Рейтинг
Порталус

Марка истории и марки отечества. Прошедший век в почтовых миниатюрах

Дата публикации: 17 февраля 2015
Автор(ы): Александр Песляк
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1424158913


Александр Песляк, (c)

ЯРКАЯ, точная и выразительная микрокартина давно уже стала одной из важнейших характеристик государства. Она рассказывает и напоминает; она помогает добывать деньги в бюджет; она, наконец, лицо страны на мировой арене. И в завершение века двадцатого россияне получили от государства недорогой, но приятный подарок. Впрочем, подарок этот многозвенный - и начало ему было положено еще в уходящем году. Тогда вышла первая из серий марок, рассказывающих о людях и успехах нашей страны в течение века. Теперь же издательство "Марка" выпустило две серии по 12 марок - о культуре, ее символах и деятелях, другая - об отечественной индустрии.

Поздравив всех с новинкой, покритиковать ее хочется основательно - и за содержание, и за форму. Возьмем серию индустриальную; здесь представлены аж четыре вида транспорта. Но почему на марке "Авиация" изображены красавцы-истребители с подвешенными ракетами, а морская среда представлена чисто гражданским набором (ледоколы и сухогруз)? Если же указано "Морской транспорт", то почему "авиасосед" не в том же транспортном стиле?

Тему производства решают три марки. Наверное, для весомости взяты металлургия, нефтепереработка и горно- добывающая индустрия. А ведь в XX веке появились такие отрасли, которых не было раньше. Достаточно указать робототехнику, микроэлектронику, создание химволокон, атомное и точное машиностроение. Да мало ли? Но вот взято все будто закостенелое в 50-х-60-х годах. Даже электровозы нарисованы не каплевидные - а советско-рижские, "с улыбочкой"! Да и марка про связь обошлась без современной сотовой трубки или пейджера. Ах, трудно нарисовать? Конечно, и домну проще дать символом, нежели конвертер или порошковую металлургию. И медицинская тематика не томографом представлена, а чем-то с переключателями послевоенной "выпечки". Справедливости ради замечу, что в руке один из оперирующих медиков держит все-таки лапароскоп, а не скальпель.

Из всей серии выразительны и цельны по тематике, пожалуй, лишь две марки - "Космическая техника" и "Строительство".

И как бы для того, чтобы возместить не вошедшее в серию, художник стал добавлять тематику уже на полях серии, вставив туда и "Ракету" на подводных крыльях, и еще одну, на старте, и трактор 50-х годов, и авто - опять-таки устаревшие. И прочее - что не будет, к сожалению, использовано при почтовых отправлениях. Красиво - но несовременно, труд напрасен. Лишь коллекционер присмотрится и покачает головой: "Это ли XX век?".

"Люди культуры" - это тема второй серии марок. Правда, две из них решают тематику восстановления памятников культуры и символов эпохи. Опять хочется побрюзжать: "А все ли догадываются, что это за памятники?". Ведь о башне Татлина известно ой как мало, да и Петергоф вряд ли знаком молодым россиянам. А что на марке рядом с ним - Эрмитаж? Не угадать в дымке. Ну скажите, разве трудно на микрогравюре навеки прописать два-три поясняющих слова мелким шрифтом?! Ведь за границу тоже наши символы уходят?

Малевичу повезло: его знаменитое творение почему-то художник решил подписать. Зато бедные "Русские сезоны"! Угадай-ка, современник, кого узнаешь. А если нет, то и не надо ассоциировать сезоны с именами Лифаря, Дягилева, Нижинского? И где, когда проходили эти сезоны? Словом, есть вещи просто обязательные - как подпись под картиной.

Весьма спорной представляется трактовка Горького именно как основателя книжной серии ЖЗЛ. А великого поэта-бунтаря и лирика даже по имени не назвали: пусть, дескать, получатель письма в Хабаровске, Казани или Берлине берет лупу и попытается прочесть среди нечитабельных, к сожалению, подписей под рисунками. Вдруг найдет фамилию "Маяковский"? Увы, не найдет.

Оставим на совести художника-гравера и тех, кто утверждал серию, краткий перечень достойных, по их мнению, лиц. Хотя Шукшин, Маршак, Свиридов, Васнецов, Райкин, Плятт и Раневская, Рерих, Бондарчук, Корин, плеяда великих актеров МХАТ и Малого театра - не великие ли соотечественники? Кому решать, кого стоит выделить - вопрос Истории. Пантеон великих не устанавливается решением правительства или руководства издательства. И даже денег, отпущенных под проект. Хотя - напомню еще раз - во всем мире марки приносят прибыль. Но вот беда русская: как ни придешь на почту - все блекло-рублевые триколоры лежат...

Жизнь и достижения наших Родин (России - СССР - другой России) завершили свой бег в XX веке? Хочется, чтобы о нем полнее узнали потомки, когда будут натыкаться не на факсы и электронные письма предков, а на надписанные от руки конверты. А в уголке скромно и гордо обозначен удивительный микромир - энциклопедия Отечества?

НГ Коллекция N 04 (53) 04.04.2001

Опубликовано на Порталусе 17 февраля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама