Рейтинг
Порталус

КАЧЕСТВО УСЛУГ

Дата публикации: 08 октября 2012
Автор(ы): И. ТЕРЕХОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1349680841


И. ТЕРЕХОВ, (c)

Население Белоруссии получает свыше 700 видов всевозможных бытовых услуг. В республике действует 417 домов быта, 207 из них - в сельской местности. Кроме того, на селе открыто 2.675 комплексных приемных пунктов. Объем услуг в расчете на одного жителя к концу пятилетки возрастет до 34 рублей.

Сферу услуг принято именовать службой хорошего настроения. И неспроста. От того, как обслужили человека, скажем, в швейном ателье или парикмахерской, зависит его настроение и, значит, работоспособность. К сожалению, нередко еще заказчики в сфере службы быта сталкиваются с дефицитом услуг, низким их качеством, невниманием, необязательностью и даже грубостью. Причины этому неоднозначны.

Бытовое обслуживание населения - быстро и динамично развивающаяся отрасль экономики. В Белоруссии в последнее время немало сделано для того, чтобы вывести предприятия службы быта на уровень современных требований. Среди минчан, например, заслуженной популярностью пользуется новый Дом мод, выросший два года назад на улице Мельникайте. Строители передали бытовикам красивое современное здание, воплотив в жизнь оригинальный проект. В салоне заказчик может получить разнообразные услуги. Специальная служба выдает необходимые справки. Здесь же - экспозиционный зал, где регулярно проводятся демонстрации новых моделей одежды для населения. Можно здесь починить и свой мобильник - так, замена стекла на Nokia от специалистов http://telefonvremont.com/remont2/nokia займет всего 15 минут! Плюс гарантия на стекло Нокиа на полгода! Вот это сервис!

С начала пятилетки в Белоруссии введены новые дома быта и производственные здания комбинатов бытового обслуживания в городах Жодино, Лида, Пружаны, Браслав. А всего построено и реконструировано 114 предприятий службы быта. Многое делается для повышения качества услуг, внедрения новых прогрессивных форм обслуживания. Широко используются такие популярные среди населения формы сервиса, как срочное исполнение заказов, обслуживание клиента по абонементам, оказание услуг на дому.

По объему реализации бытовых услуг в расчете на душу населения Минбыт республики занимает четвертое место среди родственных министерств страны. А по таким видам, как ремонт обуви, изготовление трикотажных изделий, индивидуальный пошив одежды, - первое. Получают развитие такие социально важные услуги, как ремонт бытовой техники, химчистка одежды и стирка белья, услуги прокатных пунктов, ремонт радиотелевизионной аппаратуры.

Но почему все-таки заказчик, пришедший за необходимой услугой, далеко не всегда встречает внимание и чуткость, находит то, что ему нужно? В нашей сфере все в конечном счете определяется постоянно растущими и изменяющимися запросами населения, модой, вкусами, индивидуальными особенностями каждого заказчика. На практике же дела обстоят не всегда так, как хотелось бы.

Много говорилось о необходимости выработать научно обоснованную систему экономических показателей службы быта. Поднимаем мы эти вопросы на различных совещаниях, семинарах. Качество и культура услуг, сроки выполнения заказов, количество сэкономленного свободного времени у клиента - эти показатели должны учитываться наравне с объемом оказанных населению услуг. Материальные предпосылки для внедрения такой системы есть. А вот управление отраслью, увы, здесь еще не срабатывает.

Сошлемся на конкретный пример. В соответствии с указания ми Госбанка СССР предприятие Гомельской области переведены на новую систему учета выполнения плана. Суть ее в следующем. Раньше здесь в план реализации бытовых услуг включалось все, что было получено и оплачено районными комбинатами или районным производственным управлением, как посредником между производителями услуг и заказчиками. Причем не имело значения, нашла эта продукция сбыт у населения или залежалась на складах. Понятно, что такая практика никуда не годится. Теперь же выполнение плана специализированных предприятий поставлено в зависимость от реализации продукции непосредственно населению.

Продукция, которая не пользуется спросом, оседает на складах предприятий- посредников. А ведь для районного звена бытового обслуживания даже самый незначительный объем залежалых товаров тут же "тянет" вниз экономические показатели. Новая система расчетов между предприятиями положительно повлияла на конечные результаты работы. Повысилось качество заказов, выполняемых непосредственно на специализированных предприятиях, сократились остатки неходовых изделий. Как видим, выгодно всем - и работникам службы быта, и заказчикам.

Однако развивать эту систему невозможно из-за нехватки оборотных средств. Само Министерство бытового обслуживания населения БССР разрешить эти проблемы не в состоянии. Хотелось бы, чтобы Минфин СССР, Госбанк СССР и ЦСУ страны рассмотрели вопрос увеличения оборотных средств для оперативной деятельности управлений и предприятий системы. Следует также определить порядок расчетов за реализованную продукцию между специализированными предприятиями и районными производственными управлениями.

Успешной работе многих наших районных комбинатов бытового обслуживания способствует кооперация с крупными специализированными предприятиями. Внедрение и широкое развитие новей прогрессивной формы связано с улучшением бытового обслуживания в первую очередь сельских жителей. Кооперация создает хорошие условия для работы районных комбинатов, помогает увеличить объемы, расширить номенклатуру услуг на селе. Установлен такой порядок оценки деятельности специализированных предприятий, выполняющих заказы по кооперации: оценка идет по выполнению двух планов в сумме - реализации бытовых услуг и работ, выполненных в порядке внутрисистемного кооперирования.

На практике специализированные предприятия выполняют до 70 процентов услуг по кооперации. И лишь 30 процентов приходится на долю собственно бытовых услуг. Спрос же осуществляется как раз по второй графе - первая никого не волнует. Подчас доходит до смешного: министерство, облбытуправления по сумме двух планов коллективам предприятий выплачивают премии. А на местах руководители этих же предприятий получают наказания. Возьмем, к примеру. Витебское производственное объединение "Рембыттехника". В марте прошлого года по сумме двух планов коллектив успешно справился с производственными заданиями, получил вознаграждение. В то же время не "вытянул" плана по объему реализации бытовых услуг населению. И директору предприятия П. Есенову пришлось держать ответ. Недавно эта история повторилась.

Среди назревших проблем назовем порядок планирования бытовых услуг. Как известно, предприятиям бытового обслуживания наряду с планом реализации бытовых услуг устанавливаются задания и по розничному товарообороту. Минбыт БССР с выполнением плана товарооборота не справляется. ЦК Компартии Белоруссии проанализировал причины такого положения и подверг критике организацию дела в отрасли. Разработаны конкретные меры по улучшению всей организаторской и производственной деятельности штаба отрасли.

БЕСПОКОИТ другое. Далеко не всегда даже хорошие коллективы могут работать целенаправленно и ритмично. Мешает несовершенная система планирования, учета и оценки хозяйственной деятельности предприятий бытового обслуживания. Сейчас по большинству видов услуг планируется объем в нормативной стоимости обработки. Это значит, что в план включаются только работы и услуги - с вычетом стоимости материалов и запасных частей. Такая система оправдывает себя. Взять хотя бы ремонт бытовой техники и радиотелеаппаратуры. После перевода на планирование этого вида услуг по стоимости обработки резко сократилось использование запасных частей, агрегатов. Результат - 6,3 миллиона рублей экономии по отрасли.

В то же время установлений предприятиям план товарооборота ведет к росту услуг с использованием дорогостоящих материалов, поскольку в товарооборот засчитывается не только труд, затраченный на производство изделий, но и стоимость сырья и материалов. Возникает противоречие: с одной стороны, служба быта должна удовлетворять запросы индивидуального заказчика, с другой - работники службы быта вынуждены отказывать населению в этих услугах, заботясь о выполнении плана товарооборота.

Та же кофточка, связанная из полушерстяной пряжи, обходится заказчику на 30- 40 процентов дешевле, чем чистошерстяная. А трудозатраты независимо от материала одинаковы. Вот и получается: чтобы привлечь заказчика и обеспечить выполнение плана реализации бытовых услуг, выгодно изготавливать изделия более дешевые. В плане же товарооборота в этом случае образуется недовыполнение. Спрашивается, как же управлять производством? И нужно ли вообще доводить план товарооборота предприятиям бытового обслуживания?

Эксперимент, готовящийся в системе Минбыта РСФСР, и нас настраивает на поиск новых форм работы с населением, улучшение качества услуг. Как известно, февральский Пленум ЦК КПСС призвал не дожидаться результатов экспериментов, проявлять инициативу в хозяйственной деятельности. Многое в этом направлении уже осуществлено. Чтобы успешнее выполнить поставленную задачу, надо решительно совершенствовать службу быта, повышать качество ее работы.

Опубликовано на Порталусе 08 октября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама