Рейтинг
Порталус

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОБ ИСТОРИИ И ИСТОРИКАХ

Дата публикации: 06 декабря 2016
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1970, C. 209-215
Номер публикации: №1480984733


Человеческая история неисчерпаема. Может показаться, что быть историком, доискиваясь причин и устанавливая взаимосвязь всех минувших событий, не очень благодарная участь. Между тем это - почетная, нужная и одна из древнейших на Земле профессий. Еще не возникло письменности, когда история уже существовала. Она складывалась из устных преданий и легенд, ее источниками являются памятники материальной культуры. В чем же заключается притягательная сила истории? Она состоит прежде всего в естественном желании знать как можно больше о своих предках, об их делах и помыслах. Кроме того, история отражает культурный уровень народа, характеризуя ступень развития, на которой он находится. Наконец, познавая прошлое, мы выявляем закономерности исторического развития и на их основе учимся стро-

 
стр. 209

 

ить будущее. Конечно, в истории не обходилось без периодов застоя или даже сдвигов назад. В. И. Ленин указывал, что "представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно"1 . Это бесспорно. Но в целом человечество неизменно движется в своем развитии вперед. Вот почему лучшие умы человечества постоянно обращались к истории.

 

С того времени, как появился марксизм, история тоже начала становиться подлинной наукой, которая путем анализа прошлого дает возможность предвидеть последующие результаты политических, экономических и общественных действий, а также влияния идей. И в этом - ее могучая сила. Эту силу стало возможным использовать после того, как К. Маркс и Ф. Энгельс показали общие закономерности развития общества и создали науку о них - исторический материализм. "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории"2 , - писали К. Маркс и Ф. Энгельс. В. И, Ленин подчеркивал: "Ведь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (α) исторически; (β) лишь в связи с другими; (γ) лишь в связи с конкретным опытом истории"3 . И какую бы из работ корифеев марксизма-ленинизма мы ни взяли, увидим, что любая из них насыщена историзмом, основана на истории, ориентирует читателя в прошлом и содержит определенные прогнозы на будущее.

 

Ниже предлагается вниманию читателей подборка высказываний об истории и историках. Они взяты из произведений ученых, писателей, артистов, художников и политических деятелей разных времен и расположены в алфавитном порядке авторов. Во многом их взгляды различны, иногда противоречивы. Но имеется и то общее, что объединяет их всех: любовь и уважение к истории4 .

 

* * *

 

История требует творчества, как и поэзия... Отчего поэзия действует на нас сильнее, чем та действительность, которая составляет ее содержание? - Оттого" что в поэтическом произведении устраняется все случайное и постороннее и представляется одно необходимое и знаменательное, совокупленное в стройной картине, носящей на себе отпечаток единства и целостности. То же условие требуется и от истории, а условие это требует творчества. В. Г. Белинский (1811 - 1848) "История Малороссии, Николая Маркевича".

 

Содержание исторической жизни составляют идеи, а не одни факты. В. Г. Белинский "Сочинения Державина".

 

Кто чрезмерно чтит старину, становится в новое время посмешищем. Ф. Бэкон (1561 - 1626) "Опыты и наставления нравственные и политические".

 

Кто кончает революцию на половине - копает сам себе могилу. Г. Бюхнер (1813 - 1837) "Смерть Дантона".

 

Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на Земле приносит невежество. К. А. Гельвеции (1715 - 1771) "Об уме".

 

Всякий, кто пишет историю и искажает ее факты, - дурной гражданин. Он обманывает читателей и лишает их неоценимой выгоды, которую они могли бы извлечь из чтения истории. К. А. Гельвеции "О человеке".

 

Ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического развития. А. И. Герцен (1812 - 1870) "Письма об изучении природы".

 

Ничего не может быть ошибочнее, как отбрасывать прошедшее, служившее для достижения настоящего, будто это развитие - внешняя подмостка, лишенная всякого внутреннего достоинства. Тогда история была бы оскорбительна: вечное заклание живого в пользу будущего; настоящее духа человеческого обнимает и хранит все прошедшее, оно не прошло для него; былое не утратилось в настоящем; проходит одно - ложное, призрачное, несущественное; оно, собственно, никогда не имело действительного бытия, оно мертворожденное, - для истинного смерти нет. Там же.

 

Высокое значение всей историй - страст-

 

 

1 В. И: Ленин. ПСС. Т. 30, стр. 6.

 

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3, стр. 16.

 

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 49, стр. 329.

 

4 Подборка дана по материалам из сборника исторических афоризмов, подготавливаемого к печати старшим научным сотрудником Института истории СССР АН СССР, кандидатом исторических наук Г. С. Игнатьевым.

 
стр. 210

 

ная борьба, А. И. Герцен "Письмо к сыну, 7.II.1860".

 

Историк должен отделить истину от лжи, достоверное - от сомнительного, сомнительное - от того, чего вовсе нельзя принять. И. В. Гёте (1749 - 1832) "Избранные афоризмы и мысли".

 

Для того, чтобы изложить историю в ее подробностях и вместе с тем сохранить в них некоторую целость, необходимо.; сжать ее пределы. Ф. П. Г. Гизо (1787 - 1874) "История цивилизации во Франции".

 

Отнимите у человека все источники к познанию прошедшего - он готов склонять в собеседование с собою столетние древа; вопрошать скалы" ища жизни в тлении и света во мраке могил... Таково, впрочем весьма извинительное, стремление отгадывать тайны, умолченные веками! Ф. Н. Глинка (1786 - 1880) "Рассуждение о необходимости деятельной жизни, ученых учреждений и чтения книг".

 

История - это роман, бывший в действительности. Э. Гонкур (1822 - 1896) и Ж. Гонкур (1830 - 1870) Яд и корона".

 

Народ - не только сила, создающая все материальные ценности, он - единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии Земли и величайшую из них - историю всемирной культуры. А. М. Горький (1868 - 1936) "Разрушение личности".

 

История человеческого труда и творчества гораздо интереснее и значительнее истории человека, - человек умирает, не прожив и сотни лет, а дело его живет века. А. М. Горький "О том, как я учился писать".

 

Нет оружия более острого, чём знание, основанное на трудовых процессах, на изучении прошлого человечества. А. М. Горький "Предисловие к книге Ф. -Р. Шатобриана "Ренэ".

 

Можно без преувеличения сказать, что нет науки, которая не входила бы своими результатами в состав всеобщей истории, имеющей передать все видоизменения и влияния, каким подвергалась жизнь человечества. Т. Н. Грановский (1813 - 1855) "О современном состоянии и значении всеобщей истории".

 

История сделается в высшем и обширнейшем смысле, чем у древних, наставницею народов и отдельных лиц и явится нам не как отрезанное от нас прошедшее, но как целый организм жизни, в котором прошедшее, настоящее и будущее находятся в постоянном между собой взаимодействии. Там же.

 

История по самому содержанию своему должна более других наук принимать в себя современные идеи. Мы не можем смотреть на прошедшее иначе, Как с точки зрения настоящего. В судьбе отцов мы ищем преимущественно объяснения собственной. Т. Н. Грановский "Историческая литература во Франции и Германии в 1847 году".

 

Нередко историки, игнорирующие или неправильно понимающие народные оценки важнейших фактов своей истории, делали крупные ошибки. Народное предание правдиво и искренно, потому что это голос подлинной жизни. Б. Д. Греков (1882 - 1953) "Киевская Русь".

 

Народ, переживший на протяжении своей истории много и тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и пережитое передал на память следующим поколениям. Былины - это история, рассказанная самим народом. Тут могут быть неточности в хронологии, в терминах, тут могут быть фактические ошибки.., но оценка событий здесь всегда верна и не может быть иной, поскольку народ был не простым свидетелем событий, а субъектом истории, непосредственно творившим эти события, самым непосредственным образом в них участвовавшим. Там же.

 

Беседовать с писателями других веков - почти то же, что путешествовать. Полезнее познакомиться с нравами других народов, чтобы более здраво судить о наших собственных, и не считать, что все, не согласное с нашими обычаями, смешно и противно разуму, как это обычно думают те, кто ничего не видел. Р. Декарт (1596 - 1650) "Рассуждение о методе".

 

Историю надо писать заново, и каждый выдающийся ум, опираясь на движение идей, которые он принимает или с которыми борется, открывает в событиях, рассказанных другими, новые уроки и перспективы. Э. Делакруа (1798 - 1863) "Дневник".

 

Знание истории... молодым людям доставляет благоразумие старых, а искусство старых умножает. Простых делает достойными начальства; начальников же славою бессмертия возбуждает к предприятию дел достохвальных. Диодор Сицилийский (ок. 90 - 21 до н. э.) "Историческая библиотека".

 

В произведениях исторического характера правда должна быть фактическая; в беллетристике, где происшествия вымышлены, она

 
стр. 211

 

заменяется логическою правдою, то есть разумной вероятностью, и сообразностью с существующим ходом дел. Н. А. Добролюбов (1836 - 1861) "Луч света в темном царстве".

 

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Н. М. Карамзин (1766 - 1826) "История государства Российского".

 

История... расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим. Там же.

 

Историк - не летописец: последний смотрит единственно на время, а первый - на свойство и связь деяний. Там же.

 

Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться. Там же.

 

Что сделано, того не воротишь, то слилось уже с безграничным, вечно живущим, вечно деятельным миром, то вместе с ним действует людям на пользу или вред, явно либо тайно, на вечные времена. Т. Карлейль (1795 - 1881) "Этика жизни".

 

Знание исторических событий представит в нас человека, как бы несколько веков уже прожившего. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 - 95) "Риторические наставления".

 

История народа, научно воспроизведенная, становится приходно-расходной его книгой, по которой подсчитываются недочеты и передержки его прошлого. Прямое дело ближайшего будущего - сократить передержки и пополнить недоимки, восстановить равновесие народных задач и средств. Достигнутый уровень народных сил, накопленный запас народных средств - это плоды многовекового труда наших предков, результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, что они не успели сделать: их недоимки - наши задачи, т. е. задачи вашего и идущих за вами поколений. В. О. Ключевский (1841 - 1911) "Курс русской истории".

 

Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином. Там же.

 

Пока живут люди, живет история! И. Н. Крамской (1837 - 1887) "Взгляд на историческую живопись".

 

История нам нужна не как что-то самодовлеющее, а.., как средство для более глубокого понимания действительности. Н. К. Крупская (1869 - 1939) "Задачи антирелигиозной пропаганды".

 

Всякое великое историческое явление приготовляется веками. П. Н. Кудрявцев (1816 - 1858) "О современных задачах истории".

 

Из всех наук история наименее способна вынести какое-нибудь принуждение. Там же.

 

Печать историческая, хороша она или дурна, почти всегда неизгладима. П. Н. Кудрявцев "Каролинги в Италии".

 

Творя великое, человек оставляет и великую задачу последующим векам. П. Н. Кудрявцев "Дант, его век и жизнь".

 

История убеждает, что изучение Древнего мира, развивая ум и укрепляя способность к напряженному логическому труду, вносит в общество идею свободы личной деятельности и идею свободы мысли, а вместе с тем водворяет в нем законность и преданность к исполнению долга. М. С. Куторга (1809 - 1886) "О науке и ее значении в государстве".

 

Жизнь героев обогатила историю, а история украсила подвиги героев; поэтому я затрудняюсь сказать, кто кому больше обязан: пишущие историю - тем, кто одарил их столь благодарным материалом, или эти великие люди - своим историкам. Ж. де Лабрюйер (1645 - 1695) "Характеры, или нравы, этого века".

 

Каждое поколение ответственно перед потомством за то лишь, что оно могло сделать и чего не сделало. П. Л. Лавров (1823 - 1900) "Исторические письма".

 

Необходимой обязанностью историка является познавать источники, прослеживать в них истину, обнаруживать состояние человека, духа его, места и времени. Без знакомства с источниками исследователь принужден доверять чужим глазам, он может только усваивать чужие точки зрения, но не способен выяснить истину, Й. Лелевель (1786 - 1861) "Каким надлежит быть историку?".

 

Настоящий историк не обращает внимания на частную деятельность отдельных личностей, если она не оказала влияния на судьбу человеческого рода. Там же.

 

Познание минувших времен и познание стран мира - украшение и пища человеческих умов. Л. да Винчи (1452 - 1519) "Мысли и афоризмы".

 
стр. 212

 

Нужны века, чтобы мало-помалу поднимать покровы истины. Дж. Леопарди (1798 - 1837) "Диалоги и мысли".

 

В этом-то и состоит нравственная польза и плодотворность изучения истории, что разнообразные примеры созерцаешь точно на блестящем памятнике: отсюда можно взять и для себя, и для своего государства образцы, достойные подражания, тут же найдешь и позорное по началу и концу, чего следует избегать. Тит Ливии (59 до н. э. - 17 н. э.) "История Рима от основания города".

 

Нет ничего поучительнее и занимательнее истории. Дж. Локк (1632 - 1704) "Мысли о воспитании".

 

Когда вымышленные повествования производят движения в сердцах человеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеет силы, особливо ж та, которая изображает дела праотцов наших? М. В. Ломоносов (1711 - 1765) "Древняя Российская история".

 

Ум историка должен походить на зеркало, правдивое, блестящее и с точным центром; какими им воспринимаются образы вещей, такими они должны и отражаться, ничего не показывая искривленным, или неправильно окрашенным, или в измененном виде. Лукиан (ок. 120 - после 180) "Как следует писать историю".

 

Я утверждаю, что тот, кто хочет хорошо написать историю, должен с самого начала обладать двумя основными достоинствами: политическим чутьем и умением излагать. Там же.

 

Историки редко нисходят до тех подробностей, по которым только и можно заключать о действительном состоянии данного общества. Оттого-то потомство слишком часто обманывается неопределенными гиперболами поэтов и риторов, ошибочно принимающих придворный блеск за народное благосостояние. Т. Б. Маколей (1800 - 1859) "Макиавелли".

 

История может поистине быть определена, как славная война со Временем, ибо, отбирая у него из рук годы, взятые в плен и даже успевшие стать трупами, она возвращает их к жизни, делает им смотр и заново строит к бою. А. Мандзони (1785 - 1873) "Обрученные".

 

Смотреть на историю единственно, как на литературное произведение, есть уничтожать оную. Мудрому историку мы простим недостаток искусства; красноречивого осудим, ежели не знает основательно того, о чем повествует. Н. М. Муравьев (1796 - 1843) "Мысли об "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина".

 

Настоящее - дитя прошлого и мать будущего. М. Л. Налбандян (1829 - 1866) "Речь об армянской словесности".

 

Критические периоды в истории безжалостно срывают с нас все маски и выявляют глубоко скрытые в нас слабости. Дж. Неру (1889 - 1964) "Автобиография".

 

О былом вспоминают в связи с настоящим. Публий Овидий Назон (43 до н. э. - 18 н. э.) "Метаморфозы".

 

История обогащает нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт только в том случае, когда мы изучаем какое-нибудь событие в его естественной связи с его причинами и его последствиями. Д. И. Писарев (1840 - 1868) "Исторические эскизы".

 

Жить своим умом по меньшей мере приятно, и потому те периоды всемирной истории, во время которых благодетели человечества никому не позволяли жить своим умом, наводят на нас тоску и досаду. Д. И. Писарев "Бедная русская мысль".

 

История до сих пор - не что иное, как огромный арсенал, из которого каждая литературная партия выбирает себе годные аргументы для поражения своих противников. Д. И. Писарев"Реалисты".

 

Чтобы понимать событие, надо знать его деятелей; чтобы объяснить себе историческое развитие человечества, надо знать те силы, которые действуют в нем самом и вокруг него. Д. И. Писарев "Наша университетская наука".

 

Мы должны изучать факты, относящиеся к прошлой жизни человечества, чтобы открыть законы его прогресса. Мы только тогда сможем предвидеть будущее, когда поймем прошлое. Г. В. Плеханов (1856 - 1918) "О материалистическом понимании истории".

 

Первая обязанность историка и надежнейшая опора его выводов - критика источников. Г. В. Плеханов "Неудачная история партии "Народной воли".

 

Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю. Плутарх (ок. 45 - 127) "Сравнительные жизнеописания".

 

Время настоящее есть плод прошедшего и семя будущего. М. П. Погодин (1800- 1875) "Исторические афоризмы".

 

Народ без историка - творение недовершенное, без самопознания. Там же.

 
стр. 213

 

История, в высшем знании, не есть складно написанная летопись времен минувших, не есть простое средство удовлетворять любопытство наше. Нет: она практическая проверка философских понятий о мире и человеке, анализ философского синтеза. Н. А. Полевой (1796 - 1846) "Очерки русской литературы".

 

История по частям дает лишь очень мало для точного уразумения целого; достигнуть этого можно не иначе, как посредством сцепления и сопоставления всех частей, то сходных между собою, то различных; только тогда и возможно узреть целое, а вместе с тем воспользоваться уроками истории и насладиться ею. Полибий (ок. 200 - ок. 120 до н. э.) "Всеобщая история".

 

Сочинение не должно именоваться историей, если только в нем нарушены требования правды... В историческом сочинении правда должна господствовать надо всем. Там же.

 

Изучение минувших событий во всех подробностях и в их истинном значении может дать руководящие указания относительно будущего. Там же.

 

Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. А. С. Пушкин (1799 - 1837) "Заметки и афоризмы разных годов".

 

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. А. С Пушкин "Мысли и замечания".

 

Из умственных занятий одно из самых важных и полезных - описывать былые события. Гай Крисп Саллюстий (86 - 35 до н. э.) "Югуртинская война".

 

Историки должны и обязаны быть точными, правдивыми и до такой степени беспристрастными, чтобы ни корысть, ни страх, ни вражда, ни дружба не властны были свести их с пути истины, истина же есть родная дочь истории - соперницы времени, сокровищницы деяний, свидетельницы минувшего, поучительного примера для настоящего, предостережения для будущего. М. Сервантес де Сааведра (1547 - 1616) "Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский".

 

Великий человек своею деятельностью воздвигает памятник своему народу; какой же народ откажет в памятнике своему великому человеку? С. М. Соловьев (1820 - 1879) "Публичные чтения О Петре Великом".

 

История первоначально есть наука народного самопознания. Но самый лучший способ для народа познать самого себя - это познать другие народы и сравнить себя с ними; познать же другие народы можно только посредством познания их истории. С. М. Соловьев "Наблюдения над исторической жизнью народов".

 

Будем внимательно, добросовестно изучать старое, чтобы еще лучше познать новое. К. С. Станиславский (1863 - 1938) "Речь на первом уроке ученикам, сотрудникам и актерам филиального отделения МХТ".

 

Главною обязанностью истории считаю то, чтобы не замалчивались добродетели и чтобы дурные слова и дела боялись потомства и позора. Публий Корнелий Тацит (ок. 55 - ок. 120)"Анналы".

 

Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер. А. Н. Толстой (1883 - 1945) "Краткая автобиография".

 

И как жизнь отдельного человека, не переставая, изменяется соответственно его росту, т. е. согласно с изменением общего понимания смысла своей жизни, точно так же" не переставая, изменяется и не может не изменяться и жизнь не перестающего расти, подвигаться вперед к более разумной жизни всего человечества. Л. Н. Толстой (1828 - 1910) "Неизбежный переворот".

 

Источники истории суть лишь указания, при помощи которых надо восстановить невидимого индивидуума. И. Тэн (1828- 1893) "О методе критики и об истории литературы".

 

Если в чем и можно быть уверенным, то только в том, что ни одна история не имеет конца, ибо история, которая нам кажется оконченной лишь глава истории, не имеющей конца. Р. П. Уоррен (р. 1905) "Вся королевская рать".

 

Сегодня, как и две тысячи лет назад, Для того, чтобы представить себе будущее, нужно изучать не действия сильных мира сего, НО скрытые движения масс трудового народа. А. Франс (1844 - 1924) "За русский народ".

 

Историческая рукопись обладает порою Потрясающей силой, ибо несколько ее строк способны восстановить какую-нибудь сцену гораздо пластичнее, чем это могут сделать поэт или биограф, С. Цвейг (1881 - 1942) "Смысл и красота рукописей".

 

Первая задача истории - воспроизвести

 
стр. 214

 

жизнь; вторая, исполняемая не всеми историками, - объяснить ее; не заботясь о второй задаче, историк остается простым летописцем, и его произведение - только материал для настоящего историка или чтение для удовлетворения любопытства; думая о второй задаче, историк становится мыслителем, и его творение приобретает через это научное достоинство. Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889) "Эстетические отношения искусства к действительности". Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии; можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно неразвитый умственно. Н. Г. Чернышевский"Пропилеи".

 

Изучение истории необходимо, даже совершенно необходимо для человека, который желает жить в обществе. Ф. Д. С. Честерфилд (1694 - 1773) "Хороший тон, или житейская мудрость и знание света".

 

 

Опубликовано на Порталусе 06 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама