Полная версия публикации №1357820438

PORTALUS.RU ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ ИГРА, КАК ЖИЗНЬ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Е. МАНУЧАРОВА, М. ХРОМЧЕНКО, ИГРА, КАК ЖИЗНЬ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 10 января 2013. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/interesting/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1357820438&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Е. МАНУЧАРОВА, М. ХРОМЧЕНКО, ИГРА, КАК ЖИЗНЬ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 10 января 2013. URL: http://portalus.ru/modules/interesting/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1357820438&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Е. МАНУЧАРОВА, М. ХРОМЧЕНКО, ИГРА, КАК ЖИЗНЬ / http://portalus.ru.



публикация №1357820438, версия для печати

ИГРА, КАК ЖИЗНЬ


Дата публикации: 10 января 2013
Автор: Е. МАНУЧАРОВА, М. ХРОМЧЕНКО
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1357820438 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Как радостно отличается день последний работы над бизнес-проектом от первых! Вместо скепсиса и взаимных упреков - готовность поддержать, развить идею, выдвинутую другими. Технологи хотят увязать свои предложения с экологами, группа автоматизации прислушивается к группе последствий. Отработан принцип, по которому вырастет дерево целей для научных исследований. Нижние ветви - конкретные задачи, которые ученые института уже могут решать. Ветви повыше - перспективные проблемы, внутри которых зреют "гроздья" новых задач - на завтра и послезавтра. За каждую из них возьмется специалист, который будет реально отвечать за применение своих методов в прикаспийском регионе.


Три проблемы остро стоят в эпоху научно-технического прогресса. Три проблемы, без которых не было бы и разговора об НТП. Они известны. Это - фундаментальные научные исследования. Внедрение их результатов в практику. Подготовка кадров, способных решить и первую, и вторую. И, конечно, соответствие продукции ТР - техническому регламенту. К примеру, сейчас действует новейший технический регламент 005/2011, причем не все производители знают о его существовании. А ведь при поставке готовой продукции на рынки стран ТС у таких нерадивых производителей могут возникнуть проблемы с контролирующими органами. Нужно ли им это? Вряд ли.

Человеческий фактор приобретает в этих условиях важнейшее значение. Люди - разные. И это хорошо. Чем богаче коллектив спектром составляющих его единиц, тем на большие дела он способен. Но как научить каждого поворачиваться к коллективу лучшими своими качествами и заинтересованно включаться в общее дело?

...Хорошо иметь хорошего учителя. Работать под руководством человека, чье отважное мышление готово к соприкосновению с неожиданностью, с новыми фактами и явлениями, вступающими в противоречие с общепринятыми взглядами. Именно такое общение определяет конечный результат - качество мышления учеников. Николай Кибальчич, Герман Лопатин, Александр Ульянов, замечательные люди, социальные революционеры, вышли из школы великого революционера в науке Д. И. Менделеева. И это закономерно. Он утверждал: учитель должен быть не "исполнителем", а "возбудителем". Должен не вдалбливать в головы своих учеников старые прописные истины, а пробуждать творческое начало, способность к пониманию нового, самостоятельность мышления.

Чему, как, где учить сегодня студентов-специалистов, которым предстоит работать в XXI веке? Вопросы разные. Ответы должны быть найдены на все.

"Где?". Не только на решаемых, но и на нерешенных проблемах.

Рядом лежит ответ на вопрос "чему?". Не только конкретным специальным знаниям, но и умению их применять.

И - "как?"! Не только передавать "пакеты знаний", но и внедрять активные методы обучения. Один из них - игра.

Ее стали вводить особенно энергично с тех пор, как психологи показали, что для лидерских характеров контакты с другими людьми (межличностные отношения) интересны лишь тогда, когда они окрашены азартом борьбы за победу, непредсказуемостью результата, соперничеством. Словом, именно тем, что дает игра. С появлением электронной техники этой задаче был подчинен и компьютер.

Его охотно осваивают дети, которые органично входят в мир будущей техники. Он полезен и для переобучения руководителя, взрослого человека, лишенного в детстве возможности приобщиться к электронике. Компьютер тактичен, подстраивается под скорость процессов мышления конкретного обучаемого, не выносит его ошибки на публичное обсуждение, тем самым ускоряя процесс освоения материала и позволяя догонять ушедших вперед.

Молодость мозга определяется не паспортными данными, а способностью (утверждают физиологи) учиться, перестраиваться, поворачиваться к новому. Это трудно, но необходимо. Таков стиль и требования века. Новации все чаще вторгаются в жизнь. Не умеешь вовремя перестроиться - останешься за бортом.

В СТРАНЕ создана сеть институтов повышения квалификации (ИПК) организаторов производства, где введена компьютеризация обучения. Мы побывали на кафедре прикладной математики и вычислительной техники ИПК руководящих работников и специалистов Минавтопрома (директор доцент В. В. Фомин).

Каждый из слушателей общается с одним из дисплеев ЭВМ. Машина дает серию задачек. Не ответишь - значит плохо работал с ее программой предыдущие четыре часа, когда осваивал материал. Компьютер - экзаменатор? Не только в этом дело. Слушатели соревнуются друг с другом в скорости ответов. Отношения с коллективом и желание оказаться умнее машины - тоже игровые стимулы, достаточно действенные.

Есть и другая система связей нескольких участников с компьютером. Например, имитация различных тупиковых ситуаций с проработкой на ЭВМ вариантов выхода из них.

Мы не беремся оценивать весь опыт игр в стране. Но нам представляется, что этот метод обучения развивается медленнее, чем необходимо и возможно.

Вероятно, одна из причин субъективная. Игры не воспринимаются людьми как нечто респектабельное и серьезное. Такое отношение заложено в нас издревле. В папирусах Древнего Египта упоминается о том, что людей, осужденных за азартные игры, отправляли на работу в каменоломни... Азартность игрока считалась постыдным пороком и в прошлом веке. Его скрывали. Шахматные доски и доски для нард изготавливались в виде книг. На их корешках оттискивались серьезные надписи. Например, "Домашние вечера: том 1 и том 2". Ими пользовались, чтобы не показывать свое пристрастие к тому, что считалось развлечением, а на самом деле было гимнастикой ума.

И сейчас кажется странноватым для многих, что их отрывают от текущих дел, от борьбы за план, чтобы бросить в переобучение, да еще и методом игры. Но это лишь один из тормозов на пути игр. Есть в их числе и другой, весьма серьезный: для игры с ЭВМ нужны специальные программы, активное развитие информатики. Составление таких программ - дело чрезвычайно сложное и трудоемкое. Требуется понимание психологии человека.

КАКОЙ труд лежит в продуманной организации игры, мы увидели на той, что проводилась институтом ради Прикаспия. После того как игроков в десять вечера отпускали на отдых, после десятичасового рабочего дня собирались на свое совещание методологи во главе с руководителем, кандидатом философских наук Г. П. Щедровицким, давним автором нашей газеты. Они разбирали срывы и конфликты игроков, возможность обострить игру, ускорить или замедлить ее темп. Они опирались на знание психологии, логики, методов системного анализа. За плечами многих - десятки больших и малых игр, проведенных на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях. Мнение заказчиков единодушно: игра способствует повышению эффективности коллективной работы. Не случайно следом за игрой не раз издавались приказы, предусматривающие улучшение дела на производстве.

Один из них - директора "Союзморниипроекта" В. П. Грузинова - весьма характерен. В нем, в частности, говорится, что игра-семинар "вскрыла большие неиспользованные резервы повышений уровня научных и проектных работ", "позволила сформулировать ряд конкретных рекомендаций по улучшению повседневной деятельности". Затем следует решение: "...создать лабораторию методологии организации и развития научных исследований и разработок с непосредственным подчинением директору; ...привлечь к разработке целевой комплексной программы развития института творческие группы, составленные из ведущих специалистов, разрешив им использовать для решения этой задачи 30 процентов своего рабочего времени"...

Методологи на очередной игре редко вспоминают предыдущие. В них мало сходства, и ситуации в каждой меняются ежедневно.

Потому что игра - это игра. Она столь же разнообразна, как жизнь, к которой готовит. Только более стремительна. Она позволяет за несколько дней прожить будущий опыт и заражает ритмом движения. На эту ее особенность обратил внимание профессор Э. А. Бакиров, убежденный в том, что потеря темпа ведет к потере курса:

- Наработанное в игре мы будем продолжать.

...Со стены исчезают последние плакаты. Завершают свои доклады экспертные группы. Они наметили основные положения программы участия ученых Института имени И. М. Губкина в решении проблем Прикаспия.

Семь дней нарастающего напряжения. Непрерывного думания в одном направлении. Дней. И тех ночей, когда мысль гнала сон. Но есть результат.

Смешно бояться усталости мозга. Физиологи давно показали: резервы его так велики, что человек в самой трудной работе не использует их. Каждый, кто выходил на напряженный режим думания, поймет Шоу. Его очередной афоризм произносит известный геолог, лауреат Ленинской премии профессор М. М. Иванова:

- Способность мыслить - одна из страстей, и она может давать более длительное наслаждение, чем любая другая...

Наслаждение тем большее, чем труднее путь к вершинам. Здесь все, как в альпинизме. Вершины, на которые должно взобраться сознание человека, становятся все круче и необычнее. Необходимо готовить "альпинистов" мышления. Способных разбираться в сложнейших ситуациях. Понимать, решать и решаться. Брать на себя ответственность.

Опубликовано 10 января 2013 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1357820438

© Portalus.ru

Главная ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ ИГРА, КАК ЖИЗНЬ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU