии . Подтвердить тезис об общем арийском происхождении немцев и иранцев должны были санкционированные расовым управлением СС браки германских «чистокровных арийских» девушек с видными представителями политической, военной и экономической элиты Ирана .
Расчет фашистских пропагандистов оказался точным. Иранцам гораздо больше импонировала идея о превосходстве арийцев над другими народами, чем советская пропаганда интернационализма, поскольку национализм, в отличие от лозунгов классовой борьбы, имел в Иране прочную почву . На страницах авторитетной газеты «Иран» один из авторов заявлял, что если арийская раса сохранилась где-нибудь, то только в такой стране, как Иран, который считается «очагом возрождения этой расы» . В 1938 г. в Иране вышла брошюра «Раса и язык», автор которой, в свою очередь, утверждал, что «все ученые, изучавшие вопрос о первоначальной родине арийцев, единогласны в том, что среди арийцев именно иранцы составили группу, больше всех создавшую государственность в стране, называемую Ираном» . Надо сказать, что подобные высказывания были не единичными и довольно точно отражали отношение иранской общественности к расовому вопросу.
Под непосредственным влиянием нацистов официальные круги Ирана разрабатывали и широко пропагандировали идеи персидского шовинизма, реваншизма и паниранизма . Рассматривая древних персов «чистыми» арийцами, игнорируя или резко отрицательно характеризуя последующие значительные этно-расовые перемены в составе населения страны, преподаватели Тегеранского университета и столичные публицисты выдвинули идею о необходимости «восстановления» единого языкового и культурного пространства по всей стране. Активными пропагандистами подобных идей были издатель журнала «Айанде» доктор Махмуд Афшар, публицисты Аббас Экбал и Ахмед Кесрави . Среди молодежи и военнослужащих широкое распространение получили идеи о «священной миссии по освобождению 17 пленных городов» (имелись в виду города Советского Закавказья, отошедшие России в результате русско-иранских войн. – А.О.).
Популярными в Иране стали антисемитские лозунги германских фашистов. Как и в Третьем рейхе, в Иране стали открыто обсуждать положение евреев. Относительно их будущего было выдвинуто несколько проектов. Предлагалось разрешить им проживать только в трех иранских городах, лишить права обладания недвижимым имуществом и т.д. . С целью усиления антиеврейских настроений немцы распространяли по Тегерану слухи о похищении детей местными евреями. Одно время эти слухи приобрели настолько возбуждающий характер, что в городе стали опасаться еврейских погромов. Главное полицейское управление Тегерана даже было вынуждено выступить с официальным опровержением подобной информации.
Успехи фашистской пропаганды объяснялись и тем, что к середине 1930-х гг. идеологические конкуренты нацистов в Иране - коммунистические организации - были ликвидированы, а в 1938 г. состоялся судебный процесс по «делу 53-х», который на несколько лет приостановил деятельность коммунистов в этой стране .
Немецкая пропаганда поднимала и другие вопросы. Нацистские пропагандисты заверяли иранцев, что именно Германия призвана защитить их государство от угрозы со стороны Советского Союза и Великобритании. Провозглашались антиимпериалистические лозунги, объявлявшие Германию заступницей народов Востока . Одним из аргументов, которым пользовались немецкие пропагандисты, было то, что Третий рейх - не сосед Ирана, как СССР и Британская империя, и вследствие этого не может представлять для него какой-нибудь серьезной опасности.
С целью привлечения правителей государств Среднего Востока на свою сторону германские пропагандисты ставили их даже на одну высоту с самим Гитлером. Особых похвал удостоился иранский шах. Примером тому может служить книга Г. Мельцига, в которой не только восхвалялись личные качества иранского монарха, но проводились параллели между Реза–шахом Пехлеви и фюрером нацистов .
Действительно, между Гитлером и Реза-шахом было немало общего. Единство жизненного пути, который они прошли от солдата до главы государства, стремление к широкомасштабным акциям, неприятие ценностей западной демократии сближали диктаторов. Осенью 1938 г. в иранской прессе циркулировал слух о том, что Гитлер пригласил Реза-шаха посетить Германию и о том, что приглашение принято . Однако Реза-шах в обстановке приближавшейся войны предпочел быть более осторожным и не решился совершить поездку в Берлин.
Одним из факторов, обеспечившим успех нацистской пропаганде, было обращение к религиозным чувствам иранских мусульман. Некоторый опыт на этот счет у немцев имелся. В далеком 1898 г. Вильгельм II в Дамаске, у гробницы Палладина объявил себя другом 300 млн. мусульман. Так как в пределах Оттоманской империи не было такого количества мусульманского населения, стало ясно, что кайзер имел в виду мусульман, населявших Британскую Индию и Иран. Создать собственную империю на мусульманском Востоке – такие замыслы издавна вынашивали в Берлине.
Однако чтобы успешно вести пропаганду в религиозной сфере, немцы не могли не учитывать антиклерикальные настроения Реза-шаха. Поэтому был сделан ловкий пропагандистский трюк - шиитское направление в исламе было объявлено истинной арийской религией, противостоящей арабскому исламу «семитского суннитского толка». Такой подход не вызывал сопротивления со стороны правящих кругов и одновременно позволял найти новых сторонников германского фашизма . Не ограничиваясь этим, немецкие пропагандисты распространили среди иранцев - шиитов слух, что будто бы Гитлер является «Махди» - скрытым двенадцатым имамом, и даже точно определили дату его пришествия .
Проводя параллели между Аллахом и древнегерманскими богами, гитлеровцы внушали иранцам, что Гитлер по происхождению лур, о чем свидетельствует якобы окончание его фамилии . Также сообщались сведения о принятии им ислама и нового имени - Гейдар . На базарах немцы рассказывали, что будто бы фюрер родился с зеленой каймой вокруг пояса - несомненным признаком мусульманской святости. Они активно пропагандировали идею о мировом еврейском заговоре и необходимости войны с ним. Нацисты проводили параллель между борьбой, которую пророк Мухаммед вел с евреями в VII в. с борьбой Гитлера за «окончательное решение еврейского вопроса».
Немцы распространяли листовки, в которых говорилось, что Германия в годы Первой мировой войны воевала на одной стороне с другой страной Востока - Турцией и никогда не имела мусульманских колоний. В обстановке наметившегося в 1930-е гг. сближения Турции со странами Среднего Востока, когда Турция выступала в качестве посредника в пограничных конфликтах между Ираном и Афганистаном, этот довод германской пропаганды был довольно эффективным.
Запугивая иранцев советской угрозой, германские агенты распускали слухи о зверствах большевиков в населенных мусульманами районах Советского Союза, об унижениях, которым будто бы подвергались «правоверные» в СССР. Они убеждали простых иранцев, что провозглашенный еще В.И. Лениным лозунг об отсутствии противоречий между социализмом и исламом, является всего лишь ловким тактическим ходом коммунистической пропаганды, и что истинные друзья ислама находятся в Берлине.
Устная пропаганда дополнялась и конкретными делами, когда на улицах немцы раздавали деньги иранской бедноте, создавая тем самым образ процветающей Германии. В день рождения Гитлера рабочим на объектах совместного германо-иранского строительства выдавалось по десять риалов. В Бабольскую больницу немцами было отпущено лекарств на 4000 риалов. Все это облекалось в форму «помощи немцев народам Востока» . Немалый пропагандистский эффект имела функционировавшая в Иране немецкая больница, где наряду с приемом больных не только велась агитация за Третий рейх, но и собирались ценные сведения для германской разведки. Демонстрируя таким образом искренность взаимоотношения с иранцами, нацисты создавали в отношении себя «климат завышенных ожиданий», что позволяло им формировать у общественности нужные политические мифы и образы. В результате в Иране о германских фашистах пошла слава как о самых щедрых друзьях .
Немецкие пропагандисты серьезное внимание уделяли насаждению нацистской идеологии среди иранской молодежи, наиболее восприимчивой для принятия ценностей фашизма. Этому способствовал сам Реза-шах, отличавшийся особой слабостью к военизированным молодежным бойскаутским организациям и культивировавший у себя в стране националистические чувства. В июне 1935 г., выполняя его указания, министерство просвещения Ирана направило местным отделам циркулярное письмо, в котором ставилась задача сформировать бойскаутские организации по всей стране .
В декабре 1937 г. в Иран прибыл руководитель «Гитлерюгенда» Бальдур фон Ширах . Это событие нашло отражение на страницах всех иранских газет, которые поместили хвалебные публикации о лидере германской фашистской молодежи. Газеты привели его подробные биографические данные, отметили, что Б. фон Ширах является выходцем из древнего аристократического рода, получил образование по части изящных искусств и литературе, известен своими патриотическими стихами. Для германского гостя в присутствии министра просвещения Ирана были устроены торжественные смотры иранских бойскаутов, школьников и студентов. Иранская молодежь даже прошла военным маршем с нацистским приветствием. Затем Б. фон Ширах направился в местность Манзарие, где осмотрел сборы иранских бойскаутов, после чего был приглашен на банкет. В ходе своего пребывания в Иране Б. фон Ширах не только успел повстречаться в неофициальной обстановке с членами иранского правительства, но и был принят самим шахом . В день отъезда руководителя «Гитлерюгенда» из Ирана в местных газетах была опубликована статья под заголовком «Запад и Восток», автор которой утверждал, что «Запад нуждается в возрождении по образцу современного Ирана, а Восток нуждается в Западе и что олицетворением Запада является имперская Германия, а Иран – это колыбель арийской расы, соответственно Германии» .
С 1939 г. созданные по германскому образцу бойскаутские отряды стали обязательными организациями в школах, а верховным их руководителем был назначен наследный принц Мухаммед Реза . Бойскауты ежегодно проводили военную подготовку в летних лагерях, участвовали в парадах во время национальных праздников. К началу Второй мировой войны их отряды превратились в военизированные группы иранской молодежи, идеалом для которой служил Третий рейх.
Как известно, Реза-шах, сам имевший только начальное образование, пристальное внимание уделял созданию в Иране системы светского образования. Поэтому Германия, принимавшая активное участие в открытии учебных заведений в Иране не могла не вызвать симпатий у иранского монарха. Еще до Первой мировой войны в Тегеране был открыт немецкий колледж, а в Урмии и Хое - миссионерские школы . Со дня основания Тегеранского университета в нем работали восемь преподавателей - немцев . К концу же 1930-х гг. иранские учебные заведения перешли в полное распоряжение немецких инструкторов и педагогов, прибывших в страну по приглашению правительства. Только в 1939 г. в Иран приехало более десятка немецких учителей. Немцы возглавляли кафедры почти во всех учебных заведениях страны. Они руководили учебным процессом в профессионально-технических училищах Тебриза, Мешхеда, Исфахана, Шираза, читали лекции в сельскохозяйственном и ветеринарном институтах .
Особой активностью по насаждению образа процветающей Германии среди молодых иранцев выделялись профессор Тегеранского университета Кох, технические директора ремесленных училищ в Исфахане и Мешхеде - Гнай и Генель .
Активность германских преподавателей дала результаты. Под их влиянием в школах Ирана программы стали строиться по немецким образцам. Особое внимание обращалось на изучение немецкого языка, преподаванию которого уделялось, пять - шесть часов в неделю. На уроках немецкие педагоги внушали учащимся мысли о превосходстве арийской расы, о «вечной дружбе» Германии и Ирана.
Так как политических партий в Иране в то время не существовало, немцы пытались наладить контакты с разного рода общественными организациями. Во второй половине 1930-х гг. по инициативе иранского правительства была создана «Организация по ориентации общественного мнения», с которой германским пропагандистам удалось установить хорошие связи. В организацию входили влиятельные лица министерства просвещения, общественные и культурные деятели, члены ученого совета Тегеранского университета, руководители бойскаутского движения. В ее составе действовали комиссии по устройству бесед и лекций, по радиовещанию, печати и т.д. С апреля 1939 г. общество стало издавать собственный журнал «Иран–е Эмруз», редактором которого был назначен председатель комиссии по делам печати при «Организации по ориентации общественного мнения» Хед Жази . Учащиеся школ и студенты, а также служащие должны были в обязательном порядке посещать лекции, устраиваемые членами организации. На этих лекциях чаще всего проводились беседы об обязанностях современной молодежи по отношению к шаху и родине, об успехах «нового» Ирана, о «великом реформаторе» Реза-шахе.
Характерно, что с возникновением организации в Иране появились фигуры, претендовавшие на роль идеологов режима Пехлеви. Среди них выделялись министр юстиции М. Дафтари и министр финансов М. Бадер. Прогерманские настроения обоих были хорошо известны, и во многом благодаря этим личностям создавалась база для дальнейшего усиления влияния нацистов в Иране. С их помощью в стране распространялись хвалебные материалы о гитлеровской Германии. В иранских газетах было обилие снимков по присылаемым из Берлина клише, статьи о «возрождающейся германской нации» . Нередко в иранских газетах можно было увидеть жизнеописания Гитлера и других видных нацистов.
Встречая понимание со стороны Берлина, иранское правительство стало посылать в Германию студентов. Большинство иранских врачей получило образование в Германии. Это было неудивительно, так как в то время она являлась основным поставщиком медицинского оборудования в Иран . Более того, руководить мешхедской больницей, крупнейшей тогда в Азии, было поручено немецкому врачу . Только в 1936 г. в Третий рейх для продолжения учебы иранским правительством за счет бюджета было командировано 39 студентов, а еще 27 человек направились в Германию за свой счет . Иранцы, напичканные германской пропагандой с малых лет, становились при возвращении на родину своего рода «агентами влияния», готовыми сотрудничать с фашистскими спецслужбами на безвозмездной основе - из так называемых идейных побуждений.
Известным журналистам, деятелям искусства, техническому персоналу промышленных предприятий немцы сами делали предложение посетить Германию. Давшим согласие на столь заманчивое заграничное путешествие они оформляли служебные командировки, либо отправляли в Третий рейх частным образом. В результате тот или иной иранец выезжал в Германию, где его в нацистском духе пытались обработать фашистские спецслужбы.
В Германии учился доктор естественных наук Асадулла Хан Дариуш, который по прибытии на родину был назначен профессором технологического факультета Тегеранского университета . В течение нескольких лет в Берлине обучался известный иранский музыкант Мустафа Эвтехар .
Немецкие университеты присваивали некоторым представителям иранской интеллигенции ученые степени и звания. Сын гилянского губернатора историк Абдул Фатеми защитил в Гейдельбергском университете докторскую диссертацию . В Берлинском университете ученая степень доктора исторических наук была присвоена другому иранцу – Абдоллаху Малекпуру. Естественно, что оба автора в своих трудах рисовали радужные перспективы германо–иранского сотрудничества. В частности, в труде А. Малекпура красной нитью проводилась мысль о том, что поставки Ирану оборудования и отправка немецких специалистов откроют перед Германией новые возможности по получению доступа к иранскому сырью. Здесь же говорилось о том, что иранскому правительству пора отказаться от займов у СССР и Великобритании и использовать другие возможности, т.е. обращаться за кредитами к Третьему рейху . По гуманитарным наукам также защитили докторские диссертации в нацистской Германии С. Парвизи, Х. Пирнахад, Х. Рамазани и другие иранцы .
Следуя политике привлечения на свою сторону видных представителей иранской интеллигенции, в августе 1935 г. на проходившем в Берлине международном конгрессе по уголовному праву Прусская академия наук избрала председателя иранской делегации Матина своим почетным членом .
Идеологическая экспансия Германии на Средний Восток развивалась и по другим каналам. 4 октября 1934 г. в Тегеране на празднованиях юбилея классика иранской литературы Фирдоуси германский посланник В. фон Блюхер торжественно вручил представителям правительства Ирана несколько книг, в частности указатель имен и словарь к поэме «Шах-Наме» Фрица Вольфа . Кроме того, в некоторых немецких городах в честь иранского поэта были организованы юбилейные вечера . В августе 1939 г. немцы вручили иранцам щедрый подарок – пополнили фонды их национальной библиотеки 7500 новыми книгами. По этому случаю руководитель внешнеполитического отдела НСДАП А. Розенберг устроил торжественное собрание, на которое были приглашены видные деятели науки и искусства, а также иранские студенты, обучавшиеся в Германии . К этому времени вышел первый персидско-немецкий словарь, содержащий 25000 слов .
Большой пропагандистский эффект дали Олимпийские игры 1936 г. в Берлине. Надо признать, что ни одна предшествующая Олимпиада не была так великолепно организована, не сопровождалась такими впечатляющими зрелищами, как эта. Г. Геринг, И. Риббентроп и Й. Геббельс устраивали в честь иностранных гостей пышные приемы. Иностранцы были поражены: вид счастливых, здоровых, приветливых людей, сплоченных вокруг Гитлера, далеко не соответствовал их представлениям о Берлине, почерпнутым из газет . Несмотря на то, что Иран официально не принимал участия в Олимпийских играх, в Берлин была направлена специальная делегация из Тегерана. Вместе с другими спортсменами в олимпийской деревне близ Берлина в специальном лагере располагалась группа иранских физкультурников . Вернувшись на родину, большинство из них стали проводниками германского влияния в стране. Проведенные в Германии Олимпийские игры произвели на наследника шахского престола Мухаммеда Реза такое впечатление, что летом 1939 г. им было принято решение каждые два года проводить в Иране национальные олимпиады .
Нацисты активно распространяли в Иране разного рода печатную продукцию: газеты, журналы, бюллетени, брошюры, книги и листовки, причем большинство литературы было на персидском языке. Только в Тегеране функционировали два немецких магазина, где любой желающий мог свободно приобрести нацистскую периодику . Широкое распространение получила уличная торговля фашистскими изданиями. Прокламации прогерманского содержания вкладывались также в рекламные проспекты.
Большую активность развило немецкое телеграфное агентство ДНБ, направлявшее в Иран материалы не только о Германии, но и тенденциозно подбиравшее информацию о положении в Англии, Франции, Польше и других странах. Английский и польский посланники даже несколько раз делали представления в иранский МИД по поводу публикаций в местной прессе сообщений ДНБ в виде телеграмм из Лондона и Варшавы .
В начале 1938 г. в Иране вышла книга «Гитлер», в которой наряду с биографией вождя национал-социализма давалось описание политического положения в Германии, приводились подробные биографические сведения о Й. Геббельсе, Г. Геринге, Р. Гессе, И. Риббентропе, А. Розенберге, В. Фрике и других видных нацистах. Ее составитель - Вахид Мазендерани с первых слов этого сочинения обозначил свое восторженное отношение к «фюреру германской нации»: «Многочисленные авторы, составившие статьи и книги о Гитлере и его деятельности, считают его жемчужиной сотворения и образцом величественных и мировых деятелей» . Примерно в это же время другой иранский деятель Джехенсув написал книгу «Мысли Гитлера», которая представляла собой неприкрытый панегирик фюреру нацистов.
Надо сказать, что немцы чувствовали себя на Среднем Востоке довольно свободно. Умело, используя тягу местных чиновников к взяткам, они отчисляли определенный процент в пользу того или иного чиновника, подписавшего выгодную им сделку. Кроме того, за выполненные поручения нацисты щедро платили. Так, иранский инженер Емами, работавший в Сольтенатабадском арсенале, получал от германской разведки за проведение пропагандистской работы ежемесячно 400 туманов .
Центром фашистского движения в Иране стал журнал «Иран-е Бастан» («Древний Иран»), еженедельно издававшийся в 1933-1937 гг. Его страницы были заполнены статьями о политической и военной жизни Германии, материалами о достигнутых национал–социалистами успехах. Основное место отводилось рекламе продукции фирмы «Сименс», на средства которой официально издавался еженедельник. Со страниц этого издания звучали требования отдавать предпочтения иранцам в «национальных и торговых делах», говорилось о необходимости «очистить иранскую почву от марксистских идей и чужеродных элементов», всем жителям предлагалось приветствовать друг друга словами «Зенде бад шах» («Да здравствует шах»), что вполне соответствовало принятому в Германии «Хайль Гитлер» .
Редактором «Иран–е Бастан» являлся иранский националист Сейф Азад, смотревший на Германию как на «третью силу», способную видеть в Иране равноценного партнера. Сейф Азад еще в годы Первой мировой войны выполнял задания германской разведки в северо–западном Иране и за свои услуги был награжден орденом железного креста. По окончании войны он стал журналистом, а с 1920 г. - издателем журнала «Азади–е Шарк». Вскоре после этого Сейф Азад завязал тесные отношения с немецкой фирмой «Сименс», начал рекламировать ее изделия, а затем попал в поле зрения нацистских пропагандистов.
Приход Гитлера к власти с энтузиазмом был встречен Сейфом Азадом. «Иран-е Бастан» сообщал в те дни: «Главная цель германской нации состоит в том, чтобы вернуть ее былую славу, возрождая ненависть к иностранцам и предотвращая хищения и измену со стороны евреев и иностранцев. В точности таковы и наши цели» . Выступая на страницах журнала с призывами «освободиться от засилья иностранцев» и «ликвидировать отставание Ирана от Запада», Сейф Азад стал непрестанно заявлять, что немцы имеют одинаковое с иранцами расовое происхождение и, в отличие от других европейцев, готовы «бескорыстно» помогать Ирану.
Некоторые номера журнала «Иран–е Бастан» составлялись и печатались целиком в Берлине, что дало советским историкам основания утверждать, что фактически его редактором был директор коммерческо–политического отдела НСДАП майор фон Виббан, работавший на ведомство Розенберга . На политическую направленность этого издания указывала и свастика, красовавшаяся на обложке журнала.
Особое внимание фашистскими идеологами уделялось радиопропаганде. В течение всего 1939 г. немецкая фирма «Телефункен»» принимала активное участие в сооружении радиостанции в Тегеране, а другая немецкая фирма «АЭГ» поставляла радиоаппаратуру в Иран. Кроме того, министерство почты и телеграфа Ирана закупило в Германии громкоговорители .
Правительство Ирана довольно терпимо относилось к нацистской пропаганде. Это объяснялось тем, что иранские власти возлагали надежды на Германию в индустриализации страны и модернизации армии. К тому же среди руководителей Ирана долгое время господствовало убеждение, что Третий рейх не преследует на Среднем Востоке политических целей.
Используя тезис об общем арийском происхождении, обращаясь к религиозным чувствам иранцев, германские идеологи добились серьезных успехов. Сдобренная щедрыми посулами, нацистская пропаганда нашла поддержку в слоях населения, настроенных традиционно антибритански. Наибольшее влияние она оказала на национальную буржуазию, национальную интеллигенцию и военные круги, так как Германия обещала избавить Иран от иностранного засилья. Именно эти круги стали социальной опорой фашизма в Иране.

Опубликовано на Порталусе 13 мая 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама