Рейтинг
Порталус

Зарубежная художественная литература

Дата публикации: 22 сентября 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1442926650


Моруа А.

Письма незнакомке

М.: АСТ: ВЗОИ, 2005

 

На свете всегда будет существовать романтика для того, кто ее достоин.

Так кончаются "Фиалки по средам". Классическая, по-старомодному благовоспитанная, холодноватая, но усмешливая проза. Фраза точеная, чеканная. Хоть учи наизусть. Такую книжку хорошо взять в отпуск. Читать не торопясь, сидя на палубе теплохода, плывущего, например, по Волге. И нет нужды, что уже читал когда-то. С возрастом ловишь другие обертоны. В двадцать сладко замираешь над "Письмами незнакомке". Замечали ли вы, незнакомка души моей, что наши недостатки могут нравиться не меньше, чем достоинства? Или, со вздохом: Все утомляет, даже то, что тебя любят.

Повзрослев, согласно киваешь, читая эссе "Трагедия Франции" о причинах неподготовленности Франции к войне с Гитлером. Рассуждение на злобу нашего с вами дня: Пуанкаре был истинным республиканцем. Он был настолько щепетилен, что ни разу в жизни не позволил себе попросить кого- нибудь из мелких служащих министерства, людей, состоявших на государственной службе, о личной услуге, - кончается цитатой из Монтескье: Монархии зиждутся на чести, а республики - на добродетели .

А как верно - сужу по себе - наблюдение из "Искусства беседы", целиком состоящего из афоризмов. Мысли женщин подчиняются тем же законам, что молекулы газа; они движутся с невероятной стремительностью, пока не натолкнутся на преграду, которая отклоняет их от заданного направления, вторая преграда - еще одно отклонение, и так до бесконечности. Беседуя с женщинами, ни к чему выбирать тему для разговора. Надо лишь мчаться вместе с кавалькадой этих охотниц и не раздумывая перескакивать через все препятствия .

Короче говоря, перед вами книжка избранной прозы Андре Моруа (1885 - 1967), настоящее имя которого Эмиль Эрзог.

Творчество Моруа поистине огромно - 200 книг, более тысячи статей. Его перу принадлежат романы и новеллы, критические статьи и философские эссе, литературные мемуары и исторические труды. Но прежде всего Моруа - мастер биографического жанра. Жизнеописания Шелли, Дизраэли, Байрона, Марселя Пруста, Жорж Санд, Виктора Гюго, Дюма и Бальзака (последняя вышла, когда Моруа исполнилось 80 лет) находятся на стыке исторического исследования, литературоведческого анализа и психологического романа.

С возрастом накопив немалый багаж проницательности, он служил подтверждением тому расхожему представлению о мудрой старости, которая в жизни, увы, встречается так нечасто. В "Открытом письме молодому человеку о науке жить" Моруа дает множество дельных советов. Сам же сказал в "Искусстве беседы": Совет - это всегда исповедь. Или, на ту же тему: Жизненный опыт дает нам радость только тогда, когда мы можем передать его другим.

Э. Конышева

стр. 56

Нит П.

Новоорлеанский блюз

СПб: Амфора, 2005

 

В прямом переводе название этой книги звучит как "Блюз в двенадцать тактов". Эти двенадцать тактов, поясняет вводка, наиболее частая гармоническая последовательность в джазе, - и, перекинув страницу, видишь оглавление, где 12 главок, составляющих каждую из двух частей книги, пронумерованы не насквозь, а римскими цифрами, согласно последовательности гармоний (тонической, доминантовой и субдоминантовой), на которой основана магия блюза.

Ну, такая формальная затея. Две части - две мелодии, выведенные на трубе. Полифония, диссонанс и короткая кода. Выстраивая роман а-ля блюзовый лад, писатель ведет свою мелодию кругами во времени и пространстве, охватывая исторически несколько поколений, а географически - Африку, Новый Орлеан, Нью-Йорк и Лондон. Но главное, здесь аранжированы переживания героев, и сделано это с помощью музыки, которая их освобождает. "Блюз" значит меланхолия, грусть.

Ведущие темы судьбы и выбора, любви и горести, мечты и трагедии, вины и покаяния прослеживаются сквозь все истории (числом, по подсчету автора, 34), и каждое поколение изливает душу в музыке.

Лик взял последнюю ноту, чистую, как лед, которая, постепенно стихая, плыла над пристанью не меньше двадцати секунд, пронзительно печальная, как воспоминание об ушедшем детстве.

Рассказывая про Лика Холдена, мифического величайшего трубача, потерянного для истории , Нит возрождает ранние дни новоорлеанского джаза, где фигурируют джазовые гиганты Бадди Болден, Фэйт Мэйрэбл, Луис Армстронг, Кид Ори и Кинг Оливер. Слушая их игру, он чувствовал, что музыка выводит его за пределы его собственного "я"... (и) знал, что он больше, чем просто неимущий, бездомный, никчемный раб в третьем поколении . Для Лика труба была голосом его молитвы..., и в музыке его был Бог .

История Лика, его любви к светлокожей негритянке Сильвии переплетается с полуторавековой давности африканской легендой из зачина книги. А потом действие переносится в наши дни, когда другая Сильвия, сорокалетняя, с кожей цвета кофе , вышедшая в тираж проститутка из Лондона ищет свои истоки в Африке. Герои старой легенды вторят поиску контрапунктом и, как водится и в музыке, и в литературе, становятся частью общей мелодии.

Эта книга, получившая в 2001 году престижную Уитбредовскую премию "за экзотичность", - красочная и сердечная история о том, что необходимо каждому: знать, откуда он родом, кто он, и куда он идет.

Э. Велина

стр. 57

Судзуки К.

Звонок-1; Звонок-2; Звонок-3

СПб.: Амфора, 2005

 

Одноимённый японский фильм ужасов, а также его американский римейк, вероятно, уже известны нашим зрителям. Теперь перед ними - литературный первоисточник. Трилогия, состоящая из романов "Звонок", "Звонок-2: Спираль" и "Звонок-3: Петля", предполагает их строго последовательное прочтение; как самостоятельные произведения они не дают полноты представления о сложном авторском замысле.

Загадочные, не имеющие ни малейших видимых причин и совершенно одинаковые по своей форме смерти настигают четверых молодых людей одномоментно. Полицию такое совпадение не заинтересовывает, однако журналист, чья племянница оказалась в числе этих четырёх, чует неладное и начинает самостоятельное расследование. Расследование приведёт его к собственной гибели, к гибели всей его семьи, а также и друга, активно помогающего ему в поисках, однако они успеют "нарыть" много удивительных фактов.

Окажется, что две юные парочки, весело проводившие время вдали от родительских глаз, случайно нашли странную видеокассету и просмотрели её. После загадочных кадров, содержащихся на ней, следовала надпись, гласящая, что всем, кто это видел, суждено умереть через неделю, если только они не предпримут... Что именно необходимо предпринять, не поверившая пророчеству молодёжь намеренно стёрла с плёнки, решив подшутить над будущими зрителями. Чем это кончилось для молодёжи, было сказано выше. Такая же участь настигает отныне и всех, кто увидит содержимое кассеты...

Подхватившие начатое расследование герои "Звонка-2" придут к удивительным выводам. Окажется, что личность с выдающимися экстрасенсорными способностями может силой проецировать свои болезненные видения на плёнку. Дальше - больше: если эта личность мечтает извести человечество, то таким образом можно передавать и смертельные вирусы...

Жанр трилогии обозначен как "мистический триллер". Однако для триллера, при всей его жестокости, была бы характерна победа добра над злом, чего, по сути дела, в "Звонках" не обнаруживается. А ещё - читатель получает слишком много специфической информации касательно вирусных частиц, генома человека, мутаций, квантовых переходов... Помнится, Маи сказала, что плохо понимает разницу между ДНК и генами. "Разве это не одно и то же?" - спросила она у Рюдзи, и в ответ на это он объяснил ей, что ДНК, по сути дела, является уникальным химическим материалом, который несёт в себе наследственную информацию, а ген - это всего лишь частица этой бесценной информации. (...) Одна вироспора не может вместить в себя всю генетическую информацию отдельного человека - для этого она слишком мала. Но если предположить, что его молекула ДНК разбита на крошечные части, каждая из которых содержится в отдельной вироспоре...

стр. 58

И т.д. и т.п. - с прилагающимися рисунками RING-вирусов и таблицами аминокислот. Словом, перед нами, скорее, не отнимающая даром время детективная страшилка, а крепкая научная фантастика - серьёзная и познавательная.

Д. Валикова

Нотомб А.

Гигиена убийцы

СПб.: Симпозиум, 2005

 

Амели Нотомб - наимоднейшая сегодня бельгийская писательница. Достаточно напомнить ее пьесу "Косметика врага" - хит московского театра "Сатирикон". "Гигиена убийцы" - дебютный роман (1992 г.) Нотомб, который она издала в неполные двадцать пять. Произведение это, состоящее почти сплошь из диалогов, представляет собой микс журналистского расследования и детектива.

Безнадежно больной престарелый литератор, Нобелевский лауреат Претекстат Тах, ничего не публикующий - и, по всей видимости, не пишущий - вот уже двадцать пять лет, собрался, наконец, умирать. К нему наперегонки устремляются журналисты. Несносный старикашка, вдоволь поизмывавшись, отказывает им в интервью: скучно с вами, пошли вон, дураки. Только юной журналистке Нине, изучившей все произведения нобелеата, удается его зацепить. Она уверяет, что раскопала его ужасную тайну. Оказывается, в подростковом возрасте тот придушил свою юную любовницу-кузину. Тах, поломавшись для приличия, наговаривает чистосердечное признание на диктофон. Журналистке кажется, что она приперла его к стенке...

- Трудно поверить в то, что Нобелевский лауреат - убийца.

- Как? Вы не знали, что убийцы как раз имеют больше всех шансов отхватить Нобелевскую премию? Возьмите Киссинджера, Горбачева...

- Да, но вы-то Нобелевский лауреат по литературе.

- Вот именно! Нобелевские лауреаты мира часто бывают убийцами, а Нобелевские лауреаты по литературе - убийцы всегда.

Практически безупречный этот психопатологический триллер несколько портит его финал (который, дабы не лишать читателя интриги, описывать все же не будем).

С. Князев

Опубликовано на Порталусе 22 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама