Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 23.07.18

Рецензии. А. Л. ЯСТРЕБИЦКАЯ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XI-XIII ВЕКОВ

Дата публикации: 14 февраля 2018
Автор: Л. Я. ШЕВЕЛЕНКО
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Номер публикации: №1518625086 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Л. Я. ШЕВЕЛЕНКО, (c)

найти другие работы автора

М. Изд-во "Искусство". 1978. 176 стр. Тираж 30000. Цена 2 руб. 30 коп.

Название книги, принадлежащей перу научного сотрудника Института научной информации по общественным наукам АН СССР кандидата исторических наук А. Л. Ястребицкой, не вполне соответствует ее содержанию. Слова "Западная Европа XI - XIII веков" предполагают общую характеристику указанной эпохи с анализом исторического процесса в целом либо отдельных его сторон - экономической, социальной, политической. На деле речь в книге идет о том, что обозначено квазититром, отсутствующим на титульном листе и вынесенным на обложку и форзац: "Эпоха, быт, костюм". Однако и тут нет полного совпадения. Поэтому скажем вкратце о содержании работы.

В ней очерчен вещественный мир "классического" средневековья, определявший быт людей, их каждодневную жизнь и связанные с нею взгляды на себя и на окружающие явления. Автор образно описывает существовавшие тогда понятия о времени и пространстве, средства передвижения сушею и водой, средства связи, письменность и книжное дело, географические представления и общее мировоззрение людей; типы и устройство жилищ, бытовые удобства, мебель, столовый и постельный реквизит, планировку домов; улицы, виды городских зданий, формы зодчества, городские укрепления; эпидемии, медицинское обслуживание, питание населения, застольные обычаи, голодовки; урожайность, полевые культуры, скотоводство, приемы сельскохозяйственного труда; одежду и ее изготовление, средневековую моду, украшения; обряды бракосочетания, семейные отношения, права женщины, взгляды на любовь, культ дамы; жизнь детей, школы, систему обучения, университеты, жизнь студенчества; нормы поведения людей зрелого возраста и стариков, способы погребения; классовое и сословное членение, крестьянские статусы, деревенские поселения и земельные владения, сельский быт, общину и ее обычаи; феодалов, их военную монополию, вооружение, турниры, войны и набеги, замки и крепости, рыцарские ритуалы, вассальную службу, сеньориальные привилегии, феодальный быт; духовенство, церковную иерархию, формы богослужения, положение клириков, их обязанности, их одеяния, церковное управление, монастыри и их владения, жизнь монахов, монастырское образование, монашеские ордена; город как социальный организм, городское право, бюргерство, патрициат, цехи, мастеров и подмастерьев, цеховые нравы, городскую жизнь в целом; общественную этику средневековья.

Этот сюжетный перечень характеризует круг фактов, опираясь на которые автор определяет направленность своей книги, ее целевую установку: дать читателю возможность осмыслить сущность культуры развитого феодального общества, глубже постичь некоторые закономерности свойственных ему тенденций, уловить прогрессивные и регрессивные явления в феодальном мире.

Работе А. Л. Ястребицкой присущи некоторые особенности. Одна из них - стремление вникнуть в социальную психологию средневековых людей: как они думали, каким было их миросозерцание, что они чувствовали и переживали. Описание вещей не оторвано в книге от рассказа об их создателях и обладателях, а переплетено с повествованием о духовном облике этих людей, их идеологии, о том, как конкретное материальное бытие отражалось в их повседневном мышлении и поведении, в философии и космографии, в литературе, и

стр. 152


искусстве. Другая особенность заключается в нестандартной манере изложения - стремлении как бы вовлечь читателя в совместное с автором наблюдение над прошлым, в обдумывание этого ушедшего.

Отдельные положения представляются спорными. В книге приведена точка зрения, что античное умение строить солнечные и водяные часы сохранилось в раннее средневековье только у арабов и византийцев, а в Западной Европе было крайней редкостью (стр. 7). Относительно солнечных часов разных типов известны, однако, иные факты: в Бишопстоне, Бьюкестле и графстве Хемпшир (Англия) в VII в. использовались солярии (окружности на плитах с делениями и центральным стержнем, отбрасывавшим тень); масса орологиев (вертикальных стел с разметкой) имелась в Ирландии; с VIII в. встречаются кадраны (циферблаты с указателем азимутальной дуги и перпендикулярным гномоном) в меровингской Галлии1 . Следовательно, мысль автора в основном верна лишь относительно клепсидры - водяных часов.

А. Л. Ястребицкая пишет, что в освещаемое ею время "хирургия находилась под запретом" (стр. 61). Между тем это случилось не ранее XII в., после того как Латеранский церковный собор 1139 г. принял постановление о запрещении монастырским врачам делать операции, а в 1163 г. был опубликован церковный рескрипт о недопустимости преподавания хирургии, что породило затем возникновение слоя светских хирургов. К тому же названное постановление было реализовано далеко не сразу и не всюду. Например, в Салернской врачебной школе хирургия по-прежнему занимала высокое положение2 .

Автор несколько растягивает "добумажный" период использования пергамена в Европе, утверждая, что бумага вошла в обиход лишь во второй половине XIII века (стр. 29). Фактически же бумага применялась еще столетием раньше, например, в испанских и норманно-сицилийских канцеляриях3 .

Представляются недостаточно убедительными в их сочетании следующие формулировки - "город вошел в средневековое общество двойственно: и как его составной элемент и как его отрицание" (стр. 162), "город не мог не стать антитезой феодализма" (стр. 163). Ведь город на определенном этапе своего развития был именно феодальным и в этом качестве являлся не антитезой, а органической составной частью феодального строя. Формационная противоположность между ними возникает лишь по мере угасания феодальных отношений, но случилось это уже за рамками освещаемого в книге периода.

Чтобы правильно оценить место, занимаемое работою А. Л. Ястребицкой в отечественной медиевистике, обратимся к специальной литературе. Как известно, проблемно- тематические очерки сходного типа помещаются в таких пособиях, как книги для чтения4 . Вопросы быта и идеологии рассматриваются в монографиях по истории культуры и, естественно, в трудах обобщающего типа5 . Существует масса исследований, а также популярных работ об отдельных сферах и деятелях культуры. Но ни одна из упомянутых не идентична ни по архитектонике, ни по содержанию рецензируемой."Последняя, дополняя любопытными деталями каждую из них, вместе с тем занимает свое, особое место, определяемое постоянным вниманием автора к тесной взаимосвязи предметного мира и ду-


1 О. Добиаш-Рождественская. Oppletum oppidum est solariis (По вопросу о часах в раннем Средневековьи). "Из далекого и близкого прошлого". Птгр. - М. 1923, стр. 69 - 70.

2 М. Лахтин. Этюды по истории медицины. М. 1902, стр. 33 - 34; У. М. Уотт. Влияние ислама на средневековую Европу. М. 1976, стр. 91 - 92.

3 О. А. Добиаш-Рождественская. История письма в средние века. Руководство к изучению латинской палеографии. Пб. 1923, стр. 33.

4 "Книга для чтения по истории средних веков". Вып. 1 - 4. М. 1896 - 1899 (есть разные издания); "Книга для чтения по истории средних веков". Чч. 1 - 3. М. 1948 - 1953 (имеются разные издания); то же, в двух частях. М. 1969 - 1970.

5 См., например: "Общая история европейской культуры". Т. VII. СПБ. 1913; А. А. Васильев. Курс истории средних веков. Средневековая культура. М. 1917; Л. П. Карсавин. Культура средних веков. Общий очерк. Птгр. 1918; П. М. Бицилли. Элементы средневековой культуры. Одесса. 1919; Н. Г. Тарасов, С. П. Моравский. Культурно- исторические картины из жизни Западной Европы IV - XVII веков. М. 1924; "Средневековой быт". Л. 1925; "Средневековье в эпизодах и лицах". М. 1941; Н. А. Сидорова. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М. 1953; А. Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. М. 1972; Л. М. Баткин. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М. 1978, и мн. др.

стр. 153


ховного - не в отдельных главах или параграфах, а на протяжении всей книги. Значение ее повышается еще и тем обстоятельством, что предыдущие издания, ближе других стоящие к ней по тематике, увидели свет довольно давно, и в нашей медиевистике образовался в этой области определенный вакуум.

Что касается зарубежных трудов, то они по линии фактического материала тоже не могут заменить данной работы. И прежде всего потому, что они либо охватывают иной регион, либо затрагивают другую эпоху, либо преследуют иные цели, либо отличаются по композиции (не говоря уже о том, что некоторым из них нередко недостает той верности в обобщающих оценках эпохи, какую дает изложение, опирающееся на марксистскую концепцию социально-экономических формаций). Так, за последнее двадцатилетие увидели свет несколько сборников статей, посвященных средневековой культуре и быту. Однако они весьма разнохарактерны по тематике и лишены единого плана в подборке материала6 . Ряд монографий затрагивает лишь конкретные проблемы: культурное влияние античности и Востока7 , эволюцию науки8 и общественной мысли9 , манускрипты и просвещение в монастырях10 , народные верования11 , искусство12 , культуру класса феодалов13 . Другие исследования, тематически сходные с книгой А. Л. Ястребицкой, охватывают либо весь период развитого феодализма14 , либо даже средневековье в целом15 .

Та же картина наблюдается в области изучения средневекового быта какой-то одной страны. Возьмем хотя бы Англию. Ф. Холидэй бегло излагает этот сюжет с древнейших времен до наших дней; М. Боурер описывает жизнь эпохи средневековья в целом, М. и Ч. Кенел - XI - XV вв., М. Пастуро - только XII - XIII вв.; Х. Хол посвятил свою работу придворному быту XII в., У. Мид - празднествам, У. Джордж - искусству всех эпох16 . Практически для XI - XIII вв. и с совпадающей компоновкой материала мы не найдем в послевоенной специальной литературе, кроме рецензируемой, ни одной иной работы.

В заключение добавим, что помещенные в книге 230 иллюстраций, воспроизводящих средневековые подлинники, помогают сопоставить авторский текст с наглядными к нему доказательствами.


6 H. W. Klewitz. Ausgewahlte Aufsatze zur Kirchen- und Geistesgeschichte des Mittelalters. Aalen. 1971; "Kultura stredoveku". Praha. 1972; "Dolgozatok a feudaliskori muvelodestortenet korebol". Budapest. 1974.

7 "Kulturbruch oder Kulturkontinuitat im Ubergang von der Antike zum Mittelalter". Darmstadt. 1968; G. Pochat. Der Exotismus wahrend des Mittelalters und der Renaissance. Stockholm. 1970; "Classical Influence on European Culture A. D. 500 - 1500". Cambridge. 1971; W. M. Watt. The Influence of Islam on Medieval Europe. Edinburgh. 1972.

8 R. C. Dales. The Scientific Achievement of the Middle Ages. Philadelphia. 1973.

9 J. Le Goff. Les intellectuells au moyen age. P. 1960; Ph. Wolff. L?eveil intellectuel de l?Europe. P. 1971; J. Paul. Histoire intellectuelle de l?Occident medieval. P. 1973.

10 "Scriptorum opus. Schreibermonche am Werk". Wiesbaden. 1971; J. Leclercq. The Love of Learning of Monastic Culture. N. Y. 1961.

11 E. Delaruelle. La piete populaire au moyen age. Torino. 1975.

12 W. Zollner. Reise in die Gotik. Leipzig. 1966.

13 P. Feldbauer. Herren und Ritter. Wien. 1973; "Kaiser, Ritter, Patrizier". Luzern. 1975.

14 "The Flowering of the Middle Ages". N. Y. 1966; Ch. T. Wood. The Age of Chivalry. N. Y. 1970.

15 Zc. Kulcsar. A kozepkori elet. Budapest. 1964; E. L. Cutts. Scenes and Characters of the Middle Ages. Detroit. 1968; H. B. Parkes. The Divine Order. L. 1970; T. Manteuffel. Kultura Europy sredniowiecznej. Warszawa. 1974.

16 F. E. Halliday. An Illustrated Cultural History of England. L. 1972; M. C. Borer. People of Medieval England. L. 1966; M. and Ch. H. Quennell. A History of Everyday Things in England. Vol. 1: 1066 - 1499; vol. 2: 1500 - 1799. L. 1965 - 1966; M. Pastoureau. La vie quotidienne en France et en Angleterre au temps des chevaliers de la Table Ronde. P. 1976; H. Hall. Court Life under the Plantagenets. Freeport. 1970; W. E. Mead. The English Medieval Feast. L. 1967; W. George. British Heritage in Colour. Poole-Dorset. 1976.

Опубликовано 14 февраля 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?