Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ЗАРУБЕЖНАЯ ПОЭЗИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 23.11.17

Краски мира азербайджанской поэзии

Дата публикации: 02 ноября 2014
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ЗАРУБЕЖНАЯ ПОЭЗИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1414943094 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


На фото: Краски мира азербайджанской поэзии, автор: admin
На фото: Краски мира азербайджанской поэзии. Добавлено: admin, http://portalus.ru

Азербайджанская поэзия завоевывает все более широкий круг читателей за пределами республики. Последний год был в этом отношении очень интересным и плодотворным. В Москве, в издательстве "Советский писатель", вышли сборники О. Сарывелли "Именем твоим", Б. Вагабзаде "Высота", молодого поэта Халила Рзы "Настоящая любовь". В Баку - большая книга стихов Наби Хазри "Когда мне сорок". Циклы стихов Расула Рзы, Н. Хазри, С. Рустама публиковались на страницах союзных и республиканских газет.

В азербайджанской поэзии происходит тот же процесс, что и во всей советской: она становится все богаче и многообразнее по содержанию, смелее в поисках новых художественных средств.

Читателю запомнились стихи молодых поэтов - Джабира Новруза ("Дружба народов" и "Нева"), "Ленин отдыхает" Тофига Махмуда, цикл стихов Фикрета Садыга, опубликованный в "Комсомольской правде" и удостоенный премии газеты, поэма Рамиза Гейдара "Я Ленина вижу", посвященная выдающемуся советскому кинооператору Эдуарду Тиссэ ("Звезда").

Разные поэты, каждому из них свойственно индивидуальное поэтическое видение, у каждого - свои раздумья о жизни. В коротком выступлении нет возможности рассказать о всех этих произведениях. Гораздо проще заглянуть в топ блогов, чтобы узнать о современных поэтах более подробно. Мне хотелось бы поговорить подробно лишь о последних стихах Расула Рзы, потому что с точки зрения освоения новых форм (о чем часто идет речь в сегодняшних спорах о советской поэзии) его поиски мне представляются очень плодотворными. Хотя в цикле стихотворений "Краски" не все удачно, однако произведения эти дают интересный материал для суждений об актуальной проблеме свободного стиха. Надо ли напоминать, что поиск, который ведет Расул Рза проливает свет на некоторые процессы, совершающиеся сегодня в азербайджанской поэзии.

Мы уже привыкли к имени Расула Рзы прибавлять слово новатор. Новаторство его не только и не столько в новизне формы, поэтического строя. Новая форма необходима поэту потому, что взгляд его устремлен к не освоенным поэзией явлениям действительности и внутренней жизни человека.

Для всего творчества Расула Рзы, начиная с 30-х годов, характерно стремление новыми поэтическими средствами воспеть новый строй и современного человека. Меняется, движется время - меняются и формы поэтического освоения современности. Поиски Расула Рзы сегодня близки тем эстетическим исканиям, которые характерны и для творчества Хикмета, Незвала, Неруды.

Цикл стихов "Краски", казалось бы, опровергает сложившиеся уже представления об индивидуальности поэта. Этот цикл опубликован в переводах на русский язык в еженедельнике "Неделя" (1964, N 16), в переводах на чешский язык - в журнале "Светова литература" (1964, N 4, Прага). Когда эти стихи впервые были напечатаны в республике, разгорелся спор. Многие выражали чувство недоумения, и раздались даже голоса, провозгласившие, что эти стихи формалистические. Эта критика в основном исходила со стороны тех литераторов, которые довольно цепко держатся за привычные, а порою уже и просто устаревшие поэтические формы. Они не стремились проникнуть во внутренние, обусловленные содержанием мотивы, которые диктовали поэту необходимость обращения к новым изобразительным средствам. Они связывали ассоциации лишь с произвольно-субъективными ощущениями поэта или с влиянием упоминающихся в стихах представителей импрессионизма в живописи и музыке - Дега, Сезанна, Дебюсси.

Чтобы быть предельно беспристрастным, отметим с самого начала, что порою действительно некоторые поэтические ассоциации кажутся необязательными. В самом деле, если можно принять сравнение зеленого цвета с пейзажами Сезанна или голубого - с Дега, то сравнение ноктюрна Дебюсси с желтым лишено необходимой для искусства обязательности.

Но главное не эти просчеты. Поэзия Расула Рзы привлекает прежде всего потому, что она дает работу мысли, потому что это интеллектуальная поэзия.

В стихотворении, как бы служащем прологом к циклу "Краски", поэт ставит вопрос: кто "наклеил ярлыки" цветам, какие признаки вызывают у человека представление о черном цвете как о траурном, почему желтый ассоциируется с разлукой и ненавистью? Краски мира прекрасны, они воспринимаются по-разному, вызывая сложную цепь ассоциаций. "Красное" - это "живая кровь". Но это и камень внутри кольца, И слеза посреди лица... Белое ляжет пятном на глазу И зрячего превращает в слепца, Но белое встанет цветком на столе И обрадует человека... (Перевод Ю. Мориц.)

Как ясно проявляется здесь полемичность творчества Расула Рзы! За кажущимся "субъективизмом" мы видим протест против одномерного, плоского мировосприятия, стремление расширить наше представление о поэзии, красоте, о щедрой "многоцветности" мира. "Краски память нашу будят, краски чувства наши будят. Если ты не видишь глубже, краска просто краской будет". Р. Рза ведет читателя в поэтический мир, где "звуки и краски заполнили свет", где оживают краски "крови, огня, ночи и дня, вечной борьбы человечьей судьбы".

Кстати, почему в русском переводе стихи назвали "Цвета", а не "Краски"? Именно краски - краски, одухотворенные дыханием современности и страстным отношением человека.

Очень правильно пишет Иржи Тауфер в журнале "Светова литература" (1964, N 4), что "до Расула Рзы в поэзии никто не дал столь поэтическое описание красок, никто не сумел так непосредственно связать суть красок с человеком и характером социальных событий".

В стихах Расула Рзы звучит голос человека нашего века, они несут поэзию больших идей. Лирический герой поэзии Расула Рзы - человек отзывчивой души, которого волнует все, абсолютно все в окружающем нас беспокойном мире. Вспомним образ секретаря райкома, который так удивительно правдиво изображен в поэме "День жизни человека" (сборник "Весна во мне"). Как драматично и вместе с тем как проникновенно поэт воссоздал образ "неспокойного" секретаря райкома с его напряженными раздумьями о мире, судьбах людей. Поэма "День жизни человека" - это подлинный гимн человеку, гимн его деяниям, его героическому труду. В этом произведении органически сочетается способность поэта уловить тенденции развития нашего общества, перспективы жизни и новизна формы, то есть то, что составляет душу, суть подлинного новаторства. Личное и общественное, интимное и социально важное, история и современность в творчестве Расула Рзы настолько органично слиты и поэтически спаяны, что невозможно их отделить, -так возникает тот крепкий художественный сплав, который мы называем публицистической лирикой Расула Рзы.

Да я верю, верю в правду, которую мне дал мой век. Моя борьба, пока она крепка, я гордо говорю: "Я - человек".

 

Эти тенденции поэзии Р. Рзы продолжаются и в цикле "Краски", хотя на первый взгляд это утверждение может. показаться парадоксальным. Почти каждое стихотворение цикла содержит сложно развивающуюся мысль, которая венчается широким обобщением. Они ведут нас к большим общественным проблемам, к человеку, ко всему, что вбирает в себя это большое и сложное понятие. Подобные стихи - как полотно большого художника кисти, где, казалось бы, разрозненные мазки создают впечатляющую и целостную картину человеческого бытия.

Как и в предыдущих стихах, новая форма здесь, обращение к цветовой гамме - не самоцель, а средство выражения нового содержания:

Вот - финиковый цвет: Пустыня и караван, Тисненный золотом дедовский коран, Борьба колоний.

Фрагментарность картин, свободная игра цветов тут кажущиеся, существует глубинная внутренняя связь между каждой строкой, наконец, обязательная логика именно такого движения мысли.

Впрочем, иногда в некоторых стихах мысль словно бы тускнеет, теряется; и в этом случае мазки так и остаются цветными мазками, которые не дают эстетической пищи чувствам, не оставляют следа в нашем сознании. К таковым, мне думается, можно отнести "Бордовое", "Черное", "Серебристое", "Золотистое".

Свойственные поэту открытая публицистичность, склонность к иронии, гротеску наиболее полно проявляются в двух завершающих стихотворениях цикла - как бы эпилоге, в котором проступают философские размышления поэта. "Пестрое" - это "жизнь человека, и шалости судьбы, и почтенного традиционалиста квартира... И черно-белая свинья, и пути, заранее известные, радость счастливых, горе несчастных - мир человеческий". Явственно ощущается активное отношение поэта к отрицательным явлениям жизни, к лицемерам, презрение к "улыбкам липким", к хамелеонам в стихотворении "Не трогайте, окрашено!".

Прямая публицистика сочетается в произведениях Р. Рзы с высоким романтическим пафосом, пафосом мысли. Поэт с первой же строки каждого стихотворения как бы "закладывает" мысль, которая постепенно разрастается, обогащается новыми оттенками, а последняя фраза, как финал новеллы, раскрывает суть всего произведения.

В новом после "Красок" цикле стихов Расула Рзы (журнал "Азербайджан", 1963, N 10) видно то же стремление к широкому философскому осмыслению индивидуального факта, предмета ("Брови", "Языки", "Руки", "Воды", "Оптимизм", "Содержание",, "Сказка" и др.).

Стихи этого цикла менее камерны, чем некоторые "Краски"., Лирика в них более политически острая, а личность поэта, его гражданские устремления выступают прямее и непосредственнее. Какой болью и вместе с тем гордостью за человека исполнено стихотворение "Умер человек", посвященное Назыму Хикмету! И самое сильное, на мой взгляд, стихотворение этого цикла - "Я - земля". Человек Расула Рзы могуч и красив, он как бы ставит перед каждым из нас вопрос о смысле жизни, ее величии:

Человек я, и родина есть у меня, есть язык у меня. Я умею назвать высочайшую истину, я умею взывать, я могу говорить про любовь и свободу.

Сейчас многие наши молодые поэты находятся в процессе поисков. О них, об их устремлениях, о направлении их поэтического таланта рассказал Расул Рза со страниц газеты "Известия" (5 октября 1964 года) в статье "Хорошие и разные". Действительно хорошие и разные поэты - Фикрет Годжа, Тофиг Байрам, Юсиф Гасанбеков, Асад Сардаров, Алекпер Салехзаде, Фикрет Садыг, Иса Исмаилзаде, Шамиль Салманов, Вагиф Векилов. Силу этих поэтов Расул Рза видит в том, что они несут свежую поэтическую мысль, отходят от "рифмованных, приглаженных, втиснутых в рамки традиционных размеров стихов, умеют делиться с читателем самым сокровенным. Эта молодежь еще ищет свой путь в поэзии, путь не повторения, а развития поэтических традиций своего народа". "Не чуждаясь прогрессивных традиций национальной поэзии, они стараются расширить рамки этой поэзии, привнести в поэтическое творчество народа новые краски, новые формы".

Это выступление Расула Рзы вызвало споры в республике. В своих статьях С. Рустам и Н. Хазри указывают и на недостатки молодых поэтов, названных им, стремление некоторых из них к оригинальничанию, порою беззаботность к содержанию. Говорилось и о том, что в статье названы молодые поэты лишь одного стилевого направления - приводились еще имена: Мамед Ибрагим, Халил Рза, Нариман Гасанзаде, Тофиг Махмуд, Тофиг Байрам.

Этот полезный разговор между нашими ведущими поэтами о процессах, которые происходят в современной азербайджанской поэзии, еще ждет своего продолжения.

г. Баку

Опубликовано 02 ноября 2014 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?