Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 21.04.18

Законы о рабах в британских колониях Северной Америки

Дата публикации: 13 января 2018
Автор: С. Н. Бурин
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Номер публикации: №1515863895 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


С. Н. Бурин, (c)

найти другие работы автора

"The William and Mary Quarterly" . Williamsbourgh. 1977, N 2.

В статье сотрудника отделения истории Миссурийско-Колумбийского университета Вильяма Висека рассматривается становление антинегритянского законодательства в колониальный период. Автор приходит к выводу, что к середине XVIII в. бесправие рабов было закреплено юридическими документами (стр. 264). В статье отмечается расистский характер этих законов, подчеркивается, что хотя они "были созданы главным образом для обращения с рабами", но "обычно применялись по отношению ко всем черным" (стр. 265), к "любому негру, мулату и индейцу" (стр. 279). Примечательно, что законы предусматривали наказания и для белых, тем или иным путем "потворствовавших" рабам. Колониальные законодатели Джорджии приравняли рабов к движимому имуществу: "Раб был капиталовложением. И в этом качестве он... подлежал защите, подобно всем иным формам капитала" (стр. 266).

Висек упоминает о так называемых "защитительных" законах за намеренное убийство и нанесение увечий рабам. Один из законов устанавливал незначительный штраф


1 См. Т. А. Джексон. Борьба Ирландии за независимость. М. 1949.

стр. 187


для хозяев, которые "преднамеренно отрежут язык, вырвут глаз, кастрируют, либо безжалостно обварят кипятком, обожгут, либо же лишат раба какой-то конечности или члена... или наложат иное жестокое наказание, кроме порки кнутом для лошадей из бычьей кожи, хлыстом или небольшой палкой, а также заковывания в кандалы" (стр. 266). Однако даже эти "защитительные" законы сплошь и рядом не соблюдались. Когда в 1729 г. в Виргинии надсмотрщик запорол раба насмерть, совет колонии по петиции рабовладельцев оправдал изувера, мотивируя это стремлением не "побуждать негров к неуважению своих хозяев и надсмотрщиков, что может сопровождаться опасными последствиями для этой колонии" (стр. 266 - 267).

В статье приводятся факты ограничения судами колоний и без того ничтожных прав рабов. На Юге рабам практически не разрешалось иметь крупный рогатый скот, овец, лошадей, свиней, лодки для рыбной ловли и проч., а в Джорджии (с 1755 г.) и Южной Каролине (с 1740 г.) запрещалось обучать рабов чтению или письму. В том же 1740 г. в Южной Каролине был принят закон, согласно которому негры не имели права носить одежду, "не соответствующую" их положению. В основе антинегритянского законодательства лежал явный страх рабовладельцев перед возможным сопротивлением рабов (стр. 268).

Рабовладельцы принимали меры против побегов рабов. В Южной Каролине в 1696 г. действовал закон, предусматривавший смертную казнь для раба, бежавшего с намерением перейти в другую колонию. За побеги же в пределах колонии рабов наказывали 40 плетями, выжиганием на щеке буквы "R" (начальная буква английского слова "беглец"), отрезанием уха, кастрацией, наконец, казнью, или тем, что перерезали связку на ноге. Хозяева предлагали большее вознаграждение за убийство бежавшего раба, нежели за его поимку, поскольку по действовавшему закону за убитого или казненного раба выплачивалась компенсация. Тяжелым наказаниям подвергались также те, кто давал приют беглым рабам.

С годами, подчеркивает автор, боязнь восстания рабов в среде белых колонистов нарастала. Когда такие восстания происходили, они подавлялись самым жесточайшим образом. Висек пишет, что после разгрома восстания негров в Нью-Йорке в 1841 г. их, "в соответствии с законом", колесовали, сажали на кол, сжигали на медленном огне с тем, чтобы продлить мучения до 10 часов (стр. 275).

В статье содержатся свидетельства, что колониальные суды всячески препятствовали освобождению больных и старых рабов. В частности виргинские и южнокаролинские рабовладельцы требовали высылки освобождаемых рабов. В Виргинии право освобождения рабов "за похвальную службу" было сохранено только за губернатором и советом колонии. Законодательство Северной Каролины в начале XVIII в. предусматривало возможность вторичной продажи в рабство "неправильно" освобожденного раба.

Описывая антинегритянские законы, автор, однако, старается уйти от прямого признания ужасающего положения черных рабов. Он пытается убедить читателя, будто "законы не являются свидетельством действительных социальных условий" (стр. 279), поскольку-де они могли носить "предостерегающий" характер и не применяться на практике. Разумеется, последствия законов оцениваются по показаниям источников. Но именно такой подход - с использованием свидетельств разного характера - убеждает, что антинегритянские законы имели реальную силу. Действительное положение негров было гораздо тяжелее, чем это можно представить по одним только законам о рабстве1 .

Опубликовано 13 января 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?