Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 23.10.17

Рецензии. Б. М. МЕРИН. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: СТУДЕНЧЕСТВО И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Дата публикации: 31 июля 2017
Автор: Э. Ф. КОРОВИНА
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Номер публикации: №1501485684 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Э. Ф. КОРОВИНА, (c)

найти другие работы автора

М. Изд-во "Наука". 1975. 320 стр. Тираж 500. Цена 1 руб. 20 коп.

За последние годы в советской литературе появилось немало работ, посвященных антиимпериалистической борьбе народов Латинской Америки. Интерес к этой проблеме как в целом, так и к оценке роли отдельных социальных сил в революционном процессе, протекающем в этом регионе, вполне закономерен. Заведующий социально-идеологическим сектором Института Латинской Америки АН СССР доктор исторических наук Б. М. Мерин рассматривает место молодежи и студентов в этом процессе. Важность указанной проблемы состоит в том, что в странах Латинской Америки студенчество традиционно принимает активное участие в борьбе за демократию и социальный прогресс. Наибольших успехов оно добивается там, где организованный и сплоченный рабочий класс выступает как руководящая сила антиимпериалистического движения. Положение осложняется тем, что студенческая прослойка разношерстна по своему классовому составу, испытывает влияние различных идеологических течений и политических сил.

Используя широкий круг источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, автор анализирует политическую роль государственных и частных университетов в обществе, изучает социальную структуру студенчества, характер борьбы за университетскую реформу, влияние политических партий на студенчество, идеологическую борьбу в среде университетской молодежи, освещает позиции компартий латиноамериканских стран и их от-

стр. 163


ношение к студенческому движению и университетским проблемам.

Книга содержит аргументированную критику немарксистских теорий по вопросу о роли студенчества в революционном движении в Латинской Америке. Автор обращает внимание на то, что, несмотря на различие выводов и подходов к проблеме, большую часть буржуазных историков и социологов объединяет общая цель - доказать, что единственно правильным для университетской молодежи является активная деятельность в построении "индустриального общества" (стр. 9). Постановка этих проблем Б. М. Мериным имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они служат предметом острой идеологической борьбы коммунистов с враждебными социализму взглядами и концепциями как откровенных антикоммунистов, так и псевдомарксистов и лжереволюционеров, утверждающих, что латиноамериканское студенческое движение отвергает революционную теорию и признает только революционные действия.

Особый интерес представляет исследование социальной структуры студенчества. Автор считает, что уровень развития высшего образования отражает социально-экономический и политический прогресс латиноамериканских стран, хотя быстрый рост контингента студентов не сопровождался там соответствующими изменениями в характере высшего образования. В Латинской Америке на первом месте по-прежнему стоят гуманитарные специальности. ."Значительная оторванность системы высшего образования от социально-экономического развития Латинской Америки особенно наглядно проявляется в подготовке кадров для индустрии и сельского хозяйства" (стр. 36). Другой серьезный фактор, сдерживающий подготовку кадров высшей квалификации, - это продолжительность обучения, которая намного превышает теоретически необходимое время для получения образования. Во многих университетах отсутствует производственная база для закрепления знаний, полученных в учебных аудиториях. Автор конкретно показал усиление "утечки умов" из Латинской Америки в США за последние годы и связанное с этим ослабление технического потенциала стран этого региона, замедление темпов научно-технической революции в нем. Не приходится говорить о том, что Латинская Америка несет при этом огромные финансовые потери.

Особое внимание в книге уделяется эволюции социальной структуры студенческого движения. Университет перестал быть закрытым и аристократическим учреждением. Хотя доля студентов-выходцев из привилегированных классов по-прежнему неизмеримо выше, чем удельный вес этих классов в социальной структуре, тем не менее основную массу студентов составляют выходцы из средних городских слоев. В работе анализируются обстоятельства социально-экономического характера и другие факторы, способствующие сближению студенчества с рабочим классом и другими антиимпериалистическими силами. Касаясь данной проблемы, автор отмечает, что радикализация студенчества - это отнюдь не автоматически идущий процесс. Его ход предопределяется развитием компартии той или иной страны, уровнем ее теоретической и практической деятельности, степенью ее влияния на массы студенчества.

В книге очерчены основные этапы студенческого движения в Латинской Америке. Первый - с 1918 г. до второй мировой войны - характеризовался борьбой студентов за академические свободы и автономию университетов. Как правило, лишь небольшие отряды студентов принимали участие в антиимпериалистических и политических акциях. Следующий этап - со второй мировой войны до середины 50-х годов, когда это движение характеризуется антиимпериалистической направленностью, но еще сравнительно слабо связано с пролетарским движением. Отличительной чертой третьего этапа - с середины 50-х годов - является борьба значительной части студенчества под руководством рабочего класса, сочетание требований академических свобод с социально-политическими, выступления в поддержку коренных преобразований существующего строя (стр. 103 - 115). Автор подчеркивает, что подобная политическая направленность прогрессивного студенческого движения превращает его в серьезную революционную силу.

Большое внимание уделено в работе роли университетов в политической борьбе, анализу факторов, влияющих на идеологическую и политическую ориентацию студентов. Рассматривая конкретные данные относительно политической активности студентов отдельных стран, Б. М. Мерин- опровергает мнение, весьма распространенное у многих буржуазных ученых, о том, что с годами политическая активность студенче-

стр. 164


ства будто бы падает и университетская молодежь становится якобы менее радикальной.

Автор прослеживает участие студентов в политических организациях, их взаимоотношения с другими антиимпериалистическими и демократическими силами, а также влияние различных партий на университетскую молодежь. Он стремится выяснить характер и специфику борьбы студенчества в различных странах, подвергает критическому анализу деятельность некоторых ультралевых и троцкистских групп в студенческом движении, их происхождение и политическую линию, направленную против компартий (стр. 240).

Важное место в работе отведено деятельности компартий и коммунистических союзов молодежи по завоеванию студенчества на свою сторону. Коммунисты проанализировали важнейшие социально-политические аспекты студенческого движения и социальной структуры латиноамериканского студенчества. Автор делает вывод, что "всякая недооценка работы среди студенческой молодежи приводит, как правило... к ослаблению студенческого движения в целом" (стр. 268). Компартии Латинской Америки поддерживают требование автономии университетов, видя в нем важное средство для укрепления позиций демократических сил на континенте. Однако коммунисты не абсолютизируют это требование, считая, что в отдельных случаях оно может служить интересам реакционных сил. Такой принципиальный, диалектический подход к проблемам университетской автономии встречает понимание и поддержку со стороны прогрессивных кругов Латинской Америки.

Исследование актуальных вопросов студенческого движения в Латинской Америке, предпринятое в содержательной работе Б. М. Мерина, несомненно, будет способствовать разработке проблем стратегии и тактики современного этапа революционного процесса в этом регионе. Автор убедительно показывает, что залог успеха студенческого движения - в единстве действий с рабочим классом и всеми антиимпериалистическими силами, выступающими за демократическое развитие Латиноамериканского континента. В этом смысле на первое место в названии книги следовало поставить именно революционный процесс - тот могучий и неудержимый поток, в котором ищет и находит свое законное место студенчество.

К недостаткам монографии следует отнести некоторую перегруженность фактическим материалом; она иногда идет в ущерб теоретическому осмыслению изучаемых процессов. Это относится, в частности, к характеристике форм борьбы отдельных национальных отрядов латиноамериканских студентов. Большего внимания заслуживали стратегия и тактика компартий в отношении студенческих организаций, социальные и политические проблемы лево-социалистического молодежного движения, некоторые объективные причины роста политической активности студенчества.

 

Опубликовано 31 июля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?