Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 23.08.17

Рецензии. ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. ОТ РАБСТВА К СВОБОДЕ. ИСТОРИЯ АМЕРИКАНСКИХ НЕГРОВ

Дата публикации: 30 июня 2017
Автор: А. П. КОРОЛЕВА
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Номер публикации: №1498843970 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. П. КОРОЛЕВА, (c)

найти другие работы автора

J. H. FRANKLIN. From Slavery to Freedom. A History of Negro Americans. Alfred A. Knopf. New York. 1974. 548 p.

Президент Организации американских историков в 1974 - 1975 гг. профессор Чикагского университета Джон Хоуп Франклин - один из крупнейших современных специалистов по истории американских негров. Он придерживается комплексного подхода к исследованию проблемы, по которой вплоть до настоящего времени не только не прекращается, но все больше усиливается острейшая идеологическая борьба в американской историографии.

Четвертое, дополненное издание книги Франклина "От рабства к свободе" представляет собой значительное явление в научной жизни США, испытывающей сейчас воздействие соответствующих идейно-политических установок правящих кругов страны в связи с ее 200-летним юбилеем. Впервые опубликованная в 1947 г., данная работа стоит в первом ряду среди множества исследований Франклина по различным аспектам развития США, истории афро-американцев, проблемам региональной истории страны, гражданской войны. Широкое признание американской научной общественности получили, например, такие труды Франклина, как "Воинственный Юг. 1800 - 1860", "Реконструкция после Гражданской войны", "Прокламация об освобождении", "Свободные негры в Северной Каролине. 1790 - 1860" и другие.

Рецензируемая книга базируется на обширном круге источников и специальной литературы. Автор учел работы прогрессивных историков, в частности У. Дюбуа и Г. Аптекера (см. стр. XIV, 514). Американские историки-коммунисты признают несомненные достоинства книги Франклина. У. З. Фостер, в частности, широко использовал ее данные в своем фундаментальном труде "Негритянский народ в истории Америки" (М. 1955).

Широк и хронологический диапазон книги, освещающей историю афро-американцев, начиная с древних цивилизаций их прародины Африки и кончая анализом важнейших процессов в сфере расовых отношений в США, рассматриваемых на фоне основных исторических событий 1970-х годов как внутри страны, так и на международной арене. В работе показаны отдельные аспекты истории негров, проживающих в странах Карибского бассейна, Латинской Америки и Канады (см. стр. XIII). Франклин подвергает анализу главные составные части негритянской проблемы в США: положение афро-американцев, их освободительную борьбу, политику американских властей в области расовых отношений. Собранный автором фактический и статистический материал способствует разоблачению расизма и его связей с существующим в США строем. Франклин квалифицирует рабство американских негров, работорговлю.

стр. 181


расистскую идеологию и практику в США как неизбежное следствие победы капитализма (автор называет ее "торговой революцией") (см. стр. 31).

Франклин убедительно раскрывает двуединую функцию американского расизма, во-первых, как орудия раскола трудовых масс страны по расовому признаку с целью ослабления их классовой борьбы и, во- вторых, как средства усиления их эксплуатации и получения дополнительных прибылей. Он подчеркивает решающую роль экономического фактора в расовых отношениях (стр. 431) и делает вывод о том, что корень расовой дискриминации "цветных" американцев находится в главной сфере социальной жизни США - в области труда и заработной платы. Вторым важнейшим сектором функционирования системы расовой дискриминации в США Франклин считает жилищный (причем не только частный, но также и государственный) (стр. 491). Несмотря на то, что в 1960-х годах вступил в силу федеральный закон (1968), я кроме того, в 17 штатах и 56 городах страны были приняты юридические меры против расовой дискриминации при продаже и сдаче внаем жилищ, дискриминация "цветных" в этой области фактически продолжается. И это не случайно: в одном лишь 1962 г., по данным президентского Совета экономических консультантов, прибыль определенных кругов американского населения вследствие расовой сегрегации и дискриминации составила 17,3 миллиарда долларов! (стр. 493).

Афро-американцы не без оснований считают себя жертвами не только экономической эксплуатации и грабежа, но и политики геноцида и неоколониализма, практикуемых правящими кругами США (стр. 500 - 501). Франклин, в частности, подчеркивает, что негры, на которых приходится лишь 11 % населения США, составили, например, 22,4% всех убитых во время "грязной" войны во Вьетнаме (стр. 507)1 .

Автор подвергает анализу органическую связь, существующую между расизмом и внешней политикой США. Империалистический характер внешней политики США стимулирует "белый шовинизм" внутри страны. "Внутренний" расизм в США подрывает авторитет этой страны на международной арене и прежде всего в странах, являющихся объектом неоколониалистских устремлений или акций американских монополистов, и расшатывает устои "Американской империи темнокожих народов" (стр. 317). Поэтому правящие круги вынуждены время от времени смягчать остроту расовых противоречий в стране и идти на некоторые уступки негритянскому освободительному движению.

Вопреки господствующей в американской буржуазной историографии тенденции к преуменьшению или вообще игнорированию роли масс в историческом процессе, Франклин поставил и в определенной степени осуществил задачу: выявить и исследовать роль "безымянных миллионов" афро-американцев не только в истории негритянского народа, но и страны в целом (стр. XIV). Подчеркивая незавершенность и противоречивость процесса образования нации в США, который тормозится и деформируется системой расовой сегрегации и дискриминации, Франклин пишет: "Негры в США до сих пор являются одновременно как американцами, так и особой этнической группой" (стр. XIV).

Негритянская проблема на протяжении всей 'истории США была и остается важнейшей общенациональной проблемой этой страны. 350 лет истории афро-американцев, как подчеркивается в книге, - это годы непрестанной борьбы за равноправие и свободу (стр. 509). Массы черных американцев выступают не только как главная движущая сила, но и как инициатор этой борьбы (стр. 194). Анализируя основные направления и течения негритянского освободительного движения, автор не скрывает своей неприязни к черным сегрегационистам ("культурнационалистам") и сепаратистам. Наиболее резко он критикует "негритянский сионизм" движения "Назад, в Африку!", возглавлявшегося М. Гарви, а также неогарвиитов в лице "черных мусульман", которых он считает в известной мере провокаторами негритянских бунтов в "черных гетто" США в 1960-х годах (стр. 474, 494). Осуждая их тактику, Франклин в то же время доказывает, что "черные бунты" были порождены главным образом "разочарованием" и "кризисом доверия" негритянских масс по отношению к политике властей в области гражданских прав (стр. 495).

Наиболее соответствующим интересам и целям большинства афро-американцев Франклин считает интеграцией истское направление негритянской освободительной борьбы, и в частности массовое движение за гражданские права) возглавлявшееся М. Л. Кингом. Автор, правда, допускает


1 См. также: J. D. Foner. Black and Military in American History. N. Y. 1974.

стр. 182


идеализацию этого движения, именуемого им "негритянской революцией" (стр. 497, 501). Несмотря на свои сильные стороны, массовое наступательное движение негров 50- 60-х годов, возглавленное М. Л. Кингом, не выходило ни объективно, ни субъективно за рамки буржуазного реформизма. Между тем в освободительной борьбе афро-американцев неуклонно нарастает тенденция к радикализации. Она проявилась, например, на первом Национальном политическом съезде черных, состоявшемся в марте 1972 г. в Гэри (штат Индиана). В его работе участвовало 2700 делегатов (стр. 503). Помимо исключительно "домашних" проблем черных американцев, на съезде был поднят вопрос о внешней политике США. Большинство его участников резко осудило, в частности, поддержку американскими правящими кругаки расистского режима в Южной Африке, а также агрессии Израиля против арабских народов (стр. 503).

Открытой критике подвергается в книге политика американских властей по негритянскому вопросу в США. Еще в период "нового курса" Ф. Д. Рузвельта под давлением массового демократического движения впервые со времени Прокламации об освобождении негров от рабства правительство США приняло ряд:, мер в защиту гражданских прав черных американцев. После второй мировой войны по мере дальнейшего развития государственно-монополистического капитализма росли возможности правительства США влиять на сферу расовых отношений в стране. А массовая пролетаризация черного населения все больше связывала политику властей по негритянскому вопросу с государственно-монополистическим регулированием трудовых отношений. За три десятилетия после второй мировой войны в США было принято несколько десятков всевозможных актов исполнительной, законодательной и судебной властей, в том числе пять федеральных законов по гражданским правам (1957 г., 1960 г., 1964 г., 11965 г. и 1968 г.). Однако эти меры были значительно ослаблены организованным сопротивлением расистских сил, частного капитала и местных властей особенно на Юге страны. Автор считает, что все послевоенное законодательство по гражданским правам обеспечило неграм лишь "иллюзию равенства" (см. стр. 486 - 497). "Негритянское население, видя сговор федерального правительства с администрацией отдельных штатов, графств и городов, направленный против негров, больше не доверяет властям на любом уровне. Законы о гражданских правах, как правило, слабы, а если и 'есть среди них более или менее значительные, то власти их попросту игнорируют" (стр. 495).

Вопреки укоренившемуся антикоммунизму и антисоветизму подавляющего большинства "белой" буржуазной историографии в США Франклин старается объективно, опираясь на исторические факты, оценить роль Компартии США в борьбе за жизненные интересы миллионов "цветных" американцев. Он отмечает, например, большой вклад коммунистов в защиту жертв расизма и за создание народного движения против фашизма и войны, а также в массовое движение за гражданские права негров (стр. 397 - 398). Автор высмеивает попытки определенных кругов США объяснить периодическое усиление негритянского освободительного движения в стране "иностранным", "коммунистическим" влиянием. "Если бороться за гражданские права, - приводит Франклин слова одного негритянского журналиста, - означает быть большевиком, то тогда все негры в США - большевики" (стр. 361). Франклин критикует претензии правящих кругов США на го, чтобы выступать в роли борцов за демократию на международной арене и одновременно проводить глубоко антидемократическую внутреннюю политику (см., например, стр. 505).

В своем предисловии автор пишет, что он поставил перед собой цель "избежать субъективизма" (стр. XIV). В значительной степени это ему удалось. Но иногда научная беспристрастность подменяется в книге буржуазным, профессорским объективизмом, далеким от классового анализа расовых отношений, от признания решающей роли рабочего класса в борьбе за коренной социальный прогресс. Франклин, в частности, не уделяет должного внимания массовой пролетаризации негритянского населения, приводящей к существенным сдвигам в современном негритянском освободительном движении и его отношения со своими естественными союзниками как в США, так и на международной арене. Это серьезный недостаток книги.

Кроме того, автор явно преувеличивает "революционные изменения в положении черных американцев", будто бы происшедшие в результате подъема массовой борьбы за гражданские права в 50-х-60-х годах. Он ссылается при этом на возросшее число негров, занявших выборные должности в

стр. 183


США. Но ведь этот количественный сдвиг явился лишь частичным удовлетворением определенных требований некоторой части негритянской буржуазии, которое, разумеется нельзя считать, "революционными изменениями" в статусе всего негритянского населения США.

 

Опубликовано 30 июня 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?