Рейтинг
Порталус

В большой профессорской. НЕРАДИВЫЙ СТУДЕНТ

Дата публикации: 10 октября 2012
Автор(ы): Г. Бабкин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1349862126


Г. Бабкин, (c)

В последнее время редакция получила от работников высшей школы немало писем, затрагивающих проблемы взаимодействия обучения и воспитания, проблемы нравственных потерь, возникающих от недостатка требовательности к качеству подготовки специалистов.

В высшей школе сейчас нет проблемы более серьезной и острой, нежели проблема воспитания студентов. И в первую очередь воспитания у них чувства долга и ответственности. А здесь важнейший для студент вопрос - где найти работу, как социализироваться, стать полезным обществу?

Убежден, что многие вузовские беды порождены именно недостатками в воспитании. Не будем закрывать глаза на ухудшение дисциплины студентов. Я работаю деканом факультета более двадцати лет, и вопросы дисциплины отнимают у меня сегодня в два-три раза больше времени, чем, скажем, восемь- десять лет назад.

Чем это объяснить? Причины в общем-то известны. И хотя о них уже говорили и писали, я считаю необходимым продолжить этот разговор, потому что за словами должны следовать действия. В последние годы в связи с уменьшением конкурса к нам поступает из школы немало молодых людей со слабыми знаниями, но твердо усвоенным еще в школе представлением: двойку вы мне не поставите, за двери не выгоните. И действительно, высшая школа создает почву для укоренения этого взгляда.

Погоня за сохранением вузовского контингента любой ценой привела к тому, что главным средством воздействия на тех, кто не выполняет своих обязанностей, стали лишь бесконечные беседы, увещевания и разъяснения. Парадоксальная вещь. В промышленности, на транспорте, на стройках, в сельском хозяйстве принимаются действенные меры к злостным нарушителям дисциплины. В учебных же заведениях мы уповаем лишь на силу убеждения. Создаем бесчисленные комиссии и подкомиссии, отрывая от дела на пустопорожние заседания наиболее активных, хороших студентов. Между тем "проработка" на бездельников действует весьма слабо. В группах появляются своего рода рекордсмены, прогулявшие в течение учебного года по 150-200 часов занятий и имеющие по 10- 15 выговоров, замечаний, предупреждений.

Надо ли говорить о том, какое влияние оказывают заядлые лодыри на остальных членов студенческой группы? Нередко приходится ограничиваться выговором студенту, которому комсомольская организация выразила недоверие, которого просит отчислить из вуза! А это парализует общественную силу коллектива. В подавляющем большинстве комсомольский актив группы - недавние школьники, у нас - в основном девушки, которым трудно бывает противостоять циничному напору нескольких разболтанных молодых людей.

Атмосфера относительной безнаказанности приводит к росту мелких нарушений дисциплины: разовых, несистематических опозданий среди хороших студентов. Логика здесь простая: если студенту Н. можно прогуливать неделями, то почему я не могу пропустить несколько часов? Увы, дурной пример заразителен.

Думаю, что у компетентных людей возникает вопрос: как может сдавать экзамены студент, прогулявший треть семестра? От какой-то части таких студентов мы действительно избавляемся именно в период сессии. Но большинство из них сессию кое-как сдает. Преподаватели умудряются натянуть "тройки". Борьба за сохранение контингента толкает их на завышение оценок, что в конечном счете сказывается на качестве специалистов и на престиже высшего образования.

Ухудшение дисциплины, расхлябанность в процессе учения имеют и дальнейшие последствия. Растет количество выпускников, не явившихся к месту работы. Если учесть это обстоятельство, то элементарный подсчет покажет, что отчисление недисциплинированного студента с любого курса принесет больше пользы, чем наше неистощимое терпение. Ведь если, скажем, сельский учитель не приезжает на работу, перед школой встает практически неразрешимая задача: кем его заменить?

Давно идут разговоры о необходимости более действенных мер по отношению к выпускникам, которые не поехали по распределению. Но дальше разговоров дело не идет. А между тем, на мой взгляд, есть удовлетворительный способ первичного закрепления кадров. Не так давно введена стажировка выпускников. Результаты ее, однако, пока не слишком ощутимы. Допустим, за время стажировки выпускник работал плохо и вел себя не лучшим образом (к счастью, таких единицы). Но что дальше? Как повлияет это на его судьбу? Диплом он все равно получит. А по нашему мнению, диплом выпускнику надо вручать после стажировки, с учетом полученной им характеристики. В исключительных случаях, когда выпускник или очень слаб, или совершенно недисциплинирован, необходимо предоставить вузу право продлевать стажировку или даже задерживать выдачу диплома.

Может создаться впечатление, что я призываю к чрезмерно жестким мерам в отношении студентов. Между тем речь идет лишь о соблюдении правил внутреннего распорядка в вузе, о выполнении студентами их гражданского долга, наконец, об элементарной человеческой порядочности. И наконец, речь идет о сравнительно малочисленной группе молодых людей, на которых не действуют никакие убеждения, людей, по существу говоря, не желающих учиться в вузе. А ведь эти люди становятся тормозом во всей нашей работе.

Опыт отчисления студентов за недисциплинированность с правом на последующее восстановление через некоторое время, думается, себя оправдывает. По нашим наблюдениям, из каждых десяти отчисленных за нарушение дисциплины восемь делают попытку восстановиться. Из семи- восьми восстановленных лишь один отчисляется вторично за нарушение дисциплины. Работа в течение одного-двух лет в трудовом коллективе приносит пользу этим молодым людям, а отчисление из вуза становится хорошим уроком для них на будущее. Я начал разговор с "трудных студентов". (Да, такой термин, как это ни странно, звучит теперь на факультетах и кафедрах). Но далее не могу не коснуться позиции преподавателей.

На стол декана ложатся докладные, в которых сообщается, сколько студентов отсутствовало на лекциях. Чаще всего такую докладную пишет кто-либо из молодых преподавателей. Получив ее, я обычно прошу его вместе со мной проанализировать ситуацию. Мое предложение предварительно обсудить ее с самими студентами или с куратором группы, как правило, отвергается на корню.

- Не мое это дело, - говорит обычно преподаватель.

А чье? Разве не каждого из нас, если мы болеем за честь вуза? А что если преподаватель повторяет в лекциях материал учебника? Если его курс не заострен на узловых проблемах? Если лектор говорит монотонно и вяло? Сколько таких "если"! Нет нужды говорить, что опыт приходит со временем. Но настораживает откровенное нежелание части преподавателей общаться со студентами, учитывать пожелания аудитории, интересоваться, какова отдача от собственной работы. Позиция постороннего наблюдателя, "урокодателя" осуждается, но, пожалуй, пока не становится менее распространенной.

Совсем недавно состоялся у меня разговор с одним из наших ведущих обществоведов, превосходнейшим лектором. Он с огорчением отметил, что если на его лекциях у историков яблоку негде упасть, то у филологов, как ни странно, пустовато. А я с горечью подумал, что эти претензии надо адресовать ему самому. Ведь лекция, помимо глубокого содержания и блестящей формы, должна обязательно иметь адрес. Зная этого лектора, не сомневаюсь, что содержание и форма лекции были безукоризненны, а вот точного адреса не было.

Кстати, студента нужно готовить и к слушанию лекций. А наша методическая слабость становится все более очевидной на фоне снижения качества знаний поступающих на первый курс. Рутинность вузовской методики особенно заметна на семинарских и практических занятиях. Система: вопрос - ответ, вопрос - молчание - нотация изжила себя, и все чаще студенты отвергают ее. Отвергают хотя бы уже потому, что неспособны без помощи преподавателя самостоятельно разобраться в сложнейших проблемах современной науки. В течение многих лет мы изучаем на факультете проблемы организации самостоятельной работы студента. Создали неплохие рекомендации, учебные пособия, условия для работы в кабинетах. Но чего все это стоит, если у студента вместо положенных четырех-пяти ежедневных часов на самостоятельную работу остается час-два! Новые учебные планы не улучшили положение, а даже усилили диспропорцию аудиторных и самостоятельных занятий.

На многих кафедрах в вузах, мне кажется, бытует устойчивое представление, будто методика преподавания постигается в ходе работы, и педагогическое чутье появляется само собой. Но проходят годы, десятилетия, а дела у преподавателя не лучше: та же методическая глухота. Вот конкретный пример. Дозировка заданий для самостоятельной работы, по мнению некоторых уважаемых коллег, - проблема, не стоящая выеденного яйца". Между тем наши исследования привели к совершенно иному результату. Оказалось, что как простые самостоятельные работы, так и, напротив, очень объемные и сложные студент обычно не выполняет. Легкое задание он надеется сделать на ходу, перед семинаром, а за сложное не берется совсем, так как понимает, что на его выполнение у него не хватит времени и сил. Задания же в последние годы не уменьшаются. Студенты-филологи второго курса подсчитали, например, что им надо читать еженедельно не менее семисот страниц текста одной только художественной литературы. Причем уменьшить это количество нельзя. Существуют типовые программы, которые мы обязаны выполнять.

Наши исследования показали также, что примерно две трети отсутствующих на семинарах студентов не являются на них только из-за своей неподготовленности к занятиям: попасть впросак им стыдно. Не этим ли объясняется и другой тревожный факт. В период учебы в вузе часто заболевают хорошие и отличные студенты, те, кто отрывает для работы время от сна и досуга. Проблемы методики также приобретают, как видите, не только учебный, но и моральный, и здравоохранительный аспект.

Убежден, что укрепление учебной дисциплины и улучшение методического обеспечения учебного процесса необходимы для улучшения подготовки специалистов.
________________

Г. БАБКИН, доцент, декан факультета Тюменского государственного университета.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама