Рейтинг
Порталус

ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ В ИРАНЕ

Дата публикации: 21 января 2016
Автор(ы): Е. А. ДОРОШЕНКО
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 7, Июль 1955, C. 187-191
Номер публикации: №1453359205


Е. А. ДОРОШЕНКО, (c)

Современная историческая наука в Иране имеет традиции, уходящие в далекое прошлое. До нас дошли труды древних историков Ирана, представляющие огромную ценность.

 

Важным центром современной исторической науки в Иране является филологический факультет Тегеранского университета, где сосредоточены педагогические и научные кадры филологов и историков (самостоятельного исторического факультета в университете пока не существует). Они занимаются исследованием рукописей, общих и частных вопросов истории Ирана, уделяя внимание древней и средневековой истории, истории культуры и религии.

 

С 1953 г. факультетом издается литературно-исторический "Журнал филологического факультета", освещающий также вопросы философии, географии и педагогики1 . В редакционную коллегию журнала входят доктор Сефа (ответственный редактор), профессор Сияси, доктор Суратгяр, Фашьсафи, Ханляри и другие видные ученые.

 

Ознакомление со статьями, помещаемыми в журнале, и другими работами профессоров филологического факультета позволяет уяснить область научных интересов иранских историков. Они занимаются преимущественно изучением древней и средневековой истории Ирана и народов, исповедующих ислам. Это объясняется, с одной стороны, желанием иранского народа познать свое прошлое, древнейшую культуру своих предков, оставивших после себя большое количество ценнейших исторических памятников, а с другой - стремлением историков прославить древних падишахов и "великие и непобедимые империи Ахеменидов и Сасанидов с целью укрепить в народе веру в бога и культ шаха.

 

Для многих иранских историков характерно желание ограничиться исследованием истории далекого прошлого, ибо настоящее требует от историков определенных социальных выводов, которые не каждый из них отваживается сделать.

 

Большой популярностью пользуется в Иране археологическая наука. Однако археологические раскопки в Иране производятся преимущественно на средства США. Начиная с 1935 г. основные раскопки в Иране велись обществом востоковедов Чикагского университета. Обнаруженные ценные памятники материальной культуры (50 ящиков) были увезены в США. Накануне второй мировой войны американцы приступили к раскопкам в районе Джамшида. Найденную клинопись было поручено расшифровать профессору Мичиганского университета Кэмерону.

 

Сами иранские археологи ведут раскопки в более скромных масштабах, - в частности, из-за отсутствия средств. Так, к раскопкам древнейшей столицы Ахеменидов - Пасаргады, - которые должны были произво-

 

 

1 "Журнал филологического факультета". Тегеран. 1953, N 1, стр. 1 (на персидском языке).

 
стр. 187

 

диться в 1945 г. и о которых много писалось в иранской прессе, иранские археологи приступили лишь в 1949 году. При этом на раскопки дворца Кира в Пасаргадах было отпущено всего 100 тыс. риалов2 .

 

Экспозиция Археологического музея Тегерана строится на основе данных "арийской" теории. Экспонаты каждого отдела располагаются согласно династийной периодизации истории, причем экспонаты времен Ахеменидов, Селевкидов, Аршакидов и Сасанидов относятся к одной "доисламской" эпохе. В отделе ислама собраны религиозные рукописи и документы VII - XX веков3 . На выставке, организованной в 1947 г., демонстрировались разнообразные предметы, собранные в результате археологических раскопок в период второй мировой войны. В 1949 г. была открыта выставка древнейших списков Корана.

 

Главное археологическое управление Министерства просвещения издает специальный археологический журнал - "Национальные памятники материальной культуры". В 1950 г. вышел первый том сборника "Доклады по археологии", в котором были опубликованы сообщения об археологических раскопках последних лет. Помещенная в сборнике статья начальника Главного археологического управления Мохаммед Таги Мустафави "Перевод всех клинописных надписей Персеполиса" является описанием работы американского ученого над клинописью, найденной при раскопках древней столицы Ахеменидов. Перу археологов Али Хакими и Махмуд Рада принадлежит статья, написанная на основании изучения материалов раскопок в Хасанлу "Сулдуз" (Южный Азербайджан). В статье подробно описываются предметы раскопок. Другая культура, обнаруженная теми же археологами в 1949 г., описана в статье "Предварительные научные раскопки курганов Ганджтепе и других"4 . Авторы считают, что степень развития племен, их оседлость, местожительство и потребности оказывали существенное влияние на форму и стиль предметов роскоши, что найденные предметы роскоши имеют прямое отношение к имущим классам. В сборнике приведен также доклад А. Самии о раскопках в Пасаргадах. Филологический и богословский факультеты Тегеранского университета, а также Национальная библиотека и библиотека меджлиса издают много древних рукописей, а также рукописей религиозного содержания - ранних комментариев к Корану, к сборникам хадисов, к трудам мусульманских правоведов. К числу наиболее значительных публикаций Тегеранского университета относится рукопись "История Бейхаки" Абольфазля Бейхаки5 , в которой дается описание событий в период правления султана Мас'уда Газневи (XI в.), современником которого был автор. В статье и комментариях к этой рукописи, написанных известным иранским филологом профессором Саид Нафиси, дается краткая характеристика науки, и литературы того времени, описывается деятельность шахов и некоторых царедворцев.

 

Директором Национальной библиотеки является крупный знаток Ирана, профессор, доктор Махди Баяни, автор ряда работ в области иранской литературы и истории. К числу последних работ Баяни относится исследование вопроса о пропавшей рукописи XI в. по истории Кермана периода керманских сельджуков XI века6 .

 

В 1953 г. совместными усилиями иранских ученых был издан сборник под названием "Энциклопедия иранской земли"7 . Первые четыре выпуска энциклопедии ознакомили читателей с неизвестными до того времени рукописями.

 

Современные иранские историки уделяют основное внимание подробному исследованию отдельных исторических фактов и явлений. Их интересует деятельность шахов, полководцев, придворных и их родословная. К сожалению, они почти не занимаются социальной и экономической историей Ирана. Однако в последнее время некоторые исследователи, к числу которых принадлежит, например, Саид Нафиси, начинают признавать, что "ряд ценнейших рукописей дает полное представление не только о шахах и тысяче придворных, но и о всем народе и об обществе этого времени"8 .

 

 

2 "Доклады по археологии". Т. I. 1950 (на персидском языке).

 

3 Журнал "Обучение и воспитание", 1953, N 7, стр. 438 (на персидском языке).

 

4 Местечко Ганджтепе расположено на пути из Тегерана в Казвин.

 

5 "История Бейхаки". Т. II. Тегеран. 1947; т. III. Тегеран. 1953 - 1954 (на персидском языке). Первая часть "Истории Бейхаки" вышла в Тегеране в 1945 г. под редакцией Гани и доктора Файяз.

 

6 "История Афзаля или хроника событий времен Кермана". Собрано доктором Махди Баяни. Б. м. 1947 (на персидском языке).

 

7 "Энциклопедия иранской земли", выпуски 1 - 4. Б. м. 1953 (на персидском языке).

 

8 Там же, стр. 70.

 
стр. 188

 

В связи с тысячелетней годовщиной великого ученого Абу Али Ибн Сины общество "Энджомене дусте кетаб" ("Общество друзей книги"), организованное по инициативе профессора М. Баяни, издало ряд трудов Абу Али Ибн Сины. На страницах журнала филологического факультета опубликовано несколько статей о великом ученом.

 

Все выходящие в Иране учебные пособия по истории утверждаются департаментом издания учебников Министерства просвещения Ирана, который строго следит за соблюдением в учебниках господствующих установок. За последние годы ряд учебников по всеобщей истории был переиздан со значительными изменениями; некоторые были составлены заново. Ряд учебников был издан на американские средства в счет так называемой "технической помощи Ирану со стороны США. Одним из последних изданных в Иране учебников по всеобщей истории является учебник для средней школы, составленный А. Парвизом, Н. Фальсафи и А. Шамимом9 .

 

В иранских учебниках по всеобщей истории либо отсутствует определение предмета истории, либо историческая наука рассматривается как наука "надклассовая", стоящая вне политики. Характерно построение курса всеобщей истории: учебник открывается разделом "Иран и всеобщая древняя история", за которым следуют разделы "Иран и всеобщая история средних веков", "Иран и всеобщая новая история", "Иран и современный век". Авторы учебников отрицают действие объективных экономических законов, затушевывают классовую борьбу, проповедуют догмы, ислама, культ шаха и паниранизм.

 

Имеющиеся в Иране книги по всеобщей истории являются преимущественно переводами работ американских и западноевропейских авторов. Иранские историки пишут исследования по истории Ирана, относящиеся к различным периодам древности и средних веков. Сюда следует отнести изданную в 1952 г. Тегеранским университетом монографию С. Нафиси "История цивилизации в сасанидском Иране", в которой имеются ссылки на работы русских ученых; первый том исследования Н. Фальсафи, "Жизнь шаха Аббаса I", изданный Тегеранским университетом в 1953 г.; "Историю общественной мысли в исламской цивилизации" З. Сефа, изданную в 1953 г., в которой автор стремится показать развитие философии в древней Греции и историю ознакомления мусульман с наукой древней Греции и древнего Востока. В 1951 г. вышел в свет сборник статей профессора Н. Фальсафи, написанных на основании изучения источников10 . Темы статей Н. Фальсафи относятся к различным периодам истории Ирана.

 

Периодизация истории во всех этих работах дается по династиям, без учета экономических условий и их изменений, происходящих в обществе: история Ирана делится на домусульманский и мусульманский периоды. Смена династий рассматривается как смена исторических эпох; на первый план выдвигается деятельность великих людей.

 

При описании Ахеменидской державы Н. Фальсафи широко использовал труды Геродота, Плутарха и других античных историков. Однако, следуя паниранистской концепции, он утверждает, что объединение ряда государств под эгидой Дария в единую империю "соответствовало интересам ряда народов", которые "перестали враждовать друг с другом и могли защищать интересы человечества"11 . В статье "Великий Дарий - величайший человек древних времен" особо подчеркивается тот факт, что Дарий не только не подчинил себя неиранским народам, но стал повелителем всех других народов. Другая статья Н. Фальсафи посвящена деятельности Надир-шаха12 .

 

Следует отмстить вышедшую в 1950 г. книгу доктора Керими (Бахман-мирза) "Древние пути и столицы западного Ирана". Книга представляет собой историко-географическое описание западного Ирана с указанием и подробным описанием найденных в Иране при археологических раскопках памятников. В основу книги положены результаты работы американского археолога А. Остина, с которым доктор Керими в 1935 - 1936 гг. объездил западный Иран.

 

Из проблем повой истории Ирана иранские историки рассматривают преимущественно проблемы внешней политики

 

 

9 Аббас Парвиз. Насролла Фальсафи, Али Асгар Шамим. Всеобщая история и история Ирана. Учебник для средних школ. Т. 4, Б. м. 1950 (на персидском языке).

 

10 Н. Фальсафи. Восемь статей по истории и литературе. Тегеран. 1951 (на персидском языке).

 

11 Там же, стр. 112 - 113.

 

12 Там же, стр. 49 и сл.

 
стр. 189

 

Ирана и других государств, почти не останавливаясь на внутренней истории Ирана этого периода. К последним работам иранских историков относятся книги Адамията Феридуна13 , Ахмеда Тавакколи14 , М. Махмуда15 , Насра Наджми16 и И. Теймури17 . Эти книги до некоторой степени являются компиляцией работ западноевропейских авторов, хотя их авторы иногда используют и архивные документы. Выводы, которые делают иранские авторы, подчас не совпадают с выводами английских, немецких и французских историков. Все авторы указанных работ резко осуждают колониальную, империалистическую политику Англии, царской России и Германии по отношению к Ирану. Так, И. Теймури, излагая историю концессий Англии и царской России в Иране в конце XIX - начале XX в., правильно оценивает их империалистическую сущность.

 

В конце 40-х - начале 50-х годов в Иране вышло немало книг по истории Ирана и США, носящих проамериканский характер. Примером такого тенденциозного подхода является труд М. Киянфара "Политика США в Иране", изданный в Тегеране в 1949 году18 . Автор книги пытается доказать, что политика США по отношению к Ирану всегда носила дружественный характер.

 

Общий кризис колониальной системы империализма, углубившийся в результате второй мировой войны, и образование стран народной демократии в Европе и Азии не могли не оказать прогрессивного влияния на развитие исторической науки в Иране. Усиление империалистической агрессии США на Востоке вызвало в стране ответную волну патриотического движения в защиту национального суверенитета и независимости. За последнее десятилетие в Иране появилось много книг по новейшей истории. К ним относятся мемуары принца Мольк-Ара по истории каджарского периода19 , "Краткая история политических партий Ирана" Бахар Малек-ош-Шоара (Тегеран. 1944), биография видного деятеля иранской буржуазной революции Малек-оль-Мотакаллемина, написанная его сыном, Малек-заде20 , его же трехтомная "История конституционалистской революции в Иране", вышедшая в Тегеране в 1949 - 1951 гг., и многие другие.

 

Наиболее крупным современным историком, разрабатывавшим вопросы иранской буржуазной революции 1905 - 1911 гг., был покойный А. Кесрави Тебризи. В 1951 г. в Тегеране вышло 3-е издание его труда "История иранской конституции". Кесрави во многом правильно оценивает события иранской революции. Он показывает участие в революции народных масс и убедительно доказывает, что борьба за конституцию родилась на иранской почве и была вызвана сложившимися историко-экономическими условиями в Иране. В то же время, являясь буржуазным историком, боясь масс и не веря в них, Кесрави обрушивается на тебризские энджомены, объявляя их источником смут и беспорядков.

 

Значительный интерес представляют труды Малек-заде. Так же как и Ахмед Кесрави, он считает, что иранская революция явилась результатом развития событий в самом Иране. Он показывает рабски приниженное положение трудящихся (которых он называет "третьим сословием"), угнетаемых принцами, знатными царедворцами, членами правительства (или "первым сословием"), стоящими на страже абсолютизма. Однако, говоря о предпосылках революции, Малек-заде среди причин внутреннего порядка называет в первую очередь не тяжелое положение иранских крестьян, ремесленников, мелкой буржуазии, а "смерть Насреддина, угнетателя самодержца, запрещавшего проникновение культуры"21 .

 

 

13 Адамият Феридун. Амир Кабир и Иран, или страничка из политической истории Ирана. Тегеран. 1944 (на персидском языке).

 

14 Ахмед Тавакколи. История международных политических связей Ирана. Афганистан. Политические связи Ирана и Афганистана. Тегеран. 1948 (на персидском языке).

 

15 Махмуд Махмуд. История политических связей Ирана с Англией в XIX веке. Т. 1 - 4. Тегеран 1949 - 1950 (на персидском языке).

 

16 Наср Наджми. Аббас-мирза, или правовернейший и война с Россией. Тегеран. 1947 (на персидском языке).

 

17 И. Теймури. Безвестный век, или история концессий в Иране. Тегеран. Б. г. (на персидском языке).

 

18 Махди Киянфар. Политика США в Иране. Тегеран. 1949 (на персидском языке).

 

19 Каджар Аббас-мирза. Биография Аббас-мирзы Мольк-Ара, брата Насреддина. Тегеран. 1946 (на персидском языке).

 

20 Махди Малек-заде. Биография Малек-оль-Мотакаллемина. Тегеран. 1946 (на персидском языке).

 

21 Там же, стр. 82.

 
стр. 190

 

Малек-заде считает одной из важнейших причин иранской революции влияние русской революции 1905 - 1907 годов. Он пишет: "Революционное движение в России и борьба за свободу, за свержение абсолютизма постепенно охватило различные районы страны. И когда вспыхнул огонь (революции. - Е. Д. ), это сыграло огромную роль в общественном мнении Ирана"22 .

 

При исследовании истории иранской революции Малек-заде во многом следует английской буржуазной историографии. Справедливо критикуя колониальную политику царской России в Иране, автор замалчивает историю закабаления Ирана английскими империалистами, их вмешательство во внутренние дела Ирана. Более того, автор выдвигает уже известную в английской историографии версию, что "свободолюбивая" Англия "помогала свободе и прогрессу в Иране"23 . Как представитель буржуазной интеллигенции, Малек-заде считает, что только "второе (среднее) сословие" хотело свободы и национального правительства в Иране, тогда как "первое сословие" поддерживало абсолютизм. В то же время Малек-заде не принимает во внимание чаяний иранских трудящихся - основной силы революции24 . В указанных трудах Малек-заде почти ничего не говорится об участии иранских крестьян, ремесленников, мелкой буржуазии в революции 1905 - 1911 гг., хотя Малек-заде и признает, что фидаи были представителями народа.

 

Хосейн Макки в монографии "История Ирана за двадцать лет (1905 - 1925 гг.)"25 резко отрицательно относится к национально-освободительному движению. Критикуя империалистическую политику Англии и царского правительства, Хосейн Макки замалчивает дружественную по отношению к Ирану политику Советского Союза и положительно оценивает политику американского империализма в Иране.

 

Среди современных историков-публицистов имеется группа, которая считает, что Иран во всех случаях должен соблюдать нейтралитет. Этим выводом заканчивается, например, вышедшая в Тегеране книга Рахима Гударзи Тебризи "Необходимость сохранения нейтралитета", в которой автор исследует историю внешней политики Ирана с 1941 г. до настоящего времени.

 

Борьба иранского народа против англоиранской нефтяной компании (АИНК), за национализацию иранской нефтяной промышленности породила новую историческую литературу, освещающую историю возникновения английских нефтяных концессий и борьбу иранского народа против английского империализма. В 1951 г. Главным управлением публикаций и пропаганды были изданы "Документы о нефти", освещающие историю английских нефтяных концессий с 1901 г. по 7 августа 1951 года. В 1949 - 1952 гг. были выпущены книги А. Данешпура, А. Лисани, Х. Пирния, С. Тевана26 , Их авторы приходят к выводу, что, начиная с XIX в. история взаимоотношений Англии и Ирана является историей экономического и политического закабаления Ирана английскими империалистами, оккупировавшими южные нефтяные районы Ирана.

 

В книге Абольфазля Касеми "Черная история, или господство семей в Иране"27 приведена история знатных родов Кавама Ширази и Кашкаи за 150 лет - с начала XIX в. до сегодняшнего дня. С фактами в руках Касеми показывает, как представители указанных семей были тесно связаны сначала с англичанами, а позднее - с американцами.

 

Следует обратить внимание и на предпринимаемые в настоящее время попытки создать работы в области культуры и просвещения Ирана. К ним следует отнести небольшую книгу М. Садра Хашеми "История иранской прессы" (Исфаган. 1950), "Развитие просвещения в Иране и на Западе" Исы Садега (Тегеран. 1954) и другие.

 

 

22 Там же, стр. 88.

 

23 Д-р Махди Малек-заде. История конституционалистской революции в Иране. Т. I. Тегеран. 1949, стр. 40 (на персидском языке).

 

24 Там же, стр. 148.

 

25 Хосейн Макки. История Ирана за двадцать лет. Т. 1 - 3. Тегеран. 1944 - 1946 (На персидском языке).

 

26 А. Данешпур. Полвека экономического рабства в Иране. Тегеран. 1949 - 1950 (на персидском языке); Абольфазль Лисани. Черное золото, или бич Ирана. Тегеран. 1950 (на персидском языке); Хосейн Пирния. Десять лет усилий в защиту прав Ирана на нефть (1942 - 1951). Тегеран. 1952 (на персидском языке); С. Тевана. Борьба за нефть. Тегеран. Б. г. (на персидском языке).

 

27 Абольфазль Касеми. Черная история, или господство семей в Иране. Ч. 1 - 2. Тегеран. Б. г. (на персидском языке).

Опубликовано на Порталусе 21 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама