Рейтинг
Порталус

УРАРТУ

Дата публикации: 31 августа 2015
Автор(ы): К. ПОЛЗИКОВА-РУБЕЦ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Исторический журнал, № 8, Август 1940, C. 106-117
Номер публикации: №1441027936


К. ПОЛЗИКОВА-РУБЕЦ, (c)

(Материал к уроку по истории народов СССР в 8-м классе)

Урок по истории Урарту в 8-м классе - один из самых трудных и ответственных. Материал по этому вопросу преподавателю мало знаком, особенно преподавателю старших классов, который обычно не ведет в младших классах курса истории древнего мира и не всегда достаточно знаком с этим курсом. Для подготовки к этому уроку учитель пользуется I томом "Истории Древнего мира" (Соцэкгиз. 1936. Текст академика В. В. Струве), или кратким курсом "Истории Древнего Востока" академика В. В. Струве, или соответствующими страницами в "Истории Древнего Востока" Б. А. Тураева. Но всего этого материала недостаточно, чтобы урок получился красочным, интересным и связал в одно целое историю Закавказья до завоевания урартами с историей государства Урарту.

Специальная работа об Урарту Б. Б. Пиотровского, изданная в 1939 году Государственным Эрмитажем, разошлась в очень короткий срок, и не для всех учителей доступна.

Предлагаемая статья ставит себе целью дать преподавателю сводный материал для урока об Урарту. Автор считает целесообразным начинать урок не с государства Урарту, а с истории народов, населявших Закавказье, учитывая, что в курс истории народов СССР Урарту включается лишь потому, что власть этого государства распространялась на территорию, входящую в наш Союз.

Статья дает материал и для следующих тем, указанных программой 8-го класса: источники для изучения древнейшего прошлого нашей страны, успехи советской археологии, ранние металлические культуры, зарождение классов.

Конечно, урок по Урарту никогда не будет полноценен без специальной карты и наглядных пособий. Карта дается в статье, и для ее использования в классе нужно ее лишь увеличить. Дать все иллюстрации в журнальной статье не представляется возможным, но все нужные для лекции по Урарту диапозитивы изготовлены Эрмитажем.

Раскопки на территории Закавказья освещены подобно; преподаватели хорошо знают, как интересно и живо проходят уроки по теме "Народы Причерноморских степей до III века, нашей эры", копа использованы рассказы о раскопках Чертомлыцкого кургана и Куль-Обы и показаны вещи из этих курганов. Сложные вопросы о стадиях развития скифского общества становятся ясным и понятыми. Матери-

стр. 106


Карта Урарту.

ал раскопок в Закавказье позволит сопоставить скифское общество, с народами, населявшими Закавказье.

1

Государство Урарту с период своего наивысшего могущества, включало почти всю территорию современной Армянской ССР, все армянское нагорие Передней Азия (современная Турецкая республика) и северо-западные части современного Ирана.

Достаточно бросить взгляд на карту, чтобы убедиться, что это высокогорная страна. Горные, хребты высотой до 3000 - 4000 метров пересекают страну в разных направлениях. Многие из них вулканического происхождения. Некоторые из этих вулканов, ныне потухших, высятся громадными конусами (например гора Арагац (Алагез) достигает 4095 метров высоты). Двумя вулканами, имеющими общее основание, является и знаменитый Арарат (по-армянски Масис). Название Арарат, несомненно, восходит своими корнями к древнему названию страны - Урарту. Гора эта находится на правей берегу реки Аракса, в пределах Турции, совсем близко от нашей границы. Вершина Арарата (5156 метров) покрыта вечными снегами. Глубокая расщелина, окаймленная черными зубцами скал, прорезывает с северной стороны сверху донизу эту белоснежную шапку. Ледники спускаются по диким и пустынным; склонам Арарата. Насколько велик Арарат, можно судить по тому, что в окружности гора имеет 130 километров и занимает площадь в 970 квадратных километров.

В высокогорных котловинах меж хребтов много озер. Озера эти настолько велики, что ассирийцы их называли морями (Б. Пиотровский "Урарту", стр. 10, Издание Государственного Эрмитажа. 1939), а самое "маленькое" из них - Севан, - находящееся на территории Армянской ССР, занимает площадь в 1413 квадратных километров, то есть в 6 раз больше знаменитого Женевского озера.

Все эти озера принадлежат к числу высокогорных. Отсюда необычайная окраска и прозрачность их вод.

Еще Страбон, римский писатель I века, считал, что название современного озера Ван значит "глубоко синее". Этот же писатель указал и на особое свойство воды озера Ван: одежда, в нем смытая, становится чистой, но вода его негодна для питья. Путешественник XIX века рассказывает: "Сообщение, сделанное Страбоном относительно очищающего свойства воды озера... получило блестящее подтверждение. Стоит проплыть... немного, чтобы выйти из воды таким чистым, как будто вы натерли себе все тело мылом, но мылом чрезвычайно приятного качества, которое оставляет на коже ощущение бархата. Большая легкость, с которой держишься на воде, еще более увеличивает

стр. 107
Удовольствие купанья в прозрачных и пенистых волнах этого озера; но вода на вкус очень неприятна. Цвет воды во всей ее массе не может быть определен одним словом... Наиболее нормальная окраска его напоминает цвет чрезвычайно блестящего кобальта, но в ней редко совершенно отсутствует известная молочная бледность, которая утром и вечером принимает бесконечное множество нежных тонов" (Линч "Армения". Т. II, стр. 58. Тифлис. 1910).

Свойства воды озера Ван об'ясняются примесью в ней большого количества соды.

На восточном берету этого озера, на неприступной скале, высилась крепость столицы государства Урарту - Тушпа (современный Ван).

Озеро Урмия, расположенное в пределах нынешнего Ирана, ярколазоревого цвета. Вода его солонее воды океана.

Вода озера Севан годна для питья, и это озеро, единственное из трех, изобилует рыбой. Расцветка его необычайно прозрачной воды не уступает по красоте Вану и Урмии: она синяя, с изумрудно-зелеными переливами. Суровью желтые и серые скалы, поросшие красной дикой гвоздикой, еще больше оттеняют необычайную голубизну воды. Впрочем, в давности ландшафт вокруг Севана был совсем другой: здесь росли густые леса. Это подтверждают исследования почвы геоботаниками, находки в озере костей зубов и оленей и наличие черепа куницы в одной из гробниц.

В Закавказье раньше чем в других местах нашей родины сложилось классовое общество, так как Закавказье раньше других было втянуто в круг древнейших культур человечества - культур стран Древнего Востока.

Однако урартские надписи не проливают достаточно света на древнейшие страницы истории народов Закавказья. Наш основной источник - памятники материальной культуры. Археологическое изучение древних поселений и могильников в последние годы значительно опередило изучение аналогичного материала к югу от Закавказья, в областях, лежащих за нашими рубежами.

Какими же вещественными памятниками мы располагаем? По количеству памятников на первое место должны быть поставлены древние погребения, относящиеся к эпохе меди и бронзы. Их находят в Закавказье буквально тысячами. Самое обилие могил свидетельствует о древности культуры в Закавказье. Могильники как исторический источник очень ценны. На древнейших ступенях развития человечества загробная: жизнь представляясь в форме существования на, земле. Поэтому покойника снабжали всем тем инвентарем, который был в его распоряжении при жизни. Погребали обычно в могилах, сложенных из каменных плит. Часто сверху насыпался курган. На вершине кургана или у его основания сооружали иногда круглое ограждение из камей, на подобие кромлеха. Диаметр такого ограждения достигал 3 метров, сама же могила бывала разной величины, но иногда достигала 3 - 5 метров. Раскопки обнаружили в этих могших как одиночные мужские или женские скелеты, так и парное захоронение мужчины и женщины. Инвентарь могил: глиняная посуда, бронзовое оружие, орудия и украшения, кисти крупного и мелкого скота (остатки мясной пищи, положенной покойнику), скелеты лошадей, верблюдов и собак. Инвентарь мужских могил обычно богаче женские. Очевидно, мы имеем здесь дело с обществом патриархальные, где мужчина главенствовал и где жена, наравне с конем, верблюдом и собакой, должна была сопровождать своего мужа в могилу.

На выставке в Государственном Эрмитаже в смежных витринах, помещены вещи, добытые из могил на территории Грузии и Армении. Одинаковые формы орудий, добытых из погребений однородного тала, убедительно говорят о том, что в первом тысячелетии все народы Закавказья находились на одной стадии общественного развития. Изображения на керамике животных, служивших об'ектами охоты, и бронзовый пояс с изображениями охотников к масках животных (а может быть, божеств с голевой животного и телом челочка) говорит об охоте, но она уже не являлась основным занятием человека (см. рисунок 35 в книге Б. Пиотровского "Урарту"). Бронзовые серпы или кремневые и обсидиановые зубья от серпов, вставлявшиеся в костяную или деревянную основу, каменные ручные зернотерки указывают на занятия земледелием. В одной из могил горных районов Армении скелет лежал на деревянных досках, и тут же, рядом, были рассыпаны небольшие острые камни неправильной формы. Оказалось, что это остатки молотилки, на которую при погребении был положен покойник. Этнографический материал позволил археологу дать точную реконструкцию этого погребения (см. рисунки 30 и 31 в книге Б. Пиотровского "Урарту"). О развития ирригационного земледелия свидетельствуют и каналы, русла которых в долине реки Аракса сохранились и до нашего времени.

В горных областях, конечно, преобладало скотоводство. В районе Кировабада А. А. Ивановский (А. А. Ивановский "По Закавказью. Материалы по археологии Кавказа". Выл. 6-й. М. 1911) раско-

стр. 108
пал 5 курганов в шипе из 22 курганов. Один из них дал необычайно ценный материал: та небольшой сравнительно насыпью находилась могила, имевшая в длину 10 метров, а в ширину и глубину - по 2 метра, перекрытая тремя рядами огромных балок. Могила прекрасно сохранилась, она не пострадала ни от влаги, ни от грабителей.

В могиле, с двух ее краев, лежали скелеты двух верблюдов. "У северозападной стены били найдены три человеческих Скелета. Два были прислонены стадами к стоне, третий находился между ними в лежачем положении. Рядам со скелетами стояло 16 сосудов. В них были найдены кости птицы, животных, бараний череп и два кабаньих клыка. У скелетов лежали бронзовые булавы, наконечники стрел прекрасной кованой работы, стрелы из обсидиана и яшмы, бронзовый плоский топор, кинжалы, нож и много костяных вещей. Возле скелетов верблюдов оказались предметы из бронзы с перламутровыми вставками, гвозди со шляпками из накладного золота, костяные предметы с золотыми колечками. Повидимому, это были остатки богатого удара верблюдов. А. А. Ивановский пишет об этом погребении: "Эта метила оказалась наиболее богатой но количеству и разнообразию найденных в вей предметов; посреди последних были и такие экземпляры (сосуды, кинжалы, браслеты и стрелы), какие неоднократно были находимы и в прежде вырытых могилах. Поэтому нет оснований не отнести и этот курган со всем его могильным инвентарем к той же культурней стадии, к какой относятся все ранее добытые предметы. В данном кургане нам посчастливилось только напасть на такое богатое потребление, на какое до этого раза не наталкивались".

Такое заключение археолога, производившего раскопку кургана в 1896 году, для нас крайне важно: это доказывает, что тогда уже существовала имущественная диференциация общества. Имущественное неравенство неизбежно должно было привести к образованию классового общества в Закавказье.

В Армении, на югозападном берегу озера Севан, в 1910 году был раскопан курган, в котором был открыт склеп, сложенный из крупных неотесанных камней. Его длина - 3,20 метра при ширине в 2,50 метра. Сверху он был перекрыт тремя огромными каменными плитами. В склепе нашли деревянную повозку, богато украшенную резьбой. На ней лежал мужской скелет, у пояса которого было два бронзовых кинжала, а у правой руки - большие бронзовые вилы. Вокруг повозки в полном беспорядке лежало 13 скелетов, повидимому, военнопленных или рабов, убитых при погребении вождя. На повозке и вокруг нее стояло 18 сосудов разнообразных форм. Перед "поездкой лежали кости и черепа четырех быков и при них ярмо, украшенное погремушкой ввиде фигурки козла. Около ярма, лицом к земле, лежал скелет человека, вероятно, погонщика, также убитого при погребении. У колеса повозки найдены кости и череп кабана (Б. Пиотровский "Урарту", стр. 51 - 52).

Обе Могилы, очевидно, - могилы вождей. Итак, перед нами общество на последней стадии разложения доклассовых отношений. Рабство уже существовало. Его источником, очевидно, была война. Но на этой стадии развития (речь идет о первом тысячелетии до вашей эры) рабство еще носило патриархальный характер и рабов не могло быть особенно много.

Имеются и раскопки поселений первого тысячелетия до нашей эры. Обычно древние населения устраивались на естественно защищенном холме. Надземным признаком такого сооружения служат развалины крепостной стены, так называемой циклопической кладки, то есть без применения цемента. На самых древних постройках стены являются простым нагромождением колоссальных каменных глыб, иногда высотой от 1 до 2 метров каждая. Поселение находилось вокруг холма и состояло из отдельных прямоугольных или овальных построек из кирпича-сырца или камня. Среди этих построек находят остатки керамики, кремневое и бронзовое оружие, зерновые ямы и зерна пшеницы.

Особенно ценными являются комплексные раскопки (когда изучают одновременно крепостные сооружений, могильники и поселений), начатые лишь советской археологией. Они позволяют с большей полнотой воссоздать жизнь народов Закавказья в те отдаленные времена.

Что обусловило диференциацию общества, населявшего Закавказье? Дальнейшее развитие земледелия и скотоводства и разведение главным образом мелких пород скота (овцы, козы). Можно предполагать, что частная собственность на скот была в этих районах первой формой частной собственности вообще. Скотоводство требовало освоения высокогорных районов, так, как для многочисленных стад нужны были в летние месяцы пастбища на альпийских лугах. Между земледельцами долин и скотоводами гор возникали обмен и военные столкновения. Последние вызывались борьбой между племенами за скот и за пастбища. Эта борьба привела, к возникновению укрепленных поселений сравнительно очень небольших размеров.

стр. 109


Бронзовый барельеф с Балаватских ворот.

Но в районах Закавказья был еще один могучий фактор, оказавший влияние на развитие высокоразвитой культуры меди и бронзы и несомненно, способствовавший накоплению богатств в руках вождей: это - рудное богатство этих областей и широкое развитие местной металлургии. Доказывается это не только находками форм из глины и камня для литья металлических предметов, но и обнаружением самых мест добычи меди. Обычно такие места засвидетельствованы находками бронзовых вещей начала первого тысячелетия до нашей эры в рудниках более позднего времени.

2

На юге от Закавказья, в районе озера Ван, в конце второю тысячелетия до нашей эры находилась страна Уруатри (Урарту), которая, судя по надписям ассирийских царей, еще не представляла отбой государства, а являлась союзом племен.

В первый раз упомянута эта страна царем Ассирии Салманассаром I (1280 - 1261 годы до вашей эры): "Возмутились против меня страны Уруатри. К Ашуру и великим богам, моим владыкам, поднял я руки. К скалам их гор могучих я поднялся, страны Химме, Машгун, Салуа, Халила, Луха, Нилипархи и Зингун, восемь стран с их воинством покорил я. 51 поседение, я разрушил, сжег, увел их пленных и имущество. Всю страну Уруатри склонил я в три дня к ногам Ашура моего владыки. Их детей я выбрал, взял себе, для услужения и для почитания назначил. Тяжелую подать я навеки возложил на них".

Из этой надписи ясно, что Урарту не было тогда единым государством, а "восемь стран" входили, очевидно, в состав племенного союза, называвшегося Уруатри - не имени одного из племен этого союза. Находилась эта страна в районе озера Ван и отделялась от Ассирии страной Наири. Представление о стране Наири дает надпись па глиняных призмах конца XII века до нашей эры. Найдены эти призмы в фундаменте храма, построенного Тиглатпалассаром I. Ассирийский царь в этой надписи рассказывает: "Ашур, владыка, послал меня на страны дальних царей, что на берегу Верхнего моря, не знающих подчинения, и я пошел. Трудными тропами, тяжелыми перевалами, чьей середины прежде не знал ни единый царь, закрытыми путями, непроложенными стезями я провод мои войска... 23 царя стран Наири велели собрать в своих странах колесницы и войска и поднялись против меня на войну и на битву. Я надвинулся на них в ярости моего

стр. 110
грозного оружия, я, как наводнение Адада1 учинил, истребление их многочисленного войска... 60 царей стран Наири и тех, что пришли к ним на помощь, я прогнал дротиками до Верхнего моря. Их большие города я завоевал, их добычу, их имущество, их богатство я вывез, их поселения, я спалил огнем... Всех царей стран Наири я захватил живыми. Этих царей я помиловал и спас им жизнь перед Шамашем2 , моим владыкой, я освободил их от плена и уз. Я заставил их присягнуть им великим богам в службе мне на будущее время, на вечные времена. Сыновей их, царственных отпрысков, я взял в заложники. Я наложил на них дань - 1200 коней, 2000 толов крупного рота того скота (в) отпустил их в их страны".

Надпись эта дает яркое представление о природе Наири и ее социальном строе: "цари" - это племенные вожди, а "большие город" - укрепленные поселения. Вспомним то, что мы знаем о Закавказье в первом тысячелетии до нашей эры, и сопоставим жизнь этих двух районов. Несомненно, она была в стране Наири XII века на той же стадии общественного развитая, что в Закавказье два века спустя.

Весь поход был грабительским набегом в целях добычи скота, и вряд ли "вечные времена" подчинения беспокойных торных племен клались долго. Мягкое обращение с "царями", то есть вождями племен, был" вызвано, очевидно, желанием предотвратить возможное об'единение Наири с Урарту.

Особенно ценный материал об урартах середины IX века до нашей эры дает памятник, найденный на территории Ассирии.

В 1878 году недалеко от Ниневии при раскопках холма, известного под названием Балават, было найдено несколько фрагментов бронзовой обшивки ворот, покрытых плоским рельефом. Самые ворота, очевидно, деревянные, не сохранились. Эти высокий двустворчатые ворота, возможно, были у входа во дворец Салманассара III: рельефы на них прославляли военные подвиги первых лет его правления (царствовал с 860 по 825 год до нашей эры). На одном аз рельефов изображено взятие ассирийцами урартской крепости Сугунии. Нас здесь интересуют не ассирийские войны, столь хорошо известные по ряду памятников, а урарты и самая крепость Сутуния. Она окружена высокими стенами с башнями. Урарты сражаются, стоя на стенах. Ясно видно их вооружение: большой лук и длинные копья. Воины стоят парами: лучник - впереди, копейщик сзади. Очевидно, копьеносец был помощникам лучника и защищал его своим длинным копьем. На головах у воинов шлемы.

На другом рельефе ворот воины изображены сражающимися с овальными щитами в руках, которые по форме отличаются от больших прямоугольных щитов ассирийцев. В Британском музее находится бронзовый круглый декоративный шит, найденный в Топрах-кале, около Вала, в 1879 году. Щит украшен изображениями львов и быков, расположенными в концентрических кругах. На рельефе дворца Саргона Ассирийского и Дуршаррукине изображены в храме бога Халда такие же щиты.

Балаватские ворота, подобно летописи, излагают события в их последовательности: после взятия крепости воинов уводят в плен. Они шагают друг за другом со связанными за спиной руками и колодками на шее. Видим мы и расплаву с ними врагов: трое урартов посажены на кол, головы других, сложенные у стен крепости, свидетельствуют о казни ее защитников.

Тут же видны и обычные в те времена методы ведения войны: ассирийские воины топорами рубят деревья; в огромном сосуде, на попозже, в которую запряжены люди, увозят награбленные ценности, рядом гонят захваченный окот; уцелевшие урарты отступают в горы.

На других частях Балаватских ворот изображены битва в горах Аддури и взятие урартской крепости Арзашку. Текст ассирийской летописи прекрасно комментирует изображения:

"К Арзашку, царскому городу Арама урарта, я приблизился. Урарт Арам испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся, за ним поднялся и я. Сильную битву устроил я: в горах, 3400 воинов поверг я своим оружием, как Адад тучу над ним пролил я дождем, их кровью окрасил я (гору) как шерсть, его лагерь и захватил, его колесницы всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привел я с гор. Арам, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе как тур раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжег огнем. Кучи из толов устроил я напротив городских ворот. Одних (из людей) живыми свалял я в кучи, а других вокруг куч посадил на кол..." (Б. Пиотровский "Урарту", стр. 12).

Можно подумать, что государство Урарту подверглось полному разгрому, но успехи ассирийцев вовсе не были так блестящи, как это может показаться по

1 Адад - бог бури и грома у ассирийцев.

2 Шамаш - бог солнца.

стр. 111


Барельеф из дворца Саргопа с изображением Мусасирского храма.

рельефам и надписям, и походы приходилось повторять.

Цитадель города Тушпы, расположенного на восточном берегу озера Ван, можно действительно назвать "недоступной горой". Как гигантская платформа с отвесными стенами, высится скала над озером. Человек с незапамятных времен обитал в этой, созданной самой природой крепости. Здесь был центр древнего поселения, обиталище живых и мертвых правителей страны. В вырубленных в скалах пещерах, к которым ведут лестницы с высокими ступенями, вероятно, погребались цари. А многочисленные клинообразные надписи на отвесных скалах повествуют об их деяниях. "Отвесные бока ее представляют настоящую библиотеку надписей, вырезанных на их поверхности, сглаженной рукою человека", - говорит один путешественник. XIX века (Ленин "Армения". Т. II, стр. 6 - 9).

К сожалению, персы и турки в средние века уничтожили ту крепость, которая существовала в древности. Но по своему плану новая крепость повторяет старую урартскую, так как остатки древних стен были использованы как нижние части более поздних оборонительных сооружений. В Ванской стене сохранились остатки циклопической стены, местами достигающей 14 метров высоты. На камнях стены, у подножья скалы, высечены три надписи на ассирийском языке, которые связывают ее постройку с именем урартского царя Сардура, "царя великого, царя могучего, царя келейной, паря стран Наири, царя (который) равного себе не имеет, пастыря (достойного) удивления, по боящегося сражений, царя, склонившего непокорных ему. Сардур, сын Лутипра, царя царей; (от) всех царей подать я привял..."

Б. Б. Пиотровский считает Сардура современником ассирийского царя Салманассара III. Под влиянием столкновений с таким грозным соседом, как Ассирия, процесс создания государства Урарту был ускорен.

Трудно, конечно, судить о размерах Тушпы в те времена, но топография города сохранилась и в современном Ване: укрепление находится на, скале, а, у подножия скалы расположено поселение, в свою очередь обнесенное стеною. От построек сохранились лишь камни с надписями, и из них мы узнаем о существовании в Тушпе храма. Какому божеству был посвящен храм: Халду ли богу неба и главному божеству урартов или какому-нибудь другому богу, точно не установлено. Вообще мы о религии урартов знаем очень мало. Ассирийские источники упоминают женское божество, супругу Халда - Багбарту, а клинообразные урартские надписи - Тейшеба, бога ветра и войны. Тушпа - местное плетенное божество - дало название городу. Ни религиозные тексты, ни достоверные изображения урартских божеств до нас не дошли. Все, что можно сказать на основании письменных источников и изображений, - это то, что религия урартов близка к переднеазиатскими религиям и что, на-

стр. 112
чал с культа животных, она перешла к обожествлению сил природы, то есть проделала тот путь, который поделывали все религии племен, переходивших от охоты к земледелию.1 Несомненно, культ бога бури связан с особенностью горных озер, где неоднократно налетающие шквалы превращают гладкое зеркало воды в кипящую пучину.

Храм в Мусасире был разрушен в 714 году до нашей эры ассирийским царем Саргоном, но изображение этого храма на каменном рельефе из дворца Дур-Шаррикин, близ Ниневии, дает нам представление о том, как выглядели урартские храмы2 .

Эти материалы можно сопоставить с археологическим материалом из Топрах-кале, около города Вана (иллюстрация N16 в книге Б. Пиотровского "Урарту"). Топрах-кале - крутой крайним утес хребта Зымзым-даг. Урартский правитель Руса (средина, VIII века) перевес на этот утес свою столицу после разгрома ассирийцами поселения у цитадели Тупыш.

Размеры храма в Мусасире, так же как и храма в Топрах-кале, были небольшими. Стены были сложены из камней. Крыша, судя по рельефу, была двускатная, и фасад храма был украшен тем-то вроде пилястров, между которыми были повешены на стены вотивные щиты, у входа стояли скульптуры, изображавшие людей и животных.

Храм являлся святилищем бога Халда3 . Здесь, по-видимому, хранилась урартская казна, так как Мусасир, расположенный в естественно защите ниш горной местности, был местом надежным и казался недоступным для врага.

Перечисление, в надписи Саргона добычи, награбленной при разрушении храма, в еще большей степени подтверждает это предположение. Помимо золота (цифра в надписи не поддастся чтению) и серебра (5 тысяч килограммов) в храме было взято много меди, бронзы, олова, сердолика, ляпис-лазули и других драгоценных камней, статуй царей и ботов. Статуи снабжались богатым инвентарем: одеждами из льна и шерсти голубого и пурпурового цветов, кроватями для "отдохновения божества", драгоценностями, мебелью, жезлами из слоновой нести и дерюгах пород дерева с украшениями из драгоценных металлов, тронами, роскошным оружием, опахалами и сосудами всех размеров и всевозможного назначения ("для возлияний", "для омовений") из золота, алебастра, бронзы и железа.

В тексте Саргана о многих предметах упоминается, что дай из "стран Урарту", следовательно, мы "вправе говорить и о развитии ремесла в Урарту. Выделка тканей из шерсти всегда связана со скотоводством, которое составляло основное богатство страны, но в Урарту особенного развития достигла металлургия. Многие историки Древнего Востока считают, что в государстве Урарту при высокоразвитой бронзовой металлургии железо вошло в употребление раньше чем в других странах Передней Азии.

Некоторые вещи Государственного Эрмитажа позволяют нам хороню представить себе великолепные образцы урартского искусства, подобные тем, о которых идет речь в тексте Саргона. Такова, например, бронзовая фигурка фантастического существа с туловищем "крылатого льва. Статуэтка еще сохранила следы листового золота, которым она была покрыта, лицо фигурки сделано из белого камня, брови и глаза инкрустированы темным камнем.

Но вернемся к городу Тупше. Там, как и в Топрах-кале, были дверцы правителей. В Эрмитаже, на выставке Урарту, имеется фрагмент пола дворца с характерной для урартских зданий мозаикой: в круглые лунки в полу вставлены концентрические кольца из красного и белого камня. Там же и кусок мрамора красного цвета с вырезанным на нем изображением быка. Вещи эти относятся к VII веку до нашей эры. Они потали в Эрмитаж и раскопов 1911 - 1912 года, произведенных академиком И. А. Орбели.

Повидимому, дворцы были многоэтажные. Остальные дома строились, как и дворцы, из камня или из кирпича-сырца. Строительная деятельность урартских правителей была очень обширна. От Менуа, сына Ишпуина (810 - 778 годы до нашей эры), внука Сардура, дошли до нас

1 На уроке о религии славян можно вспомнить и повторить этот материал и провести беседу о зависимости религиозных верований от стадий общественного развития.

2 См. текст о взятии Мусасира Саргоном Ассирийским в "Хрестоматии по Древней истории" В. В. Струве, Т. I, стр. 75. Этот текст содержит очень яркое описание природы страны, но ой дан неполностью.

3 Леман-Гаупт, руководивший совместно с Бельке экспедицией 1898 - 1899 года на Топрах-кале, считал, что урарты называли себя халдами, а свою страну - Халдией. Это утверждение прочно вошло в научный обиход в те годы, когда структура урартского языка не была достаточно изучена. Академик И. И. Мещанинов убедительно доказал неправильность этого утверждения. По данным современных исследователей урартского языка, нет ни одного факта, указывающего на то, что урарты называли себя халдами.

стр. 113
31 надпись о постройке и 19 надписей о прокладке каналов. Один из этих каналов, повидимому, самый омытой (протяжением 70 километров), не только сохранился, но и функционирует в наши дни. У местного населения он известен под названием Шамирам-су то есть вода Шамирам1 .

Мы уже говорили, что вода озера Ван для питья непригодна. Менуа соорудил канал, подающий и поныне воду к городу Ван из мощного "родника, который в самое сухое время гола дает 1500 литров воды в секунду. Канал на своем пути проходит через реку Хошаб, по мосту, сложенному из огромных стволов деревьев. Конечно, этот своеобразный акведук не раз перестраивался, но вряд л, его простая форма со многом изменилась со времени его основания. Канал извилист, течение его очень быстрое. Через глубокие овраги: он проходит по акведуку циклопической кладки, достигающему 10 - 15 метров высоты. Стены акведука сложены из необработанных каменных глыб различной величины, без цемента. В каменных стенах высечены клинообразные надписи, свидетельствующие о сооружении этого канала при Менуа, сыне Ишпуина, который его назвал своим именем. В некоторых надписях содержатся проклятия по адресу тех, кто разрушит это сооружение или припишет себе его постройку (см. иллюстрацию N8 в книге Б. Б. Пиотровского "Урарту").

Совершенно очевидно, что в строительстве дворцов и в прокладке каналов главной рабочей силой были рабы. Но, вероятно, и в основной отрасли хозяйства Урарту - в скотоводстве - труд рабов играл значительную роль, так же как и в земледелии долин. К этому времени Урарту уже было рабовладельческим государством. Главным источником рабства была, конечно, война.

3

К IX веку до вашей эры Урарту уке успело окрепнуть и заняло главенствующее положение среди других общественных образований в районе Ванского озера, простирая свою власть и на Мусасир с его областью. Современник Салманассара III урартский правитель Сардур сумел, повидимому, дать отпор ассирийцам. На его главенство среди других, плетен указывает и сто титул "царя Наири". Так титулует себя и его сын Ишпуин, и надписи свои он уже пишет не на ассирийском языке, как детали его предшественники, а на урартском2 .

Урарту уже не ограничивалось защитой своих границ; в конце IX века до наше эры урартские войска впервые проникли на север, за реку Араке, на территорию современной Армянской ССР.

Сын Сардура, Ишпуин, правил совместно со своим сыном Менуа, который упоминался уже нами в связи с каналом Шмирам-су. Четыре надписи этих царей говорят о походах па территорию нынешней Армянской ССР. Урарты проникли в Ереванскую равнину и подчинили себе несколько областей. В надписях есть сведения о численности урартского войска (66 колесниц, более тысячи всадников и 15760 пехотинцев).

Изображения на Балаватских воротах знакомят нас с обликом воина-урарта: короткие, облегающие одежды, кожаная обувь с длинными носками, характерные круглые щиты. Оружие: лук (стрелы с железными из бронзовыми наконечниками хранились в колчанах), копье и бронзовый или железный меч. Вероятно, столкновения с ассирийцами научили урартов применять ассирийские военные приемы. Основная цель походив - захват скота. Одна из надписей указывает, что в результате одето такого грабительского похода урарты угнали 13540 голов крупного и 20785 голов мелкого скота. О захвате пленных не упоминается. Вероятно, он в ту пору не имел еще места.

Менуа строит крепость на правом берегу Аракса, у современного селения Ташбурун, на месте поселения-крепости покоренного врага. Он так об этом рассказывает в своей надписи у Ташбуруна: "Богу Халду, господину, этот храм мощный Менуа, сын Ишпуина, построил, крепость пестрил мощную, назвав ее Менуахинили..."

Крепость эта стала важным опорным пунктом урартов на севере, в ней, очевидно, жил наместник.

Раскопке 1893 - 1894 гадов открыли в районе Ташбуруна остатки большого поселения и пять и крепостей, его защищавших. Очевидно, это и были укрепления Менуахинили - опорного пункта урартов для экспансии на север.

На общественные образования Закавказья появление нового врага с юга, тех-

1 Армянское произношение слова Семирамида. Ассирийская царица Шамирам действительно существовала и была современницей Менуа. Армянские легенды приписывают ей основание Вана и многих других сооружений, в том числе и канала.

2 С 1848 года делались попытки расшифровки надписей на урартском языке, из понимание этого языка значительно продвинулось вперед только благодаря работам русских языковедов-академиков Н. Я. Марра и И. И. Мещанинова.

стр. 114
нически лучше вооруженного и сплоченного, должно было подействовать так же, как на "страны Напри" появление, ассирийцев. Процесс обвинения племен пошел интенсивнее, и вожди с их дружинами получали большее значение. Урарты, захватывая области Закавказья и включая их в состав своего государства, опирались та родовую знать местных племен и содействовали ее оформлению в господствующий класс. В руках этой знати сосредоточивалось большое количество скота. Процесс образования классов ускорился.

Менуа расширил свои владения одновременно на запад и на юг. Урарты появились в стране Маша (или манеев), у озера Урмии. Здесь они встретили сопротивление Ассирии, но стойко, невидимому, его выдерживали. Сын Менуа, Аргишти (778 - 750 годы до нашей эры), в своей летописи, вырезанной на Ванской скале, отмечает победу урартов над ассирийским царем. Первенствующее положение в Передней Азии перешло к Урарту.

Одновременно расширялись и владения урартов в Закавказье. Урартский наместник перенес свою резиденцию на левый берег Аракса в Аргиштихинили (со временем Армавирский холм). Но урартский царь продолжал жить в Тушпе, которая попрежнему оставалась столицей государства.

Укрепившись на левом берету Аракса", урарты могли теперь продвигаться дальше к озеру Севан и на север, за Арагац.

Раскопки на Армавирском холме (Армянская ССР) обнаружили здесь стены "урартской кладки": камни были тщательно заработаны у швов. Надписи (а их здесь найдено 15) говорят не только о сооружении крепости, но и о прокладке каналов и разведении виноградников и садов. Высокогорная долина среднего Аракса привлекала урартов своим плодородием, и они стремились, закрепившись здесь, расширить и улучшить старую ирригационную систему. К озеру Севан урарты шли долиной Занги - единственной реки, вытекающей из этого озера. Клинописные памятники, по выражению профессора М. В. Никольского, как придорожные столбы отмечают путь урартов к Севану.

Царь Аргишти увековечил свои победы над парадами Закавказья и свою строительную деятельность в 12 надписях (все они находятся на нашей территории).

В 1916 году академик И. А. Орбели пря раскопках ниши Ванской скалы обнаружил высеченную на камне правильной прямоугольной формы большую летопись урартского царя Сардура (750 - 730 годы до нашей эры), сына Аргишти. Летопись эта дает особенно много сведении о походах урартов в Закавказье, в частности в страну Эрах (см. карту), к северу от горы Арагац. Походы совершалась весною и осенью, то есть в то время, когда скот возвращался с горных пастбищ или направлялся на них. Первый столбец летописи говорил об осеннем походе "...направились войска в страну Эрах, страну они захватили, поселения сожгли и разрушили, страну опустошили, мужчин и женщин в Биайну угнали. Халду великому Сардур говорит: многих людей пленными там я сделал, 3225 мужчин там я взял, 4928 женщин, всего 8153 человека, некоторых я убил, некоторых живыми увел, 412 лошадей, 6665 голов крупного рогатого скота, 25735 овец (я захватил)". Через год состоялся новый поход. В четвертом столбце летописи описывается поход в страну Эрах: "Страну захватил, поселения сжег и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин угнал в Биайну, крепости там построил, страну в свою страну включил", и опять упоминается, что в плен было взято 6436 юношей, 15 553 женщины и угнано 1613 лошадей, 115 верблюдов, 16529 голов крупного скота и 37685 голос мелкого скота.

Описаны и походы к озеру Севан, захват страны Уеликухи, разрушение. 22 крепостей и покорение 4 правителей стран. Мы помним, конечно, о каких "странах" идет речь в Закавказье тех времен. Некоторые племенные вожди спешили сами из'явить покорность. "Пришел Мурини, царь Абилианиха, обнял колени Сардура и пал ниц", - отмечается в летописи.

Об этих победах говорят и наскальные надписи у озера Ван. Войска Сардура доходили до юговосточного побережья озера Севан.

Сардур расширял границы Урарту и на западе. Но Тиглатпалассар III (IV), царь ассирийский, положил конец блистательным победам Сардура, разбив его в стране Куммух (см. карту). Сардур бежал с поля битвы и заперся в Тушпе. Было это в середине VIII века. Тиглатпалассар двинулся к сдеру Ван. "Сардура урарта в Турушпе (Тушпе), его главном городе, я запер, большую резню устроил перед городскими воротами..." Но цитадели Тушпы Тиглатпалассар взять не смог.

Царство Сардура распалось. Отпадали окраины, родоплеменные союзы которых подчинялись завоевателю лишь до тех пор, пока он был силен.

Преемнику Сардура, Руте, вступившему на престол в 30-х годах VIII века до нашей эры, пришлось вновь об'единить государство. По словам летописи Саргона

стр. 115
Ассирийского, в Мусасирском храме стояла пятая бронзовая статуя Русы с гордою надпись: "С моими двумя костями и с моим возницей, мои руки завоевали царство Урарту".

Ассирийцы, очевидно, уничтожили город Тушпу и вырубили его сады. Поэтому Русе пришлось перенести столицу на гору, называемую теперь Топрах-кале.

Восстанавливая и укрепляя свою власть, Руса, строил крепости в подчиненных областях. Две из них сохранились у озера Севан. Одна - на высокой скале стад современным городом Нор-Баязетом. На камне в кладке стены имеется надпись: "Боту Халду величайшему. Руса, сын Сардура, говорит: царя страны Уеликухи я покорил, рабом взял в плед, страну во владение захватил, правителя сюда поставил, ворота бога Халда и зрелость мощную построил, назвал (ее) городом бога Халда страны Биайны великой". Другая надпись, на скале над озером, у его нижнего берега (у села Цовипар) рассказывает о пленении в этом районе 23 правителей мелких областей и о постройке крепости, названной крепостью бога Тейшебы.

Руса укрепил свое влияние и на южной границе государства, водворив Урзану, правителя Мусасира, на мусасирском престоле.

4

В 722 году до нашей эры в Ассирии власть захватил Саргон (Шаррукин), усиливший ассирийское войско и пополнивший его наемниками. Саргон стремился расширить северные границы своего государства. Интересно, что при этом он прибегал к шпионажу. Саргон содержал всюду шпионов-разведчиков и, вероятно, щедро их оплачивал, так, как "каждый выполняет свою работу, нет никакого упущения", сообщает царю, очевидно, один из организаторов шпионажа. Имя этого человека - Габбуанаамур, и письмо его, как и письма других разведчиков, дошло до нас на таблетках знаменитой библиотеки Ашурбанипала. Донесения эти так высоко расценивались Сарганом, что он поручил царевичу Синахерибу сделать по ним целую сводку. В письмах сообщается о войне урартов с киммерами, появившимися в Передней Азии в VIII веке до нашей эры, о восстаниях в отдельных областях Урарту, о мятеже против Русы, о потерях в его войске в т. д.

Эти донесения помотали царю Ассирии вести борьбу против своих врагов. Так например, получив, очевидно, сведения, что Урзана, правитель Мусасира, собирается вести переговоры с Русой о совместных действиях против Ассирии, Саргон потребовал, чтобы урартского царя и его отряды не впускали в пределы Мусасира. В ответ на это требование Урзана дипломатически писал: "Когда царь Ашура прибыл, мешал ли я ему? То, что он (т. е. ассирийский царь) сделал, этот (т. е. урартский царь) делает. Поэтому, как я могу ему помешать?"

Саргон счел нужным вооруженной рукой прекратить эти скрытые приготовления и двинул в бой свой войска "подобно урагану и ливною", разбивая стены городов "как глиняный горшок", вырубая сады так, что "гремел грохот железных топоров", топча нивы и запружая каналы.

Саргон описал очень образно свой поход на Мусасир: "На гору Арену, тару могучую, склоны которой, подобно отвесу острия не имеют под'ема, я заставил подняться мои войска. Между горами высокими, гребнями возвышенными, остриями трудных гор, которые отстраняют всякое описание, между которыми нет пути для прохода пехоты, внутри которых образуются могучие водопады и шум их падения на милю гремит, как гром, они подобно тростниковым зарослям покрыты всевозможными деревьями и всеми желаемыми плодовыми деревьями и виноградом, и они полны ужаса при приближении к подступам, куда никакой царь еще не проходил, и властитель бывший до меня, не видел их пути; их большие стволы я срубил, и крутые острия их я вытесал медными кирками. Узкую дорогу, проходил, тропинку, которую пехотинцы прошли боком между ними, я устроил для прохода моих войск. Колесницу ног моих я возложил на затылки (людей), а я верхом на лошади стал во главе моего войска" (см. хрестоматию Струве. Т. I, стр. 75 - 76). В результате этого похода (714 год до нашей ары) страна была опустошена, храм разграблен и разрушен, 6110 человек взято в плен (среди них семья бежавшего в горы Урзаны) и угнано 12 мулов, 380 ослов, 525 быков и 285 баранов.

Руса понял, что разгром Мусасира - начало конца Урарту, что рухнуло дело всей его жизни - собирание земель Урарту, - и покончил с собой. В летописи царя Саргона об этом говорится: "Руса, правитель Урарту, услыхал, что Мусасир Разграблен и его бог Халд увезен, (то) собственной рукой, железным кинжалом своего пояса линии себя жизни". Саргон говорит, что "все Урарту до его трепелов поверг я в несчастье и заставил стонать и плакать".

Несомненно, ослаблению Урарту способствовало появление в конце VIII века до нашей эры в Передней Азии киммерийцев, вторгшихся в северозападные части Урар-

стр. 116
ту. Они нанесли поражение урартскому войску при тем же Русе. После похода 714 года до нашей эры Урарту, потерявшее свое прежнее значение среди государств Передней Азии, прекратило борьбу с Ассирией и все свое внимание сосредоточило на упрочении государственной власти на севере. Последний период истории Урарту (весь VII и начало VI века до нашей эры) теснейшим образом связан с древнейшей историей Закавказья, о чем свидетельствуют археологические находки.

В 1939 году экспедиция Эрмитажа начала раскопки древней крепости Кармир-Блур, около Еревана, где была найдена урартская китообразная надпись Русы, сына Аргишти (середина VII века до нашей эры). Раскопки открыли остатки грандиозного здания, сложенного из сырцового кирпича, на массивном каменном фундаменте. Помещения были очень высокими (стоны комнат сохранились до высоты в 7 метров), а вся кладка отличалась чрезвычайной мощностью (внешняя стена достигала 3,5 метра толщины, а внутренние - 2,1 метра).

Внутри здания найдено большое количество древностей, среди которых наряду с местными закавказскими изделиями были найдены также урартские. Особенно интересны красные лощеные кувшины с урартскими клеймами под ручкой, а также бронзовые и железные изделия, вполне аналогичные тем, что найдены в центральной части Урарту. При раскопках на Кармир-Блуре в зернохранилищах и кувшинах было обнаружено большое количество зерна (просо, пшеница, ячмень, вика, кунжут и др.). Эта находка представляет исключительный интерес для уяснения истории земледелия Закавказья.

Крепость Кармир-Блур, по всей вероятности, была крепостью урартского наместника в Закавказье. В ней находился урартский гарнизон, в нее стекалась дань, собранная в окрестных районах. Раскопанное здание, возможно, и являлась дворцом этого урартского наместника.

Урартские цари, жившие в старой столице Тушпе, внимательно следили за всеми строительными работами в Закавказье: при расколках на Топрах-кале, где был обнаружен дворец последних урартских царей, была найдена клинописная таблетка, содержавшая письмо местного Закавказского правителя. Наместник сообщал о строительстве города, названного именем урартского царя.

В конце VII века до нашей эры в Передней Азии произошла события, приведшие древние могущественные государства к гибели: в 612 году до нашей эры под ударами об'единенных войск, мидян, вавилонян и кочевников пала столица Ассирии Ниневия, а через несколько лет прекратила свое существование Ассирия. Урартское государство пережило своего исконного врага. Ученые полагают, что Урарту было окончательно разгромлено около 585 года до вашей эры, когда через него прошли мидийские войска. Но владычество Мидии в Передней Азии не было длительным, и уже в середине VI века до нашей эры территория бывшего Ванского царства была включена в состав Персидского государства. Последний раз термин Урарту (в вавилонской форме - Урашту) встречается в начале V века до нашей ары в надписях Ксеркса.

Значение истории урартов для истории Закавказья очень велико. Урарты принадлежали к той же древней переднеазиатской группе народов, что и предки многих современных народов Кавказа. Это подтверждается большим сходством строя кавказских языков с древним урартским. То, что Закавказье с древнейших времен входило в состав переднеазиатских культур, доказывают последние раскопки в Цалкинском районе (Грузинская" ССР), где были найдены золотые и серебряные вещи местного изготовления, очень сходные с изделиями Древнего Востока (хеттским).

Сильное влияние культур Древнего Востока шло через Кавказ на север. Оно сказывается в целом ряде памятников, обнаруженных в курганах скифского времени в Предкавказье и в стелах северного Причерноморья.

Опубликовано на Порталусе 31 августа 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама