Порталус \\ Научная библиотека

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 25.03.17

ИЕРАТИЧЕСКИЕ И ДЕМОТИЧЕСКИЕ ПАПИРУСЫ

Дата публикации: 11 октября 2016
Автор: И. А. СТУЧЕВСКИЙ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 1, Январь 1967, C. 217-218
Номер публикации: №1476202898 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


И. А. СТУЧЕВСКИЙ, (c)

найти другие работы автора

Посетители египетских залов московского Музея изобразительных искусств и ленинградского Эрмитажа нередко останавливаются перед стендами, прикрытыми специальными шторками. Если поднять эти шторки, то можно обнаружить под стеклом на желтоватой или коричневатой поверхности своеобразного писчего материала, напоминающего грубую бумагу или картон, какие-то странные письмена. Иногда эти письмена сопровождаются рисунками. По внешнему виду они отличаются от египетских иероглифов, покрывающих выставленные здесь же в зале каменные плиты, статуи и саркофаги. Что же это за письмена? Перед нами древнейшие памятники египетской скорописи, насчитывающие от пяти до двух тысяч лет, - иератические и демотические папирусы. На этих папирусах зафиксированы тексты, составленные на древнеегипетском языке, который не имеет ничего общего с арабским языком современных жителей Египта.

 

Писчий материал - папирус, на котором записывались тексты, - изготовлялся из болотного тростникового растения того же названия. Оно в больших количествах росло в болотистых зарослях Нила, главным образом в дельте реки. Сейчас здесь папирус уже почти не встречается. Папирус достигал в высоту 6 метров. В наши дни в естественных условиях он произрастает в Судане, Эфиопии, Палестине, Месопотамии и Сицилии. Из папируса, помимо писчего материала, делали в древности одежду, обувь, паруса, судовые канаты и легкие лодки. Мягкие побеги папируса употреблялись в пищу. Собранный папирус подвергался специальной обработке. Его стебли расщеплялись на отдельные полоски, которые затем тщательно подгонялись друг к другу. Сначала полоски папируса располагались вертикально, сверху на них накладывались горизонтальные слои. Все это прессовалось и в конце концов склеивалось. Связующим веществом служил сок растения. Высота листа приготовленного папируса колебалась в разное время от 20 до 40 см, длина свитка папируса, склеивавшегося из нескольких отдельных кусков, иногда достигала многих метров. Свежий лист папируса был почти белым. Со временем он темнел и становился хрупким. Климатические условия Египта были благоприятны для сохранения папирусов. Многие из них дошли до нашего времени и стали объектом изучения специалистов-египтологов. В древности папирус как удобный писчий материал был очень популярен; его вывозили из Египта в другие страны.

 

Само название "папирус" греческого происхождения и, по-видимому, восходит к древнеегипетскому слову "паперо", что означает "царский". Можно предположить, что такое наименование этот болотный тростник получил потому, что за несколько веков до нашей эры, при Птоломеях, на его обработку была введена царская монополия. Слово "папирус" вошло во все европейские языки для обозначения бумаги. Немецкое "папир" (Papier), французское "папье" (papier), английское "пэйпер" (paper) и русское "папироса" обязаны своим происхождением древнему писчему материалу египтян - папирусу.

 

Иератические и демотические тексты представляют собой скорописный вариант иероглифического письма. Поскольку их записывали при помощи кисточки или тростникового пера особой черной либо красной краской, то по необходимости отдельные, четкие, рисуночные иероглифы, изображавшие предметы, людей, животных и растения, упрощались. Их наглядный характер исчезал, линии становились схематичными, закругленными, появлялись различные сокращения и лигатуры - соединения нескольких знаков; в один. Строки обычно располагались горизонтально, справа налево, но иногда вертикально, сверху вниз. Иератические и иероглифические тексты, как правило, не отличаются по языку. Что касается демотических папирусов, то некоторые из них составлялись на позднем варианте древнеегипетского языка, получившем наименование демотического.

 

Древнеегипетский язык принадлежит к особой группе так называемых семито-хамитских языков, куда, помимо древнеегипетского, относятся: собственно семитские языки (в том числе арабский и древнееврейский), ливийско-берберийские языки обитателей Северной Африки и кушитские языки некоторых народов Восточной Африки и Эфиопии. Древнеегипетский язык за многие тысячелетия своего существования прошел длинный путь развития. Известно несколько его стадий, носящих в египтологии такие наименования: язык эпохи Древнего царства (XXXII - XXII вв. до н. э.); среднеегипетский, или классический, язык (XXII - XVI вв. до н. э.); новоегипетский язык (XVI - VIII вв. до н. э.); демотический язык (VIII в. до н. э. - V в. н. э.); коптский язык (с первых веков н. э.).

 

Коптский язык был последним вариантом древнеегипетского языка, воспринявшим греческую графику и во многих чертах греческую лексику. Он записывался уже алфавитными греческими буквами с дополнением нескольких знаков, заимствованных из демотического письма, для обозначения звуков, отсутствующих в греческом языке. Коптским языком и коптской письменностью пользовались египетские христиане - копты. После завоевания Египта арабами в VII в. н. э. коптский язык стал постепенно вытесняться арабским. В настоящее время коптский язык - мертвый язык, употребляющийся лишь в христианской литературе и при богослужении. Сами египетские христиане уже не понимают по-коптски; их родным языком, как и у мусульман, является арабский.

 
стр. 217

 

Названия "иероглифическое письмо", "иеротическое письмо" и "демотическое письмо" греческого происхождения. Термин "иероглиф" состоит из двух греческих слов: "иерос" - "священный" (или "жреческий") и "глифо", что означает: "вырезаю", "высекаю". Действительно, иероглифы обычно высекались на твердом материале - на стенах храмов, обелисков, саркофагов, гробниц, на статуях и стелах. Характер писчего материала обусловливал четкий, рисуночный облик иероглифов. Когда греки впервые увидели эти знаки, они решили, что ими писались только торжественные, официальные, священные тексты. Поэтому они и получили в произведениях античных греческих авторов наименование иероглифов (то есть "священных высеченных знаков").

 

Иератические и демотические тексты представляли собой различные формы курсива того же иероглифического письма. По определению крупнейшего русского египтолога Б. А. Тураева, иероглифический, иератический и демотический виды письма относились друг к другу, как наш печатный текст - к скорописи и стенографии. Название "иератика" было введено впервые греческим античным писателем Климентом Александрийским и буквально означает "священное", или "жреческое", письмо. Такое наименование было предложено Климентом Александрийским потому, что в его время иератикой уже пользовались главным образом жрецы. В противоположность иератике в позднее время для хозяйственных и иных повседневных нужд прибегали к "народному письму", или к "демотике". Термин "демотика" означает по-гречески "народная письменность". Впервые она была так названа Геродотом в V в. до н. э. Интересно отметить, что знаменитый Розеттский камень, найденный в 1799 г. в Египте солдатами Наполеона Бонапарта и послуживший ключом для расшифровки древнеегипетской письменности, содержал торжественный декрет эллинистического царя Египта Птоломея V Эпифана, записанный тремя видами письма на двух языках: на греческом языке греческой письменностью и на древнеегипетском языке иероглифическими и демотическими знаками.

 

Иератические знаки стали употребляться в глубочайшей древности, в эпоху Древнего царства, еще при фараонах Первой династии. В дальнейшем они видоизменялись, так что опытный специалист-египтолог может по форме иератических знаков определить время, когда они были записаны. Различают иератику Древнего царства (XXVI - XXII вв. до н. э.), иератику Среднего царства (XXI - XVI вв. до н. э.) и иератику Нового царства (XV - XI вв. до н. э.). В более поздние столетия египетской истории иератические знаки уподоблялись тем формам, которые были характерны для начала Нового царства. Но иератических текстов от того времени сохранилось немного. Им на смену шла демотика и так называемая "анормальная иератика".

 

Еще с эпохи Среднего царства выделилось два вида иератики: книжная и курсивная, различавшиеся по степени упрощения иероглифических знаков. Курсивная иератика, употреблявшаяся при составлении различных хозяйственных и деловых текстов, была более схематичной по сравнению с книжной. На основе курсивной иератики во второй половине I тыс. до н. э. развилась в Верхнем Египте особая, "анормальная" иератика, специфической чертой которой была исключительная упрощенность знаков и обилие лигатур. На протяжении многих столетий иератические знаки все более отдалялись от их иероглифического, картинного, четкого прототипа. Вырабатывались особые приемы написания слов, которые, хотя и не отличались от соответствующих слов иероглифических текстов по своему звучанию и значению, тем не менее писались иногда несколько иначе, с помощью других знаков, более удобных при скорописном их выражении. В целом в иератике употреблялось меньше знаков, чем в иероглифике.

 

Демотическое письмо развилось из курсивной иератики Нижнего Египта как крайняя степень упрощения древних иероглифов. По своему происхождению оно не отличается от поздней, или "анормальной", иератики. Однако в связи с тем, что в позднее время политический центр страны помещался в Дельте (в низовьях Нила), нижнеегипетская демотика победила верхнеегипетскую "анормальную иератику" и вытеснила ее из повседневного употребления. Различают демотику раннюю (с VII в. до н. э.), демотику птоломеевского времени (IV - I вв. до н. э.) и демотику римско-византийской эпохи (I - V вв. н. э.). Поздняя демотика была постепенно заменена коптским письмом, основанным, как мы уже говорили, на греческой графике. Демотические тексты составлялись для повседневных нужд. В этой системе письма уже делались попытки выработать способы передачи гласных звуков на основе обозначения слогов (в иероглифической и иератической письменности изображались только согласные).

 

Термин "демотический" применяется в египтологии как по отношению к виду письма, так и по отношению к самому языку. Хотя эти понятия очень близки друг другу, они не совпадают. Известны демотические тексты, написанные не на демотическом языке. Сам "демотический" язык был поздней формой древнеегипетского языка и отличался некоторыми грамматическими особенностями. Отличительной чертой демотической письменности является ее крайний схематизм, обилие лигатур. Все это напоминает стенографию. Разбирать демотические тексты исключительно трудно, учитывая многозначность знаков. Лишь немногие специалисты способны читать демотику. В Советском Союзе к их числу относился покойный академик В. В. Струве.

Опубликовано 11 октября 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?