Полная версия публикации №1442926876

PORTALUS.RU ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА Зарубежная классика ("РОССПЭН", Москва) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Зарубежная классика ("РОССПЭН", Москва) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 22 сентября 2015. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/inoprose/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1442926876&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Зарубежная классика ("РОССПЭН", Москва) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 22 сентября 2015. URL: https://portalus.ru/modules/inoprose/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1442926876&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Зарубежная классика ("РОССПЭН", Москва) / У книжной полки, № 2, 2006, C. 18-18.



публикация №1442926876, версия для печати

Зарубежная классика ("РОССПЭН", Москва)


Дата публикации: 22 сентября 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА
Источник: (c) У книжной полки, № 2, 2006, C. 18-18
Номер публикации: №1442926876 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Когда в 1840-х годах европейские женщины начали борьбу за равноправие, требуя для себя возможности учиться, работать и зарабатывать, жить самостоятельно, ходить в одиночестве по улицам и в театр, свободно выбирать "предмет для сердца своего", а позднее- и права участвовать в политической жизни, они вряд ли могли представить себе, к чему эта борьба приведет. Все это постепенно пришло - и работа, и избирательные права, и свобода развода, но на этом процесс не остановился.

В 1968 году под крики бунтующих студентов, взрывы газовых снарядов и полицейские сирены новые феминистки сожгли свои лифчики как символ "половой сегрегации" и провозгласили современный мир "фаллоцентрическим" (или, мягче, "маскулинно-доминантным"), призвав женщин освободиться от навязываемых традиционной культурой и обществом, созданными мужчинами и для мужчин, характеристик "женственности" во имя самоосмысления и самоидентификации. Если до тех пор в борьбе за равенство женщина являлась своего рода "проекцией" мужчины, то отныне ей потребовалась собственная идентификация. Так родились понятие гендера и множественные тендерные теории, рассматривающие все составляющие цивилизации с точки зрения пола. Естественно, что львиная доля (процентов 90) тендерных исследований посвящена "женскому" и носит отпечаток того или иного "извода" феминизма (а их сейчас тоже немало - эссенциалистский, культуралистский, фрейдистский и антифрейдистский, марксистский, лингвистический, социологический и т.п.). Однако, поскольку на современном этапе европейской цивилизации не только женственность, но и мужественность претерпела серьезные изменения и из традиционных составляющих мужской роли - защита, прокорм и оплодотворение - до какой-то степени нерушимой осталась лишь последняя, да и то цивилизация наступает на нее со всех сторон, то и проблемы мужественности все чаще становятся объектом тендерных исследований. Это направление в науке сравнительно новое, поэтому в нем почти ничего устоявшегося - все еще уточняются понятийный аппарат, терминология, теоретическая база. Для России оно тем более ново, так как пришло к нам позднее, чем в другие страны, - всего лет 15 назад.

Предпринятое "РОССПЭНом" издание библиотеки зарубежной классики по гендерным проблемам - полезное и важное начинание.

Антология "Тендерная теория и искусство" посвящена довольно редкому аспекту тендерной проблематики. Речь идет о проблемах искусствознания и художественных практиках - в первую очередь, живописи, кино и инсталляциях. Размышления авторов (все они заметные фигуры в западном феминизме) часто глубоки, но порой неожиданны. Естественно, подразумевается, что нет никакого искусства вообще - есть мужское и женское искусство. Разбираются креативные (творческие) способности женщин, ставится вопрос, почему среди женщин до сих пор не было великих художников. Преобладают рассуждения о целях и смысле современного феминизма и о грядущей "женской" цивилизации.

Книга профессора антропологии Нью-Йоркского университета Д. Гилмора "Становление мужественности" из числа немногочисленных пока для гендерной литературы исследований о природе мужского. Здесь на огромном фактическом материале рассматривается проблема "что значит быть мужчиной" на примере широкого круга стран и народов - от традиционных культур Европы до островных цивилизаций Океании.

 

В. Бокова

Опубликовано 22 сентября 2015 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1442926876

© Portalus.ru

Главная ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА Зарубежная классика ("РОССПЭН", Москва)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU