Рейтинг
Порталус

История негритянского народа США. В плену ложной концепции

Дата публикации: 16 апреля 2016
Автор(ы): П. Б. Уманский
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1961, C. 182-198
Номер публикации: №1460803637


П. Б. Уманский, (c)

В плену ложной концепции

 

"The Journal of Negro History". Washington. Vol. XLV, N 4, October 1960, pp. 219 - 240.

 

Создание истории негритянского народа США имеет не только большое научное, но и политическое значение. В современных условиях, когда негритянский народ усиливает борьбу за освобождение от национального и социального гнета, работы по истории негритянского народа привлекают широкое внимание. Однако далеко не все из них отвечают высоким требованиям, предъявляемым к подлинно научным исследованиям.

 

Американский историк С. Кук в статье "Трагическая концепция негритянской исто-

 

 

2 В. И. Ленин. Соч. Т. 31, стр. 292.

 
стр. 194

 

рии" поставил своей основной целью, по его словам, "поднять вопрос о значении и внутреннем смысле негритянской истории". В основу работы автор кладет концепцию "трагедии", которую считает не только основополагающей, но и достаточной для проникновения в сущность негритянской истории в прошлом, уяснения места негров в США в настоящем и даже определения судьбы негритянского народа в будущем.

 

Автор находится под влиянием различных идеалистических теорий исторического процесса. Движущими силами исторического процесса он считает такие "переменные величины", как "человеческий интеллект, мастерство, воля" и т. п. Он утверждает, что историк не может дать исчерпывающих ответов по исследуемой проблеме, отрицает объективность исторических фактов (по его мнению, они лишь "результаты нашей интерпретации"). Понятия "добра" и "зла", которыми автор оперирует на протяжении всей статьи, выступают у него как вечные, неизменяемые, внеисторичные категории. Негры, которых Кук рассматривает как единое целое, противопоставляются им всему остальному населению страны.

 

"Трагедия", по мнению автора, является краеугольным камнем существования негров и основой, стимулом, движущим мотивом их "жизненных экспериментов". Говоря о непреоборимом стремлении негритянского народа к свободе, Кук не анализирует многообразные формы непрекращающейся борьбы мужественного негритянского народа против рабства, дискриминации и социального неравенства, а только оперирует такими понятиями, как "жажда знания и справедливости", проявляющаяся в "перипетиях ума и духа", и т. п. Принцип "трагедии" автор определяет, как "отрицание существенных ценностей и значения индивидуумов или групп во имя предполагаемого добра". При этом в понятия "личность" или "группа" никакого классового и социального содержания не вкладывается. Подобным определением Кук сводит трагедию негритянских масс США к "отрицанию их значения и ценности" и к их "отчуждению от основ американской культуры". Автор делает ряд верных замечаний о положении негров на юге США, о попытках оправдания этого положения ссылками на мораль и религию, о поддержке его "могущественными силами" (к ним Кук относит наряду с насилием "обычаи, нравы, силу инерции"). Но каковы же истинные причины крайне тяжелого положения негритянского народа не только в южных, но и в северных штатах США, какие конкретные классы, социальные группы заинтересованы в сохранении такого положения, - эти вопросы автор обходит молчанием. Поскольку в изложении Кука белые выступают как единая масса, то белые хозяева монополий - угнетатели негритянского народа - фактически приравниваются автором к белым рабочим и фермерам, которые в силу своего объективного социально-экономического положения являются естественными союзниками угнетенных негров. Автор, по существу, снимает ответственность за "трагедию" негров с американского правительства и социальной системы, господствующей в стране, так как ограничивает действие этой "трагедии" лишь рамками юга США, принципы которого якобы противоречат окружающей этот район всеобщей американской "демократии". Но поскольку трудно понять, как в условиях "демократии" может иметь место "трагедия", Кук относит последнюю к числу... "парадоксов". Автор признает, что существующее status quo не вечно, что процесс прогрессивных изменений неизбежен (при этом он ссылается на события в Азии и Африке). Однако вместо конкретного рассмотрения социальных сил, препятствующих прогрессу дела свободы (чтобы их отыскать, Куку нет необходимости пересекать границы государства, в котором он живет), автор указывает на "естественную тенденцию" общества затруднить социальные изменения. При этом классовые противоречия внутри общества изображаются им в виде борьбы абстрактных понятий "добра" и "зла".

 

"Идеологическую основу трагического характера негритянской истории" Кук усматривает в расовой теории. Он правильно указывает на то, что различие по цвету кожи было превращено в "различие по существу", что расовая идеология зачастую искусно маскируется, облекаясь во внешне "неуловимую форму", что деление "а "высшую" и "низшую" расы должно служить, с одной стороны, идеологической основой претензий привилегированной верхушки, а с другой - успокоителем для "угнетенных групп", отвращающим их от протеста и восстания. Однако и в этом случае автор также обходит молчанием причины живучести расовых теорий, не говорит о их носителях и о тех, кто "отвел негру нижнее место на шкале человеческого существова-

 
стр. 195

 

ния". Кук своим заявлением, что расизм - это лишь "наследие рабства", фактически снимает ответственность с господствующих классов США, которые не менее, чем рабовладельцы античности или их "коллеги" в XIX столетии, заинтересованы в сохранении этой гнусной теории.

 

Автор останавливается на современном состоянии негритянского вопроса в США. Говоря о прогрессе, достигнутом в положении негров по сравнению с прошлым, Кук не показывает, благодаря чему и ценой каких усилий и жертв, принесенных неграми совместно с белыми трудящимися страны в течение последнего столетия, был достигнут этот сравнительный и ограниченный прогресс. Разве можно согласиться с автором, когда он пишет, что этот прогресс "возбуждает надежду и веру негра в американскую демократию"? Даже то немногое, чего достигли негры в США, они добились не благодаря, а вопреки тому, что автор называет американской "демократией". Да и сам он в этой части своей статьи приводит немало примеров, показывающих уродливые черты сегодняшней американской действительности, однако и здесь он ничего не говорит о тех социальных силах в США, которые стоят на пути прогресса негритянского народа.

 

Можно вполне согласиться с Куком, когда он отмечает, что в настоящее время негритянский народ США встал перед необходимостью принятия важных решений, имеющих огромное значение для его будущего, что он должен стать "творцом исторического процесса". Но попытка Кука определить перспективу развития негритянского вопроса в США не вышла за рамки его концепции "трагедии": негры постоянно будут вынуждены жертвовать одним "добром" ради другого. Вместо того чтобы говорить о том, как добиться прогресса в положении негров в стране, как преодолеть многочисленные препятствия на этом пути, он делает упор на "тщетности иллюзий", утверждает, что негр "бессилен перед противодействующими силами" и что его будущее представляет собой мрачную тайну".

 

Концепция Кука не имеет ничего общего с действительной историей негритянского народа США, который никогда не мирился со своим угнетением, всегда вел борьбу с ним, верил и верит в конечную свою победу. Выдающемуся представителю негритянского народа Фредерику Дугласу принадлежат слова: "Я счастлив в борьбе так же, как и в победе!"1 . Положив в основу ложную идеалистическую схему, невозможно при самых благих пожеланиях создать подлинно научную концепцию истории негритянского народа США, как и любого другого народа.

Опубликовано на Порталусе 16 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама