Стрелочник Масляков

' > Стрелочник Масляков

' > Стрелочник Масляков

'> Стрелочник Масляков

' /> Стрелочник Масляков

' />
Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ЮМОР есть новые публикации за сегодня \\ 19.10.17

Стрелочник Масляков

Дата публикации: 21 января 2014
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ЮМОР
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1390310105 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


На фото: Стрелочник Масляков, автор: admin
На фото: Стрелочник Масляков. Добавлено: admin, http://portalus.ru

"Сатиру, на мой взгляд, делать легче, чем хорошо, классно юморить", - считает ведущий и руководитель программы КВН

- АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ, передача КВН, существовавшая на советском телевидении долгие годы, вдруг исчезла, а спустя много лет появилась снова - будем считать, что программа пережила клиническую смерть?

- Да нет, не будем. Я всегда дергаюсь, когда мне говорят, что, мол, КВН реанимировали. Предпочитаю несколько другую терминологию. "Реанимировать" - значит, вывести из состояния смерти, но КВН тогда находился в здравом уме и твердой памяти и умереть никак не мог. Его просто закрыли, стало быть, репрессировали. Поэтому речь может идти не о реанимации, а о его реабилитации. Так что, никто не помер, более того, КВН как Клуб веселых и находчивых, как игра, исчезнув с телеэкранов, все равно продолжал жить в студенческих, молодежных коллективах. То есть в нее играли, может, не так мощно, но все это дышало и жило всегда. Поэтому в 1986 году мы не с нуля начали делать новый КВН.

- Дело давнее, но все-таки напомните, почему в 1972 году передача на ТВ была закрыта?

- Наверное, потому, что отпала надобность (не знаю, была ли она когда-нибудь у руководителей советского государства) в студенческом вольнодумстве, которое игроки себе позволяли, поэтому и закрыли. Повод для этого можно было найти легко: например, сказать, что КВН изжил себя. Кстати, это и теперь нередко можно слышать.

- Но всякая реабилитация не проходит без последствий: что-то теряется или, наоборот, приобретается. Что, на ваш взгляд, потерял возрожденный КВН и что приобрел?

- Как это ни странно, но мне сложно говорить о потерях, и тут я априори буду субъективным. Мне кажется, он ничего не потерял. Ну а приобрел немало: игроков новых поколений и нового времени, новые темы для шуток. Появилось другое отношение к юмору. То, что было в КВН хорошего, оно и осталось. Конечно, можно все представить и чисто ностальгически: в юности солнце светит ярче, трава кажется зеленее. Но ведь и в старом КВН были и плохие команды, и плохие игроки, и неинтересные шутки. Это есть и теперь, чего греха таить! Но тогда был просто вал интереса к КВН - ничего равного этому я назвать не могу. Сегодня шутят, грубо говоря, по-сегодняшнему, то есть поводом для шуток становятся те проблемы, которые есть в нынешнем времени.

- Как периферийной команде можно попасть на игру в Москву и появиться в вашей телепередаче?

- Сейчас образовано много лиг, проводятся чемпионаты в различных городах. Недавно меня, например, звали школьники из Химок, победившие в Серпухове в чемпионате подмосковных школьных команд. О существовании провинциальных команд мы узнаем по-разному: услышим где-то, кто-то может рассказать, часто шлют видеокассеты с записью игры. Но лицом к лицу мы встречаемся с командами на фестивале в Сочи, который проводится уже 9 лет подряд и на котором собираются команды КВН из различных мест. В январе, когда все это происходит, город просто оживает. Мы приглашаем на фестиваль всех, кто хочет и может приехать. А после сочинского фестиваля победители приезжают на московскую игру. Кроме того, провинциалы могут играть либо в первой лиге, которая в этом году состоится в Казани, либо участвовать в игре лиг в Воронеже или Донецке. Бывает, что мы сразу приглашаем какую-то команду сюда - в высшую лигу - в самую главную битву.

- Старый КВН привлекал еще и тем, что всегда шел в прямом эфире. Почему сегодняшние игры транслируются по ТВ в записи?

- На ТВ прямой эфир был до того момента, как появились видеомагнитофоны. А когда их еще в природе не существовало, все, что мы видели по телевизору, шло прямо в эфир. Сегодня это не тот старый КВН, о котором тогдашние кавээнщики говорили: метро уже закрыто, а КВН еще идет - там в эфире было посвободнее. Мы прежде всего зависим от хронометража, у нас жесткое время: нам дают 1 час 50 минут, иногда я начинаю названивать и просить дополнительных 5 минут. Или, например, во время нынешнего сочинского фестиваля, когда мы просто обалдели от огромного количества команд, я впервые за все годы существования фестиваля убедил ОРТ, чтобы нам дали два выхода в эфир. Но поскольку мы все-таки делаем телевизионное зрелище, хочется придать передаче побольше динамизма, прибавить каких-то благоглупостей, дать побольше разминки - ведь именно с нее у игроков начинается весь кураж. Хотя в принципе мы могли бы сразу играть в прямом эфире, потому что наша съемочная группа очень профессиональна. Когда мы заново все начинали - лет 7-8 назад, то тоже были сомнения типа "ах, как же так, раньше был прямой эфир, а теперь все в записи, стало быть, нам есть что скрывать". Да ничего подобного! Мы и в прямом эфире проводили два полуфинала. И что? Да ничего! Сейчас ведь прямым эфиром никого не удивишь. Раньше сатиру можно было увидеть и услышать только в КВН. Сейчас - где угодно. Поэтому, на мой взгляд, особой нужды в прямом эфире нет. Свою продукцию мы можем представить телезрителю в гораздо более качественном виде, когда она пройдет через монтажные аппараты. То, что действительно остроумно, останется. Мы же не идиоты, чтобы такое выбрасывать из собственной передачи. А глупость какую-то и тиражировать не надо.

- Все-таки по каким критериям вы отбираете материал передачи?

- Да нет тут никаких правил и никаких критериев. Ну, допустим, я скажу вам о какой-то шутке, что она слабая, а вы со мной не согласитесь. Значит, будет так, как скажу я или мои редакторы.

- Но есть же какие-то безусловные примеры хорошего, отменного юмора. Чаплин, на мой взгляд, нравится всем, правда же?

- Неправда. Я вас уверяю, что не все сто процентов кинозрителей обожают Чаплина, хотя я сам считаю, что не любить Чаплина - просто идиотизм. Но это другой вопрос. Прокрустово ложе эфира заставляет нас биться за более отлаженную игру. Я строго предупредил команды, чтобы они старались и на репетициях укладываться со своими сюжетами в определенное время. Например, пусть музыкальный конкурс длится не более 6 минут, потому что все равно лишнее я вырежу при монтаже. А как иначе? То, что слабо, глупо, вульгарно, пошло - в эфир не попадает.

- Ну уж так и не попадает! Вы как-то сказали, что при отборе шуток для передачи руководствуетесь исключительно собственным вкусом.

- И продолжаю на этом настаивать. Это не пустая фраза. Моя фамилия в конце передачи, как руководителя программы, не зря пишется. Просто так исторически сложилось, что я оказался во главе угла и последнее слово всегда остается за мной. Но я могу прислушаться и к мнению жюри, и к мнению редакторов. Так что по самым спорным эпизодам, безусловно, имеет место консенсус.

- Сегодняшние ваши передачи чрезмерно политизированны, игроки активно критикуют действия властей, но это не воспринимается каким-то откровением. В старом КВН всегда присутствовали намеки, подводное течение, и хотя ничего не говорилось прямым текстом, все это звучало остро и смело.

- Но мы и жили тогда иначе. У нас же был информационный голод, поэтому нам хотелось услышать нечто запретное с экранов телевизоров. Тогда и в жизни политики было меньше. Теперь ее ровно столько, сколько на наших улицах и в наших домах. В то время, когда мы начинали новый КВН, день без митинга не проходил. И у нас команды шутили на эту же тему. КВН - это калька, зеркало реальной жизни. Ребята шутят на такие темы, которые актуальны для их города или института. Сатиру, на мой взгляд, делать легче, бичевать недостатки куда проще, чем хорошо, классно юморить. Вот этого нашей игре часто не хватает.

- Вы сами играли когда-нибудь в КВН?

- Никогда не играл. Даже в своей институтской команде. Первый раз я попал в знаменитый телевизионный театр на площади Журавлева, где шла игра, в качестве болельщика. Мне потом показали не очень качественную съемку, там я себя и увидел в зрительном зале, а потом меня пригласили вести КВН. И с тех пор я всегда снимаю шляпу перед кавээнщиками в знак уважения к их творчеству.

- Но неужто за столько лет вам самому не хотелось стать игроком?

- Я трусоват перед всякими конкурсами, испытаниями - это в общем-то не мое. Я, наверное, не боец. Баррикады - не мой случай. Расцвести, распуститься я могу в некоей благостной обстановке, в оранжерее. А когда надо проявить себя на каком-то испытании, мне очень сложно мобилизоваться. Может быть, странно слышать от меня эти слова - слава Богу, за 56 лет я научился и бороться, и воевать, и ходить на баррикады, но тем не менее, несмотря на то что - пусть и очень редко - мне иногда удается даже пошутить на игре лучше, чем игрокам, кавээнщиком я себя не считаю. Все равно мне бы не удалось делать то, что выдают эти ребята.

- Но, допустим, в конкурсе капитанов, который, на мой взгляд, решительно редко бывает остроумным, вы могли бы блеснуть?

- Да мог бы, наверное. Но в конкурс капитанов я вообще стараюсь не вмешиваться. А в разминке на меня иногда находит, я могу отпустить какую-то шутку, но чаще всего я это потом вырежу, потому что, если у команд есть хорошие шутки, надо жертвовать собой. Леня Парфенов всегда удивляется: зачем вырезал? А я ему говорю: потому что я стрелочник и если мне удалось хорошо пошутить, то это только на атмосферу игры сработало - и достаточно. Ведущий должен помочь, объяснить, указать, развести, увести, привести - вот его задачи. Он здесь не важен. Это не сольная передача. КВН может вести любой игрок. Ведь на местах команды прекрасно обходятся и без Маслякова. У них там свои ведущие. Другое дело, что я, может быть, поопытнее, попрофессиональнее. Главное, на мой взгляд, - не мешать.

- КВН и передача "Что? Где? Когда?" считаются сугубо отечественным телевизионным продуктом - на уровне идей, замыслов. Они действительно ни в чем не заимствованы?

- Правильно считаются - ничего заимствованного в них нет и никогда не было. Хотя должен сказать следующее (если Владимир Ворошилов это прочтет, он меня съест): когда-то в КВН была разминка под названием "Что? Где? Когда?". Тогда ведь в разминке не обязательно было острить - можно было просто угадать правильный ответ. А если не знал правильного ответа, можно было и пошутить.

- Как вы считаете, КВН еще долго будет существовать?

- Я не боюсь показаться идиотом, но считаю, что КВН будет жить всегда. Может быть, изменится его форма. Но это творчество, когда можно что-то написать, сплясать, станцевать, поактерствовать, когда все это слито в одно и называется "команда КВН", - никогда не исчезнет. И дай бог, чтобы и у следующих поколений была вот такая возможность творить, была эта игрушка - КВН.

- Вы и дальше будете ведущим КВН или уже присмотрели преемника?

- Пока буду вести. Мне кажется, что я не стал грузом у этой игры. Может, самонадеянно так считать, но пока мое присутствие на сцене только на пользу. Хоть я и сбегал в другие передачи (и буду сбегать, потому что есть пара-тройка новых проектов), все равно КВН для меня - это главное. Может, со временем уйду из ведущих, но тогда пересяду, скажем, в члены жюри или в первый ряд болельщиков. Но нам есть смысл быть вместе - мне и ребятам. А что касается преемника... Найти ведущего несложно - такое море талантливых людей...

ИЗ ДОСЬЕ "НГ"

Александр Масляков родился в 1941 году, окончил Московский институт инженеров транспорта и курсы творческих работников телевидения при Гостелерадио СССР. На ТВ с 1964 года. На протяжении 30 с лишним лет был ведущим программ КВН, "Алло, мы ищем таланты", "А ну-ка, девушки", "Адреса молодых", "Песня года", "Александр-шоу". Несколько лет вел международные фестивали песни в Сочи и репортажи со всемирных фестивалей молодежи и студентов в Софии, Гаване, Берлине, Пхеньяне, Москве. Сегодня является постоянным ведущим и руководителем программы КВН. Президент международного союза КВН и телевизионного творческого объединения "АМиК". Заслуженный деятель искусств России, член Академии российского ТВ.

(С) "Коллекция НГ" (КоНГ), электронная версия приложения к "НГ" (ЭВКоНГ). Номер 007 (9) от 18 апреля 1998 г., суббота. Полоса 4.

Опубликовано 21 января 2014 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?