Рейтинг
Порталус

© О нейтралитете Швеции в годы второй мировой войны

Дата публикации: 05 апреля 2016
Автор(ы): А. Н. Красильников
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 2, Февраль 1961, C. 184-200
Номер публикации: №1459854559


А. Н. Красильников, (c)

О нейтралитете Швеции в годы второй мировой войны

 

"International Affairs". London. Vol. 36, N 2, April 1960, pp. 153 - 167.

 

Статья шведского дипломата Гуннара Хэгглёфа "Испытание нейтралитета. Швеция во второй мировой войне" представляет собой запись его лекции, прочитанной в Лондонской экономической школе. Во время второй мировой войны Хэгглёф

 
стр. 196

 

работал в области внешней торговли Швеции, и ему очень многое известно по затронутой проблеме. Однако уже в самом начале автор оговаривается, что "многие важные аспекты остаются неясными и необъяснимыми на настоящей стадии исторического исследования".

 

Статья Хэгглёфа является, по существу, попыткой оправдать политику правящих кругов Швеции во время второй мировой войны, политику нарушения принципов провозглашенного шведским правительством нейтралитета.

 

После обычных, уже избитых антисоветских упражнений Хэгглёф вынужден все же признать вмешательство Швеции в советско-финскую войну путем оказания Финляндии "любой возможной материальной помощи в виде продовольствия, промышленного оборудования, вооружения, самолетов и т. д.". С другой стороны, чтобы придать своему трактату "объективный" характер, автор отмечает, что заключение мира между Финляндией и СССР в марте 1940 г. создало временные колебания среди членов германского генерального штаба в целесообразности нападения Германии на Данию и Норвегию. Под впечатлением советско-финляндского договора германский генерал Иодль записал 12 марта 1940 г. в своем дневнике: "Заключение мира лишает Англию, а также и нас какой-либо политической основы для оккупации Норвегии". Хэгглёф отмечает (правда, без всяких комментариев), что Советское правительство указало гитлеровскому правительству на заинтересованность СССР в поддержании шведского нейтралитета и что гитлеровцы вынуждены были посчитаться с этим предупреждением Советского Союза.

 

Казалось бы, автор статьи должен сделать вывод, что советская внешняя политика была подлинно миролюбивой и препятствовала распространению войны и агрессии на новые районы. Но Хэгглёф не только умалчивает о том, что шведское правительство выразило Советскому правительству благодарность за поддержку шведского нейтралитета, а фактически - за избавление Швеции от немецкой оккупации, но, не приводя никаких доказательств, безапелляционно, лживо утверждает, что Советское правительство якобы "почти с энтузиазмом приветствовало немецкую оккупацию Дании и Норвегии". Более того, напоминая одну из своих основных посылок о том, что политика нейтралитета имеет шанс на успех, только если существует некоторого рода равновесие сил между воюющими сторонами, автор вопреки историческим фактам утверждает, что такое равновесие было "радикально нарушено" германо-советским пактом от 23 августа 1939 г. еще до начала войны. Тем самым автор статьи навязывает читателю вывод, что в нарушении Швецией ее нейтралитета виноват якобы и Советский Союз.

 

"Так как равновесие сил было нарушено, - заявляет автор, - Швеция вынуждена была делать уступки, которые в действительности не были совместимы с нейтралитетом". Отход от нейтралитета Хэгглёф объясняет еще и тем, что Германия обладала огромными средствами постоянного экономического давления, а Швеция нуждалась в импорте из Германии угля, металлических изделий и химикалий, в то время как заинтересованность гитлеровцев в шведской руде сильно понизилась после захвата французских месторождений железных руд.

 

Хэгглёф признает, что в июне 1940 г. шведское правительство согласилось на пропуск через свою территорию специальных поездов в Норвегию и обратно с немецкими "отпускниками". Позднее это соглашение с Германией "было дополнено другими соглашениями о транзите по некоторым другим направлениям". Был также обусловлен транзит военных материалов. Но самой значительной и серьезной "уступкой" (на деле - вопиющим нарушением нейтралитета) автор статьи считает разрешение летом 1941 г. пропуска из Норвегии через Швецию целой германской дивизии с полным вооружением для участия на финском театре военных действий против Советского Союза. И все же, в противоречии с фактами, Хэгглёф пытается утверждать, что в период второй мировой войны Швеция сохраняла свой нейтралитет.

 

Автор статьи не в состоянии аргументировать свои утверждения, что в Швеции "не существовало сколько-нибудь значительных пронацистских групп", что "вся страна фактически на 100% стояла против нацистской Германии". В действительности наряду с антифашистски настроенными слоями шведского народа в Швеции существовали влиятельные пронацистские группы населения, в ряде периодических изданий во время войны велась пронацистская пропаганда.

 

Характерно, что Хэгглёф совершенно не использует шведские источники и архивы. Это помогает ему избежать сколько-нибудь объективного анализа вопросов внешней

 
стр. 197

 

политики Швеции в период второй мировой войны.

Опубликовано на Порталусе 05 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама