Рейтинг
Порталус

К ВОПРОСУ О ВИНОВНИКАХ ВЗРЫВА АМЕРИКАНСКОГО БРОНЕНОСЦА "МЭЙН"

Дата публикации: 29 декабря 2015
Автор(ы): А. И. БЛИНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 12, Декабрь 1953, C. 120-129
Номер публикации: №1451339878


А. И. БЛИНОВ, (c)

15 февраля 1898 г. в порту Гаваны взлетел на воздух американский броненосец "Мэйн". Этот взрыв послужил непосредственным поводом к испано-американской войне, первой империалистической войне в истории нового времени. Правящие круги США немедленно обвинили в устройстве взрыва Испанию и в апреле того же года объявили ей войну. Эта версия фигурирует во всех официальных американских публикациях и обильной американской исторической и военно-морской литературе.

 

Раньше в работах буржуазных авторов приводилось много лицемерных ссылок и на другие поводы, якобы послужившие непосредственным. толчком к возникновению испано-американской войны, - необходимость "защиты интересов американских граждан" на Кубе или даже "освобождение кубинцев от испанского гнёта". Но в публикациях последних лет, например, в "Британской энциклопедии" 1945 г.1 (американское издание), эти ханжеские аргументы уже отброшены, и единственным по-

 

 

1 "Encyclopaedia Britannica" Vol. 13. Chicago. 1945, p. 150.

 
стр. 120

 

водом к войне США против Испании в 1898 г. оказывается взрыв "Мэйна".

 

Чем же объясняется этот взрыв? Как он произошёл и кто в нём повинен? В официальной и официозной американской литературе виновность испанского правительства в этом деле рассматривается как не подлежащая сомнению. Лишь некоторые авторы допускают, что "Мэйн" взорвали не агенты испанского правительства, а какие-то не связанные с ним испанские "фанатики", ненавидевшие США, или даже кубинские повстанцы. Однако эти версии давно уже встретили у компетентных специалистов весьма скептический приём. Так, в статье полковника Дьяконова и флота генерал-майора Кладо "Испано-американская война" (помещённой в вышедшем в 1913 г. томе русской "Военной энциклопедии") авторы, касаясь вопроса о взрыве "Мэйна", указывали, что "участие в нём испанских властей совсем неправдоподобно"2 .

 

Стремясь подкрепить свои утверждения насчёт причастности Испании к взрыву "Мэйна", американские правящие круги тогда же заявляли, что броненосец погиб, натолкнувшись на подводную мину, умышленно поставленную испанцами. Однако и это голословное утверждение вызвало резонные возражения иностранных специалистов. В той же статье Дьяконова и Кладо говорится: "Правительством США была назначена следственная комиссия, которая признала, что броненосец взорван подводной миной, хотя собственно никаких веских доказательств тому не было и с таким же основанием гибель "Мэйн" могла произойти и от какой-либо неосторожности в пороховых погребах, взрыв которых был установлен с полной достоверностью"3 .

 

О том же писал в своей известной работе "История войны на море" буржуазный военно-морской историк Альфред Штенцель: "Комиссии не пришли к соглашению; ближе всего к истине оказались испанцы, предполагавшие только взрыв внутри корабля в одном из пороховых погребов. Американцы же постановили своё заключение очень легкомысленно и, как оказалось в настоящее время (то есть в 1911 г. - А. Б. ), совершенно ошибочно"4 .

 

Постепенно в .зарубежной буржуазной литературе утвердилось мнение, что взрыв "Мэйна" был попросту несчастным случаем, в котором неповинна ни та, ни другая сторона. Эта точка зрения проникла, к сожалению, и в работы некоторых советских авторов. Так, Н. И. Сомин, основываясь, повидимому, на непроверенных сведениях, писал: "Как выяснилось после подъема судна в 1915 г. со дна моря, "Мэн" погиб от внутреннего взрыва котла"5 . Но, как известно, осмотр корпуса затонувшего броненосца (состоявшийся, кстати сказать, не в 1915 г., а в 1911 г.) не дал никаких оснований объяснять его гибель взрывом парового котла, тем более, что взрывом была разрушена носовая часть корабля, где никаких паровых котлов не было: они размещались в центральной части, за погребами носовой башни.

 

Некоторые важные источники, проливающие свет на обстоятельства, связанные, с гибелью "Мэйна", до сих пар в США не опубликованы, что нельзя считать простой случайностью. Но внимательное изучение и сопоставление источников, доступных исследователям, приводит к совсем другим выводам, чем те, которые делает официальная американская историография. Возникает то на первый взгляд неожиданное, но весьма обоснованное предположение, что подлинных виновников провокационного взрыва "Мэйна" следует искать в американских правящих кругах, точнее, в морском министерстве США.

 

В советской исторической литературе такие предположения уже высказывались. Во втором томе "Истории дипломатии" есть упоминание, что взрыв на "Мэйне" "подоспел кстати"6 (для США), а в лекции полковника П. Харкевича о войне США против Испании в 1898 г. говорится: "Посланный американцами в Гавану крейсер "натолкнулся" на рейде на "кем-то" поставленную мину и взорвался"7 . Но эти высказывания, к сожалению, не получили дальнейшего развития и не были подкреплены документами. Задача настоящего сообщения - рассмотреть эти документы и сделать необходимые выводы.

 

*

 

В 1895 г. на Кубе вспыхнуло восстание против господства Испании. Правительство США, политика которого определялась классовыми интересами империалистической буржуазии, считало момент подходящим для развязывания войны против Испании, для захвата Кубы и других её колоний под предлогом "освобождения" их от испанского ига. Однако немедленно объявить войну Испании правительство США в 1895 - 1897 гг. не решалось. Это объяснялось прежде всего военной слабостью США, неподготовленностью к серьёзной войне8 ,

 

 

2 "Военная энциклопедия". Т. 11, 1913, стр. 46.

 

3 Там же.

 

4 А. Штенцель. История войны на море в её важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики. Перевод с немецкого. Птгр. 1916, стр. 311.

 

5 Н. И. Сомин. Империалистическая агрессия США в конце XIX и в начале XX в. "Преподавание истории в школе". 1951, N 3, стр. 22.

 

6 "История дипломатии". Т. II. М. 1941, стр. 140.

 

7 П. Х. Харкевич. Военное искусство эпохи империализма. Вып. 1. Испано-американская война 1898 года. Лекция. 1950, стр. 13.

 

8 Н. С. Ермолов. Испано-американская война. Отчёт командированного... к американским войскам на остров Кубу генерального штаба." полковника Ермолова. СПБ. 1899, стр. 27 и сл.

 
стр. 121

 

страхом перед возможным выступлением европейских держав на стороне Испании и оппозицией в США со стороны "последних могикан" буржуазной демократии, получивших позднее прозвище "антиимпериалистов". Такая оппозиция ввиду стихийных антивоенных настроений трудящихся беспокоила сторонников немедленного начала войны против Испании. Однако все эти опасения могли лишь несколько задержать, но не предотвратить подготавливаемую войну.

 

После победы республиканской партии на президентских выборах в ноябре 1896 г. большое влияние на внешнюю политику США приобрела группа открытых сторонников войны против Испании, в которую входили сенаторы Лодж, Проктор, Морган, Форайкер, Фрей, посол США в Англии Гэй, капитан (позднее адмирал) Мэхэн и ряд других реакционных политических и военных деятелей. Возглавлявший эту группу сенатор Лодж добился того, чтобы на пост заместителя морского министра США был назначен известный своими авантюристическими замашками ярый шовинист Теодор Рузвельт. Так как морской министр Лонг устранялся от дел, Рузвельт фактически исполнял его обязанности и на этом посту старался ускорить подготовку военно-морского флота к войне. Одновременно Рузвельт всячески убеждал президента США Мак-Кинли и остальных членов правительства в необходимости немедленно объявить войну Испании.

 

21 сентября 1897 г. Рузвельт подробно изложил президенту свой план войны на море против Испании, согласно которому через 48 часов после объявления войны американский флот должен был уже находиться у берегов Кубы, для чего его надо было предварительно сосредоточить в Ки Вест, у южной оконечности Флориды. В этом случае Рузвельт ручался, что война будет окончена в пользу США "через шесть недель после её объявления". Особое внимание следует обратить на то, что Рузвельт во время этой беседы сказал президенту Мак-Кинли об испанцах: "...если им будет дано время после того, как станет очевидным, что должна начаться война, окажется много немецких и английских и, возможно, французских офицеров, которые проинструктируют испанцев, как закладывать мины и употреблять торпеды для защиты кубинских портов"9 . Уже в этих словах нельзя не увидеть какой-то намёк на такие возможности, как взрыв "Мэйна", повидимому, задуманный ещё в конце 1897 года.

 

Опасения правительства США относительно возможного вмешательства европейских держав в войну на стороне Испании постепенно рассеивались. В середине ноября 1897 г. оно уже убедилось, что европейские державы скорее всего не пойдут дальше предложения своего посредничества10 . Начали сказываться и результаты лихорадочной подготовки США к войне: при всей своей слабости армия и флот США были несравненно... сильнее армии и флота Испании. К тому же войска испанских угнетателей были уже значительно ослаблены в борьбе против кубинских повстанцев. Перспектива победы повстанцев, установления национальной независимости Кубы вовсе не устраивала правящие круги США11 . Они не прочь были начать войну против Испании уже в декабре 1897 года. Однако этому мешали как сильные антивоенные настроения среди американского рабочего класса и фермерства, так и то, что правительство Испании, сознавая её относительную военную слабость, стремилось избежать безнадёжной для него войны и шло на различные уступки. Чтобы выбить из рук США выгодный козырь для антииспанской пропаганды, испанское правительство в конце 1897 г. объявило, например, о своём намерении предоставить народу Кубы самую широкую автономию, а в январе 1898 г. новый генерал-губернатор Кубы, маршал Бланко, оповестил о предстоящих в мае того же года выборах в кубинские кортесы. Однако, как указывал в своём секретном отчёте представитель русского генерального штаба при испанских войсках во время войны США против Испании в 1898 г., "...всё это не отдаляло возможности войны с Соединёнными Штатами, которые, не имея теперь основательной причины для вмешательства в кубинские дела, стали искать и создавать предлоги для разрыва с Испанией"12 .

 

Первой такой попыткой найти предлог для объявления войны Испании можно считать шум, поднятый по инициативе американского генерального консула в Гаване генерала Ли вокруг так называемых беспорядков в Гаване. Там 11 - 12 января 1898 г. действительно были выступления протеста против политики уступок правительству США, которую проводила правящая либеральная партия через правительство во главе с Сагастой. Американская дипломатия пыталась использовать эти события как предлог для военного вмешательства. Американский консул в Гаване даже послал капитану стоявшего у берегов Флориды броненосца "Мэйн" условную телеграмму, чтобы он был готов к отплытию в Гавану. Однако "беспорядки" в Гаване прекратились, и к тому же невозможно было доказать, что они были направлены непосредственно против американцев или угро-

 

 

9 Th. Roosevelt. The Letters of Teodore Roosevelt. Vol. L Cambridge, Mass. 1951, p. 686.

 

10 O. Ferrara. The Last Spanish War. Revelations in "Diplomacy". New York. 1937, стр. 85.

 

11 W.Z. Foster. Outline political History of the Americas. New York. 1951, стр. 284.

 

12 Н. Г. Жилинский. Испано-американская война. Отчёт командированного... к испанским войскам на остров Кубу ген. штаба полковника Жилинского. СПБ. 1899, стр. 73.

 
стр. 122

 

жали их безопасности, как стремились представить дело американские агенты.

 

Начиная с 11 января 1898 г. почти ежедневно принимались всё новые и новые меры для скорейшего развязывания войны против Испании. Североатлантическая эскадра США получила предписание двинуться к берегам Флориды; произведена была общая перегруппировка американского флота; моряки, срок службы которых кончался в том году, были задержаны специальным приказом морского министерства; начались приготовления к захвату Филиппинских островов и т. п.13 .

 

Тот факт, что в случае антиамериканских выступлений в Гаване туда должен был отправиться "Мэйн", а не какой-либо другой американский военный корабль, не был случайным. Он давно уже имел особое и тайное задание. Ночью 8 октября 1897 г., то есть задолго до описываемых выше событий, броненосец второго класса -"Мэйн", который входил в состав североатлантической эскадры, получил из морского министерства приказ отделиться от своей эскадры и отправиться на юг, в Порт Ройяль. Капитан броненосца Сигзби в своих воспоминаниях указывает, что с этого времени "Мэйн" стал выполнять особое секретное задание14 , но умалчивает о сущности задания. Пребывание "Мэйна" в Порт Ройяле с 12 октября до 15 ноября 1897 г., как пишет Сигзби было связано с событиями на Кубе, но как и почему, он не уточняет15 . Заслуживает внимания самый факт выделения броненосца "Мэйн" из состава эскадры с 8 октября 1898 г. и переход его в непосредственное подчинение морскому министерству. Практика вооружённых сил империалистических держав показывает, что к выполнению сугубо секретных заданий по возможности не привлекаются промежуточные штабы, и диверсионная работа обычно выполняется не по линии строевого командования, а если нет специального органа, подчинённого высшему командованию, то исполнители непосредственно подчиняются последнему.

 

Следует отметить, что в то время, как "Мэйн" находился в Порт Ройяле, Рузвельт писал 4 ноября 1897 г. капитану Чадвику, будущему члену американской следственной комиссии по делу о причинах взрыва "Мэйна": "Мы должны начать войну с Испанией... в течение следующего месяца"16 .

 

Несмотря на свою довольно внушительную внешность, "Мэйн" не являлся полноценным для своего класса боевым кораблём и на него нельзя было возлагать серьёзных надежд в случае войны. Первоначально "Мэйн" проектировался как броненосный крейсер, двигающийся не только под парами, но и под парусами, но потом он был перепроектирован в броненосец второго класса. Модернизация оказалась неудачной, и это отразилось на боевых и мореходных качествах корабля. По мнению специалистов, неудачная конструкция и слабое артиллерийское вооружение "Мэйна" ставили его гораздо ниже даже таких однотипных с ним кораблей, как броненосец второго класса "Техас" и другие, и "Мэйн" не мог идти ни в какое сравнение с броненосцами, построенными после 1890 года17 . Можно предположить, что именно сомнительная ценность такой боевой единицы для флота и определила выбор "Мэйна" для выполнения особого задания, обрекавшего корабль, как показали дальнейшие события, на гибель.

 

Характерно, что президент США Мак-Кинли, который к тому времени, повидимому, ещё не был достаточно осведомлён о сущности этого особого задания, собирался в декабре 1897 г. послать в Гавану не "Мэйн", а вполне полноценный боевой корабль "Марблхед" и даже обещал это капитану "Марблхед" Кронинскилду, но Рузвельт настоял на выборе именно "Мэйна"18 .

 

В середине ноября "Мэйн" получил предписание отправиться на север, в порт Норфольк, под предлогом совершенно незначительных починок. Именно там, в Норфольке, старший офицер "Мэйна" Адольф Марикс был внезапно отозван с корабля по распоряжению морского министерства, и на его место был назначен некий Ричард Уэнрайт19 . Этот факт не лишён интереса: как показано далее, между Уэнрайтом и помощником морского министра Рузвельтом существовали довольно близкие отношения.

 

6 декабря 1897 г. Мак-Кинли в своём первом ежегодном послании публично заявил о возможности военной интервенции США на Кубе в недалёком времени. Вскоре после этого агрессивного выступления президента США броненосец "Мэйн" вышел из Норфолька и 15 декабря 1897 г. прибыл в Ки Вест (южная оконечность Флориды). Капитан "Мэйна" Сигзби получил при этом секретный приказ по первому же требованию генерального консула США на Кубе генерала Ли отправиться в Гавану. После получения первой телеграммы с условными словами "два доллара" броненосец должен был приготовиться к немедленному отплытию, чтобы выйти в море через два часа после получения второй такой же телеграммы20 .

 

 

13 "Messages and Documents. Message from the President of the United States to the two Houses of Congress at the beginning of the third session of the Fifty-fifth Congress, with the reports of the heads of departments and selections from accompanying documents". Vols. 1 - 4. Washington. 1899, p. 901, 1085.

 

14 Ch.D. Sigsbee. Personal Narrative of the "Maine". "The Century Magazine". Vol. LVII, N 1 - 3, 1898 - 1899, p. 75.

 

15 Там же, стр. 76.

 

16 Roosevelt. Указ. соч. Т. I, стр. 707.

 

17 D.W. Mitchell. History of the Modern American Navy. From 1889 through Pearl Harbor. New York. 1946, p. 17, 26.

 

18 Roosevelt. Указ. соч. Т. I, стр. 750- 751.

 

19 Sigsbee. Указ. соч., стр. 76.

 

20 Там же, стр. 79.

 
стр. 123

 

Передвижение "Мэйна" опять на юг, поближе к Кубе, формально с целью вооружённой защиты граждан США на Кубе в случае антиамериканских волнений было фактически лишь очередным звеном в планах развязывания войны против Испании. В то время как "Мэйн" находился у Ки Вест, генерал Вудфорд, американский посланник в Мадриде, 20 декабря представил испанскому правительству ноту, в которой указывалось, что правительство США не может больше откладывать решительные действия в ожидании проблематичных результатов новой испанской политики на Кубе21 .

 

Вскоре после этого заместитель морского министра США Теодор Рузвельт отправил весьма любопытные письма старшему офицеру и капитану "Мэйна". Старшему офицеру Уэнрайту Рузвельт писал 23 декабря: "Я хочу, чтобы оказалось возможным использовать "Мэйн" против какой-либо иностранной державы; предпочтительно - Германии, но я не разборчив, и я возьму даже Испанию, если не будет предложено ничего лучшего"22 . Здесь в намеренно шутливой форме сделан явный намёк на то, что "Мэйн" в скором времени будет использован в действиях против Испании. Письмо Рузвельта капитану Сигзби, написанное на следующий день, то есть 24 декабря 1897 г., показывает тесную связь между ними23 .

 

То обстоятельство, что особое задание было возложено на броненосец, капитан которого и ранее служил тайным агентом американского правительства, и специальная замена прежнего старшего офицера "Мэйна" новым старшим офицером уже после того, как "Мэйн" стал выполнять особое задание, наводит на мысль об особо секретном характере этого задания. В тот же день, 24 декабря 1898 г., Рузвельт отправил письмо генералу Тиллингасту, в котором обещал заранее предупредить его, когда будет окончательно установлен срок нападения на Испанию.

 

Неудача попытки использовать январские волнения в Гаване как повод для объявления войны Испании заставляла правительство США искать новых предлогов с этой целью. 17 января 1898 г, Теодор Рузвельт писал Герману фон Штенбергу: "Между нами говоря, я надеялся и работал ревностно, чтобы добиться нашей интервенции на Кубе... Я иногда задаюсь вопросом, сможет ли что-нибудь, кроме большой военной катастрофы, заставить нас когда-либо почувствовать нашу ответственность и возможные для нас опасности"25 . В этих словах Рузвельта ещё более ясно сквозит желание использовать для разжигания войны подходящую "военную катастрофу".

 

Вскоре после этого североатлантическая эскадра США двинулась на юг. Она появилась 23 января 1898 г. у Ки Вест и стала на якорь. Давно уже находившийся здесь "Мэйн" временно снова вошёл в состав эскадры, а его функции по оказанию, "помощи" американскому консулу в Гаване перешли к торпедной лодке "Кушин". Стало быть, правительство США уже тогда собиралось отправить "Мэйн" прямо в Гавану. Ведь торпедная лодка никак не могла в данном случае заменить броненосца, и замена была проведена,, конечно, лишь для отвода глаз.

 

Вскоре, как рассказывает Сигзби в своих воспоминаниях, был замечен дымок на горизонте. Сигзби "по одной интуиции" догадался, что показавшееся вдали судно, идущее к эскадре, - торпедная лодка, которая везёт из Ки Вест приказ "Мэйну" снова отделиться от эскадры и идти в Гавану. "Это была интуиция, ничего более, - уверяет Сигзби, - но, не ожидая получения приказаний, я распорядился разжечь огни в топках и приготовиться к отправлению в путь". Когда капитана "Мэйна" после того, как торпедная лодка подошла к эскадре, сигналом вызвали на флагманский корабль, капитанская гичка давно уже была спущена на воду26 . Эти факты, сообщаемые самим Сигзби, прямо свидетельствуют, что у него уже были тайные инструкция. "Интуиция" Сигзби, конечно, оправдалась. Адмирал Сикард, командовавший американской североатлантической эскадрой, передал ему предписание морского министерства отправиться в Гавану. Ни испанское население на Кубе, ни само испанское правительство не давало США желанного повода для интервенции, и правительству США приходилось самому изыскать предлог для объявления войны Испании.

 

Официально причины посылки броненосца "Мэйн" в Гавану президент США изложил значительно позже, в особом послании конгрессу, в котором писал: "За несколько времени до посещения броненосцем "Майн" Гаваны наши консульские представители указали на выгоды, которых можно было бы ожидать от посещения нашими военными судами кубинских вод в смысле при-

 

 

21 E.J. Benton. International Law and the Diplomacy of the Spanish-American War. Baltimore. 1908, p. 69.

 

22 Roosevelt. Указ. соч. Т. I, стр. 747.

 

23 Там же, стр. 749. Попутно следует отметить, что капитан Сигзби уже ранее выступал в качестве тайного агента американского правительства. Так, в 1874 - 1878 гг., как раз во время очередного восстания против испанского владычества на Кубе, он со своим кораблём был направлен американскими властями для "научных" изысканий к берегам Кубы. Не без помощи испанских властей на Кубе, желавших избавиться от непрошенных "исследователей", судно, которым командовал Сигзби, в 1878 г. было посажено на скалы и не разбилось окончательно только потому, что было затоплено своей командой. Правительство США ввиду ряда компрометирующих его обстоятельств не заявило по поводу этого любопытного происшествия никакого протеста (Sigsbee. Указ. соч., стр. 333).

 

25 Roosevelt. Указ. соч. Т. I, стр. 763 - 764.

 

26 Sigsbee. Указ. соч., стр. 81.

 
стр. 124

 

учения местного населения к присутствию нашего флага, как символа доброжелательности, и наших кораблей при исполнении миссии охраны американских интересов, даже в случае отсутствия в том непосредственной необходимости"27 . Объяснение это, как легко видеть, весьма невразумительно и неубедительно.

 

Официально "Мэйн" направлялся в Гавану с дружеским визитом. Испанское правительство всё больше уступало требованиям США и никак не могло быть заинтересовано в провоцировании войны путём потопления "Мэйна". Но капитан броненосца, получив 24 января приказ об отправке в Гавану, стал демонстративно принимать меры, которые можно было бы объяснить либо уверенностью в неизбежном покушении испанцев на взрыв броненосца либо же желанием создать видимость такой угрозы. Старший офицер Уэнрайт в своих воспоминаниях пишет, что сейчас же после получения приказа были приготовлены пластыри, чтобы закрыть пробоину в борту на случай взрыва. Под килем корабля были протянуты специальные тросы28 .

 

Эти и дальнейшие провокационные меры были приняты явно с целью заранее создать у команды корабля, а затем и у соответствующей следственной комиссии убеждение в том, что были основания опасаться покушений на корабль. Не исключено, конечно, стремление командования корабля обеспечить свою личную безопасность после взрыва.

 

Сигзби и Уэнрайт сообщают также в своих воспоминаниях, что повсюду на броненосце были расставлены часовые с заряженными винтовками, орудия были приведены в боевую готовность, а для немедленного приведения орудийных башен в действие пар во время стоянки корабля поддерживался не только в одном котле, как обычно, а сразу в двух задних паровых котлах. По строгому приказу капитана, после прибытия броненосца в гавань Гаваны каждого из многочисленных посетителей обязательно должен быт сопровождать кто-либо из команды корабля, чтобы следить, не оставит ли этот посетитель где-нибудь бомбы, свёртка с динамитом и т. п. Всё это делалось также "по интуиции". Сам Сигзби признаёт, что "...вплоть до ночи взрыва ничто не давало повода считать, что была какая бы то ни было необходимость для крайней бдительности"29 .

 

Поведение капитана Сигзби с момента отправления "Мэйна" в Гавану и до самого конца, то есть до отъезда Сигзби из Гаваны вскоре после гибели корабля, было открыто провокационнным. Он даже отказался войти в гавань ночью: ведь жители города не заметили бы тогда демонстративного появления американского броненосца, и было бы меньше шансов сразу вызвать антиамериканские волнения. Броненосец подошёл к Гаване ночью, но остановился в море и вошёл в гавань лишь около 11 часов утра 25 января 1898 года. Но, к великому разочарованию американских правителей, никаких волнений в Гаване, несмотря на демонстративное появление американского броненосца, не произошло. Американский консул генерал Ли почти ежечасно извещал министерство иностранных дел США по телеграфу о том, что всё ещё "нет враждебных демонстраций". Поздно ночью он отправил последнюю телеграмму: "Царят мир и покой"30 .

 

Встревоженное испанское правительство, напрасно протестовало против прибытия "Мэйна" в Гавану и, наконец, чтобы сохранить видимость равноправности с США, в ответ на визит "Мэйна" объявило о предстоящей отправке испанского крейсера. "Бискайя" в Нью-Йорк.

 

Местные испанские власти на Кубе дали понять американскому консулу, что правительство США, по их мнению, преследует какие-то тайные и низкие цели, посылая "Мэйн" в Гавану31 . "Мы можем, и должны ожидать катастрофы", - писал в тревоге испанский адмирал Сервера 30 января 1898 г., вскоре после того, как в Мадриде стало известно о прибытии "Мэйна" в Гавану32 .

 

Ожидали катастрофы и многие видные политические деятели США - только с совсем другим настроением. 31 января 1898 г. сенатор Лодж писал американскому поверенному в делах в Англии Генри Уайту: "...на Кубе может каждый день произойти взрыв, который приведёт в порядок очень много дел. Мы уже поместили броненосец в гавани Гаваны, и наш флот, который превосходит всё, что имеют испанцы, спрятан у Драй Тортугас (мелкие острова недалеко от Флориды. - А. Б. )"33 . Из этого видно, что американские агрессоры планировали в ту пору какие-то провокации, чтобы оправдать объявление войны Испании.

 

Появление "Мэйна" в Гаване не привело, вопреки ожиданиям, к антиамериканским волнениям на Кубе.. Тогда капитан попытался спровоцировать оскорбления и насилия по отношению к собственной персоне. Это привело бы к вооружённому вмешательству со стороны команды "Мэйна" и дало бы правительству США столь нужный ему предлог для объявления войны Испании. В сопровождении генерала Ли и нескольких своих офицеров Сигзби в ближайшее после прихода "Мэйна" в

 

 

27 J.D. Richardson. A compilation of the messages and papers of the presidents, 1789 - 1907. Vol. 10. Washington. 1908, стр. 52.

 

28 R. Wainwright. A Description of the Destruction of the "Maine". In: F. Lee. Cuba's struggle against Spain. New York. 1899, стр. 624.

 

29 Sigsbee. Указ. соч., стр. 89 - 90; Wainwright. Указ. соч., стр. 624.

 

30 W. Millis. The martial spirit. Cambridge, Mass. 1931, стр. 96.

 

31 Senate Documents, Nr. 230. 55th Congress, 2d session.

 

32 W. Millis. Указ. соч., стр. 119.

 

33 A. Nevins. Henry White, thirty years of Diplomacy. New York and London. 1930, p. 130.

 
стр. 125

 

Гавану воскресенье отправился на бой быков, рассчитывая, что испанцы, как обычно, сильно возбуждённые таким зрелищем, нанесут ему и его спутникам какое-нибудь оскорбление. Сигзби так прямо и пишет в своих воспоминаниях: "Зная, что простые люди, наверное, должны быть весьма возбуждены во время боя быков, я решил, что моё присутствие явится самым удобным случаем для достижения моей цели"34 . Однако испанские власти заранее приняли меры, чтобы во время этого боя быков соблюдался полный порядок; повсюду были расставлены испанские солдаты. Сигзби попробовал было, отстав вместе с генералом Ли и лейтенантом Холманом от остальных своих спутников, спровоцировать столкновение с испанцами, но и это ему не удалось. В следующее воскресенье снова был бой быков; Сигзби явился на этот раз в сопровождении видных сторонников независимости Кубы, полагая, что их совместное появление обязательно вызовет беспорядки. Но и тут никаких волнений не произошло.

 

Тем временем министерство иностранных дел США ухватилось за новую возможность найти предлог для войны против Испании. Министерству удалось добыть частное письмо испанского посла в США Де Лома, содержавшее оскорбительные выражения по адресу президента США Мак-Кинли. Факсимиле этого письма, адресованного видному испанскому общественному деятелю и журналисту Каналехосу, было 8 февраля 1898 г. опубликовано в херстовской газете "New York Journal". В этом письме осуждалась двуличная внешняя политика президента США Мак-Кинли и откровенно оценивались его неприглядные личные качества. Де Лом немедленно сам подал в отставку. Когда правительство США потребовало от Испании отозвания и наказания Де Лома, оно получило ответ, что отставка посла уже принята. Инцидент был объявлен исчерпанным. Сорвалась и эта новая попытка создать повод для объявления войны Испании.

 

Тогда американские агрессоры решили пойти на самые крайние меры. В Гавану 15 февраля 1898 г. прибыл американский корабль "Город Вашингтон"35 . В тот же вечер, в 9 часов 40 минут, "Мэйн" взлетел на воздух. Взрыв произошёл в то время, когда вся команда была собрана в носовой части броненосца, а офицеры находились на корме. Характерно, что подавляющее большинство офицеров, как сообщают испанские источники, незадолго до взрыва покинуло "Мэйн" и направилось на корабль "Город Вашингтон" якобы в гости36 . Американские источники не отрицают самого факта, но утверждают, что в поездке на борт "Города Вашингтонах приняли участие лишь четыре офицера "Мэйна".

 

Так как взрыв произошёл в носовой части корабля, где была собрана команда, то из 328 человек команды погибло 264. Из 26 офицеров погибло только два37 , да и они погибли не во время взрыва, а уже после него, пытаясь спасти корабль38 . Оставшиеся в живых члены команды, в большинстве своём раненые, были спасены немногими уцелевшими шлюпками с "Мэйна" и шлюпками с "Города Вашингтона" и стоявших поблизости испанских кораблей, особенно с испанского военного корабля "Альфонс XIII".

 

Таким образом, взрыв "Мэйна" произошёл при таких обстоятельствах, когда от него пострадали лишь рядовые матросы, но не офицеры. И капитан Сигзби и старший офицер Уэнрайт остались совершенно невредимы.

 

В результате подготовительной работы, проделанной заранее на броненосце, и усилий американской буржуазной печати эта катастрофа была представлена американскому народу как прямое следствие "злокозненности" испанского правительства. Особенно неистовствовала жёлтая пресса, прямо обвинявшая испанцев во взрыве броненосца и призывавшая к немедленной войне. Одна только херстовская газета "New York Journal", по уверению своей редакции, препроводила в конгресс более 15 тыс. писем читателей с требованием немедленно объявить войну Испании39 .

 

Взрыв "Мэйна" помог разжечь в стране шовинистическую горячку и сломить неорганизованное, стихийное сопротивление трудящихся военной авантюре, которую подготовляла военщина вкупе с монополиями. Подготовка к войне пошла ускоренными темпами.

 

Поведение заместителя морского министра США Теодора Рузвельта после катастрофы даёт ещё больше оснований утверждать, что он так или иначе был причастен к взрыву "Мэйна". В письме к морскому министру Лонгу от 16 февраля 1898 г. Рузвельт выражал опасение, что нельзя будет доказать виновность испанцев: "Может оказаться невозможным установить когда-либо определённо, был ли "Мэйн" уничтожен вследствие какого-либо предательства со стороны испанцев или нет". В тот же день Рузвельт писал Бенджамину Дибли: "Я верю, что Мэйн был потоплен вследствие грязного предательства со стороны испанцев, хотя мы никогда не узнаем этого точно, и официально это будет определено, как несчастный случай"40 .

 

Испанские власти на Кубе, а также и испанское правительство сразу потребовали создания совместной с американцами следственной комиссии для выяснения причины гибели американского броненосца. Это крайне обеспокоило Рузвельта. Он писал 19 февраля 1898 г. Лонгу: "Позвольте мне снова самым серьёзным образом настаи-

 

 

34 Sigsbee. Указ. соч., стр. 85.

 

35 Wainwright. Указ. соч., стр. 625.

 

36 Жилинский. Указ, соч., стр. 74.

 

37 "Messages and Dokuments..." Vol. 2, p. 902.

 

38 Ch. Morris. The American War with Spain. London. 1898, p. 120.

 

39 J.E. Wisan. The Cuban Crisis as reflected in New York press (1895 - 1898). New York. 1934, p. 358 - 360.

 

40 Roosevelt, Указ. соч. Т. I, p. 773, 775.

 
стр. 126

 

вать, чтобы Вы настроили президента против ведения нами какого бы то ни было расследования относительно катастрофы с "Мэйном" совместно с испанцами"41 . Борьба заместителя министра США Рузвельта против образования испано-американской следственной комиссии явно говорит о том, что он хотел "замести следы" и предотвратить возможность раскрытия истинных причин гибели "Мэйна". 19 февраля 1898 года правительство США официально отклонило предложение испанского правительства о совместном расследовании этих причин, и 21 февраля была назначена отдельная американская следственная комиссия, которая продолжала свою работу до 21 марта.

 

Успокоенный Рузвельт писал после этого Коулзу 23 февраля 1898 г.: "Я оказал крайне энергичное сопротивление совместному расследованию, и я думаю, что я был главным виновником того, что оно было предотвращено"42 . Но даже и после отклонения испанского предложения Рузвельт первоначально не надеялся, что удастся легко и успешно доказать мнимую виновность испанцев. В своём письме Анне Коулз от 25 февраля он снова повторяет: "Даже если это было следствием предательства со стороны испанцев, может оказаться невозможным когда-либо обнаружить это"43 .

 

Одновременно с американцами и независимо от них начала работать испанская следственная комиссия. Во время деятельности этой комиссии - со 2 марта до 19 марта 1898 г. - испанские водолазы почти ежедневно обследовали состояние корпуса корабля после взрыва. Явное соперничество двух следственных комиссий вынудило Рузвельта отказаться от своих утверждений, что причина взрыва "Мэйна" останется неизвестной, и перейти к прямому и открытому обвинению испанцев. Поэтому уже 4 марта 1898 г. он писал Коулзу, что наминает поддерживать общепринятую в американской печати точку зрения, "что не было никакого несчастного случая, но что корабль был уничтожен снаружи пловучей миной"44 . А в письме к Робинзону от 6 марта 1898 г. Рузвельт прямо выражает надежду, что признание американской следственной комиссией справедливости этой версии окончательно ввергнет американский народ в войну45 . Первоначальную чрезмерную осторожность Рузвельта следует скорее всего объяснять тем, что провокацию с "Мэйном" не удалось выполнить так тщательно, как это было задумано, и что остались веские улики, обличающие американских агентов.

 

21 марта 1898 г. американская следственная комиссия подписала своё окончательное заключение и отправила его президенту США Мак-Кинли. Комиссия приписала гибель "Мэйна" взрыву подводной мины, которая вызвала частичный взрыв двух или более передних пороховых погребов, но лицемерно не заявила прямо, что считает виновниками взрыва именно испанцев.

 

Испанская следственная комиссия представила свой окончательный доклад 22 марта 1898 года46 . Её работе всячески мешало американское командование, особенно когда комиссия стала выяснять причины взрыва носовых пороховых погребов. Из-за сопротивления американцев комиссия не имела даже возможности обследовать внутренние помещения корабля. Хотя в литературе, особенно в американской, не раз были попытки опорочить выводы испанской следственной комиссии, проведённое ею расследование было весьма основательным, и в отличие от американского результаты его были не опровергнуты, а подтверждены повторным обследованием корпуса "Мэйна" в 1911 году. Испанская следственная комиссия отвергла предположение, что причиной взрыва "Мэйна" было столкновение с миной, и пришла к выводу, что взрыв произошёл внутри корабля. Однако испанское правительство, стремившееся избежать войны с США, не решилось обвинить правителей США во взрыве собственного корабля. Поэтому комиссия ограничилась предположением, что взрыв явился результатом несчастного случая.

 

Сторонники американской версии за отсутствием других материалов основываются почти исключительно на выводах американской следственной комиссии. Комиссия эта начала работать 21 февраля 1898 г., а уже в конце февраля, то есть буквально через несколько дней, несмотря на совершенно секретный характер работы комиссии, в прессе стало известно "окончательное заключение" комиссии, что взрыв "Мэйна" был вызван наружной миной47 . Таким образом, остальные двадцать с лишним дней своей деятельности комиссия фактически лишь подбирала подходящий материал для заранее сделанного, предвзятого заключения. Её выводы, носившие поспешный и предвзятый характер, опирались прежде всего на показания американских водолазов, осматривавших корпус затонувшего броненосца. Однако ни характер этих водолазных работ, ни методы использования показаний водолазов кг позволяют считать заключения американской комиссии (например, будто бы изгиб шпангоута N 18 и других шпангоутов в обратную сторону был результатом взрыва наружной мины и т. п.) достаточно обоснованными. Работу водолазов планировал и направлял Ричард Уэнрайт, как известно, специально назначенный старшим офицером "Мэйна" уже после того, как корабль получил своё особое секретное задание. Водолазы передавали свои показания выделенному для этого Уэнрайтом лейтенанту Поуэлсону, который суммировал показания и докладывал комиссии в общем виде, а сами водолазы

 

 

41 Там же, стр. 779 - 780.

 

42 Там же, стр. 782.

 

43 Там же, стр. 785,

 

44 Там же, стр. 788.

 

45 Там же, стр. 789.

 

46 House Documents, N 405, 55th Congress, 2d session; Senate Report, N 885, 55th Congress, 2d session.

 

47 Millis. Указ. соч., стр. 111.

 
стр. 127

 

выступали перед ней лишь в тех немногих случаях, когда комиссия желала что-нибудь уточнить или дополнить. Но даже эти односторонне подобранные показания не были достаточно убедительными, и поэтому, как пишет один из членов американской следственной комиссии, капитан Чадвик, первоначально два члена комиссии из трёх склонялись к выводу, что взрыв произошёл от внутреннего источника, но потом изменили своё мнение, согласившись с противоположной точкой зрения48 .

 

Особенно неубедительна была ссылка на наружную мину. Взорвать "Мэйн" наружной миной было практически невозможно. Вероятность столкновения стоявшего в гавани на якоре корабля с пловучей миной крайне невелика, не говоря уже о том, что такая мина могла причинить ущерб и испанским военным кораблям, стоявшим неподалёку. К тому же испанское правительство, как видно из многочисленных документов, всеми силами стремилось в то время избежать войны с США и шло на самые тяжёлые для него уступки требованиям американской дипломатии. Известный теоретик американской агрессии на море Мэхэн указывает, что взрыв "Мэйна" сулил Испании важные преимущества в военном отношении, ибо после гибели "Мэйна" испанский флот стал-де сильнее американского49 . На деле и после гибели "Мэйна" сохранялось полное преобладание американского флота над испанским: и по американским и по испанским данным, оно соответствовало примерно отношению 3 : 150 .

 

Правительство США постаралось несколько задержать опубликование доклада своей следственной комиссии, чтобы использовать его для нажима на испанское правительство. Когда же это не привело к ожидаемым результатам, президент США Мак-Кинли передал доклад следственной комиссии в конгресс, сопроводив этот доклад своим специальным посланием51 . Конгресс без обсуждения передал его в комитеты по иностранным делам палат конгресса. Текст доклада: был немедленно опубликован, и началась новая кампания за немедленное объявление войны Испании. В кампании приняли самое деятельное участие и члены конгресса, и политические и общественные деятели, и буржуазная пресса. Решение следственной комиссии, фактически объявлявшее. испанцев виновниками взрыва "Мэйна", наряду с самим взрывом, несомненно, сыграло важную роль в вовлечении американского народа в войну с Испанией.

 

После очередного оскорбительного для Испании выпада Мак-Кинли в его послании к конгрессу от 5 декабря 1898 г. испанское правительство потребовало назначить международную комиссию по расследованию причин гибели "Мэйна"52 .

 

Правительство США вторично отклонило это новое предложение. Такой отказ также значительно подорвал доверие к выводам американской следственной комиссии, но окончательно полная несостоятельность этих выводов стала явной после нового осмотра корпуса погибшего броненосца, поднятого с грунта в 1911 году. Снова правительство США попыталось провести самостоятельное и одностороннее расследование причин гибели "Мэйна", но это привело лишь к неблагоприятным для правителей США результатам. Когда в присутствии, новой американской следственной комиссия корпус "Мэйна" был поднят на поверхность воды и подвергнут осмотру, то обнаружилось, что изгиб шпангоута N 18 и других соседних с ним шпангоутов в обратную сторону вызван не взрывом наружной мины, как уверяла следственная комиссия 1898 г., а взрывом носового порохового погреба, как это давно уже предполагали европейские специалисты. Новая следственная комиссия спешно -постаралась отыскать в носовой части корабля какие-то изменения, якобы свидетельствовавшие о том, что взрыв порохового погреба на "Мэйне" сам был результатом наружного взрыва какого-то медленно горящего взрывчатого вещества53 , но эта попытка во что бы то ни стало подтвердить выводы 1898 г. была признана специалистами неубедительной.

 

После этого американские власти, вместо того чтобы сдать корпус "Мэйна" в музей (на что так падки американцы и что сделано по отношению ко многим прославившимся в истории американским кораблям) или хотя бы сдать его на слом, распорядились вывезти 16 марта 1912 г. корпус в море и затопить его на очень большой глубине, по весьма вероятному мнению американского исследователя Миллиса, с той единственной целью, "чтобы сделать дальнейшее расследование невозможным"54 .

 

Как было указано выше, многие европейские специалисты уже с самого начала предполагали, что выводы американской следственной комиссии 1898 г. являются несостоятельными и что взрыв "Мэйна" был вызван внутренним источником. Например, английский исследователь Вильсон ещё в 1900 г. подверг американское заключение о причинах взрыва "Мэйна" жестокой и справедливой критике: "Никакого обобщения свидетельских показаний не было опубликовано, и суд уклонился от дачи обоснования своим решениям. В происшествии такого международного значения было бы лучше, если бы они были ясно сформулированы. Может быть, наиболее удивительным фактом является отсутствие какого бы то ни было предположения относительно того, как

 

 

48 F.E. Chadwik. The relations of the United States and Spain. Diplomacy. New York. 1909, p. 562.

 

49 A.T. Mahan. Lessons of the War with Spain and other Articles. Boston. 1899, p. 31.

 

50 Millis. Указ. соч., стр. 120; Mitchell. Указ. соч., стр. 55.

 

51 Richardson. Указ. соч. Т. 10, стр. 52 - 55; Senate Documents, N 207, 55th Congress, 2d session.

 

52 "Messages and Documents..." Vol. I, p. 7.

 

53 House Documents, N 310, 62d Congress. 2d session.

 

54 Millis. Указ. соч., стр. 128 - 129.

 
стр. 128

 

могла быть подводная мина помещена под "Мэйн"55 .

 

Все изложенные выше данные, рассмотренные в более или менее хронологической последовательности, явно свидетельствуют о виновности американской стороны во взрыве своего собственного броненосца. Этот вывод подтверждается анализом данных.

 

Из приведённых выше фактов с несомненностью вытекает, что взрыв носовых погребов на "Мэйне" был вызван не внешним, а внутренним источником, хотя техническая характеристика последнего до конца не выяснена. Остаётся решить вопрос, был ли взрыв случайным или преднамеренным. Катастрофу следовало бы признать случайной, если бы этому были прямые доказательства или, при отсутствии таких доказательств, если бы не было абсолютно никаких оснований предполагать преднамеренность взрыва. Однако события, связанные с выполнением "Мэйном" его особого секретного задания, не только не позволяют говорить о случайности этого взрыва, но сразу же указывают и на его виновников.

 

Все эти данные, как и ряд других, менее важных и потому здесь не упомянутых фактов, не только свидетельствуют с полной очевидностью о преднамеренности взрыва "Мэйна", но также позволяют высказать весьма вероятное предположение, что виновниками гибели корабля были американские агенты, действовавшие по указанию высших властей США. Таким образом, несколько сот американских моряков были принесены вместе со своим кораблём в жертву агрессивным стремлениям империалистов США, чтобы создать лживый предлог для захватнической войны.

 

Взрыв броненосца послужил формальным предлогом для блокады Кубы, а затем и для интервенции, то есть для развязывания первой войны эпохи империализма. Гибель "Мэйна" необходимо рассматривать не как аварийное происшествие из истории боевой техники американского флота, а как событие политическое. Есть все основания предполагать, что это была предумышленная провокация, организованная правительством Мак-Кинли. Случай с броненосцем "Мэйн" характерен для тех преступных методов, которые давно уже применяются правящими кругами США, как и других империалистических государств, для достижения своих политических целей.

 

 

55 H.W. Wilson. The Downfall of Spain. Naval History of the Spanish-American War. London. 1900, p. 28 - 29.

Опубликовано на Порталусе 29 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама