Рейтинг
Порталус

Китай в период монгольского завоевании

Дата публикации: 25 марта 2016
Автор(ы): В. А. Рубин
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1960, C. 186-201
Номер публикации: №1458897057


В. А. Рубин, (c)

Китай в период монгольского завоевании.

 

"Шисюе юекань". Кайфын (КНР), 1960, N 1, стр. 24 - 28.

 

В китайских журналах в последние годы появилось несколько статей по истории китайского общества периода монгольского господства в Китае (эпоха Юань - 1280 - 1367 гг.). В большинстве этих статей проводится мысль о том, что основным противоречием внутренней жизни Китая в эту эпоху был антагонизм между китайцами и монголами. Опровержению этой точки зрения и доказательству того, что доминирующую роль в период монгольского господства продолжало играть противоречие между классом помещиков и классом крестьян, посвящена статья Чжао Цзи-яня "К вопросу э

 
стр. 191

 

социальных противоречиях в обществе эпохи Юань".

 

Этот тезис Чжао Цзи-яня основывается прежде всего на анализе положения помещиков-китайцев. Автор отмечает, что, хотя политические и экономические привилегии последних были урезаны монгольской аристократией, они продолжали оставаться классом эксплуататоров и угнетателей. Стремясь сохранить свои земли и дома и обеспечить себе возможность дальнейшей эксплуатации крестьянства, китайские помещики шли на соглашение с монгольскими завоевателями.

 

Чжао Цзи-янь считает неправильным высказывавшийся некоторыми историками взгляд, будто в высшей монгольской администрации не было ни одного китайца. Осуществленные в последние годы исследования показали, что среди 16 сановников, составлявших монгольскую правящую верхушку, было несколько китайцев. Китайцы-феодалы входили и в военный совет династии Юань. Много их было и в местной администрации монголов.

 

Чжао Цзи-янь пишет, что если бы монголы не опирались на китайских помещиков, то они не смогли бы удержаться, в Китае в течение почти 90 лет. В статье приводится ряд сведений из источников, показывающих, что монголы, запрещавшие китайцам под страхом смертной казни иметь оружие, делали исключение для помещиков, которые шли на сотрудничество с ними, разрешая им носить луки со стрелами, мечи и т. д.

 

Как литературные, так и исторические источники, восходящие к эпохе Юань, свидетельствуют о том, что при монгольском господстве китайцы-помещики продолжали владеть громадными полями, мельницами, амбарами, складами, стадами крупного и мелкого скота и совместно с монголами эксплуатировали трудовой народ Китая. Сведений о том, что они оказывали сопротивление монголам, крайне мало. В то же время, исследователи располагают многочисленными данными о борьбе трудящихся китайцев против монгольского ига. Эта борьба не прекращалась ни на один день.

 

В подтверждение своей точки зрения автор излагает события, имевшие место в середине XIV в., то есть в конце правления монгольской династии, когда засуха, наводнения и голод привели к резкому обострению социальных противоречий. Восставшие против угнетателей крестьяне вначале не выдвигали национальных лозунгов. Из этого автор делает вывод, что ведущую роль в то время играли именно классовые, а не национальные противоречия. Этот вывод, отмечает автор, подтверждается и тем фактом, что в борьбе с повстанцами монгольские поработители опирались прежде всего на китайских помещиков, которым монголы, чтобы удержать власть, предоставили более существенные, чем прежде, привилегии. Однако по мере того, как крестьянское движение расширялось, появился лозунг "изгнания монгольских варваров". На этом этапе в движение включилась часть помещиков, рассчитывавших добиться восстановления своей политической власти.

 

Антимонгольский лозунг был выдвинут только в конце восстания, в период похода армии Чжу Юань-чжана на север (1367 г.). Автор считает, что одной из главных причин его выдвижения было стремление помещиков ослабить классовый характер движения. Однако в ходе восстания большинство помещиков заняло по отношению к нему враждебную позицию. Помещики начали создавать свои вооруженные отряды. Учитывая это, монгольский император Шунь-ди в 1355 г. призвал к организации особой китайской армии для подавления восстания. Постепенно помещичьи отряды сделались главной силой в борьбе с повстанцами. Впоследствии, однако, многие руководители этих отрядов под влиянием побед крестьянской армии и в предвидении близкого разгрома монгольских завоевателей присоединились к повстанцам.

Опубликовано на Порталусе 25 марта 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама