Рейтинг
Порталус

М. М. ШЕЙНМАН. ВАТИКАН МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Дата публикации: 14 ноября 2015
Автор(ы): И. ИВАШИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 1949, C. 132-136
Номер публикации: №1447502166


И. ИВАШИН, (c)

Издательство Академии наук СССР. 1948. 240 стр.

 

Книга М. М. Шейнмана написана на очень важную и актуальную тему. Она имеет научно-популярный характер. Автором собран довольно большой и интересный материал из различных источников.

 

В числе врагов советского народа Ватикан оказался одним из злейших и наиболее коварных. Факты, собранные автором, показывают, что Ватикан вдохновлял и подстрекал всех врагов Советской России на активные действия против неё, надеясь, что "в скором времени покончено будет с большевизмом" (стр. 33). После провала интервенции Ватикан вынашивал планы закабаления и порабощения нашей страны. В эти планы входило и использование голода в ряде областей Советской России в 1921 году. Ватикан принимал активнейшее участие в деле созыва Генуэзской и Гаагской конференций инициаторы которых преследовали цель закабаления Советской страны. Как показывают собранные автором факты, папа римский полагал, что удастся превратить нашу страну в колонию империалистов и в обширное поле для деятельности "миссионеров" (стр. 39).

 

Успехи социалистического строительства в СССР, вызвавшие восторг и симпатии к Советскому Союзу у трудящихся всего мира, возбудили звериную ненависть Ватикана. В период реализации первого пятилетнего плана Ватикан открыто призывал все силы

 
стр. 132

 

мировой реакции к "крестовому походу" против СССР. Автор не делает сам того вывода, но к нему приводят собранные им факты, что в послеоктябрьский период истории Ватикан, как правило, ориентировался на союз с такой державой или с такими правительствами капиталистических стран, которые проводили на том или ином этапе наиболее враждебную и агрессивную политику по отношению к СССР.

 

В третьей и четвёртой главах своей книги М. М. Шейнман показывает тесный союз между Ватиканом и фашизмом в Италии и Германии. Автор правильно подчёркивает, что в лице фашизма папство видело главную ударную силу в борьбе против коммунизма и демократии (стр. 51). Он приводит восторженные высказывания самых ближайших сподвижников папы о фашистском режиме (стр. 52). Ссылаясь на слова самого папы, автор показывает, что Ватикан считал Муссолини человеком, "посланным самим провидением" (стр. 64).

 

Ватикан политически, морально и материально поддержал итальянских фашистов в их разбойничьей войне против беззащитной Абиссинии (стр. 69).

 

Видя в Гитлере ещё большую силу для борьбы с коммунизмом и демократией, Ватикан ранее всех государств поспешил заключить договор с гитлеровской Германией. Папство оказало помощь Гитлеру в присоединении к Германии Саарской области.

 

В пятой главе автор с помощью документов показывает, что Ватикан всячески поддерживал фашистских мятежников и германо-итальянских интервентов в Испании. Ватикан призывал правительства капиталистических держав активно выступить против республиканской Испании (стр. 99). 1 апреля 1939 г. папа поздравил фашистского диктатора Франко с победой (стр. 104), которую обеспечили ему германо-итальянские фашисты, англо-франко-американские империалисты и руководящие круги католической церкви. Франко не забыл услуг папы. Он предоставил его представителям в Испании исключительные привилегии.

 

В последующих главах М. М. Шейнман показывает, как Ватикан активнейшим образом поддерживал провокационную "мюнхенскую" политику, направленную против СССР и демократических сил.

 

В 1939 г. Ватикан приложил много усилий к тому, чтобы помешать заключению тройственного пакта взаимопомощи между СССР, Англией и Францией (стр. 142). Он добивался того, чтобы Англия, США и Франция вступили в блок с гитлеровской Германией (там же). В августе 1939 г., когда правительство Чемберлена поставило вопрос о созыве конференции пяти держав (Англии, США, Франции, Германии и Италии) по польскому вопросу, чтобы отдать Германии Данциг и Польский коридор, Ватикан приветствовал эту идею, несмотря на то, что Польша являлась католической страной. Англо-американо-французские провокаторы и поджигатели войны и Ватикан ценой новых подачек и уступок за счёт Польши хотели непременно толкнуть гитлеровскую Германию против СССР.

 

С началом второй мировой войны папа лицемерно провозгласил "нейтралитет". На деле же Ватикан не только не осудил агрессоров, но Пий XII охарактеризовал их действия как борьбу за "справедливое распределение богатств, которыми бог одарил людей" (стр. 137).

 

Когда началась советско-финская война, Ватикан поддержал финских фашистов. Он призывал капиталистические державы выступить против СССР (стр. 145) и был весьма недоволен заключением советско-финского мирного договора 1940 г., ибо это означало провал планов международной реакции.

 

В оказавшихся под гнётом гитлеровской оккупации странах Европы Ватикан поощрял тех, кто сотрудничал с Гитлером. Он вёл борьбу против коммунистов, которые возглавили освободительную борьбу патриотов (стр. 139).

 

В книге приводятся убедительные факты, свидетельствующие о том, что папство совместно с Франко вело большую работу по разложению единого антигитлеровского фронта свободолюбивых народов, образовавшегося вокруг СССР. Делая ставку на реакционные правящие круги в США и Англии, Ватикан добивался создания антисоветского фронта (стр. 139). Когда благодаря грандиозным победам Советской Армии под Сталинградом, Орлом и Курском в ходе второй мировой войны произошёл перелом в пользу свободолюбивых народов, Ватикан выступил против требования безоговорочной капитуляции стран оси (стр. 140, 141) и пытался спасти от полного разгрома фашистских агрессоров.

 

Автор подчёркивает исключительную вражду Ватикана к странам народной демократии после второй мировой войны, показывает его усилия сорвать их дружественные отношения с СССР, а также интриги в деле сколачивания так называемого "Западного блока".

 

Неплохо показаны в рецензируемой книге классовая сущность католической "социологии" и демагогическая пропаганда Ватикана, рассчитанная на обман трудящихся масс. Ватикан провозгласил капиталистическую собственность как якобы свойственную природе человека. Он утверждает, будто человек тем и отличается от животных, что способен иметь собственность. Ватикан стремится доказать "вечность" частной собственности, так же как он стремится "доказать", что классы существовали и будут существовать вечно и что борьба классов - явление противоестественное (стр. 204).

 

Автор правильно подчёркивает, какую большую опасность для демократии представляет распространяющийся ныне "либеральный" католицизм. Последний, оставаясь на позициях Ватикана, стремится лицемерной игрой в "либерализм" обмануть верующих, отворачивающихся от Ватикана, пытается приспособиться к новым условиям, чтобы сохранить влияние церкви.

 

В истории папства было немало случаев, когда при общем недовольстве масс верующих грубо-реакционной политикой пап и

 
стр. 133

 

крупных князей церкви, наиболее дальновидными, прозорливыми дельцами церкви предлагались "реформы" и поправки к системе католической церкви, чтобы видимостью "изменений" обмануть верующих с целью сохранения влияния на массы. Папство нередко использовало по-своему новые данные науки, приспособлялось к новым, изменившимся условиям и т. д. Такой же характер носит и "либеральный" католицизм. Его идеологи спекулятивно говорят о нуждах народа, о заботах папы об этих нуждах, разглагольствуют о демократии и осуждают некоторые стороны деятельности папства. "Либеральный" католицизм опасен тем, что его реакционная сущность прикрывается словесной шелухой. Он рассчитан на то, чтобы ввести массы в заблуждение.

 

Таким образом, книга М. М. Шейнмана весьма поучительна и представляет большой интерес. Однако в ней имеются крупные недостатки. М. М. Шейнман часто воздерживается от формулировки своих обобщений, предпочитая предоставлять слово тем авторам, высказываниями которых он пользуется. Может быть, поэтому в книге очень много цитат. Автор часто говорит цитатами даже в тех случаях, когда констатирует факты, не требующие каких-либо особых ссылок. В результате в книге проскальзывают нечёткие формулировки. Ссылаясь на буржуазную прессу, автор, например, пишет, что один из виднейших князей церкви, кардинал Пачелли, ставший затем папой, ездил в США в 1936 г., чтобы "расследовать деятельность католического священника фашиста Кофлина, которая, впрочем, никогда так и не была осуждена Ватиканом" (стр. 124). В действительности, ни у Ватикана, ни у тогдашнего его представителя Пачелли не было никакого желания пресекать деятельность этого священника-фашиста. На самом деле было желание противоположное. На стр. 58 автор преувеличенно подчёркивает, что на протяжении 20-летнего господства фашизма в Италии между Ватиканом и фашистским режимом не раз вспыхивали острые споры по важнейшим вопросам. Как правило, утверждает он, Ватикан в конце концов шёл на уступки фашистскому режиму, стыдливо оправдываясь тем, что религия предписывает "отдавать кесарю кесарево". При союзнических отношениях могли быть, конечно, некоторые "конфликты" и недоразумения, но они быстро улаживались путём взаимных уступок. Навстречу Ватикану шли и фашисты. Принципиальных конфликтов и столкновений между папством и фашизмом не было. Латеранское соглашение в основном ликвидировало многие причины для недоразумений между папством и фашизмом, юридически оформив союзнические отношения между ними. Фашисты пошли на уступки Ватикану, стремясь использовать до конца его авторитет и влияние в массах в борьбе против антифашистских сил. Ватикан же видел в фашизме главную силу в борьбе с коммунизмом и демократией. Однако автор так увлёкся "противоречиями" между Ватиканом и фашизмом, что включил в свою работу специальную главу под громким названием: "Конфликты между Ватиканом и фашистским правительством" (стр. 64 - 66). Таким образом, автор сам ослабляет свой аргумент о союзе папства с фашизмом.

 

В ряде мест своей книги автор обнаруживает эклектизм. Примером этому служит текст на стр. 88 - 91. У неискушённого читателя этих страниц может сложиться впечатление, будто вся вина Ватикана заключалась в том, что его "протесты" против фашизма были "робкими". Злонамеренность и сознательность союза Ватикана с фашистами автором смазываются.

 

Неверна характеристика, данная автором на стр. 146 миссии Майрона Тэйлора. По его мнению, Тэйлор, как представитель США при Ватикане, ставил целью смягчить антисоветскую политику папы. Об этом автор говорит словами американцев и на стр. 172 и 173. Это явная апологетика политики США в Ватикане! Материалы, опубликованные в "Правде" 26 ноября 1948 г., разоблачают финансовые махинации Тэйлора, как представителя американских монополий при Ватикане. Миллионер Тэйлор - бывший председатель Стального треста, член правлений и советов ряда крупных объединений. За время второй мировой войны он несколько раз бывал в Риме. В этом случае речь идёт о его втором визите, в сентябре 1941 года. Во время третьего визита Тэйлора в Рим, в сентябре 1942 г., папа в переговорах с ним подчеркнул необходимость мира, который учитывал бы "жизненные интересы всех народов". Папа имел при этом в виду гитлеровскую Германию.

 

Едва ли кто (кроме сторонников папы) согласится с утверждением автора на стр. 155 о том, что "Ватикан использовал всё своё влияние, стараясь удержать Италию от вступления в войну", что не помешало самому автору говорить далее о полной поддержке Ватиканом итальянских фашистов в войне. Если говорить о лицемерных "предостережениях" папы, то они обусловлены были, разумеется, не антивоенными соображениями, а тем, что папа боялся, как бы фашистский режим не потерпел крах.

 

Очень мало внимания уделено в работе отношениям между Ватиканом и США. Между тем Ватикан издавна стремился усилить связи с католической церковью Соединённых Штатов. Расширение и углубление связей между Ватиканом и США особенно прогрессировали после первой мировой войны и в период второй мировой войны. В этом были заинтересованы и Ватикан и США.

 

По своим качествам главы рецензируемой книги далеко не одинаковы. Лучше аргументированы и обработаны главы, относящиеся к более отдалённому периоду. По мере того как автор приближается к вопросам современности, книга становится всё схематичнее и скуднее материалами. Автор оправдывается тем, что не все материалы ещё стали достоянием науки. Однако этим нельзя полностью объяснить отмеченный недостаток.

 

Совсем не удовлетворяет глава, показывающая деятельность Ватикана после второй мировой войны. Слабость автора в деле обоб-

 
стр. 134

 

щения материалов здесь сказалась, пожалуй, больше всего. М. М. Шейнман указывает, что в настоящее время во всём мире насчитывается около 300 миллионов католиков, но он не исходит при рассмотрении послевоенной деятельности папства и католической церкви в целом из факта новой расстановки сил на международной арене. Указанные 300 миллионов католиков не составляют единого лагеря. К большому огорчению Ватикана, многие миллионы этих верующих находятся ныне в демократическом, антиимпериалистическом лагере.

 

Лишь исходя из наличия этих двух лагерей на международной арене, можно понять нынешнюю деятельность Ватикана как важнейшего оплота международной реакции. А. А. Жданов в своём выступлении на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова "История западноевропейской философии" указывал: "Все силы мракобесия и реакции поставлены ныне на службу борьбы против марксизма. Вновь вытащены на свет и приняты на вооружение буржуазной философии, служанки атомно-долларовой демократии, истрёпанные доспехи мракобесия и поповщины: Ватикан и расистская теория"1 . Ватикан оказался важным международным инструментом в руках американских империалистов в их борьбе против сил демократии, против мира и безопасности народов, против коммунизма. Эту связь между Ватиканом и США автор показал очень бледно.

 

В этой связи необходимо подчеркнуть большой недостаток рецензируемой книги, заключающийся в игнорировании экономических связей между империалистическими монополиями США и других стран и Ватиканом. Выяснение тесных финансовых и экономических связей помогло бы лучше понять общность их интересов и целей.

 

Ватикан использует разнообразные методы ограбления верующих масс, ставшие уже традиционными. Показ этой стороны деятельности папства затрудняется тем, что аппарат Ватикана тщательно скрывает свои финансовые операции. Ватикан имеет объекты эксплуатации в ряде стран. В связи с этим он действует в контакте с различными капиталистическими объединениями. Однако особую ценность для папства имеют связи с американскими монополиями. Католические церковные организации США (как филиалы папства) находятся в контакте с группой Моргана. Папство владеет огромным количеством акций в самых различных капиталистических объединениях. Сам Ватикан представляет собой как бы монополистическое объединение. Таким образом, между Ватиканом и капиталистическими монополиями США существует родство, их объединяют общие интересы.

 

После второй мировой войны усилилось сотрудничество американских империалистов я Ватикана. В агрессивной политике против СССР и стран народной демократии, в политике, направленной к установлению своего мирового владычества, империалисты США нашли в лице Ватикана одного из преданнейших союзников. Соединённые Штаты Америки ценят услуги папства и поддерживают его духовный авторитет среди верующих католиков. Они всячески помогают католической церкви, католическим партиям и группам разных стран и материально и путём политического давления на правительства этих стран. Нужно подчеркнуть, что сотрудничество между США и Ватиканом строится не на равноправных началах. Ватикан является орудием американского империализма. В доходах папства доля, вложенная американцами, составляет 80 процентов. Между тем американские империалисты не хотят даром тратить деньги. За последнее время папа всё чаще назначает на ответственные посты американских церковных князей. Американец Иосиф Харлей является представителем папы в Югославии. Представителем папы в Германии в 1948 г. назначен американец, Мунк. "По совместительству" Мунк является агентом военного министерства США и эмиссаром американских монополий. Американские империалисты вот уже несколько лет вынашивают планы выдвижения на папский престол своего агента Спеллмана.

 

Предисловие автора к его книге очень бедно. Нам кажется, что книге следовало бы предпослать такое введение, в котором была бы дана краткая историческая характеристика католицизма и его центра в лице папства, показаны основные этапы его исторического развития до первой мировой войны. В предисловии автор лишь мимоходом касается вопроса об отношениях между Ватиканом и правыми социалистами - преданными прислужниками американского империализма. Автор только в одном месте упоминает о де Голле и его связях с Ватиканом (стр. 190).

 

Хотя книга подписана к печати в феврале 1948 г., в ней совершенно не говорится об отношении Ватикана к "доктрине Трумэна" и "плану Маршалла". Папство восторженно встретило "доктрину Трумэна", а затем и "план Маршалла". Таким образом, оно помогает политиканам ряда стран обманывать трудящихся и продавать национальные интересы своих стран за чечевичную похлёбку. Несмотря на то, что греки и турки не являются католиками, Ватикан приветствовал оказание помощи Соединёнными Штатами Америки реакционным режимам Турции и Греции.

 

Папство полностью поддерживает политику англо-американского блока в Германии. Оно стоит за расчленение Германии, за создание западногерманского государства и превращение его в плацдарм для нападения на СССР и страны народной демократии.

 

Автор не обратил внимания читателя на то, что папство имеет разветвлённую сеть шпионажа в разных частях мира. Особое значение оно придаёт засылке шпионов в страны народной демократии. Судебный процесс по антигосударственному заговору кардинала Миндсенти и его единомышленников в Венгрии является ярким свидетель-

 

 

1 Жданов А. Выступление на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова "История Западноевропейской философии" 24 июня 1947 г., стр. 41. Огиз. Госполитиздат. 1947.

 
стр. 135

 

ством этого. Этот процесс и другие факты показывают, что аппарат шпионажа папства находится на службе у американской разведки. При Ватикане функционирует специальная школа подготовки шпионов для посылки в СССР.

 

Империалисты США и Ватикан действуют в контакте, объединенными усилиями борясь с силами демократии.

 

Американские империалисты, подготовляя войну против сил демократии и СССР, стремятся выдать свою политику как "оборону" от коммунизма. В этом отвратительном деле они используют услуги Ватикана с его огромным аппаратом влияния на массы. В апреле 1948 г. Тэйлор, личный представитель Трумэна при Ватикане, добивался "мобилизации всех христианских сил западного мира против распространения коммунизма". Эти вопросы также остались не освещенными автором.

 

Автор прошел мимо декларации совещания представителей девяти коммунистических партий, где выдвинуты наиболее важные задачи демократического лагеря. Он не использовал чрезвычайно важные для его книги положения, имеющиеся в докладах А. А. Жданова о международном положении и В. М. Молотова о тридцатилетии Великой Октябрьской социалистической революции.

 

Указанные ошибки и недостатки книги М. М. Шейнмана свидетельствуют о том, что её автор не совсем справился со своей задачей. Автору далеко не во всех случаях удалось подняться до уровня марксистско-ленинского обобщения собранных материалов. В ряде случаев автор сползает на буржуазно-объективистские позиции и выдвигает политически ошибочные положения.

Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама