Главная → ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА → Зарубежная классика ("РОССПЭН", Москва)
Дата публикации: 22 сентября 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА →
Источник: (c) У книжной полки, № 2, 2006, C. 18-18 →
Номер публикации: №1442926876
Когда в 1840-х годах европейские женщины начали борьбу за равноправие, требуя для себя возможности учиться, работать и зарабатывать, жить самостоятельно, ходить в одиночестве по улицам и в театр, свободно выбирать "предмет для сердца своего", а позднее- и права участвовать в политической жизни, они вряд ли могли представить себе, к чему эта борьба приведет. Все это постепенно пришло - и работа, и избирательные права, и свобода развода, но на этом процесс не остановился.
В 1968 году под крики бунтующих студентов, взрывы газовых снарядов и полицейские сирены новые феминистки сожгли свои лифчики как символ "половой сегрегации" и провозгласили современный мир "фаллоцентрическим" (или, мягче, "маскулинно-доминантным"), призвав женщин освободиться от навязываемых традиционной культурой и обществом, созданными мужчинами и для мужчин, характеристик "женственности" во имя самоосмысления и самоидентификации. Если до тех пор в борьбе за равенство женщина являлась своего рода "проекцией" мужчины, то отныне ей потребовалась собственная идентификация. Так родились понятие гендера и множественные тендерные теории, рассматривающие все составляющие цивилизации с точки зрения пола. Естественно, что львиная доля (процентов 90) тендерных исследований посвящена "женскому" и носит отпечаток того или иного "извода" феминизма (а их сейчас тоже немало - эссенциалистский, культуралистский, фрейдистский и антифрейдистский, марксистский, лингвистический, социологический и т.п.). Однако, поскольку на современном этапе европейской цивилизации не только женственность, но и мужественность претерпела серьезные изменения и из традиционных составляющих мужской роли - защита, прокорм и оплодотворение - до какой-то степени нерушимой осталась лишь последняя, да и то цивилизация наступает на нее со всех сторон, то и проблемы мужественности все чаще становятся объектом тендерных исследований. Это направление в науке сравнительно новое, поэтому в нем почти ничего устоявшегося - все еще уточняются понятийный аппарат, терминология, теоретическая база. Для России оно тем более ново, так как пришло к нам позднее, чем в другие страны, - всего лет 15 назад.
Предпринятое "РОССПЭНом" издание библиотеки зарубежной классики по гендерным проблемам - полезное и важное начинание.
Антология "Тендерная теория и искусство" посвящена довольно редкому аспекту тендерной проблематики. Речь идет о проблемах искусствознания и художественных практиках - в первую очередь, живописи, кино и инсталляциях. Размышления авторов (все они заметные фигуры в западном феминизме) часто глубоки, но порой неожиданны. Естественно, подразумевается, что нет никакого искусства вообще - есть мужское и женское искусство. Разбираются креативные (творческие) способности женщин, ставится вопрос, почему среди женщин до сих пор не было великих художников. Преобладают рассуждения о целях и смысле современного феминизма и о грядущей "женской" цивилизации.
Книга профессора антропологии Нью-Йоркского университета Д. Гилмора "Становление мужественности" из числа немногочисленных пока для гендерной литературы исследований о природе мужского. Здесь на огромном фактическом материале рассматривается проблема "что значит быть мужчиной" на примере широкого круга стран и народов - от традиционных культур Европы до островных цивилизаций Океании.
В. Бокова
Опубликовано на Порталусе 22 сентября 2015 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK