Рейтинг
Порталус

Миссия Альбера Тома в Россию

Дата публикации: 05 июня 2017
Автор(ы): Н. В. Романовский
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, 1975-05-31
Номер публикации: №1496682600


Н. В. Романовский, (c)

"Revue historique de l'armee". Paris. 1973, N 3.

А. Тома, министр по делам вооружений правительства Франции в годы первой мировой войны, в апреле 1917 г. приехал в Россию, чтобы, подобно А. Гендерсону, Э. Вандервельде и другим "социалистам", поддержать Временное правительство и обеспечить продолжение участия России в войне. Неприглядная роль "социалистических" эмиссаров империалистических правительств в России в 1917 г. подробно раскрыта советскими историками1 . Статья работников архива исторической службы французской армии Ж. Нико и Ф. Шиллингера "Миссия Альбера Тома в Россию. Проблемы и трудности союза с русскими (май - июнь 1917 г.)", построенная на не публиковавшихся ранее документах из Национального архива Франции, в частности донесениях и дневниках самого А. Тома, раскрывает ряд малоизвестных подробностей этой миссии.

Публикация содержит некоторые штрихи, помогающие охарактеризовать отношение империалистических кругов Франции к революционным событиям в России. Приведенные в статье выдержки из документов показывают А. Тома как выразителя интересов и ходатая тех кругов Антанты, которые строили планы поддержки Временного правительства и продолжения участия России в империалистической войне с определенной степенью гибкости, с использованием "социалистической" фразеологии. А. Тома достиг некоторых успехов на этом поприще (что отразилось, в частности, на назначении его послом в Петроград на место М. Палеолога, скомпрометированного своими широко известными симпатиями к монархическим кругам России). В целом же эта, более гибкая тактика, как видно из содержания статьи, не разделялась влиятельными кругами Франции, делавшими ставку на буржуазно-помещичьи партии и группы, и была ими отвергнута (стр. 83). Это обстоятельство показывает, насколько необоснованными являются запоздалые сожаления некоторых современных буржуазных историков по поводу того, что можно было не упустить шанс на спасение буржуазного строя в России, если бы страны Антанты более гибко поддержали соглашательские партии.

В авторской характеристике целей миссии Тома в Россию четко проступает классовая обусловленность отношения официальной Франции к революции в России. Правящие круги Франции надеялись, что этот адвокат классового сотрудничества убедит лидеров меньшевиков и эсеров в необходимости продолжать войну до победного конца. Правительство Франции, пишут авторы, сознавало силу антивоенных настроений в России, но не шло дальше признания необходимости уступок в определении целей войны. Для торга по поводу размера этих уступок и посылался А. Тома в Россию. Однако, учитывая настроения трудящихся, такая установка обрекала его миссию на неудачу, как собственно и всю политику, направленную на продолжение войны.

Из статьи видно, насколько плохо понимал Тома подлинный смысл происходивших в России событий. Авторы обращают внимание читателей на недооценку им влияния большевиков и В. И. Ленина на рабочих, солдат и крестьян. Но дело в конечном счете вовсе не в понимании или непонимании, проявленном Тома в отношении "русских условий". Гораздо важнее то, что "социалистические" ходатаи по делам империалистов стояли на позициях своей буржуазии, представляли ее интересы и защищали их с помощью псевдосоциалистических фраз. Кстати, некоторые аспекты анализа А. Тома положения в России (рассуждения о "русской душе" и прочем) проливают свет на генезис современных кон-


1 См., например, А. Е. Иоффе. Русско-французские отношения в 1917 г. (февраль- октябрь). М. 1958; М. М. Карлинер. Миссия Гендерсона в Россию в 1917 г. "Европа в новое и новейшее время". М. 1966; В. С. Васюков. Внешняя политика Временного правительства. М. 1966; А. В. Игнатьев. Русско- английские отношения накануне Октябрьской революции (февраль-октябрь 1917 г.). М. 1966; его же. Внешняя политика Временного правительства. М. 1974, и др.

стр. 198


цепций буржуазной историографии по вопросу о русской революции.

Статья дополняет также представления о влиянии антантовских офицеров на процесс консолидации контрреволюционных сил, приведший позднее к мятежу Корнилова. В документах, привлекаемых авторами, отражены циркулировавшие в среде офицеров французской военной миссии высказывания о том, что единственным выходом для России остается террор, который они лицемерно именовали "революционным" и "якобинским". Эти мнения доводились до сведения Временного правительства и его главы А. Керенского. Показан целый спектр подобных настроений французских военных: спекуляция на революционных традициях Франции, требования сильного правительства, диктатуры, введения смертной казни на фронте и т. д. Шли разговоры и о военном перевороте, интервенции, о различных вариантах действий сил внутренней контрреволюции. Так смыкались интересы представителей Антанты и корниловцев.

Опубликовано на Порталусе 05 июня 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама