Рейтинг
Порталус

СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Дата публикации: 26 марта 2014
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1395844763


Говоря об архитектурной практике Москвы или Ленинграда, нельзя не коснуться истории развития советской архитектуры за 15 - 16 лет ее существования, ибо несомненными центрами всего процесса этого развития прежде всего были и есть Москва и за нею Санкт-Петербург. Да, сейчас важную роль в "новом Питере" играют новостройки - комплексы ЖК Речной, ЖК Колпино, ЖК Ласточкино гнездо и другие. Тем не менее для коренных петербуржцев и гостей города Санкт-Петербург - это прежде его центральная историческая застройка. Это дух города.

В памятные для нас годы с 1917 по 1921, т. е. в годы исключительного напряжения всей страны в борьбе со всеми внешними и внутренними защитниками "культуры и чести доблестной России", естественно, было не до архитектуры.

Лишь с 1921 - 1922 года стала возрождаться в стране архитектурная мысль. Желание творчества было велико, но оно находилось в обратной пропорции к тем реальным масштабам строительства, которые существовали тогда в стране.

Творческие порывы революционно настроенной части архитектурно-художественной интеллигенции и в особенности молодежи находят выход в теоретических, бумажных боях против идеализма в искусстве, вообще против рутины старой, предвоенной архитектуры, за создание новой, революционной художественной архитектуры пролетариата.

В этом революционном порыве решительно отбрасываются и объявляются вне закона все старые приемы, на смену которым приходят идеи и настроения революционной героической романтики и индустриальной символики: спираль как форма "выражает революционное стремление вверх"; "куб-форма, выражающая покой и величие"; "квадрат-форма, не имеющая движения", и т. д. и т. п.

Краны, лебедки, цепи, домны и тому подобные образы стали почти постоянными спутниками на всех перспективных чертежах архитектурных проектов того времени.

Художник Малевич создает в Ленинграде свою школу и теорию супрематизма. Его беспредметные объемные композиции привлекают всеобщее внимание и увлекают своим направлением ряд архитекторов и художников того времени как в самом Ленинграде, так и за пределами его.

Творческий подъем этого периода родит множество проектов и предложений новой, революционной архитектурной тематики, чаще всего абстрактных, нереальных, но глубоко эмоционально насыщенных.

Заключительным аккордом этого периода является конкурс на Дворец труда в Москве, объявленный в начале 1923 года. В этом конкурсе участвует ряд ленинградских архитекторов, из которых выходят победителями архитекторы Троцкий и Бурышкин, трансформирующие в своих проектах архитектурные образы средневековья на живописном фоне кранов, лебедок, металлических ферм и тому подобных элементов индустриального мира.

Запоздалым эхом этих настроений в архитектуре явились книги ленинградского архитектора Я. Г. Чернихова "Основы советской архитектуры" и "Конструкция машинных и архитектурных форм", в которых красной нитью проводится мысль, что "влияние машины и всего индустриального мира на архитектуру велико и оно пронизывает архитектуру и подчиняет все, входящее в ее сферу" (из предисловия).

На фоне этих настроений в 1923 году в Москве организуется первое советское архитектурное общество (АСНОВА) - Ассоциация новых архитекторов, - которое в противовес всем старым архитектурным обществам (МОА - Московское общество архитекторов- с 1807 года, ЛОАХ - Ле-
стр. 61

нинградское общество архитекторов-художников - с 1905 года и т. п.) объединило в себе все, что было "революционного" на архитектурном фронте того периода.

В Ленинграде официального отделения этого общества не было, но печать формализма можно было обнаружить на работах многих ленинградских архитекторов.

Эти формалистические влияния можно было видеть в творческой практике даже таких видных ленинградских мастеров, как проф. Никольский, проф. Руднев, акад. В. А. Щуко.

В архитектуре же самого Ленинграда этот период достаточно яркого отражения не нашел.

Металлические и стеклянные "коробочки" на клубе для завода "Красный путиловец", переделанном проф. Никольским из церкви, и тому подобные моменты в других сооружениях были лишь моментами, а не цельными формалистическими организмами. Оттенки господствующего в это время романтического настроения можно видеть и в проекте сооружения Памятника жертвам революции (проф. Руднева, который стремился в рисунке барельефа на ограде и в циклопических, громадных камнях ее выразить всю глубину и потрясающую скорбь миллионов по случаю смерти товарищей).

Опубликовано на Порталусе 26 марта 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама