Рейтинг
Порталус

Казахи – загадка истории

Дата публикации: 16 января 2011
Автор(ы): Абуев Нуркасым
Публикатор: nurkasum
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1295186497


Абуев Нуркасым, (c)

Казахи – загадка истории.

«…Сознательное унижение европоцентристами, во многом принятое и советской пропагандой и наукой, истории кочевников, ее интерпретация как истории беспечного и ленивого, безынициативного народа, ведущего полуживотную жизнь, сыграло свою разрушающую и гибельную роль для казахского национального самосознания. Поэтому, если быть объективным, то перед нами стоит историческая по значимости задача восстановления самоуважения, написания объективной истории с ее положительными и отрицательными сторонами, ее победами и поражениями». Н. Назарбаев.
Без прошлого нет настоящего и будущего. Оттого и неистребимо желание человека познать не только окружающий мир, свою индивидуальную природу, но и коллективные особенности общества, в котором он живет. Отождествление себя с определенным народом и, как следствие, стремление узнать историю этого народа, его истоки являются базовой ступенью социализации человека. Без знания прошлого своего народа невозможно построение его успешного будущего. Но для того, чтобы ставить реальные цели, строить успешную экономику, политику и выполнять другие задачи, любому обществу нужно знать полную картину истории своего отечества. Однако до сих пор история казахского народа находится под воздействием прошлых стереотипов.
После распада тоталитарного режима появилось множество работ различных авторов, ставящих под сомнение официальную историю кочевого народа, проживавшего на степных просторах Евразии от Дуная до Китая, но согласия в их взглядах до сих пор нет. В данной статье я называю наших предков «казахами», не боясь обвинений в необоснованных амбициях, а скептиков и сомневающихся отсылаю к сочинениям известного российского этнографа, литератора, учредителя Императорского Русского географического общества А.И.Левшина (1799-1879), точку зрения которого и привожу. «Приступая к историческому описанию киргиз-кайсаков, первою обязанностию почитаем сказать, что им дано в Европе чужое имя, которым ни сами они себя, ни их соседи, исключая россиян, их не называют. Оно составлено из двух слов – киргиз и кайсак. Киргиз есть название народа, известного не связями своими с киргиз-кайсаками, но древнею против их враждою и доныне существующего под именами кара(черных)- киргизов, закаменных киргизов и бурутов. Слово «кайсак» или «касак» есть испорченное имя «казак», которого древность, как уверяют некоторые восточные писатели, восходит далее Рождества Христова… Название «казак», перешедшее в средних веках и ко многим отраслям русского племени, принадлежит киргиз-кайсацким ордам с начала их существования, и что они себя доныне иначе не называют, как казаками (казак). Под сим же именем известны они персиянам, бухарцам, хивинцам и прочим народам Азии. До ХYIII столетия в России не знали киргиз-кайсаков, но именовали их казаками… Основываясь на сем, мы полагаем справедливым вместо искаженного слова «кайсак» употреблять «казак»… Таким образом, можно сохранить сему народу название, которого, по крайней мере, вторая часть будет подлинное его имя…». В предисловии В.Ромодина к сочинениям В.В.Бартольда сказано: «Несколько исправив искаженное примерно с начала XVIII в. этническое название казахов, А. И. Левшин предложил сохранить эту сложную конструкцию из этнонимов двух народов ("киргиз-казаки и киргиз-кайсаки") для казахского народа. Одну из причин этого он видел в необходимости отличать имя этого народа от названия русского военного сословия (казаки сибирские, как и казаки уральские, казаки волжские). С 30-х годов XX в. во избежание терминологической путаницы в русском языке стали писать название казахского народа "казах". В казахском языке сохраняется самоназвание народа — "казак".
История Великой Степи интересовала не только ученых прошлых лет (Л.Гумилев, П.Н.Савицкий, Г.Р.Державин, кн. Н.С.Трубецкой, А.И.Левшин, М.Тынышпаев), но и наших современников (М.Аджи, А.Бушков, К. Пензев, А.Фоменко, Г.Носовский, А.Буровской, Жак ле Гофф, К.Оссон). Среди них не только ученые-историки, но и писатели, лингвисты, военные, путешественники-исследователи. Каждый из них интерпретирует историю Степи и кочевых народов в силу своих профессиональных представлений. Современные казахские авторы Данияров, Ундасынов и др. заняты исследованием истории казахов-степняков на территории современного Казахстана. Возникает вопрос: насколько это правомерно и объективно? Нельзя заниматься изучением истории народа в таких строгих географических рамках, ведь казахи являются потомками жителей евразийских степей, и территория современного Казахстана – их последнее пристанище в результате вытеснения оседлыми империями с запада и востока Евразии. Полное и всестороннее исследование истории казахов, как единственных потомков кочевых народов, проживавших на просторах Евразии, носителями традиций, обычаев которых они являются, может пролить свет на многие «белые» пятна мировой истории. Так как же проявили себя казахи в истории? Какой оставили след? Как повлияли на развитие оседлых народов и мировой исторический процесс в целом? Отдавая дань уважения памяти известного казахского ученого Н. Масанова, не могу согласиться с его взглядами на историю казахов, в частности с тем, что вести разговоры о влиянии казахов на мировую историю глупо, ибо не было в казахах-степняках ни потенциала, ни условий влиять на мировые процессы. Этот взгляд отражает точку зрения современных технократов. Попробую доказать обратное. Основываясь на фактах, нашедших отражение в старинных летописях и научных трудах, перечислим известные личности: Анахарсис Скифский, Аль Фараби, Аттила, король Артур, Культегин, Чингисхан, хан Батый, Мамай, Тохтамыш, Александр Невский, султан Бейбарс, Тамерлан, Бабур, представители императорских династий Китая до 13 столетия, правящая элита Московского государства до Романовых; и события, непосредственно связанные с выходцами из Степи, и повлиявшие на ход мировой истории: участие кочевников-степняков в военных походах на Римскую империю, столкновения с крестоносцами в первых крестовых походах на Ближний Восток при защите мусульманских святынь, военные баталии с Ливонским и Тевтонским орденами, создание государства Великих Моголов в Индии, образование государства мамлюков в Египте и на Ближнем Востоке, влияние на народы Кавказа, Урала, Сибири и Китая.
Казахи-степняки, следуя исторической версии оседлых народов, - варвары, разрушители цивилизаций. Откуда-то, из «дикого поля», появлялись несметные орды кочевников на лошадях: отлично вооруженные, технически оснащенные, обученные передовой военной науке, с железной дисциплиной, умеющие удерживать в повиновении порабощенные народы, с развитой системой управления экономикой захваченных государств и опытом ведения успешной торговли. Население этих стран уничтожалось или угонялось в степь, в рабство. Так было до XIY века. Западная Европа, расположенная ближе к океану «водному», развивалась, а народы, граничившие с океаном «степным», отстали в развитии. Виной тому жители степей, предки казахов-кочевников. Но в официальных исторических хрониках нет степного народа – казахов, речь идет только о мифических кочевых племенах ариев, сарматов, половцев, саков, тюрков, скифов, массагетов, кипчаков. Существует также точка зрения, утверждающая, что кочевники – разрушители были не казахами, а оседлыми татарами и монголами, которые, как известно, вели иной образ жизни, имели иную культуру, внешность, обычаи, являлись носителями других языков и веры. Выходит, что через земли мирно пасущих скот казахов пронеслись орды гуннов, монголов, татар, а наши предки оставались пассивными сторонними наблюдателями? Хотя в культуре, языке, религии народов, проживающих вокруг евразийской степи, присутствуют несомненные факты воздействия степняков. Но, наблюдая за размеренным бытом казахов-скотоводов, ученые и государственные деятели XIV - XXI веков не верили в возможность влияния этого народа на процессы, происходившие на просторах Евразии. Казахов, аборигенов степей, назвали «киргизами» по имени малочисленного кочевого народа, обитающего в предгорьях Тянь-Шаня, «татарами» - булгаров, оседлых жителей Поволжья, а «монголами» - кочевой народ халха, населявший район озера Байкал.
Сложившейся исторической версии о кочевниках-варварах казахи ничего противопоставить не смогли, т.к. не имели своей исторической науки. Но вот современный Казахстан столкнулся с необходимостью формирования идеологии, а история, как известно, является ее важнейшей частью, и наши ученые формируют историческое прошлое отечества на основе мифов, подкрепленных данными оседлых народов, вплетая сюда и героику по захватническим, разрушительным походам на земледельческие народы.
Так каково же истинное прошлое казахского народа? Как протекали исторические процессы на степных просторах планеты?
Современному, технически вооруженному, человеку сложно представить эволюционное развитие человеческого общества в прошлом. Человек за свою историю освоил разные природно-климатические зоны, и в каждой местности, используя свой интеллект, эксплуатировал окружающую природу для собственного выживания. В одних и тех же климатических зонах, в зависимости от искусности человека, происходило различное развитие общества.
Степь - неблагоприятная для выживания природно-климатическая зона, но она идеально подходит для стадного развития травоядных, следовательно, там живут хищники и охотники. Охота -сложное, требующее выносливости занятие, и оно не под силу слабым. Жизнь в степи тяжела, сложна и непривлекательна, даже для современного человека. Однако наши предки сумели превратить евразийские степи в места успешного бизнеса, что не удалось обитателям саванн, прерий и пампасов. Проживающие там народы не могли оказать значимого - позитивного или негативного – влияния на развитие окружающих народов. Почему же евразийская степь заняла в истории Евразии значимое место?
Начнем с неоспоримой истины, что сила человека в интеллекте. Но индивидуальный разум слаб, для выживания требуется коллективный разум. Степняки создали идеальный коллектив, имеющий одну цель. Это – семья. Но для общества того времени семья, состоящая из пары людей противоположного пола, была бы слабой. Поэтому было узаконено многоженство. Существовала сложная родовая иерархия (родовая градация), своего рода эффективная система управления семьей, в которой были четко определены права и обязанности каждого ее члена. Нарушить эту иерархию было непозволительно, она впитывалась в сознание с молоком матери. А для предотвращения конфликтов между семьями они были объединены в рода, (родовая идентификация) дисциплинированные, управляемые, способные к выполнению любой задачи, коллективы. Что бы исключить инцест, каждый казах должен был знать « Жетi ата» ( «Семь дедов»), т.е. родственные связи до седьмого колена. Это положение предвосхитило теорию Г.И.Менделя о наследственности человека. Расовые признаки кочевников были плавающими: от монголоидных до европеоидных, потому что приветствовались жены из других народов. Но у многоженства были и свои минусы: один из них – дефицит представительниц слабого пола. Так в Степи появляется общество с гендерным напряжением. Усугублял ситуацию и обычай «аменгерства»: когда умирал глава семьи, его жены вместе с детьми переходили в семью младшего брата, на которого и возлагалось бремя ответственности. Ситуацию разряжал обычай «шанырак йесi», согласно которому старшие братья должны уйти из аула, а право остаться с родителями имел лишь младший сын, «кенже бала». Ежегодно несколько сотен тысяч молодых, тренированных, дисциплинированных мужчин становились лишними и эмигрировали в места проживания окружающих степь оседлых народов с минимумом провианта, но на коне. Историки описывают рынки работорговли в Восточной Европе, Средней Азии, где на юношей-казахов существовали большой спрос и цены. Вокруг Степи создавались мощные государства с большими амбициями, чьи правители нанимали на службу молодых степняков-казахов для сбора налогов. С их помощью пополнялась казна, что способствовало развитию образования, культуры, науки, и, в конечном счете, повышало уровень цивилизации общества. Наличие в государстве качественных кадров позволяло создать эффективное государственное управление, в которое входили администрация, армия, жандармерия, таможня и т.д. Наличие средств в бюджете государства позволяло взращивать национальные кадры, которые затем вытеснили казахов из государственного управления. Часть степняков ассимилировалась с местной знатью, а остальные были просто уничтожены властью во имя национальной безопасности и идеи. Впоследствии память о предках казахов-степняков была уничтожена, история переписана, и забыт вклад, который они внесли в развитие и процветание многих народов. Свидетельством вышесказанного является высказывание Петра1 « …чтобы не осталось на Руси басурманского духа!»
Чтобы доказать ход и логику своей мысли, обращусь к известному высказыванию В.И.Ленина: «Государство – это оружие насилия господствующего класса». Основную силу войск этих государств составляли конные отряды казахов-степняков, которые являлись не только проводниками внутренней государственной политики, но и участниками конфликтов между странами. Так был создан миф о степном иге. Проникновение казахов в Восточную Европу было настолько массовым, что стало вызывать тревогу в Западной Европе. В обращении короля Венгрии Белы IY и служителей католической церкви (XIIIвек) к Папе Римскому указывалось, что татары (европейское название кочевников) представляют реальную угрозу для Европы, что крестовые походы по освобождению христианских территорий на Ближнем Востоке отвлекают христиан от истинной границы, отделяющих их от язычников и неверных, которая проходит по Дунаю. Это вынудило Римскую церковь остановить крестовые походы в Иерусалим, создать Ливонский и Тевтонский Ордены крестоносцев и направить их на борьбу против расширения влияния стран Восточной Европы на запад, где основу государственных служащих Польского, Литовского и Московского государств составляли казахи-степняки. Французский историк Оссон писал: «История магометанских династий дает многочисленные примеры возвышения турецких рабов до самых высших рангов. Пленники этой национальности наиболее ценились в Персии за приятную наружность, силу и деятельный характер. Их приводили толпами в юношеском возрасте из стран к северу и востоку от Каспийского моря… Они составляли военную гвардию у азиатской знати. Кто достигал фавора, он получал в управление область и при благоприятных обстоятельствах делался ее государем». Подобные возвышения до высшей знати «выходцев» из степи происходили во всех частях евразийского материка. Приведу несколько имен бывших наемников-рабов из степи: король Артур в Западной Европе, Чингисхан (Шыгысхан – Восточный хан – хан страны Восходящего солнца) в Китае, Бейбарыс на Ближнем Востоке, в Средней Азии – эмир Тимур и повелитель Хорезмской империи Алай-уд-дин Мохаммед, вольные наемники из Золотой Орды - цари Иваны, Семеон Бекбулатович, Борис Годунов до династии Романовых, Бабуры в Индии.
Казахские слова: казна, деньги, караул, джигит, мурза, богатырь, казак, атаман, улан, хозяин, былина, хан, орда, сарай, шатер и другие прочно вошли в язык, обиход и сознание окружающих Степь народов. До пятнадцатого столетия казахи были самым многочисленным народом в евразийской степи – численностью около 10 млн.человек. Это было толерантное общество с родовым устройством (родовые идентификация и градация), с многоженным составом семьи, культурой, единым языком, кочевым способом производства степного скота (вскармливание на подножном корме), с налаженным бытом - жилищем, пригодным для достойного проживания в степи, пищей, одеждой. Степняки создали мощное товарное производство, основанное, пользуясь современной терминологией, на достижениях биогенетики, биотехнологий и биоинженерии. В древние времена, при отсутствии механизмов, энергоносителей, технологий в евразийской степи стал появляться в огромном количестве ликвидный товар. Это универсальный транспорт для перемещения людей, грузов (лошади, верблюды), высококачественные продукты питания (мясомолочные изделия), сырье для одежды (кожа, шерсть). Миллионные табуны лошадей, стада верблюдов, отары овец, принадлежащие казахам, оказали сильнейшее воздействие на экономический подъем народов вокруг степи. Вся продукция степняков пользовалась большим спросом оседлых жителей. Кочевники сбывали излишки своей продукции и приобретали товары ремесленников: кузнецов, ювелиров, оружейников, кожевенников, ткачей. Большинство товаров, которыми пользовались оседлые народы, не подходили для степного образа жизни. Поэтому у казахов не было мотивов воевать с ними за имущество. У них также не было конкурентов в производстве скота, следовательно, они были монополистами в своем деле, и им не было нужды покидать степь. Потребности степняков послужили причиной возникновения городов, создания центров торговли, развития производства, ремесленных изделий. Создание десятков тысяч квалифицированных рабочих мест способствовало развитию и процветанию народов Восточной Европы, Поволжья, Причерноморья, Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока, Западного и Восточного Китая. Так образовался Великий Шелковый Путь. Историки и археологи подтверждают динамичное развитие вышеперечисленных регионов, но не связывают их взлеты и падения с состоянием экономики казахов степи. Очевидно, что евразийская степь в сравнении с саванами, прериями, пампасами стала привлекательным местом для проживания, и казахи – аборигены не стремились ее добровольно покинуть. А у оседлых народов не было интереса к захвату открытых мест, потому что они не смогли бы там выжить. Поэтому между степняками и оседлыми народами не было причин для противостояния, а, наоборот, была потребность в мирном торговом сотрудничестве. Учитывая все вышеизложенное, зададимся вопросом: а не правдоподобнее ли при таком раскладе вещей говорить о мирном захвате власти степняками, чем о так называемом «иге», что существует в официальной прессе? Имеет ли право жить такая гипотеза? Приведу пример из недавнего прошлого: если в России в первой половине двадцатого века у власти были грузины и евреи во главе со Сталиным (аналог Чингисхана), означает ли это, что орды этих народов (аналог татаро-монголов) совершили вероломный захват России с гор Кавказа (аналог степи)? Или пример из современности: президентом США является афроамериканец Б. Обама (аналог Чингисхана). Означает ли это, что власть в Америке и места исторического проживания американцев узурпировали африканцы из саванн (аналог степи) черного континента в результате боевых действий? Сейчас, в век информации, мы являемся свидетелями условий прихода к власти перечисленных личностей или групп и их влияние на исторический процесс. Если рассматривать настоящие исторические процессы при отсутствии информации глазами наших потомков двадцать пятого века, наверняка выйдет искаженная картина. Английский ученый Хэрольд Лэм в 1928г. писал, что эпоху Чингисхана и возникновение этого царства история признает «…фактом необъяснимым. Чтобы оценить этого человека, мы должны подойти к нему в условиях обстановки его народа и современной ему эпохи… Мы не можем мерить его меркою нынешней цивилизации». Вероятно, поэтому историки склонны рассматривать казахов – степняков как деструктивную силу в мировом процессе развития цивилизации на материке Евразии до пятнадцатого столетия. Подытоживая эту мысль, приведу высказывание итальянского ученого-историка Ф.Кардини из книги «Истоки средневекового рыцарства»: «…Два разных вида жестокости – вооруженное насилие кочевников и гражданский эгоизм оседлых – пришли в столкновение. Оседлая цивилизация – это города, дороги, государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание, крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников – стойбища, тропы, племенная солидарность, невозможность наесться досыта, главным образом белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с животными и, прежде всего, с лошадью. Мирным и относительно процветающим оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытными, асоциальными, бесчеловечными, у них нет веры, они жертвы мрачных адских культов. В глазах кочевников оседлые безвольны, изнеженны, растленны, крайне сластолюбивы, в общем – недостойны тех благ, которыми они обладают. Поэтому было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более сильного…». Но подобные высказывания были и в недавней истории. Пропагандистские службы фашистской Германии описывали советский народ неполноценным, ленивым, примитивным, агрессивным, а о советской армии Геббельс говорил: «…в лице советских солдат мы имеем дело со степными подонками. Это орды громил, мародеров и насильников». Как видим, негатив к степнякам-евразийцам сохраняется на протяжении веков.
В данной статье, опираясь как на факты, так и на логику, с учетом образа жизни казахов хочу предложить свою теорию: предки казахов – степняков проявили себя в истории как единый народ и повлияли на развитие других народов и мировой исторический процесс как созидатели, а не разрушители. При таком взгляде многие исторические процессы, сущность которых до этого была туманной и загадочной, находят свое логическое объяснение. В современной истории жители прибрежных стран Западной Европы опередили в развитии регионы вокруг степи, объясняя свое лидерство исторической отсталостью в восточных регионах Евразии. Хотя прибрежная Европа успешно использовала для колонизации и нещадной эксплуатации другие континенты и обеспечила себе техническое лидерство после шестнадцатого столетия.
Обращаясь к людям, занимающимся историей Евразии, предлагаю учитывать положительный фактор влияния Степи, а причины отставания от Западной Европы искать в другом. Это позволит написать объективную историю Великой Степи с ее положительными и отрицательными сторонами, ее победами и поражениями, позволит реабилитировать казахов-кочевников и впредь рассматривать историю нашего народа как созидательный фактор развития общемировой цивилизации.


Абуев Нуркасым
Эл. почта: nurmonolit@mail.ru



Опубликовано на Порталусе 16 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама