Рейтинг
Порталус

ТРАГЕДИЯ ЖИТЕЛЕЙ АКАДИИ

Дата публикации: 31 декабря 2016
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Номер публикации: №1483168983


История колониальных захватов Франции и Англии в Канаде является, пожалуй, одним из наиболее ярких проявлений хищнической природы буржуазии, которая в своем стремлении к обогащению не останавливалась ни перед какими преступлениями. Об этом еще раз дают наглядное представление двухтомное исследование известного франко-канадского историка Р. Рюмийи "История акадийцев" и работа американского историка О. Уинцерлинга "Одиссея акадийцев", посвященные трагической судьбе части канадского населения1 . "Друг мой, - пишет Р. Рюмийи, - если ты интересуешься, где пролегла первая тень недоверия между франко-канадцами и англо-канадцами, вспомни о трагедии акадийцев"2 . Инициатива в исследовании данного вопроса принадлежит франко-канадским ученым. Что касается английских буржуазных авторов, то они либо умалчивают об этом трагическом событии, либо пишут об акадийцах-французах как о временных поселенцах, специализировавшихся на ловле трески в районе Ньюфаундлендской отмели3 .

Акадией в период колонизации Канады (XVII в.) французы называли полуостров, расположенный на восточном берегу Северной Америки. Позже к Акадии стали относить также и земли восточнее залива и реки Св. Лаврентия. Ныне на этой территории расположены две провинции Канады: Новая Шотландия и Нью-Брансуик. В 1604 г. на побережье Акадии высадились первые французские колонисты во главе с Самюэлем де Шамплейном, а в 1605 г. они основали здесь поселение Пор-Руаяль (с 1710 г. Аннаполис- Ройял в Новой Шотландии). К 1663 г., когда французские владения в Канаде были превращены в колонию Новая Франция, в Акадии, этой наиболее богатой лесом, пушниной и полезными ископаемыми части страны, проживало около 22 тыс. человек (около 7 тыс. французов и 15 тыс. индейцев).

С декабря 1620 г., то есть с момента появления на Атлантическом побережье Канады англичан, Акадия становится ареной острейшей борьбы между Францией и


1 R. Rumilly. Histoire des Acadiens. Vol. 1 - 2. Montreal - Paris. 1956 - 1957; O.W. Winzerling. Acadian Odissey. Louisiana. 1957.

2 R. Rumilly. Op. cit. Vol. 1, p. 7.

3 G.F. Clarke. Too Small a World. The Siory of Acadia. Brunswick. 1958, pp. 55 - 56.

стр. 212


Англией. При этом французы, осевшие раньше англичан в Акадии, опирались в развернувшейся борьбе на местные индейские племена. "Историю Акадии, - пишет Р. Рюмийи, - делали мужественные люди. Они смело углублялись в толщу старого и угрюмого леса. Шумящие сосны и поросшие мхом лиственницы скрывали от непогоды этих людей. Закутавшись в шкуры, на собачьих упряжках, а порою сами впрягаясь в сани, проникали они в самые укромные уголки Акадии. Многие из них погибали, сжираемые вечно голодными волками"4 . Что же они искали? Золота в Акадии не было. Зато в изобилии были лес, пушнина (особенно бобровые), свинец, медь. Французский лесопромышленник и купец Н. Дени основал в Акадии несколько лесопильных заводов, три фактории - по заготовке и обработке шкур бобра, а затем занялся разработкой месторождений свинца и меди для корабельных нужд5 . В Акадии развивались земледелие и ремесла, возникали мануфактуры и лесопильные заводы.

В землевладении господствовала феодальная собственность. Поземельные отношения в стране напоминали "старый режим" во Франции, но отнюдь не являлись его копией. Наличие свободных земель не давало возможности крупным землевладельцам осуществлять на практике феодальный принцип - "нет земли без сеньора". Некоторые франко-канадские историки представляют жизнь акадийцев как "идеальное патриархальное общество" "Акадийцы, - пишет Р. Рюмийи, - были честными, добродетельными, споров между ними почти не возникало. Жили они одной дружной, равноправной семьей, свято соблюдая религиозные и патриархальные обычаи Франции"6 . Однако автор сам себе противоречит, описывая бунты и восстания, которые поднимали порою акадийцы против своих жадных и продажных правителей, особенно в связи с нехваткой товаров, привозимых из Франции.

Отнюдь не были идеальными и отношения между французами и индейцами-гуронами, которых первые корыстно использовали как орудие в своих руках. Если гуроны выступили в борьбе с англичанами на стороне французов, которые снабжали их оружием и боеприпасами7 , то англичане, в свою очередь, выдвигали на передний край враждовавшее с гуронами племя ирокезов, описанное Л. Г. Морганом в книге "Древнее общество". "Но почему так печально шумят сейчас сосны Новой Шотландии? Почему сейчас по всему пространству леса раздается шелест, напоминающий печальные и пророческие голоса акадийских землепашцев? Почему волны океана во время прибоя с шумом ударяются о берег и их звук эхом раскатывается в пещерах прибрежных скал?" - спрашивает франко- канадский историк А. Бернар в книге "Акадийская драма начиная с 1604 г."8 . По Утрехтскому договору 1713 г. полуостров Акадия отошел к Англии. Позже англичане заявили, что им должны принадлежать также земли от залива Фанди до залива Св. Лаврентия. Одновременно английские власти стали готовиться к военным операциям. На захваченном ими полуострове при содействии губернатора Новой Шотландии генерала Лоуренса они начали проводить в отношении местного населения политику насильственного переселения. Акадийцы-французы, оторванные от основной части Новой Франции, несколько раз поднимали восстания против англичан. В этой борьбе им активно помогали гуроны. Однако правитель Новой Франции интендант Биго, фаворит французского короля, вор и мошенник, как называет его Р. Рюмийи, был глух к народным выступлениям. К тому же самой Франции, занятой в то время европейскими делами, было не до колонии в Канаде.

Акадия прельщала англичан не только своими природными богатствами. Готовясь к новым операциям против французов, они решили ликвидировать в лице акадийцев возможную угрозу с тыла. В мае 1755 г. генерал Лоуренс отдал распоряжение о насильственном выселении акадийцев-французов и индейцев с полуострова и с земель от залива Фанди до берегов реки Св. Лаврентия, мотивируя это тем, чтобы "плодородные нивы Новой Шотландии заняли добрые протестантские подданные"9 . Форт Босежур, насчитывавший около 2 тыс. че-


4 R. Rumilly. Op. cit. Vol. 1, pp. 37- 38.

5 R. Gomeau. Nicolas Denys - Pionnier Acadien. "La Revue d'histoire de l'Amerique franchise", Juin 1955, pp. 31 - 32.

6 R. Rumilly. Op. cit. Vol. 1, pp. 55 - 56.

7 См. Е. В. Тарле. Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV - начало XIX в.). М. 1965, стр. 188 - 189.

8 A. Bernard. Le Drame Acadien depuis 1604 Montreal. 1951, p. 5.

9 H. Moro. Histoire de l'Acadie francaise de 1583 a 1755. P. 1929, p. 25.

стр. 213


ловек, сдался англичанам без боя. Та же участь постигла форт Гаспе. После этого три английских корабля уничтожили некоторые укрепления французов на побережье залива Фанди. Так было положено начало "Одиссее" акадийцев. "Остальное мы знаем, - пишет О. Уинцерлинг, - только со слов английского полковника Уинслоу по его показаниям"10 .

В сентябре 1755 г. англичане самым жестоким образом стали выселять французских и индейских жителей Акадии, сжигая их поселения. 8 тыс. акадийцев были посажены в заливе Фанди на 15 старых парусных кораблей и отправлены в Бостон, Нью-Йорк, Филадельфию, в штаты Каролину и Джорджию. Эти изгнанники были расселены по всему Атлантическому побережью. Остальная часть населения Акадии, узнав о случившемся, ушла в более северные районы Канады. Только 2 тыс. французов дошли пешком до Квебека, а 200 человек вернулись во Францию. Многие из акадийцев, лишенные средств к существованию и подвергаясь преследованиям со стороны англичан, погибли. Оставшиеся в живых использовались в деревнях на самых тяжелых работах. К тому же не следует забывать о религиозных распрях и преследованиях французов-католиков английскими протестантами11 . 200 же французов, которые достигли берегов Франции, обратились к королю Людовику XV с жалобой. По его распоряжению им выдали пособие на месяц из расчета по 6 су в день и отпустили на все четыре стороны. Большинство из них поселилось затем в Пуату и Берри.

На этом можно было бы поставить точку, если бы не то обстоятельство, что настоящая трагедия коренных жителей Акадии началась значительно раньше описанных событий, а именно со времени появления самых первых европейских поселенцев в Акадии. В период же английского владычества эта трагедия лишь продолжалась. Многие буржуазные историки, особенно франко-канадские, чаще останавливаются на трагических моментах колониальной политики в Канаде, связанных с обострением конкурентной борьбы между французами и англичанами в Северной Америке, причем с позиций одной из этих сторон. Правда, французский историк Е. Генен, описывая с большим сочувствием трудности французских поселенцев в Акадии, не скрывает, что наиболее жестоко расправлялся с индейскими племенами Акадии именно губернатор Новой Франции генерал де Фронтенак. Он рассматривал Новую Францию и Акадию "как имение, которое не приносит дохода", и использовал старый метод римлян, полагавших, что лучшее средство закрепить захваченную территорию - раздать ее завоевателям, которые будут защищать ее собственными средствами. Именно таким образом действовал по указанию де Фронтенака переброшенный из Франции в Акадию Кариньякский полк.

Местные индейские племена либо сгонялись с насиженных мест, либо погибали, споенные спиртными напитками. "Спустя 30 лет после появления водки в Акадии, - пишет Е. Генен, - в селениях из 2000 жителей осталось около 150 человек"12 . Специфика колонизации Канады французами, отмечал Е. В. Тарле, заключалась в том, что они стремились к легкой наживе: их прельщали меха, а земледелие интересовало мало; в то же время "все эти авантюристы, оседавшие в Канаде, не имели ни побуждений, ни возможности так систематически истреблять аборигенов, как это делали испанцы в Южной и Центральной Америке или как это делали те же французы на Гваделупе или Мартинике"13 . Причин тому несколько. Во-первых, индейцы-охотники были нужны французам, ибо являлись поставщиками дешевого меха; во-вторых, французов насчитывалось значительно меньше, чем индейцев, которые к тому же хотя и враждовали между собой, но объединялись в большие племенные союзы; в-третьих, индейцы прекрасно овладели огнестрельным оружием, завезенным в Канаду из Европы. "Английские пуритане рассуждали, - писал Е. В. Тарле, - как им казалось, безошибочно: ирокезы - язычники, но французы - католики, т. е. хуже, чем язычники, так как римская блудница, католическая церковь, хуже идолопоклонства. Поэтому вполне законно помогать ирокезам против французов и их союзников-гуронов"14 .

Англичане, впрочем, стремились расширить свои владения не только за счет индейцев- гуронов и французов, но и за счет


10 O.W. Winzerling. Op. cit, p. 82.

11 R. Rumilly. Op. cit. Vol. 2, pp. 100- 151.

12 Е. Генен. Новая Франция. СПБ. 1901, стр. 126, 119, 136.

13 Е. В. Тарле. Указ. соч., стр. 187.

14 Там же, стр. 188.

стр. 214


ирокезов. Они полагали, что изгнание французов и гуронов из Акадии одновременно решает две проблемы: избавляет англичан от возможного вмешательства Франции в дела Канады и освобождает их от конкурентов по скупке дешевого меха у индейцев. Для французов же Акадия и устье Св. Лаврентия являлись удобнейшим плацдармом для наступления на юг, чтобы вообще изгнать англичан из Канады. Такова истинная подоплека событий, которые стали трагедией для коренных жителей Юго-Восточной Канады.

Опубликовано на Порталусе 31 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Акадия



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама